рефераты скачать

МЕНЮ


Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия Орион

заработной платы за 4 квартал: 223399 * 1/6 = 37.233 тыс.грн.

Таблица 23 – Баланс предприятия по состоянию на 1.01.98

| |Сумма |Пассив |Сумма |

|Актив | | | |

|Основные средства: | |Уставной фонд |12579 |

|первоначальная |11925 |Нераспределённая |896,428 |

|стоимость | |прибыль прошлых лет | |

|износ |2512 |Кредиторскя задолженность: |

|остаточная |9413 |поставщикам |107,367 |

|стоимость | | | |

|Материалы |138296 |расчёты по оплате |37,233 |

| | |труда | |

|Готовая продукция |171,073 | |

|Дебиторы |546 | |

|Расчётный счёт |3351,659 | |

|Баланс |13620,028 |Баланс |13620,02|

| | | |8 |

3. УТОЧНЁННЫЕ РАСЧЁТЫ С УЧЁТОМ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И НДС.

1.Отчисления на социальные мероприятия включают в себя отчисления в фонд

занятости (1,5%), в фонд социального страхования (4%) и в пенсионный фонд

(32%). Объектом налогообложения являются фактические расходы предприятия на

оплату труда.

Статью начислений необходимо ввести в бюджет себестоимости

произведённой продукции (таблица 16). Внесём расчёт начислений в следующую

таблицу:

Таблица 24. - Отчисления на социальные мероприятия.

|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего |

|Заработная плата |8324 |6776 |7000 |7129 |29229 |

|Отчисления: | | | | | |

|Пенсионный фонд |2664 |2168 |2240 |228/1 |9353 |

|соц. Страх |333 |271 |280 |285 |1169 |

|фонд занятости |125 |102 |105 |107 |439 |

|Итого отчислений: |3122 |2541 |2625 |2673 |10961 |

| | | | | | |

|В связи с вводом | | | | | |

|дополнительной статьи | | | | | |

|"Отчисления на | | | | | |

|социальные | | | | | |

|мероприятия" возрастут| | | | | |

|затраты на | | | | | |

|производство | | | | | |

|продукции. Они | | | | | |

|составят: | | | | | |

|1 квартал: |891092|+ |3122 |= |894214 |

|2 квартал: |779308|+ |2541 |= |781849 |

|3 квартал: |795484|+ |2625 |= |798109 |

|4 квартал: |804785|+ |2673 |= |807458 |

|Итого по году: |327066|+ |10961 |= |3281630 |

| |9 | | | | |

В связи с вводом дополнительной статьи возрастут затраты на

производство продукции .они составят:

1 кв. : 891092 + 3122 = 894214 грн.;

2 кв. : 779308 + 2541 = 781849 грн.;

3 кв. : 795484 + 2625 = 798109 грн.;

4 кв. : 804785 + 2673 = 807458 грн.;

за год : 3270669 + 10961 = 3281630 грн.Данные затраты соответственно равны

себестоимости произведенной продукции.

В связи с вводом дополнительной статьи «Отчисления на социальные

мероприятия» изменятся и другие данные:

1). Себестоимость реализованной продукции составит:

1 кв. : 1202698 + 3122 = 1205820 грн.;

2 кв. : 7730425 + 2541 = 775583 грн.;

3 кв. : 795484 + 2625 = 798109 грн.;

4 кв. : 790372 + 2673 = 793045 грн.;

за год: 3561596 + 10961 = 3572557 грн.

2). Изменится также прогнозный отчёт оприбыли:

- валоваяя прибыль 5631000 – 3572557 = 2058443 грн;

- операционная прибыль : 2058443 – 784550 = 1273893 грн.;

- налог на прибыль : 1273893 * 0,3 = 382168 грн.;

- чистая прибыль : 1273893 – 382168 = 891725 грн.;

- дивиденды : 891725 * 0,05 = 44586 грн.;

- нераспределенная прибыль : 891725 – 44586 = 847139 грн.

