рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы бюджета

от общего объема государственных ценных бумаг, подлежащих новации.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составят в

2002 году 57,9 млрд. рублей. Наиболее значительный объем расходов на

обслуживание приходится на купонные выплаты по облигациям федерального

займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК), которые получены

инвесторами в результате новации, а также будут размещены в период 2001-

2002 гг. - 33,7 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание по облигациям федерального займа с постоянным

и переменным купонным доходом (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК), полученным Банком России и

коммерческими банками в результате реструктуризации задолженности в 1999-

2001 гг., соответственно составят в 2002 году 7,0 млрд. рублей и 2,9 млрд.

рублей.

В связи с возросшим объемом привлечения краткосрочных инструментов,

расходы на обслуживание ГКО в 2002 году составят 5,5 млрд. рублей.

Учитывая, что размер купонных выплат по ОГСЗ может определяться на

основе доходности по ГКО-ОФЗ либо, исходя из официальных показателей,

характеризующих инфляцию, расходы на обслуживание ОГСЗ в 2002 году составят

1,3 млрд. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга. В

федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены ассигнования на платежи по

обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в размере

- 7,4 млрд. долларов США.

В 2002 году продолжатся выплаты Парижскому клубу кредиторов по долгу

бывшего СССР как по кредитам, реструктуризированным в рамках соглашения от

29.04.1996 и Меморандума от 01.08.1999, так и по кредитам с оригинальными

сроками погашения, не подлежащим реструктуризации. Объем платежей по

обслуживанию странам-участникам Парижского клуба кредиторов предусмотрен в

размере 0,2 млрд. долларов США - по новому российскому долгу и 2,4 - по

долгу бывшего СССР. Из общей суммы предусматриваемых бюджетных ассигнований

на платежи по обслуживанию государственного внешнего долга предстоит

выплатить около 3 млрд. долларов США в виде купонов но государственным

ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Платежи процентов и комиссий по кредитам МФО в 2002 году ожидаются в

сумме 848 млн. долларов США, из них около 400 млн. долларов США - МВФ,

около 448 млн. долларов США - МБРР и ЕБРР.

В основу составления прогноза расходов по обслуживанию

государственного внешнего долга был положен сценарий развития событий,

учитывающий в определенной мере валютные и процентные риски, в том числе

возможное ослабление доллара по отношению к остальным мировым валютам и в

первую очередь к евро. В 2002 году планируется выплатить около 0,35 млрд.

долларов США Внешэкономбанку на погашение процентов по кредитам,

предоставленным в 1998-1999 годах Минфину России за счет средств Банка

России для расчетов по государственному внешнему долгу Российской

Федерации.

Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начинается

новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года,

в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам

других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание

бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном

создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне

рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения

эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого общий объем финансовой

помощи бюджетам других уровней составит 245353,7 млн. рублей.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов российской федерации.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР)

образован в размере 147491,0 млн. рублей, что составляет 14% налоговых

доходов федерального бюджета (за исключением контролируемых Государственным

таможенным комитетом), рассчитанных по консервативному прогнозу социально-

экономического развития. В составе ФФПР предлагается выделить дотации на

выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в

размер 135928,0 млн. рублей и субсидии на государственную поддержку закупки

и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за

исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним

местности с ограниченными сроками завоза грузов в размере 8963,0 млн.

рублей.

Финансовая поддержка северного завоза. В целях создания благоприятных

условий для жизнедеятельности северных регионов в межнавигационный период

2001-2002 годов, а также принимая во внимание дотационность большинства

северных субъектов Российской Федерации и невозможность, в связи с этим,

привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков на длительные (более 6

месяцев) сроки, в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов

Российской Федерации, как и в 2001 году, предусматривается финансовая

поддержка северного завоза в виде субсидий.

Необходимость направления средств федерального бюджета на цели

государственной поддержки досрочного завоза грузов в районы Севера

обусловлена большими затратами предприятий и организаций по транспортировке

грузов на значительные расстояния с многочисленными перевалками,

накоплением и длительным хранением грузов в межнавигационный период, а

также невозможностью в условиях ограниченной платежеспособности населения

компенсировать указанные повышенные затраты предприятий в полном объеме за

счет выручки от реализации продукции (услуг). По расчету, произведенному с

учетом индексов - дефляторов, потребность в средствах федерального бюджета

на указанные цели составит в 2002 году 8963,0 млн. рублей. При этом имеется

в виду, что государственная финансовая поддержка досрочного завоза

продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

с ограниченными сроками завоза грузов должна осуществляться также за счет

средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного

завоза продукции (товаров) на Север. На пополнение указанных фондов

предлагается направлять передаваемые с 1 января 2002 года в управление

субъектов средства, выделенные им из федерального бюджета в 1994-1995 годах

на поддержку досрочного завоза грузов на Север в размере 8914,0 млн.

