рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность и структура финансов

Вид ФК

1. общегос

Субъекты ФК

з/д органы власти

исполнительные органы управления

финансовые, налоговые, кредитные учреждения

Страховые организации, гос. Комитеты

Министерства и ведомства

Законодательные органы осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении

гос. прогноза экономического и социального развития народного хозяйства,

гос бюджета по звеньям бюджетной системы, а т.ж. отчётов о его исполнении.

Контролируются:

законность и эффективность использования гос. средств;

целесообразность осуществления расходов.

Финансовые органы возглавляемые МФУ контролируют процессы мобилизации и

использования средств бюджетных фондов ( ФК называют БЮДЖЕТНЫМ.

Контрольные органы в составе МФУ - контрольно-ревизионные управления. (их

деятельность регламентируется законом «О ГКРС Украины».

2. Внутрихозяйственный ФК

. структурные подразделения предприятий и организаций;

. главные бухгалтера;

. фин. Отделы;

. контрольно-ревизионные отделы

В соответствии с законом Украины от 22.04.93 «Об аудиторской

деятельности» в стране создана аудиторская служба.

Аудит - проверка публичной бухгалтерской отчётности, учёта первичных

документов, и другой информации касающейся финансово-хозяйственной

деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их

отчётности, учёта, его полноты и соотетствия действующему законодательству.

Аудит может проводиться:

. поинициативе хозяйствующих субъектов;

. в случаях предасмотренных законодательством (обязательный аудит).

26.Роль фин-в в м/н интеграц-м процессе.

Роль фин-в в развитии м/н отношений проявляется по четырем направлениям. I

Изыскание источников имобилизация необход. фин. ресурсов для финансир-я

разных напрвлений м/н сотрудничества. II Регулирование м/н интеграционных

процессов. III Стимулирование развития каждого вида м/н отношений и

участников этих отношений. В сфере эксп-импрт-х операций с помощью фин.

стимулируется выпуск конкурентоспособ. прод-ии. Фин-ы способствуют

формированию той доли НД, кот-я реализуется в результате ВЭД. Одной из форм

м/н сотрудничества явл. участие Укр. в м/н организациях и м/н фондах. Эти

организации по способу формирования доходов и хар-у фуннкцион-я делятся на

типы: 1Межгос-венные и м/н фонды фин-кредитных организаций (МВФ, МБРР и

др.). С помощью фин. осущест-я мобилизация средств уставног кап-а и в

процессе функционирования распределяется выручка и pf. Источники паевых

взносов- ср-ва нац. и м/н фин-кредит-х институтов, м/н организаций

участников фонда и бюджетные и валютне фонды заинтересован-х сторон.

2.Организации, вункционир-е на основе бюджета, кот-й создается за счет

ежегодных членских взносов (ООН). 3.Научные программы и конгрессы. Они

функцион-т непостоянно, их проведение финансир-ся участниками. 4.М/н

научные лаборатории, институты, союзы.Функционируют за счет бюджетов

источниками кот-х явл. ежегод-е долевые взносы, регистрационные взносы

участников, пожертвования, доходы от издания науч. справочников. 5.М/н

организации, занимающиеся сбором средств для оказания помощи в опред-м виде

деят-ти (Олимпийская солидарность). IV Мобилизация рес-в иностр-х

инвесторов. Специфич. черты фин-в ВЭД: воплощаются в ресурсах кот. формир-

ся в нац. и иностр. валятах; обязательный субьект распред-х отношений явл.

зарубежный партнер; способствуют развитию и углублению м/н интеграционного

процесса и формирование внешних источников фин. ресурсов.

27. В становлении системы распределения прибыли можно выделить ряд этапов:

с 1930 -32 г до середины 60-х. В этот период была введена двуканальная

система распределения прибыли, при этом 90% прибыли поступало в бюджет.

Капиталовложения предприятия осуществляли за счет бюджетного

финансирования. Реформа сводилась:

с 60 по 80г. Суть реформы: пр-тиям разрешено создавать фонды эк.

Стимулирования за счет прибыли остающейся в его распоряжении и был введен

т.н. сальдовый метод распределения прибыли. Из балансовой прибыли в первую

очередь выплачивались : плата за ОПФ, рентные платежи, % банку за кредит.

Оставшаяся часть прибыли - расчетная прибыль. Часть ее направляли на

создание фонда экон-го стимулирования, оставшаяся часть подлежала

перечислению в бюджет.

81 - 85 гг. Экономич-кий мех-зм был заложен постановлением от 12.07.79г «Об

улучшении планирования и усилении воздействия хоз-го мех-ма на пов-нии эфф-

ти производства и кач-ва работы». Отличия от нормативно-сальдового:

вводились долгосрочные нормативы отчислений от прибыли, дифференцированные

по годам пятилетки.