3) Изменятся платежи по зарплате (таблица 21). Т.к. зарплата

производственных рабочих учтена без начислений, а зарплата в составе

производственных накладных, общехозяйственных и реализационных расходов –

с начислениями, то необходимо полностью пересчитать график платежей по

зарплате:

Таблица 25. - Расчёт платежей по заработной плате с учетом начислений

|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего |

|Заработная плата |8324 |6776 |7000 |7129 |29229 |

|производственных рабочих | | | | | |

|Заработная плата без | | | | | |

|начислений в составе: | | | | | |

|Производственно-накладных|114153|106451|107564|108196|436364|

|затрат | | | | | |

|Общехозяйственных |27273 |27272 |27273 |27272 |109090|

|расходов | | | | | |

|Расходов на сбыт |21818 |21818 |21818 |21818 |87271 |

|Продолжение таблицы 25 |

|Итого зарплата без |171568|162317|163655|164415|661955|

|начислений | | | | | |

|Начисления |64338 |60870 |61370 |61657 |248235|

|Зарплата с начислениями |235906|223187|225025|226072|910190|

|Выплата з/п: | | | | | |

|задолженость на 1.01.97г.|159000|- |- |- |159000|

|выплата в 1кв |196587|39319 |- |- |235906|

|выплата в 2кв |- |185989|37198 |- |223187|

|выплата в 3кв |- |- |187521|37504 |225025|

|выплата в 4кв |- |- |- |188393|188393|

|Итого выплат з/п: |355587|225308|224719|225897|103151|

| | | | | |1 |

Задолженность по зарплате расчитывается как 1/6 зарплаты, начисленной

за 4-й квартал.что составлет 226072 * 1/6 = 37679 грн. – это задолженность

прдприятия по оплате труда по состоянию 1.01.98 г. Это будет отражена в

балансе по статье «Задолженность по оплате труда» в разделе 3 пассива

баланса.

2. НДС начисляется как на поступления денежных средств (НДС полученный),

так и на некоторые виды платежей (НДС перечисленный).

1) НДС на поступления от реализации продукции составит:

1кв: 0,2 * 111700 = 223400 грн.

2кв: 0,2 * 1401000 = 280200 грн.

3кв: 0,2 * 1447000 = 289400 грн.

4кв: 0,2 * 1407000 = 281400 грн.

Итого за год: 0,2 * 5372000 = 1074400 грн.

2) НДС, который необходимо уплатить в составе платежей предприятия,

начисляют на слежующие статьи затрат:

- оплата приобретённых материалов;

- оплата комунальных услуг;

- оплата коммисионных за реализацию;

- расходы по рекламе;

- приобретение оьборудования за счёт капитальных вложений.

Подсчёт суммы начисленного НДС и разница между НДС полученным и НДС

перечисленным показана в таблице 26:

Таблица 26. - Расчёт НДС

| |1 |2 |3 |4 |Всего |

|Показатели | | | | | |

|НДС получено |223400|280200|289400|281400|107440|

| | | | | |0 |

|НДС уплачено | | | | | |

|за материалы |78369 |74576 |69486 |71143 |293574|

|за коммунальные услуги |15089 |7177 |7208 |7225 |3669,9|

|Комиссионные за |13840 |14120 |14700 |13650 |56310 |

|реализацию | | | | | |

|расходы по рекламе |2100 |2100 |2100 |2100 |8400 |

|Приобретение оборудования|9000 |48000 |12000 |6000 |75000 |

|за счёт кап. вложений | | | | | |

|итого НДС уплачено |118398|145973|105494|100118|469983|

|Задолженость предприятия |105002|134227|183906|182282|604417|

|по НДС | | | | | |

Разница межлу полученным и перечисленным НДС является задолженностью

предприятия по НДС. Сумма этой задолженности на конец года (177 871 грн.)

будет отражена в балансе предприятия на 1.01.98г. в 3-м разделе пассива в

строке «Кредиторская задолженность по НДС».

3.Рассчитаем бюджет денежных средств и баланс предприятия по состоянию на

1.01.98г. с учётом отчислений насоциальные мероприятия и НДС.

