рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы бюджета различных уровней

безработных, а также вопросов профессиональной переподготовки

безработных, организации и финансирования общественных работ для

безработных;

. передача с федерального уровня полномочий по предоставлению начального

и среднего профессионального образования;

. передача с федерального и местного уровня полномочий по финансовому

обеспечению основных функций по противопожарной безопасности (за

исключением ликвидации особо сложных пожаров и мер по первичной

пожарной безопасности);

. передача из Фонда социального страхования Российской Федерации и

федерального бюджета полномочий по обеспечению летнего отдыха детей;

. передача с местного уровня полномочий по финансовой поддержке

сельскохозяйственного производства;

. предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление учебного

процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных

школах;

. передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению школ-

интернатов, домов ребенка, детских домов;

. предоставление субвенций местным бюджетам на выплату адресных жилищных

субсидий населению в соответствии со стандартами и нормативами оплаты

жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной

власти субъектов Российской Федерации;

. передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению

платежей за неработающее население в систему обязательного

медицинского страхования.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они

предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на

государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из

этого, через региональные бюджеты государство активно проводит

экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и

социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются

региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В бюджетах

регионов значительную долю занимают ассигнования на развитие отраслей

народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство,

транспорт). Необходимо увеличивать расходы на поддержку жилищно-

коммунального хозяйства и тем самым уменьшить затраты населения на жилье.

Бюджеты субъектов РФ обсуждается и утверждается законодательным органом

субъектов РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ

получают права на использование бюджетных средств.

1.4. Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на

финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная

часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и

социальных процессов в стране.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и

зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным

органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти

подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и

поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих

бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и

сельских органов власти находятся в основном социально-культурные

учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на

финансирование социально-культурных мероприятий.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов,

связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием

экономики и социальной сферы административного района или города.

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения,

установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных

полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по

муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга

по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов

муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и

предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается

уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного

самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных

бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

. содержание органов местного самоуправления;

. формирование муниципальной собственности и управление ею;

. организация, содержание и развитие учреждений образования,

здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой

информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности

или в ведении органов местного самоуправления;

. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

. организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального

хозяйства;

. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного

значения;

. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением

радиоактивных);

. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

. организация транспортного обслуживания населения и учреждений,

находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного

самоуправления;

. обеспечение противопожарной безопасности;

. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных

образований;

. реализация целевых программ, принимаемых органами местного

самоуправления;

. обслуживание и погашение муниципального долга;

. целевое дотирование населения;

. содержание муниципальных архивов;

. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

. финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и

прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые

представительными органами местного самоуправления в соответствии с

бюджетной классификацией РФ.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов

осуществляют финансирование учреждений народного образования,

здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной

сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более

половины расходов бюджета.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются

расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-

культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на

жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует

отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на

жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на

образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее

среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%,

социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных

бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не

менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и

строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства

и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных

учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и

здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно

преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских

бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных,

поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия

наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение,

просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и

расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по

проблемам градостроительства, комплексного развития административно-

территориальных единиц и т. д.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг),

финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе

открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным

органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на

выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного

бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с

предприятиями (на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в

финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе

прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах

внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в

создании объектов инфраструктуры.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного

самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы

муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных

средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий

в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым

исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении

общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в

распределении государственных средств на содержание и развитие социальной

инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных

бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и

сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных

ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы

самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой

поддержки.

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ (2003-2004

гг.)

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2003 год.

Таблица 2.

Расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.) согласно функциональной

классификации

|Наименование расходов |2001 г. |2002 г |2003 г. |2004 г. |

|Расходы, всего |16 751 412 |20 568 203 |

|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И |540 577 |1 026 790 |

|МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | | |

|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И |1 141 539 |885 087 |

|ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ | | |

|ГОСУДАРСТВА | | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И |317 440 |344 942 |

|СТРОИТЕЛЬСТВО | | |

|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |571 070 |669 894 |

|ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И|66 350 |4 164 |

|ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ | | |

|ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |351 000 |383 500 |

|ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |466 636 |664 691 |

|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ |70 676 |535 520 |

|ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И| | |

|СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | | |

|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И |145 870 |136 654 |

|КИНЕМАТОГРАФИЯ | | |

|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |85 039 |123 341 |

|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ |927 890 |3 406 621 |

|КУЛЬТУРА | | |

|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |2 074 094 |2 892 225 |

|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И |630 870 |583 778 |

|МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА | | |

| ОБРАЗОВАНИЕ |1 114 305 |1 501 187 |

|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ |3 852 863 |4 719 740 |

|УРОВНЕЙ | | |

|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |4 566 706 |2 941 913 |

|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |- 235 406 |-987 468 |

Основным приоритетом бюджетной политики Нижегородской области в области

расходов на 2003 год является дальнейшее повышение жизненного уровня

жителей Нижегородской области.

Основная часть прироста доходов бюджета направлена, в первую очередь,

на обеспечение средствами первоочередных социально-значимых расходов

областного бюджета, общий объем которых составит в 2004 году 2 892 225 тыс.

