рефераты скачать

МЕНЮ


Современная финансовая политика Японии

расширены программы государственных инвестиций и общественных работ.

В своей основе это были фискальные меры (снижение налогов,

государственные программы инвестиций и общественных работ, выплаты и

кредитные гарантии), ориентированные на восстановление спроса с целью

стимулировать производство. Как правило, финансирование осуществлялось

путем внесения соответствующих статей в государственный и региональные

бюджеты. Это ухудшило состояние государственных финансов. В 1996-1997 гг.

были сокращены объемы программ государственных расходов и инвестиций,

приостановлено снижение ряда налогов. В 1997 г. повышена с 3 до 5% ставка

налога с продаж.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1997-1999 гг.

Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с

обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве

объявил ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом

последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-

225 также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо

отметить отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г.

привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых

стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны

стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные

объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок

ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных

финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;

создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;

повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение

справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.

Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен

(дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы

реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица

2). Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово-

кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и

валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы

будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и

правительством.

Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы

страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой

точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса -введение

более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии

участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.

Среди антикризисных мер 1997-1999 гг. особое место занимают следующие

четыре программы: реформа финансово-кредитной системы (с 1996 г.),

программа всесторонних экономических мер (апрель 1998 г.), пакет неотложных

экономических мер (ноябрь 1998 г.) и план оживления промышленности (июль

1999 г.).

РЕФОРМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

В ответ на очередное обострение в 1997 г. банковского кризиса

(банкротство ряда крупных банков и инвестиционных компаний) правительство

ускорило реформу финансово-кредитной системы, получившую название "Биг

бэнг". или "Большой взрыв". В ее основе лежит стремлениепривести финансовую

систему страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в.

Главными принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода",

"справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и

структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера

и операции с иностранной валютой.

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных

финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;

создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;

повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение

справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.

Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен

(дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы

реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица

2). Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово-

кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и

валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы

будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и

правительством.

Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы

страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой

точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса -введение

более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии

участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.

ПРОГРАММА ВСЕСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР

В апреле 1998 г. кабинет Хасимото предложил Программу всесторонних

экономических мер. Ее основная цель - скорейшее возвращение экономики

Японии на путь выздоровления, высокой эффективности и потенциала для успеха

в XXI в. Программа призвана решить задачи расширения спроса, продвижения

экономических реформ и решения проблемы "плохих долгов".

Меры стимулирования экономики включают дальнейшее сокращение ряда

налогов, подготовку к снижению в течение последующих трех лет (1998-2001

гг.) корпоративных налогов до мирового уровня. Правительство планирует

создать "гибкую и созидательную экономическую структуру", которая

соответствовала бы изменяющимся реалиям мировой экономики и общества.

Основой ее развития должны стать национальный капитал, подготовленные и

высокообразованные трудовые ресурсы и передовые технологии. Особенность

такого подхода - опора на самореализацию частного капитала на основе

принципа равной конкуренции.

Влияние, которое оказал азиатский финансовый кризис на японские

транснациональные корпорации, во многом обусловило значительный объем мер,

направленных на поддержку финансирования торговых операций (кредиты Эксим-

банка Японии), установление системы специальных процентных ставок по

иеновым кредитам и предоставление пакетов неотложной помощи, а также

обучение персонала из стран региона.

Что касается размера Программы всесторонних экономических мер, то она

признана одной из крупнейших в истории страны (таблица 3). Снижение налогов

и инвестиций в социальную инфраструктуру в рамках программы составило около

12 трлн. иен, а сумма расходов на все проекты - более 17 трлн. иен (с

учетом помощи азиатским странам). По оценкам Управления экономического

планирования Японии, эффект от реализации проектов программы,

ориентированных на инвестиции в социальную инфраструктуру и сокращение

налогового бремени, должен составить в 1999 г. примерно 2.2% номинального

ВВП (более 11 трлн. иен).

ПАКЕТ НЕОТЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР

Основные направления пакета - стабилизация финансовой системы, общее

оздоровление экономики, сокращение риска глобального экономического

кризиса. Оздоровление финансовой системы предусматривает повышение

эффективнос

ти управления и системы рекапитализации ее институтов, расширение

механизмов контроля над деятельностью кредитно-финансовых учреждений, в том

числе разработку системы раскрытия финансовой информации. Сюда входят также

меры, направленные на разрешение проблемы кредитного кризиса, в частности

диверсификация каналов получения кредитов. (Стремление банков "оздоровить"

долги вызвало сокращение объемов и ужесточение условий предоставления

кредитов малым и средним предприятиям.)

Учитывая угрозу повторной волны финансовых кризисов, необходимость

восстановления экономики Азии, правительство Японии выделяет значительные

суммы на меры, сокращающие риск глобального экономического кризиса. Они

включают помощь странам АТР, содействие операциям японских компаний за

рубежом (расширение займов малым и средним предприятиям, финансовую помощь

японским компаниям, участвующим в восстановлении экономики стран регионов

предоставление специальных иеновых займов.