рублей. В проекте федерального закона устанавливается, что средства

региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза

продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

с ограниченными сроками завоза грузов должны отражаться в бюджетах

субъектов Российской Федерации и использоваться для закупки и доставки

нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и

лекарственных средств, продукции материально-технического назначения и

непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости в

районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными

сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций

социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям

дальнего востока и архангельской области. Учитывая, что регионы Дальнего

Востока и Архангельская область не имеют достаточной сырьевой базы

топливных ресурсов, завоз топлива ими производится из отдаленных регионов

России (Урала, Сибири, Якутии и др.) и услуги по перевозке топлива к месту

нахождения электростанций оказывают значительное влияние на формирование

тарифов на электроэнергию. В связи с высокой топливной составляющей в

себестоимости продукции, тарифы на электрическую энергию в этих регионах

значительно выше, чем в среднем по России. Выделение субвенций на

компенсацию тарифов на электроэнергию указанным регионам будет

способствовать выравниванию тарифов. Как показала практика прохождения

осенне-зимнего периода 2000-2001 годов и предыдущих лет, дальневосточные

регионы и Архангельская область испытывали значительные трудности с

обеспечением топливом, приводящие в отдельных случаях к критическим

ситуациям с теплоэнергоснабжением. В связи с этим, в целях гарантированного

обеспечения топливом и электроэнергией отраслей экономики и населения и

своевременного доведения администрациями соответствующих субъектов

Российской Федерации средств до акционерных обществ энергетики и

электрификации, указанные субвенции, выделяемые дальневосточным регионам и

Архангельской области на компенсацию тарифов на электроэнергию, должны

направляться на оплату поставок топлива через систему счетов, открываемых в

органах федерального казначейства. Это в значительной мере позволит

обеспечить в этих регионах своевременную поставку и оплату топлива.

Фонд компенсаций. В соответствии с решениями, принятыми при

формировании федерального бюджета на 2001 год. Фонд компенсаций на 2002 год

образован в размере 40757,6 млн. рублей.

В соответствии с принципами, установленными при создании Фонда

компенсаций и закрепленными Программой развития бюджетного федерализма в

Российской Федерации на период до 2005 года, средства указанного Фонда

будут предоставляться в виде целевой финансовой помощи (субвенций и

субсидий) субъектам Российской Федерации, вне зависимости от их бюджетной

обеспеченности, для финансирования социальных обязательств (социальных

пособий и льгот), возложенных на бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральными законами ("федеральными мандатами"). При этом соответствующие

обязательства 110 федеральным законам, закрепленные за федеральным

бюджетом, будут также финансироваться по разделу "Социальная политика"

федерального бюджета.

В связи с тем, что планируемый объем Фонда компенсаций не

обеспечивает полного финансирования "федеральных мандатов", и 2002 году его

средства будут сосредоточены на оказании субъектам Российской Федерации

целевой финансовой помощи на реализацию 2-х наиболее крупных и социально

значимых социальных законов:

"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - в размере

24000,0 млн. рублей.

"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в размере 1

1848,1 млн. рублей.

Кроме того, предусмотрено направить средства Фонда компенсаций на:

. реализацию Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О

милиции", "О федеральных органах налоговой полиции",

постановлений Верховного Совета Российской Федерации "Об

утверждении Положения о службе в органах внутренних дел

Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о прохождении

службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", а

также Таможенного кодекса Российской Федерации в части

возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг

связи в размере 2534,7 млн. рублей;

. финансирование расходов на возмещение льгот по оплате жилищно-

коммунальных услуг, услуг связи, проезду на транспорте общего

пользования городского и пригородного сообщения,

гарантированных гражданам, подвергшимся радиационному

воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии

на ПО "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в

размере 1000,0 млн. рублей;

. реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий"

- в размере 1259,8 млн. рублей;

. реализацию федеральных Законов "О статусе Героев Советского

Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена

Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям

Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой

Славы" в размере 114,9 млн рублей.

. При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2002 год

структура Фонда компенсаций может быть уточнена в зависимости

от приоритетов социальной политики, внесения и принятия

поправок в федеральные законы по вопросам социальной защиты

населения.

Распределение средств Фонда компенсаций между субъектами Российской

Федерации рассматривается и утверждается исходя из численности контингента

- получателей этих средств.

Фонд софинансирования социальных расходов. В соответствии с проектом

Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период

до 2005 года и в целях поддержки приоритетных, социально значимых расходов

в условиях проведения структурных реформ в составе раздела впервые создан

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР).

В 2002 году его средства в объеме 5012,1 млн. рублей предлагается

направить на частичное возмещение, на долевой основе, расходов

консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление

жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг.

