Создание и управление компанией за рубежом
покупателю — это произвести услугу на месте. Типичными примерами являются
сборка автомобилей, техническое обслуживание машин и оборудования;
2) торговля с другой страной ведется без существенных ограничений,
однако производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым,
эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например из-за
экономии на транспортных расходах;
3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее
дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой
рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций, как, например,
часто бывает в странах Юго-Восточной Азии, где действует масса иностранных
предприятий по сборке бытовой электроники и т.п.;
4) вместо наращивания производства на родине с целью последующего
экспорта производство организуется за рубежом из-за того, что для некоторых
видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное
обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного
присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство
в зарубежной стране часто более выгодно; чем организация там только
сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.
Второй мотив был главным для созданных в предыдущие десятилетия
компаний с советским капиталом за рубежом (так называемых смешанных обществ
— по терминологии тех лет). Он определил появление за границей сети
совзагранбанков, транспортно-экспедиторских и агентских компаний, а также
многочисленных компаний по продаже экспортной нефти, древесины, алмазов,
автомобилей, тракторов, станков, бытовой техники и т. д. В 90-е гг. этот
мотив по-прежнему определяет причины создания за рубежом тысяч новых
компаний с российским капиталом, занимающихся экспортом и особенно
импортом.
Однако ведущим для большинства новых компаний с российским капиталом за
рубежом в 90-е гг. стал третий мотив (см. п. 2 гл. 2).
3. Режим для иностранных инвестиций за рубежом
В развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся
стран и стран с переходной экономикой действует принцип национального
режима по отношению к иностранным инвестициям. Так, принятая ОЭСР еще в
июне 1976 г. Декларация о международных капиталовложениях и
многонациональных предприятиях рекомендует странам — членам ОЭСР
“предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим
или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена ...
режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной
практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем
тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным
предприятиям”1. Одновременно Декларация рекомендует странам — членам
ОЭСР распространять национальный режим и на капиталовложения из третьих
стран.
В Рекомендациях по режиму для иностранных прямых инвестиций, принятых
Всемирным банком в 1992 г. для стран-членов этой организации, говорится,
что “эти Рекомендации базируются на общей предпосылке, что одинаковый режим
для инвесторов в одинаковых обстоятельствах и при свободной конкуренции
между ними является
1 Цит. по- The OECD Declaration and Decisions on International
Investment and Multinational Enterprises. 1991 Review. Paris, 1992 P. 101.
необходимым условием для благоприятного инвестиционного климата”2.
Деятельность иностранных инвесторов на Западе регулируется в
основном национальными законами, постановлениями и административными
процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как
национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной
деятельности национальное законодательство не делает различий между
национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего
гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства.
Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или
кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые
административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы
отдельных законов.
Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору;
зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать
на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг,
вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую
принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения
хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают
доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к
природным ресурсам и т. д.
Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных
органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так,
Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная
организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные
капиталовложения, которые могут иметь заметные
последствия для национальных интересов США и запрещать такие
капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего
времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы
занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и
валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность
компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими
для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения,
____________________________________________________________________________
_____________________________
2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment
United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.:
Routledge, 1994. P. 519.
занимающихся предпринимательской деятельностью в США.
Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть
специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных
инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и
специальная государственная организация —- Португальский институт торговли,
туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько
регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.
Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного
предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть
опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой
контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть
заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса
через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и
Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада,
Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).
Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных
инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь
на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного
государственного регулирования хозяйственной жизни.
В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире
тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и
деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного
отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их
деятельности как в целом полезной для национального экономического
развития.
Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций
В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых
развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с
переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем
не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также
создают свои компании за рубежом.
1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций
В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об
отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в
этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий,
создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов,
потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а
после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная
палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой
даже для оценки, не говоря уже об анализе.
Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими
причинами.
Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного
инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной
базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро
экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей
деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных
инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при
Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства
РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что
на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за
рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.
Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций
регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений,
произошедших с этими компаниями.
Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное
число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится
избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в
реестр. Санкций против них до сих пор не применялось.
Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и
отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом.
По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых
инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454
млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины
были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не
регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса
закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”,
“Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина
которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть
этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1
падала на
____________________________________________________________________________
_____________________________
1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21
незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому
мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в
несколько миллиардов долларов.
Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых
инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием
советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20
млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия,
Финляндия, Китай, Тайвань,
В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в
развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и
российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и
география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с
экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось
более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские
республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами
зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или,
по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и
др.).
Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим,
что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний
с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в
сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка
рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались
коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими,
финансовыми и другими услугами.
Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу
роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов
диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной
экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно
если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы
этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз
портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай
представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного
капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др.
Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных
ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина
преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в
Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации
покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать,
что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует
рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была
со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и
российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов
находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов
долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного
происхождения.
Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной
форме, преимущественно в виде кредитов, а также вложений на текущие счета и
депозиты в зарубежных кредитных учреждениях, в том числе в банках —
корреспондентах российских банков. Так, в 1994 г. Россия предоставила за
рубеж 6 млрд. долл. кредитов (включая 3 млрд. поставок в долг и прироста
прежней задолженности стран СНГ) и хотя немного (на 2 млрд. долл.)
уменьшила зарубежные счета и депозиты своих банков, однако они по-прежнему
составляли огромную для нашей страны величину — около 20 млрд. долл. В еще
большую величину можно оценить и незаконно хранящиеся за рубежом счета и
депозиты российских юридических и физических лиц. К преимущественно
незаконно приобретенной с точки зрения российского законодательства можно
отнести и основную часть недвижимости, купленной российскими резидентами за
рубежом в последние годы. Это также несколько десятков миллиардов долларов.
Представление о масштабах легального (т. е. отраженного в платежном
балансе за соответствующие годы) вывоза капитала из России дает табл. 2.1.
Если к цифрам табл. 2.1 добавить ежегодные несколько миллиардов долларов
из таких статей платежного баланса, как “Поправка на неэквивалентный
бартер” (часть этой
Таблиц а 2.1. Участие России в международном движении капитала (по
данным платежного баланса, в млн. долл.)
|Формы | |Вывоз| | | |Ввоз | | |
|международного | | | | | | | | |
|движения |1992г|1993г|1994г|1995г|1992г|1993г|1994г|1995г|
|капитала |. |. |. |. |. |. |. |. |
| | | | |(9мес| | | |(9мес|
| | | | |.) | | | |.) |
|Все формы |40174|36687|- |64896|33005|39233|- |68476|
|международного | | | | | | | | |
|движения | | | | | | | | |
|капитала | | | | | | | | |
|В том числе: | | | | | | | | |
|прямые |1454 |1404 |811 |22 |1565 |722 |638 |1164 |
|инвестиции | | | | | | | | |
|портфельные |196 |420 |1175 |147 |21 |356 |570 |17 |
|инвестиции | | | | | | | | |
“неэквивалентности” оседает на банковских счетах российских резидентов
за рубежом), “Не поступление экспортной выручки”, а также “Ошибки и
пропуски” (табл. 2.2), не отражаемую в платежном балансе контрабанду из
России и другие способы бегства капитала, то можно прийти к выводу что
легальный и нелегальный вывоз капитала из России в 90-х гг. ежегодно
составлял несколько десятков миллиардов долларов
Таблица 2.2 Сальдо отдельных статей платежного баланса России (по
данным платежного баланса, в млрд. долл.)
|Статьи баланса |1992г. |1993г. |1994г. |1995г.(9мес|
| | | | |.) |
|Торговый баланс |7.4 |10.7 |15.1 |17.1 |
|В том числе: | | | | |
|поправка на |-6.4 |-1.2 |-0.4 |-0.8 |
|неэквивалентный бартер | | | | |
|Баланс услуг (включая |-3.2 |-5.5 |-9.3 |1.6 |
|трансферты) | | | | |
|Счет текущих операций |4.2 |6.2 |5.8 |10.1 |
|Счет операций с |-7.2 |-2.5 |-5.8 |-3.6 |
|капиталом | | | | |
|В том числе: | | | | |
|недопоступление |- |- |- |- |
|экспортной выручки | | | | |
|ошибки и пропуски |-4.6 |-2.3 |2.3 |-6.0 |
Учитывая подобные масштабы легального и нелегального вывоза капитала из
России и также то) что часть нелегально вывезенных средств возвращается
назад, как легально — в виде уже иностранных капиталовложений, так и
нелегально — в виде наличной валюты и т д, можно оценить зарубежные активы
России (не считая принадлежащей государству недвижимости) примерно в
150—200 млрд. долл. Оценка величины российского капитала за рубежом в
400—450 млрд. долл. и более (правда, сюда включают недвижимость, некогда
принадлежавшую дореволюционной России, а также долг зарубежных с гран
России, деньги КПСС и КГБ, часть царской казны и т д ) представляется
чрезмерной. Для сравнения укажем, что экспорт всего СССР в 1990 г составлял
около 100 млрд. долл., а весь ВВП СССР в последние годы его существования
оценивался на базе покупательной способности рубля в 1,2-1,6 трлн. долл.
Для России в середине 90-х гг. эти показатели составляют соответственно 60-
80 и 600-800 млрд. долл.
2. Главные причины вывоза предпринимательского капитала из России
Приведенные в п.1 цифры дают основание утверждать, что частный капитал
вывозится из России преимущественно в рамках бегства капитала.
Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными
способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов
Страницы: 1, 2, 3, 4
|