рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок ценных бумаг РК

обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана, в соответствии с действующим

законодательством Республики Казахстан. Цель выпуска - диверсификация

финансовых инструментов, используемых для финансирования дефицита

республиканского бюджета.

Сроком обращения три месяца и более на территории Республики

Казахстан.

Номинальная стоимость индексированного казначейского обязательства -

1000 тенге.

«Правила выпуска, обращения и погашения государственных

индексированных казначейских обязательств Республики Казахстан со сроком

обращения три месяца и более» утверждены постановлением Правительства

Республики Казахстан от 10 марта 1999 года N 220.

Государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства.

Название "государственное краткосрочное казначейское валютное

обязательство" (ГКВО) на государственном языке именуется - " Мемлекеттiк

кыскамерзiдi казынашылык валюталык мiндеттeме" (МЕКАВМ).

Номинальная стоимость казначейского обязательства -100 долларов США.

Срок обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев на территории

Республики Казахстан.

«Правила выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных

казначейских валютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращения

три, шесть, девять и двенадцать месяцев» утверждено постановлением

Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года N 398.

Государственные среднесрочные казначейские валютные обязательства

Название "государственные среднесрочные казначейские валютные

обязательства" на государственном языке - " Мемлекеттiк орта мерзiмiдi

казьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ).

Цели выпуска - расширения видов инструментов, используемых для

финансирования дефицита республиканского бюджета.

Казначейские валютные обязательства выпускаются в бездокументарной

форме, размещаются аукционным методом и обращаются путем ведения

соответствующих записей на счетах "депо" их держателей в закрытом

акционерном обществе "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее -

Депозитарий) и на счетах "депо", открытых у первичных дилеров на рынке

государственных ценных бумаг по их инвесторам.

Номинальная стоимость казначейского валютного обязательства -100

долларов США.

«Правила выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания

государственных среднесрочных казначейских валютных обязательств Республики

Казахстан со сроком обращения один год и более» утверждены постановлением

Правительства Республики Казахстан от "18" апреля 2000 года N 597.

Специальные валютные государственные облигации

Специальные валютные государственные облигации (АВМЕКАМ) номинальной

стоимостью 100 долларов США выпускаются Министерством финансов Республики

Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан.

Цель выпуска - защита пенсионных активов накопительных пенсионных

фондов.

Срок обращения пять лет.

«Правила выпуска, обращения и погашения специальных валютных и

государственных облигаций со сроком обращения пять лет» утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года N

363

Национальные сберегательные облигации

Национальные сберегательные облигации выпускаются Министерством

финансов Республики Казахстан в дематериализованной форме сроком обращения

364 дня (52 недели). Проценты по доходности выплачиваются ежеквартально.

Ноты Национального Банка Республики Казахстан.

Представляют собой инструмент денежно-кредитной политики,

предназначенный для регулирования денежной массы в обращении.

Краткосрочные ноты со сроком погашения до 90 дней первоначально

продаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальной

стоимости. Выпускаются в бездокументарной форме с номинальной стоимостью

100 тенге, цена отсечения - минимальная дисконтированная цена.

Удовлетворение заявок начинается с наименьшего дисконта и заканчивается при

том дисконте, при котором исчерпывается объем эмиссии.

1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане

Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине

1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для

центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный

банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита

бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно

сокращать их объемы.

В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью

прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком был

переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороны

с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционным

методам финансирования дефицита бюджета - заимствованию на внутреннем рынке

путем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские

обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко

и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали

проводиться еженедельно.

Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства

финансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли и объемы

размещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ и АВМЕАКАМ,

то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз,

с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенге

интерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания

рынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило

выпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время

краткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были

конвертированы в мае 2000 года в еврооблигации.

Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они

имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по

3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился

периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после

чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.

ГЦБ министерства финансов являются не только инструментом заимствования

правительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования денежной

базы Национального банка на вторичном рынке. В связи с тем, что

Национальный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, а объем их

на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанка

недостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный

банк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты.

Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91

дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому они

не конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999 года, в

период введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальным

банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом порядке

специальные ноты для защиты пенсионных активов.

Увеличение объемов поступлений в республиканский бюджет в 2000 году

определило относительно невысокую потребность бюджета в заемных средствах,

и в этом году впервые за годы существования рынка ГЦБ объем погашения

ценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерство

финансов снизило объемы заимствования и увеличило сроки размещения

государственных казначейских обязательств. Наблюдалась устойчивая тенденция

снижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 год

доходность по краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза.

Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительном

снижении чистой эмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что

Национальный банк для регулирования избыточной ликвидности банков был

вынужден в прошлом году увеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более

чем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5

млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всех

государственных тенговых бумаг в обращении.

Рынок ГЦБ развивался не только в направлении количественного роста, за

эти годы на нем произошли глубокие качественные изменения. Постоянно

расширяется спектр государственных ценных бумаг, увеличиваются сроки их

обращения . Если в 1994 - 1996 годах эмитировались только краткосрочные

бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 года эмитируются и

среднесрочные дисконтированные и индексированные бумаги министерства

финансов.

Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочных ценных бумаг становится

значительным и их выпуск достигает Т11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпуска

тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 года регулярно выпускаются двух

и трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги,

по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2001 году,

несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этих бумаг спрос

превышал предложение более чем в 5-6раз.

В первом квартале текущего года рынок ГЦБ развивался достаточно

динамично и характеризовался положительными тенденциями: прекращен выпуск

валютных ценных бумаг, удлиняются сроки выпуска тенговых инструментов и

значительно снизилась доходной к ним. Стабильность обменного курса тенге

способствовала существенному снижению инфляционных и девальвационных

ожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. В этих условиях возможным

постепенное удлинение сроков заимствования и снижение доходности при

первичном размещении и казначейских обязательств.

Дальнейшее развитие рынка ГЦБ по мнению Национального банка, должно

идти в направлении еще большего расширения спектра государственных ценных

бумаг (в частности, увеличения сроков обращения среднесрочных ценных бумаг

до 5 лет). Это поможет рынку приобрести надежные среднесрочные индикаторы,

что будет способствовать становлению в Казахстане развитого капитала и

развитию вторичного рынка. Сложившаяся макроэкономическая ситуация весьма

благоприятна для решения этой задачи: в среднесрочном плане прогнозируется

дальнейшее снижение темпов инфляции.

Вывод: рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмом оздоровления

финансовой системы и преодоления спада производства, а также в преодолении

инфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать основное направление

бюджетной политики по безинфляционному покрытию государственного бюджета.

Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе

2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг

Сейчас Казахстан стоит на пути развития рынка ценных бумаг,

учитывающего как исторические казахстанские традиции, так и опыт стран с

развитой рыночной экономикой.

Как известно, основная цель развития рынка ценных бумаг -содействовать

эффективному развитию экономики Казахстана, ускорению финансовой

стабилизации и экономическому росту на основе активизации работы всех

субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.

Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-

денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразование

государственной собственности в формы собственности, адекватные новым

рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее

приватизации.

В последние десятилетия приватизация имела место во многих странах

мира. Особенно интенсивно она проводилась в Англии. Но в странах Запада

приватизация происходила в период развитой рыночной экономики, когда

емкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых

предприятий. У нас же ситуация иная.

В условиях неразвитого казахстанского рынка ценных бумаг приватизация,

напрямую связанная с акционированием, является начальным импульсом для

формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвовать в нем

большинству предприятий и населения. С воссозданием рынка ценных бумаг

ценные бумага превращаются в финансовые инструменты, доступные широким

слоям населения.

В целом, развитие рынка ценных бумаг позволит стимулировать рост

сбережений населения и расширить выбор объектов инвестирования, создать

механизм активного воздействия на работу предприятий путем установления

курсов ценных бумаг, отражающих их финансовое состояние, а также повысить

эффективность работы различных финансовых институтов путем оперативного

управления фондовым портфелем.

В рыночной экономике важная цель отводится ценным бумагам как

инструменту аккумулирования финансовых ресурсов и направления их в сферы

наиболее прибыльного использования капитала, инвестирования производства в

отраслях, испытывающих хронический недостаток капиталовложений, привлечения

в хозяйственный оборот временно свободных средств юридических и физических

лиц.

Вкладчиков, прежде всего, интересуют доходность и надежность ценной

бумаги. Инфляционное обеспечение денег постоянно вносит свои коррективы.

Любой инвестор стремится получить не только существенный прирост своего

капитала в номинальном виде, но и сделать это как можно быстрее. Никто не

желает в условиях постоянного роста цен оставлять свои средства в

Неликвидных ценных бумагах на длительный срок. Таким образом, общее

состояние экономики, рост цен, банкротство финансовых институтов

накладывают определенные ограничения на становление и нынешнее состояние

рынка ценных бумаг в Казахстане. С формированием экономической системы, а

также принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации

ускорился процесс формирования основных элементов рынка ценных бумаг.