устанавливались отчисления в абсолютной сумме

платежи в бюджет вносились централизованно министерством.

86 - 87 г. платежи в бюджет пр-тие вносит самостоятельно и исчисляет от

расчетной прибыли. Из балансовой прибыли выплачивались : плата за ОПФ,

рентные платежи, % банку за кредит, если сумма первоочередных платежей

превышала плановую это сказывалось на сумме прибыли остающейся в

распоряжении предприятия.

87г закон СССР « О государственном предприятии и объединении». Пр-тие

может использовать одну из форм хозрасчета:

основанную на нормативном распределении прибыли

основанную на нормативном распределении дохода

В 1991г З-н «о н\о прибыли пр-тий и ор-ций», который закрепил переход на

налоговую модель распределения прибыли.

Декретом каб. Мина вводится налог на прибыль.

С 1.04.93 налог на доход. 1994г - продолжает действовать закон « ...»

ставка налога повышается до 22%.

В соответствии с законом « Он\о предприятий» от 21.05.97г. объектом н\о

явл-ся прибыль, которая определяется путем умножения суммы

скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых

расходов и сумму амортизационных отчислений (базовая ставка налога 30%).

Требования к мех-му распределения :

обеспечение сочетания интеересов субъектов хозяйстования.

Принципы распределеения:

первоочередное выпол-ние фин-вых обязательств перед гос-вом

обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства

исп-ние прибыли на мат-ное стимулирование работников

Для реализации этих принципов необходима финансовая независимость

предприятия.

Вмешательство гос-ва ограничено устан-нием размера налогов, а также фин-

вых санкций за их нарушение.

Пр-тие прибыль направляет на выплату дивидендов, нужды соц-го характера.

Размер затрат и порядок их финансирования уст-ся в учред-ных док-тах пр-

тия. После этого пр-тие распоряжается оставшейся частью прибыли.

28. Содержание и значение фин-й пол-ки (фп).

Фп- совокупность мероприятий гос-ва по организации и use фин для

осуществления своих функций и задач. Фп включает след. звенья: 1 выработку

научно-обоснованных концепций развития фин-в; 2 определение основных

направлений use фин. на перспективу и текущий период; 3 осуществление

практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство этих 3-х звеньев определяет содеожание фп. Фин-я стратегия-

долговременный курс фп, расчитанный на перспективу и предусматриввающий

решение крупномасштабных задач. Фин-я тактика направлена на решение задач

конкретного этапа развития эк-ки путем своевременного изменения способов

организации фин связей. Стратегия и тактика фп тесно взаимосвязаны.

Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика позволяет в жатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать

задачи, намечаемой фин-й стратегией. Значение фп: 1 фп, сопровождается

повышением уровня благосостояния народа. В процессе ее разработи и

рповедении предусмат-ся фин рес-ы кот. могут быть use для повышения мат-го,

культурного уровня жизни народа; 2 фп играет важную роль в развитии произ-х

сил и рациональном их размещении по террит-ии страны; 3 фп способствует

укреплению и развитию эк-х связей с др. странами, создавая условия для

осуществления совместных мероприятий.

29.Контрольная ф-ия фин.

Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в фондовой, так и не

в фондовой части, они выступают универсальным орудием контроля со стороны

об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются пропорции

в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в

распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект

контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов,

осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й,

общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии

зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр-

й, орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и

правил выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не

изолированно, а в единстве с распределительной ф-ией.

30. Фин-й механизм (фм) и его роль в реализации фин пол-ки.

Фм- совокупность способов, видов и методов организации фин отношений с

помощью кот-х обеспечивается осуществление распред-х процессов, образование

доходов и use фондов ден ср-в. Гос-во устанавливает методы распред-я НД,

предусматривает виды платежей, определяет принципыи направления use гос

фин. Для эфф-го use фин-в большое значение имеет прогнозирование и

планирование способов организации фин. отношений, контроль за правильностью

применения различных видов, форм и методов фин. отношений.

32. Соц.-эк.содержание страхования, его функции.

Эк. категория страхования явл-ся составной часть категории финансов.

Причем, страхование охватывает только сферу перераспределительных отн-ний.

Специфичность страхования, как эк. категории опред-ся следующим:

при страховании возникают ден. прераспределительные отн-ния, обусловленные

наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых

событий, т.е. страховых случаев, влекущих за собой возм-ть нанесения матер.