Положительные прогнозы японских экономистов в определенной степени

подкрепляются результатами исследования экономических ожиданий национальных

компаний - индекс "танкан" (разность между процентом компаний, имеющих

оптимистические экономические ожидания, и процентом компаний,

придерживающихся пессимистических ожиданий), проводимого Банком Японии. Во

втором квартале 1999 г. индекс "танкан" для крупных промышленных компаний

составил 37, что на 10 единиц превышает данные мартовского опроса. Для

крупных непромышленных компаний он составил 28 (против 34 в марте).

Экономические ожидания малого и среднего бизнеса также стали менее

пессимистичными. Однако, как резонно отмечают эксперты инвестиционных

компаний, работающие в Японии, необходимо помнить, что "корпоративные

экономические ожидания - не то же, что ожидания инвесторов, и тем более

реальная экономика .

Таким образом, налицо положительные изменения в отношении основных

элементов, определяющих перспективы развития экономики страны

-экономических ожиданиях, воздействующих (наряду со стимулирующими мерами и

реформами экономики) на потребление и инвестиции. Смена кабинетом Обути

направления антикризисных мер в сторону разрешения ключевых противоречий

японской экономической системы стало фактором, определившим начало

оздоровления экономики в первом полугодии 1999 г.

Однако существует ряд обстоятельств, способных замедлить процесс. Во-

первых, реформа системы занятости и оплаты труда находится в начальной

стадии осуществления, и пройдет время, прежде чем она начнет эффективно

действовать. Во-вторых, в рамках нынешней экономической системы могут

пробуксовывать усилия по реструктуризации корпораций и повышению их

конкурентоспособности. И. в-третьих. повышение курса иены негативно

воздействует на фондовый рынок страны. Перечисленное дополняется ростом

безработицы, которая на конец июля 1999 г. составила 4.9%.

Как отметил Т. Имаи. "остаются сомнения, сможет ли экономика продвигаться

в направлении полного выздоровления, спираясь лишь на поддержку частного

сектора. Сегодня разрыв между спросом и предложением в Японии составляет

около 30 трлн. иен, а положение государственных финансов не самое лучшее.

Это заставляет задуматься о перспективах государственной поддержки

экономики, о ее конечных результатах.

Анализ японского экономического кризиса и шагов, предпринятых

правительством по его преодолению, подводит к следующему.

Во-первых, процессы либерализации экономики должны проводиться с учетом

готовности к ним основных экономических институтов. Так, банковская система

несомненно стала жертвой слишком поспешной либерализации середины 80-х

годов.

Во-вторых, еще раз подтверждена основополагающая идея о необходимости

ориентировать антикризисные меры на причины, а не на проявления кризиса.

Японский пример показывает, что антикризисные меры должны быть направлены

на реформирование экономики (поддержку процессов преобразования реального и

кредитно-фи-нансового секторов экономики, создание инфраструктуры,

способной обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни в будущем).

Тем не менее основу программ правительства Японии составляют меры по

стимулированию спроса. Это приводит к нежелательной зависимости экономики

страны от активного донорства государства и ухудшению состояния

государственных финансов. По сообщениям прессы, правительство Японии

разрабатывает очередной пакет стимулирования экономики объемом более 10

трлн. иен. В-третьих, новый виток кризиса в 1997 г.. возникший после

принятия мер но оздоровлению государственных финансов, еще раз

продемонстрировал необходимость всесторонних антикризисных мер. Важным

условием является согласованность и сбалансированность мер, ориентированных

на противоположные элементы экономической системы (с одной стороны

финансирование инвестиций в социальную инфраструктуру, а с другой —

повышение потребительского налога).

В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния

государственных финансов проявилась тенденция придавать большую значимость

свободному предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для

дальнейшего развития экономики. Планы "оживления промышленности" и

"создания рабочих мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы

на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако

здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом

направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые

составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной

напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых

компаний.

В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело,

требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство

ответственность, подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах,

должна реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на

благо страны.

В результате к концу 2000 г. "долговой навес" снова вырос. Сумма

сомнительных долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем

выданных за год кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый

год подряд, но только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало

труднее находить заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил

банкам не ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы

положить конец "негативному циклу" и восстановить достаточность капитала

банков.

В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, "Дайнти-Кангё" и

"Фудзи") начали реализовывать свой план объединения в холдинговую группу

"Мидзухо". По размерам активов это будет одна из крупнейших в мире

финансовых групп. В 2001 г. планируется объединение в холдинг банков:

"Токай", "Асахи" и "Санва", а также банков "Сумитомо" и "Сакура" в единый

банк "Сумитомо Мицуи". Этот процесс - результат глобальной конкуренции в

банковском деле и безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя

активы, банки объединяют свои невысокого качества кредитные портфели.

Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием

бюджетных денег на "общественные работы", так как ассигнования открываются

по дополнительным бюджетам. пе-~ реносятся из года в год, и на местном

уровне ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств

ассигнуется на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт,

дорог, морских и портов и аэродромов, подготовку участков под жилую

застройку, канализацию в водопровод, орошение сельскохозяйственных земель.

Этими работами занимается около полумиллиона мелких подрядчиков; за

последние 10 лет в отрасли создано около 1 млн. новых pa6очих мест. Их

можно сохранить только при условии непрерывного притока подрядов.

Но самым важным ограничителем "общественных работ" стало состояние

бюджетной системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный

внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг

130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная

цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.).

Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством,

будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 фин.

г. было затрачено 25.8% расходной части бюджета. Кроме того, всегда

существует опасность, что держатели облигаций японского правительства,

видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, начнут

предъявлять эти бумаги к продаже. Тогда ставки по государственным

облигациям начнут расти и давить на ставки по долгосрочным кредитам, а это

был бы удар по частному сектору.

Считается, что государственные ценные бумаги такой страны, как Япония,

должны иметь самый высокий рейтинг: эта страна - крупнейший кредитор в

мире, она обладает колоссальными валютными резервами, а накопленные

финансовые активы ее населения достигли 1.3 квадриллиона иен. Но агентство

"Муди'з инвесторе сервис" 11 сентября понизило рейтинг облигаций

правительства Японии и гарантированных им ценных бумаг с Aal до Аа2. Однако

кабинет Мори и его министерство финансов продолжали опираться на долговое

финансирование общественных работ, загоняя страну в тупик. Между тем

ресурсы для такой политики на исходе.

Источником текущего финансирования государственного строительства, а

также государственных и смешанных предприятий и учреждений является система

государственных почтово-cбeрегательных касс. Она держит 13% облигаций

государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24

тыс. отделений в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20%

всей суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как

в банках (0.1-0.2% годовых).

В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн.

иен. Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных

ставках. Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные

суммы могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что

удастся сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании

включились в борьбу за деньги населения.

Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г.

70% депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах

почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в

облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с

низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена "в чулки". Такой

вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег

в обращении, и это явление, редкое в развитых странах. не могло не

встревожить денежные власти.

Итоги

Роль Программы государственных займов и инвестиций в обеспечении

динамичного развития японской экономики трудно переоценить. Подводя итог,

попытаемся определить се сильные стороны, заслуживающие самого серьезного

внимания не только в теоретическом, но и, возможно, в практическом плане.

1. Фактически без использования налоговых поступлений государство

мобилизует разнообразные финансовые источники и в первую очередь почтовые

сбережения граждан, концентрирует в своих руках громадные инвестиционные

ресурсы.

2. Тем самым в значительной мере решаются проблемы нехватки

инвестиционных средств, вызванные недостатком ресурсов у частных кредитных

институтов или же их опасениями в связи с высокими рисками. Программа, с

одной стороны, кредитует те отрасли и секторы экономики, которые для

частных банков кредитовать затруднительно; с другой - те отрасли и

предприятия, которые частные банки кредитовать "могут, но не решаются". В

последнем случае государство как бы прокладывает дорогу частным кредитам.

3. Программа государственных займов и инвестиций - мощнейшее орудие

отраслевой (промышленной) политики, позволяющее государству целенаправленно

стимулировать важные отрасли.

4. Государственные займы и инвестиции отличаются стабильностью. Они, в

частности, стимулируют деловую активность в период спадов и выступают в

роли стабилизатора, если по той или иной причине в частном кредитовании

начинаются перебои.

5. Программа построена так, что учитываются критерии окупаемости, и

основная часть средств предоставляется на возвратной основе. Это

способствует рациональному использованию финансовых ресурсов.

С 2001 фин. г. должны начаться далеко идущие реформы Программы. Прежде

всего средства почтово-сберегатсльной сети и пенсионного фонда не будут,

как сейчас, в основной своей части в обязательном порядке переводиться на

счет доверительных фондов, а оттуда - государственным кредитным институтам

и предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами

пенсионного и страховых фондов будут свободно определяться теми, кто

управляет. Государственные кредитные институты (а также входящие в

Программу госпредприятия) будут сами мобилизовывать средства на рынке

капиталов, выпуская собственные долговые обязательства (так называемые

облигации Программы займов и инвестиций). Тем самым, как ожидается, будет

сделан шаг к повышению эффективности их работы через рыночные механизмы.

Вместе с тем, учитывая особый характер кредитов и инвестиций,

осуществляемых в рамках Программы, государство будет выступать гарантом по

этим облигациям.

Говоря о слабых сторонах японской системы государственного кредитования,

нельзя не учитывать, что они в полной мерс стали проявляться только сейчас,

почти полвека спустя после того, как система начала действовать. По крайней

мере в течение нескольких десятилетий она честно работала на экономический

рост и сыграла ключевую роль в решении проблем, очень похожих на те, с

которыми сейчас сталкивается украинская экономика.

Литература

1. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №6, с.87-

96

2. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №8, с.115-

117

3. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2000, №4, с.84-

93

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.