рефераты скачать

МЕНЮ


Создание и управление компанией за рубежом

покупателю — это произвести услугу на месте. Типичными примерами являются

сборка автомобилей, техническое обслуживание машин и оборудования;

2) торговля с другой страной ведется без существенных ограничений,

однако производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым,

эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например из-за

экономии на транспортных расходах;

3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее

дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой

рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций, как, например,

часто бывает в странах Юго-Восточной Азии, где действует масса иностранных

предприятий по сборке бытовой электроники и т.п.;

4) вместо наращивания производства на родине с целью последующего

экспорта производство организуется за рубежом из-за того, что для некоторых

видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное

обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного

присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство

в зарубежной стране часто более выгодно; чем организация там только

сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.

Второй мотив был главным для созданных в предыдущие десятилетия

компаний с советским капиталом за рубежом (так называемых смешанных обществ

— по терминологии тех лет). Он определил появление за границей сети

совзагранбанков, транспортно-экспедиторских и агентских компаний, а также

многочисленных компаний по продаже экспортной нефти, древесины, алмазов,

автомобилей, тракторов, станков, бытовой техники и т. д. В 90-е гг. этот

мотив по-прежнему определяет причины создания за рубежом тысяч новых

компаний с российским капиталом, занимающихся экспортом и особенно

импортом.

Однако ведущим для большинства новых компаний с российским капиталом за

рубежом в 90-е гг. стал третий мотив (см. п. 2 гл. 2).

3. Режим для иностранных инвестиций за рубежом

В развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся

стран и стран с переходной экономикой действует принцип национального

режима по отношению к иностранным инвестициям. Так, принятая ОЭСР еще в

июне 1976 г. Декларация о международных капиталовложениях и

многонациональных предприятиях рекомендует странам — членам ОЭСР

“предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим

или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена ...

режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной

практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем

тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным

предприятиям”1. Одновременно Декларация рекомендует странам — членам

ОЭСР распространять национальный режим и на капиталовложения из третьих

стран.

В Рекомендациях по режиму для иностранных прямых инвестиций, принятых

Всемирным банком в 1992 г. для стран-членов этой организации, говорится,

что “эти Рекомендации базируются на общей предпосылке, что одинаковый режим

для инвесторов в одинаковых обстоятельствах и при свободной конкуренции

между ними является

1 Цит. по- The OECD Declaration and Decisions on International

Investment and Multinational Enterprises. 1991 Review. Paris, 1992 P. 101.

необходимым условием для благоприятного инвестиционного климата”2.

Деятельность иностранных инвесторов на Западе регулируется в

основном национальными законами, постановлениями и административными

процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как

национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной

деятельности национальное законодательство не делает различий между

национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего

гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства.

Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или

кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые

административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы

отдельных законов.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору;

зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать

на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг,

вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую

принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения

хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают

доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к

природным ресурсам и т. д.

Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных

органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так,

Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная

организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные

капиталовложения, которые могут иметь заметные

последствия для национальных интересов США и запрещать такие

капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего

времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы

занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и

валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность

компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими

для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения,

____________________________________________________________________________

_____________________________

2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment

United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.:

Routledge, 1994. P. 519.

занимающихся предпринимательской деятельностью в США.

Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть

специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных

инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и

специальная государственная организация —- Португальский институт торговли,

туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько

регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.

Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного

предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть

опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой

контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть

заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса

через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и

Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада,

Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).

Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных

инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь

на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного

государственного регулирования хозяйственной жизни.

В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире

тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и

деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного

отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их

деятельности как в целом полезной для национального экономического

развития.

Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций

В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых

развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с

переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем

не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также

создают свои компании за рубежом.

1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций

В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об

отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в

этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий,

создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов,

потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а

после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная

палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой

даже для оценки, не говоря уже об анализе.

Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими

причинами.

Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного

инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной

базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро

экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей

деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных

инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при

Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства

РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что

на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за

рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.

Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций

регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений,

произошедших с этими компаниями.

Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное

число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится

избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в

реестр. Санкций против них до сих пор не применялось.

Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и

отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом.

По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых

инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454

млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины

были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не

регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса

закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”,

“Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина

которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть

этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1

падала на

____________________________________________________________________________

_____________________________

1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21

незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому

мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в

несколько миллиардов долларов.

Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых

инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием

советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20

млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия,

Финляндия, Китай, Тайвань,

В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в

развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и

российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и

география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с

экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось

более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские

республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами

зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или,

по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и

др.).

Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим,

что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний

с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в

сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка

рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались

коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими,

финансовыми и другими услугами.

Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу

роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов

диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной

экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно

если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы

этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз

портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай

представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного

капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др.

Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных

ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина

преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в

Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации

покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать,

что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует

рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была

со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и

российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов

находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов

долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного

происхождения.

Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной

форме, преимущественно в виде кредитов, а также вложений на текущие счета и

депозиты в зарубежных кредитных учреждениях, в том числе в банках —

корреспондентах российских банков. Так, в 1994 г. Россия предоставила за

рубеж 6 млрд. долл. кредитов (включая 3 млрд. поставок в долг и прироста

прежней задолженности стран СНГ) и хотя немного (на 2 млрд. долл.)

уменьшила зарубежные счета и депозиты своих банков, однако они по-прежнему

составляли огромную для нашей страны величину — около 20 млрд. долл. В еще

большую величину можно оценить и незаконно хранящиеся за рубежом счета и

депозиты российских юридических и физических лиц. К преимущественно

незаконно приобретенной с точки зрения российского законодательства можно

отнести и основную часть недвижимости, купленной российскими резидентами за

рубежом в последние годы. Это также несколько десятков миллиардов долларов.

Представление о масштабах легального (т. е. отраженного в платежном

балансе за соответствующие годы) вывоза капитала из России дает табл. 2.1.

Если к цифрам табл. 2.1 добавить ежегодные несколько миллиардов долларов

из таких статей платежного баланса, как “Поправка на неэквивалентный

бартер” (часть этой

Таблиц а 2.1. Участие России в международном движении капитала (по

данным платежного баланса, в млн. долл.)

|Формы | |Вывоз| | | |Ввоз | | |

|международного | | | | | | | | |

|движения |1992г|1993г|1994г|1995г|1992г|1993г|1994г|1995г|

|капитала |. |. |. |. |. |. |. |. |

| | | | |(9мес| | | |(9мес|

| | | | |.) | | | |.) |

|Все формы |40174|36687|- |64896|33005|39233|- |68476|

|международного | | | | | | | | |

|движения | | | | | | | | |

|капитала | | | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | | | |

|прямые |1454 |1404 |811 |22 |1565 |722 |638 |1164 |

|инвестиции | | | | | | | | |

|портфельные |196 |420 |1175 |147 |21 |356 |570 |17 |

|инвестиции | | | | | | | | |

“неэквивалентности” оседает на банковских счетах российских резидентов

за рубежом), “Не поступление экспортной выручки”, а также “Ошибки и

пропуски” (табл. 2.2), не отражаемую в платежном балансе контрабанду из

России и другие способы бегства капитала, то можно прийти к выводу что

легальный и нелегальный вывоз капитала из России в 90-х гг. ежегодно

составлял несколько десятков миллиардов долларов

Таблица 2.2 Сальдо отдельных статей платежного баланса России (по

данным платежного баланса, в млрд. долл.)

|Статьи баланса |1992г. |1993г. |1994г. |1995г.(9мес|

| | | | |.) |

|Торговый баланс |7.4 |10.7 |15.1 |17.1 |

|В том числе: | | | | |

|поправка на |-6.4 |-1.2 |-0.4 |-0.8 |

|неэквивалентный бартер | | | | |

|Баланс услуг (включая |-3.2 |-5.5 |-9.3 |1.6 |

|трансферты) | | | | |

|Счет текущих операций |4.2 |6.2 |5.8 |10.1 |

|Счет операций с |-7.2 |-2.5 |-5.8 |-3.6 |

|капиталом | | | | |

|В том числе: | | | | |

|недопоступление |- |- |- |- |

|экспортной выручки | | | | |

|ошибки и пропуски |-4.6 |-2.3 |2.3 |-6.0 |

Учитывая подобные масштабы легального и нелегального вывоза капитала из

России и также то) что часть нелегально вывезенных средств возвращается

назад, как легально — в виде уже иностранных капиталовложений, так и

нелегально — в виде наличной валюты и т д, можно оценить зарубежные активы

России (не считая принадлежащей государству недвижимости) примерно в

150—200 млрд. долл. Оценка величины российского капитала за рубежом в

400—450 млрд. долл. и более (правда, сюда включают недвижимость, некогда

принадлежавшую дореволюционной России, а также долг зарубежных с гран

России, деньги КПСС и КГБ, часть царской казны и т д ) представляется

чрезмерной. Для сравнения укажем, что экспорт всего СССР в 1990 г составлял

около 100 млрд. долл., а весь ВВП СССР в последние годы его существования

оценивался на базе покупательной способности рубля в 1,2-1,6 трлн. долл.

Для России в середине 90-х гг. эти показатели составляют соответственно 60-

80 и 600-800 млрд. долл.

2. Главные причины вывоза предпринимательского капитала из России

Приведенные в п.1 цифры дают основание утверждать, что частный капитал

вывозится из России преимущественно в рамках бегства капитала.

Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными

способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.