Создание ФССР позволит ускорить переход к новой системе оплаты жилья

и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при

проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов Российской

Федерации в соблюдении федеральных стандартов и тем самым создать

предпосылки для реализации программы модернизации жилищно-коммунального

хозяйства.

Фонд реформирования региональных финансов. В соответствии с проектом

Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации с 2002

года Фонд развития региональных финансов предлагается переименовать в Фонд

реформирования региональных финансов, что точнее отражает цели указанного

Фонда.

В 2002 году Фонд реформирования региональных финансов предлагается

сформировать в размере 1200,0 млн. рублей, эквивалентном 40 млн. долларов

США, за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития

(МБРР).

Средства данного Фонда будут предоставлены 10 субъектам Российской

Федерации, отобранным на конкурсной основе по формализованной методике, при

условии выполнения ими заявленных программ реформирования региональных

финансов для реализации указанных программ, развития региональной

социальной инфраструктуры, повышения эффективности бюджетных расходов в

соответствии с представленными субъектами Российской Федерации планами

использования средств Фонда реформирования региональных финансов.

Фонд регионального развития. В соответствии с проводимой реформой

межбюджетных отношений в 2002 году значительные изменения произошли при

формировании Фонда регионального развития (ФРР).

Начиная с предстоящего года, расходы на формирование ФРР выделены в

самостоятельный подраздел раздела "Финансовая помощь бюджетам других

уровней". Это сделано для обособленного учета капитальных расходов,

финансируемых через бюджеты субъектов Российской Федерации, в рамках

финансовой помощи регионам.

В 2002 году, произошли кардинальные изменения принципов формирования

ФРР. Резко сокращено число федеральных программ развития регионов,

финансируемых за счет ФРР. Если в 2001 году таких программ насчитывалось

41, то в следующем году за счет ФРР будет финансироваться 6 программ по

развитию крупных экономических районов, а также регионов, имеющих

геополитическое значение. В соответствии с одобренным Правительством

Российской Федерации перечнем федеральных целевых программ, за счет ФРР в

2002 году предусмотрены к финансированию федеральные программы по развитию

Особой экономической зоны в Калининградской области, Экономическому и

социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Социально-

экономическому развитию Курильских островов Сахалинской области, Юга

России, а также программа, направленная на сокращение различий в социально-

экономическом развитии регионов. Кроме того, в состав ФРР включена

федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики

Татарстан", включая подпрограмму "Сохранение и развитие исторического

центра г.Казани", на финансирование которых предусмотрено 12,26 млрд.

рублей. Реализация вышеназванной программы будет осуществляться в целях

компенсации выпадающих доходов Республики Татарстан в связи с переходом на

уплачу налогов и платежей в порядке, соответствующем федеральному

законодательству.

Принципиальным отличием формирования ФРР в 2002 году является учет в

составе фонда расходов на капитальные вложения и прочие расходы по

объектам, имеющим региональное значение. При этом финансирование

федеральных объектов федеральных программ развития регионов предусмотрено

за счет государственной инвестиционной программы.

Таким образом, в 2002 году наряду с трансфертами и другими текущими

выплатами в составе финансовой помощи субъектам Российской Федерации, за

счет средств федерального бюджета предусматривается выделение

инвестиционных средств на программные объекты, имеющих региональное

значение.

Финансовая поддержка закрытых административно-территориальных

образований. В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического

развития Российской Федерации до 2004 года и перспективного финансового

плана до 2004 года взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами ЗАТО в

2002 году определились по объемам дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО,

включая г. Байконур, в сумме 12368,9 млн. рублей, что составляет 14 % роста

к уровню 2001 года.

Городу Байконуру предусмотрены дотация и субвенция из федерального

бюджета на сумму 824,5 млн. рублей, что обеспечивает в основном решение

социальных проблем города.

Увеличение помощи предпринимается в целях предотвращения потерь

федерального бюджета, вызванных предоставлением в соответствии с налоговым

законодательством дополнительных налоговых льгот, в связи с чем, в проекте

бюджета на 2002 год предусмотрено ограничение прав главы администрации г.

Байконура по предоставлению налоговых льгот.

При формировании расходов бюджетов ЗАТО возмещение убытков жилищно-

коммунального хозяйства в связи с льготной оплатой услуг военнослужащими и

другими гражданами не предусмотрены, поскольку они должны быть заложены в

сметах федеральных органов исполнительной власти.

Сохранен порядок перераспределения дотаций и субвенций.

На финансирование программ развития закрытых административно-

территориальных образований предусмотрено 1000,0 млн. рублей, или 2,4 % от

общей суммы запрашиваемых на указанные цели средств.

Финансовая поддержка города-курорта сочи. В расходах федерального

бюджета на 2002 год учтена дотация городу-курорту Сочи в сумме 600,0 млн.