или иного ущерба н/х-ву или населению,

при страховании осущ-ся раскладка нанесенного ущерба между участниками

страхования - страхователями, кот. носит замкнутый хар-р,

страхование предусматривает прераспределение ущерба как между тер-ми

единицами так и во времени,

замкнутая раскладка ущерба обуславливает возвратность средств,

мобилизованных в страховой фонд

Т.о., страхование - это совокупность замкнутых перераспределительных отн-

ний между его уч-ми по поводу форм-ния за счет ден. взносов целевого

страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба,

нанесенного субъектам хоз-ния, или выравниванием потерь в семейных доходах

в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Эк. категория

страхования проявляется в практике хоз-ния в кач-ве 1-го из методов форм-

ния и исп-ния страхового фонда. К другим методам отн-ся централизов. и

децентрализованный. Централиз. метод связ. с прямым з/д-ным выделением из

НД и нац. богатства страны опред. фин. резервных, в т.ч. и страховых

фондов. С пом. данного метода форм-ся резервные фонды гос. бюджета,

валютные резервы и зол. запас гос-ва. Децентрализов. фин. резервы созд-ся в

объединениях и предпр. сферы матер. пр-ва для возмещения локального ущерба

и покрытия различ. убытков. Сущность страхования проявляется в его

функциях:

1. рисковая ф-ция (страховой риск, как вер-ность ущерба непоср-но связан с

основным назначением страхования по оказанию ден. помощи пострадавшим хоз-

вам изи гр-нам. В рамках д-вия рисковой ф-ции происходит

перераспределение ден. формы ст-ти среди уч-ков страхования в связи с

последствиями случ. событий

1. предупредительная ф-ция связ. с исп-нием части ср-в страхового фонда на

ум-ние степени и последствий страхового риска

1. сберегательная ф-ция проявляется в сбережении с пом. страхования ден.

сумм (напр. при страховании на дожитие).

1. контрольная ф-ция выражает св-во этой категории к строго целевому форм-

нию и исп-нию ср-в страхового фонда.

33.Фин. обеспечение воспр-ного процесса - это покрытие воспр-ных затрат за

счет фин. рес-сов, аккумулируемых субъектами хоз-ния и гос-вом. Фин. рес-сы

форм-ся во всех подразделениях обществ. воспр-ва, затем происх. их распред-

ние и целенапр-ное исп-ние через ден. фонды целев. назначения. Фин.

обеспечение воспр-ных затрат может осуществл. в 3-х формах:

1)самофин-ние, 2)кредитование, 3)гос. фин-ние. Самофин-ние - основано на

исп-нии собств. фин. рес. субъектов хоз-ния. При недостаточности собств. ср-

в, предпр. может либо сократить опред. расходы, либо восп-ся заемн. ср-

вами, привлекаемыми на основе операций с ц.б. Кредитование - это такой

способ фин. обеспечения воспр-ных затрат, при кот. расходы субъекта хоз-ния

покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности,

платности, возвратности, обеспеченности, целевого хар-ра исп-ния. Гос. фин-

ние - пр-ся на безвозвратной основе за счет ср-в бюджетных и внебюджетных

фондов, формируемых на разных уровнях гос. упр-ния в процессе распред. и

прераспред. части НД. При пом. такого фин-ния гос-во целенапр-но

перераспределяет фин. рес. между пр-ной и непр-ной сферами, отраслями эк-ки

и тер-риями страны, между формами собств-ти , отдельными группами и слоями

населения. На практике все перечисленные формы фин. обеспечения пр-ных

затрат могут применяться одновременно. Главное - обеспечить оптим.

соотношение между ними. Для обеспечения бесперебойного фин-ния воспр-ных

затрат большое значение имеют фин. резервы. Они могут созд-ся самими

субъектами хоз-ния за счет собств. фин. рес., их управленч. стр-рами,

специализированными страховыми орг-циями и гос-вом. Формирование круп. фин.

резервов в руках субъектов хоз-ния мало эфф-но с эк. т.зр. Более

целесообразно форм-ние резервов бюджет. методом и методом страхования, т.к.

здесь достиг-ся более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

34.В начале 70-х из неоклассической школы выделилась неоконсервативное

направление.

Эк-кий рост определяется достаточностью предложенных сбережений и

накоплений. Сбережения создают возможности для накопления ресурсов -

накопления образуют фонды для финансирования капитальных вложений -

расширение инвестиций обусловливает рост производимого продукта. Цель

финансовой политики гос-ва - через налог создать систему для формирования

сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в частном секторе.

Необходимо существенно снизить общий уровень налогов для стимулирования

экономического роста в долгосрочном плане, предложили прогрессивную шкалу

налоговых ставок по ПДН заменить пропорциональной. Кривая Лаффера:

обосновал зависимость между ростом налога и доходами бюджета.

35. Государственные доходы

часть фин. отношений, связанная с формированием фин. ресурсов в

распоряжении государства (в лице разл. его структур) и гос. предприятий.

Фин. ресурсы, которые аккумулируются государством, относятся к

централизованным.

Централиз. гос. доходы формируются в осн. за счет налогов, доходов от ВЭД,

платежей населения.

Фин. ресурсы, остающиеся в распоряжении у гос. предприятий - децентрализ.