Преобразование государственных предприятий в АО позволило использовать им

один из наиболее эффективных Механизмов привлечения инвестиций - выпуск

акций[7].

Дополнительный импульс развитию рынка ценных бумаг дает политика

секьюритизации страны, т.е. процесса расширения использования ценных бумаг

в качестве инструмента, опосредствующего движение ссудного капитала, а

также придания другим Инструментам форм, традиционно присущих ценным

бумагам. Этот опыт накоплен многими странами, и в настоящее время

государство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиям

денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг. На этот же путь

становятся и муниципалитеты.

Рынок ценных бумаг облегчает и расширяет доступ всем субъектам

экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций

позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до конца

существования предприятий; выпуск облигаций позволяет получать кредит на

более выгодных условиях по сравнению с условиями банков-монополистов, что

способствует дальнейшему развитию рынка ценных бумаг[8].

Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики, Казахстан

сталкивается со значительными трудностями в развитии рынка ценных бумаг.

Отсутствие в прошлом этого вида деятельности, помимо соответствующих

государственных законодательных актов, требует целенаправленного

стимулирования его развития, поддержания обратной связи между участниками

рынка ценных бумаг и регулирующими органами, выработки у широких слоев

населения культуры обращения с ценными бумагами, привития интереса к

инвестированию, устранения негативного представления о "нетрудовом"

характере доходов, получаемых от вложения в ценные бумаги.

Еще к началу прошедшего 1999 г. государству удалось решить большинство

из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных бумаг, поставленных в

Программе развития от 1996 г., в реализации которой удалось создать и

развить инфраструктуру фондового рынка. Но ее успешная реализация тем не

менее не дала реальной активизации фондового рынка страны и вовлечения в

инвестиционный процесс широкого спектра потенциальных участников.

К 2001 году уже полностью сформирован рынок государственных ценных

бумаг, имеющий налаженную инфраструктуру и отработанные механизмы

проведения операций[9]. Государственные ценные бумаги являются одним из

самых надежных видов ценных бумаг, обращающихся на казахстанском фондовом

рынке[10]. Также создана базовая законодательная, институциональная и

техническая инфраструктура рынка негосударственных эмиссионных ценных

бумаг[11]. Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане развивается не

столь активно, хотя именно данный элемент финансовой системы во многом

предопределяет эффективность функционирования рыночной экономики.

Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 -2000 гг. исходит из

того, что активизация фондового рынка и увеличение его объемов не являются

самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимися

странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых приводят

к общему кризису экономики. Сложившаяся ситуация влечет за собой пересмотр

роли иностранных портфельных инвестиций в формировании внутреннего рынка

ценных бумаг. Целью новой программы и является задействование рынка ценных

бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутренних

сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием

необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную

экономику[12].

B Казахстане стабильно продолжает функционировать рынок государственных

ценных бумаг, представленный на 1 января 2000 г.:

- номинированными в тенге государственными казначейскими

обязательствами Министерства финансов Республики Казахстан (МЕККАМ - 3,6,12

месяцев в обращении);

- государственными среднесрочными казначейскими обязательствами

(МЕОКАМ - 24);

- специальными казначейскими обязательствами со сроком обращения десять

лет (МЕАКАМ - 120);

- национальными сберегательными облигациями (НСО);

- краткосрочными нотами Национального банка, используемыми в целях

регулирования денежной массы;

- государственными индексированными казначейскими обязательствами

(МЕИКАМ - 3,6,12)

- номинированными в долларах США специальными валютными

государственными облигациями (АВМЕКАМ);

- краткосрочными валютными обязательствами (МЕКАВМ -3,6,9,12);

- дисконтными и купонными облигациями гг. Алматы и Астаны,

соответственно.

По состоянию на 1 января 2000 г. суммарный объем находящихся в

обращении государственных ценных бумаг Республики Казахстан составляет

112970,0 млн. тенге, в том числе номинированных в тенге - 66528,8 млн.

тенге, номинированных в доллаpax США - 46441,21 млн. тенге.-4

Удельный вес негосударственных ценных бумаг, а также ценных бумаг

международных финансовых организаций составляет 1899,8 млн. тенге[13].

В 2000 г. существенное развитие получили казахстанские

институциональные инвесторы. Деятельность Национальной комиссии будет

направлена на сохранение имеющихся позитивных тенденций и на решение

существующих проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.