рублей.

Финансирование программ развития наукоградов. На финансирование

программ развития наукоградов предусматриваются расходы в сумме 280 млн.

рублей. Указанные средства предполагается направить на исполнение Указов

Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 821 "О присвоении

статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области" и от

12 апреля 2001 года N 416 "О присвоении статуса наукограда Российской

Федерации г. Королеву Московской области".

Кроме того, в настоящее время подготовлены проекты указов Президента

Российской Федерации о присвоении статуса наукограда Российской Федерации

г. Троицку Московской области.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, предназначены для

финансирования инфраструктуры городов, имеющих статус наукоградов, в

соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации программами

развития городов.

Предполагается в 2001 году подготовка нормативных актов о присвоении

статуса наукограда Российской Федерации городам Юбилейный, Фрязино

Московской области, и Кольцове Новосибирской области, в случае принятия

которых потребуются дополнительные, сверх 280 млн. рублей, средства

федерального бюджета.

Финансирование всероссийского конкурса на звание "самый

благоустроенный город россии". Указом Президента Российской Федерации от 27

мая 1997 года N 528 предусмотрено проводить ежегодно Всероссийский конкурс

на звание "Самый благоустроенный город России". Постановлением

Правительства Российской Федерации от 27 июля 1997 года N 922 Минфину

России поручено ежегодно, начиная с 1998 года, предусматривать в

федеральном бюджете средства на финансирование названного конкурса.

В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрено 100 млн. рублей на

выплату премий городам-победителям конкурса на звание "Самый

благоустроенный город России".

Финансирование работ по сбору и утилизации радиоактивных отходов

(моснпо "радон"). Учитывая возможности федерального бюджета и принимая во

внимание особо опасный характер сбора и утилизации радиоактивных отходов, в

проекте федерального бюджета на 2002 год предусмотрена сумма 560 млн.

рублей в виде субсидии бюджету г. Москвы для Московского НПО "Радон".

Финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального

хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение местных органов

самоуправления. Задолженность федерального бюджета по финансированию

расходов на содержание объектов социальной сферы и жилфонда, переданных в

ведение органов местного самоуправления, на 1 января 2002 года составит

порядка 12300,0 млн. рублей. Это создает значительные трудности в работе

местных органов власти по обеспечению населения жилищно-коммунальными

услугами, в частности, в финансировании проведения неотложных ремонтных

работ, закупки топлива в осенне-зимний период и своевременности расчетов с

топливно-энергетическим комплексом. В 2002 году предполагается погашение

указанной задолженности на сумму 7000,0 млн. рублей, в том числе исходя из

учтенных в налоговых доходах федерального бюджета поступлений по налогу на

игорный бизнес и налогу на совокупный доход в размере 6900,0 млн. рублей.

Дотации на стабилизацию доходной базы субъектов российской

федерации. В 2002 году формирование доходной базы бюджетов субъектов

Российской Федерации будет происходить в условиях адаптации к новому

налоговому законодательству. Исходя из этого, в составе раздела

предлагается предусмотреть дотации на стабилизацию доходной базы субъектов

Российской Федерации в размере 3000,0 млн. рублей, которые планируется

распределить во втором полугодии 2002 года в порядке, установленном

Правительством Российской Федерации.

Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального

бюджета на 2002 год включены: расходы по резервным фондам Президента

Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на

проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей

из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному

бюджету.

Общий объем резервных фондов на 2002 год определен в 4,3 млрд,

рублей, или 0,2 % расходной части федерального бюджета. В состав резервных

фондов включены: резервный фонд Президента Российской Федерации, резервный

фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Правительства

Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и

последствий стихийных бедствий.

Заключение

2002 год объявлен Правительством Российской Федерации годом реформ и

основные параметры бюджета вобрали в себя основные черты этих реформ, к

числу которых, в первую очередь, нужно отнести судебную и военную реформы,

второй этап реформы бюджетного федерализма, реформу денежного довольствия,

пенсионную реформу, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда

работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, а также

завершение работы по урегулированию кредиторской задолженности главных

распорядителей средств федерального бюджета.

Следует отметить и другое. Сбалансированность федерального бюджета на

2002 год обеспечивается профицитом федерального бюджета, рассчитанным

исходя из благоприятного прогноза мировых цен на нефть. При этом структура

профицита на 84,4 процента связана с ценовым фактором и такими налоговыми

доходами как экспортно-импортные пошлины и налог на природные ресурсы. В

этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджета на 2002 год

является предельным и его обеспечение напрямую связано с благоприятной

внешнеэкономической конъюнктурой и успешной работой всех фискальных

органов.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год".

2. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук -

Минск, Высшая школа, 1995

3. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика,

1995

4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред.

проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.