финансы. Они образуются из ден. доходов и накоплений самих предприятий.

Централиз. гос. доходы:

доходы бюджета;

доходы гос. ВБФ

Централизация значит. части гос. доходов в бюджетах разл. уровня позволяет

проводить единую фин. политику.

Объект ден. отношений, составл. содержание понятия гос. доходов - стоимость

обществ. продукта (частично - нац. богатства). которая на разл. этапах и

стадиях распределения выстуает в разных финансовых формах.

Источники гос. доходов:

внутренние:

нд, нац. богатство

(создаются внутри страны и используются государством для выполнения его

функций)

внешние:

нд, в исключит.случаях нац. богатство др. страны, если они заимствуются в

форме гос. займов или поступают в виде репараций.

Осн. методы мобилизации гос. доходов:

1. налоги

2. гос. займы: используются для покрытия дефицита бюджета, для обеспечения

разл. капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в гос.

сектор экономики.

Связь между налогами и гос. займами - налоги явл. фин. базой погашения

займов

3.эмиссия

К эмиссии государство прибегает в том случае, когда налоговые поступления и

поступления в форме займов не покрывают растущих гос. расходов и на фин.

рынке складывается ситуация, неблагопр. для выпуска новых займов.

35. Доходы ГБ.

Доходы ГБ выражают отношения возникающие у гос-ва с предпр-ми, организ-ми,

населением в процессе формирования бюджет-го фонда страны. Доходы бюджетов

формируются за счет поступлений от уплаты юр-ми и физ-ми лицами налогов,

сборов и иных обязательных платежей, а т.ж поступления из иных источников

установленных з/д-ом. Доходы ГБ формируются за сччет: 1 часть НДС

утвержденная зак-м, в 97г 100%. 2 АС в 97г зачислялось 50% АС от

произведенных товаров на Укр и 100% по ввозимым товарам. 3 Налог на

имущество 30%. 4 Плата за землю 30%. 5 Доход от ВЭД. 6 Часть доходов от

приватизации гос им-ва находящегося в общегос-й собственности. 7

Поступления от реализации гос им-ва. 8 Арендная плата за аренду им-ва ЦИК,

находящихся в общегос-й соб-ти. 9 Взносы в ФЧ 12%. 10 Взносы в гос фонд

содействия занятости населения 2%. 11 Взносы в др-е общегос-е целевые фонды

создание кот-х предусмотрено з/д-ом ( сборы: за загрязнение окружающей

среды, в гос инновац-й фонд,соц защиты инвалидов). 12 Поступления от

внутренних займов. 13 Превышение доходов над расходами НБУ. 14 Возвращенные

гос займы и % по предоставленным кредитам. 15 Дивиденды полученные от акций

и иных цен бум-г, принадлежащих гос-ву в АО, созданных при участии гос

предпр-й. 16 Плата за спец-е use природных ресурсов. 17 Иные доходы

предусмотренные з/д-ом.

36. Формы гос. кредита

Внутренний гос.кредит может выступать в следующих формах:

- гос. займы;

- обращение части вкладов населения в гос. займы;

- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

- казначейские ссуды;

- гарантированные займы.

Гос. займы как форма гос.кредита характеризуются тем, что временно

свободные денежные ср-ва населения, предприятий и организаций привлекаются

на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации

облигаций :казначейских обязательств и других видов гос. ЦБ.

Наиболее распространённый вид ЦБ - облигация. Она символизирует гос.

долговое обязательство и даёт право её владельцу по истечении определённого

срока получить обратно сумму долга и %-ты.

Казначейские обязательства отличаются от облигаций целью выпуска, формой

выплаты дохода и свободой обращения:

- средства, поступающие от продажи облигаций, направляються на пополнение

бюджетного фонда, внебюджетных фондов, или специально оговариваются цели.

Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются

только на пополнение бюджета;

- по облигации гос.займов доход может выплачиваться в виде процентов,

выигрышей, или на выплачиваться вовсе. Условиями выпуска казначейских

обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов;

- облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом

обращения; казначейские обязательства подлежат реализации только среди

населения.

Гос.займы классифицируются по следующим признакам:

- по праву эмиссии (выпускаемые правительством, выпускаемые местными

органами власти);

- по признаку держателей ЦБ (реализуемые только среди населения,

универсальные, т.е. предназначенные для размещения только среди физ. и юр.

лиц);

- по форме выплаты доходов (процентные, выигрышные, процентно-выигрышные,

беспроигрышные и беспроцентные), целевые.

- по срокам погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

- по методам размещения ( добровольные, принудительные, размещаемые по

подписке);

- гос.займы могут быть облигационными (сопровождаются эмиссией ЦБ

государства) и безоблигационными (оформляются подписанием соглашений,

договоров, а т.ж. путем записей а долговых книгах и выдачей особых

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.