рублей. На обеспечение их источниками финансирования дополнительно

потребуется по сравнению с 2003 годом 818 тыс. рублей. В целом на

финансирование первоочередных социально-значимых расходов будет

использовано около 32 % собственных доходов областного бюджета.

Общий объем социально-значимых расходов в 2004 году увеличивается по

сравнению с 2003 годом в 1,4 раза.

Несмотря на отмену налога на пользователей автомобильных дорог объем

финансовых ресурсов на дорожное хозяйство равен 616 900 тыс. рублей.

Указанные средства будут направлены на финансирование мероприятий по

содержанию, ремонту, реконструкции и новому строительству автомобильных

дорог общего пользования Нижегородской области.

Расходы на поддержку агропромышленного комплекса на 2004 год

предусмотрены в объеме 669 894 тыс. рублей. При этом предусматривается

увеличение финансирования отрасли на возвратной основе.

Объем бюджетных средств на капитальное строительство на 2003 год

составил 246 500 тыс. рублей.

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов, а также одним из

возможных вариантов решения проблемы недостаточности собственных свободных

денежных средств в муниципальных образованиях для финансирования затрат

капитального характера (например, восстановление системы водоснабжения,

строительство и приобретение оборудования) могут быть выпуски муниципальных

займов, в организации технологии выпуска и размещения органы исполнительной

власти Нижегородской области окажут помощь и содействие муниципальным

образованиям Нижегородской области.

На 2004 год значительно возрастет объем средств, выделяемых

муниципальным образованиям Нижегородской области из областного бюджета в

виде целевых субвенций и субсидий. Совокупный размер указанной финансовой

помощи возрастает по сравнению с текущим годом почти на 1 млрд. рублей и

составит 4 719 740 тыс. рублей. Пропорции распределения финансовых ресурсов

области (налоговые и неналоговые доходы с учетом средств, получаемых из

федерального бюджета) складываются в пользу бюджетов муниципальных

образований, которым поступит более 58 процентов имеющихся средств.

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Нижегородской

области на 01.01.2004 и динамика основных плановых показателей представлены

в приложении 3.

2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.

Расходная часть бюджета РФ на 2004 год утверждена в сумме 2 659 447,0

млн. рублей и по доходам в сумме 2 742 850,4 млн. рублей исходя из

прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 15 300 млрд.

рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2004

года к декабрю 2003 года). Превышение доходов над расходами в сумме 83

403,4 млн. рублей направляется в 2004 году на образование Стабилизационного

фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным

законодательством Российской Федерации.

Расходная часть бюджета США на 2004 год утверждена в сумме 2,32 трлн.

долларов. Дефицит бюджета США составляет более 400 млрд. долларов.

Существенная часть расходов направлена на статью «Национальная оборона».

Расходы по этой статье составляют рекордную сумму – 435,7 млрд. долларов.

Для сравнения, весь бюджет РФ в 25 раза меньше бюджета США и в 4,7 раз

меньше расходов на оборону США.

Бюджет США, вопреки существующим стереотипам, более социально

ориентирован, чем его российский аналог. Проведение сравнительного анализа

расходов федеральных бюджетов России и США на основании данных за 1995-2004

годы позволяет сделать ряд заслуживающих внимания выводов.

Функциональные классификации статей бюджетных расходов двух

рассматриваемых бюджетов достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов в

обоих бюджетах имеют приблизительно одинаковое назначение. Существенные

расхождения наблюдаются по относительно небольшим статьям. Суммарно

последние составляют очень небольшую долю всех расходов.

Важно отметить ровную динамику долей расходов в американском бюджете по

сравнению с российским. Кроме того, если проследить динамику расходов

бюджета США за более продолжительный период, то можно заметить, что

изменение расходов происходит очень плавно, без скачков. Это

свидетельствует об уверенном и последовательном проведении бюджетной

политики, которая носит долгосрочный характер. Бюджет Соединенных Штатов

планируется на 5 лет вперед (в 2004 году бюджет планировался до 2009 года

включительно), в то время как российский бюджет - на 3 года. Это, однако,

не означает, что правительству Российской Федерации достаточно планировать

бюджет не на 3 года, а на 5 лет, и мы получим такую же ровную динамику.

Первостепенное значение имеет качество бюджетного планирования, под которым

в контексте российской ситуации имеется в виду четкая расстановка

долгосрочных приоритетов, обеспеченная программами соответствующих реформ,

а также последовательное и точное исполнение федерального бюджета по каждой

статье в соответствии с законом.

Таблица 6 Показатели расходов бюджетов РФ и США

|Статьи расходов федерального бюджета | РФ (в %) |США(в %) |

|Государственное и местное управление | 2,9| 0,2 |

|Судебная власть | 1,3| 0,2 |

|Международная деятельность | 1,7| 1,4 |

|Национальная оборона | | 21,1 |

| |15,5 | |

|Фундаментальные исследования и содействие | | 1,06|

|научно-техническому прогрессу |1,7 | |

|Сельское хозяйство и рыболовство | | 3,4 |

| |1,1 | |

|Охрана окружающей среды и природных ресурсов | | 1,3 |

| |0,5 | |

|Транспорт, связь и информатика | | 2,5|

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.