Таблица 27 - Бюджет денежных средств

| Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего |

|Остаток на 1.01.97|2625000 |2590434 |2867399|3462889|2625000|

|Поступления: | | | | | |

|Выручка от |1117000 |1401000 |1447000|1407000|5372000|

|реализации | | | | | |

|НДС полученый |223400 |280200 |289400 |281400 |4074400|

|Итого: |1340400 |1681200 |1736400|1688400|6446400|

|Платежи: | | | | | |

|за материалы |391846 |372878 |347429 |355716 |1467869|

|на выплату |258609 |163860 |163432 |164289 |750190 |

|зарплаты | | | | | |

|за коммунальные |75446 |35887 |36040 |36127 |183500 |

|услуги | | | | | |

|НДС за коммун. |15089 |7177 |7208 |7225 |36699 |

|услуги | | | | | |

|Ремонт |136412 |115225 |118294 |120069 |490000 |

|Продолжение таблицы 27 |

|Аренда |75000 |75000 |75000 |75000 |300000 |

|Командировки |13500 |13500 |13500 |13500 |54000 |

|Коммисионные за |69200 |70600 |73500 |68250 |281550 |

|реализацию товара | | | | | |

|НДС на |13840 |14120 |14700 |13650 |56310 |

|комиссионные | | | | | |

|Реклама |10500 |10500 |10500 |10500 |42000 |

|НДС на рекламу |2100 |2100 |2100 |2100 |8400 |

|Дивиденды |- |- |- |44586 |44586 |

|Налог на прибыль |84077 |99364 |76434 |122293 |382168 |

|кап. вложения |45000 |240000 |60000 |30000 |375000 |

|НДС на |9000 |48000 |12000 |6000 |75000 |

|кап.вложения | | | | | |

|Итого платежей: |1374966 |1404235 |1140910|1202056|5122167|

|Остаток на конец |2590434 |2867399 |3462889|3949233|3949233|

|периода | | | | | |

Таблица 28 - Баланс предприятия по состоянию на 1.01.98

|Актив |Сумма |Пассив |Сумма |

| |тыс.грн | |тыс.грн|

| | | |. |

|Основные средства:| |Уставной фонд |12579 |

|Первоначальная |11925 |Нераспределённ|889,139|

|стоимость | |ая прибыль | |

|Износ |2512 |Кредиторская | |

| | |задолженность:| |

|остаточная |9413 |поставщикам |107,367|

|стоимость | | | |

|Материалы |138,296 |расчёты по |37,679 |

| | |оплате труда | |

|Готовая продукция |171,073 |расчёты по НДС|604,417|

|Дебеторы |546 | |

|Расчётный счёт |3949,233 | |

|Баланс |14217,602|Баланс |14217,6|

| | | |02 |

В связи с вводом НДС и начислений на зарплату увеличился раздел 5

актива («Расчётный счёт») и статья «Расчёты по оплате труда» раздела 3

рассива; уменьшился раздел 2 пассива («Нераспределённая прибыль»); а также

в 3-м разделе пассива появилась статья «Расчёты по НДС».

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Бюджетирование – т.е. планирование будущих операций предприятия и

оформление его результатов в виде системы бюджетов – является важным звеном

в дальнейшем развитии фирмы, поскольку без бюджетирования нельзя внести

коррективы в развитие предприятия с целью его более успешного

функционирования и более рационального использования денежных средств.

Проанализируем стратегию предприятия «Орион» на 1.01.1997 год на

основании результатов бюджетирования.

4.1. Анализ прогнозного отчета о прибыли.

При составлении прогнозного отчёта о прибыли предприятия «Орион» за

1997 год мы увидим, что деятельность предприятия будет приносить прибыль,

т.е. предприятие является рентабельным. Валовая прибыль составила (со

включением в отчёт отчислений на социальные мероприятия) 2058443 грн.,

операционная – 1273893 грн., чистая – 891725 грн., а нераспределенная

прибыль составила 847139 грн. Эти данные позволяют охарактеризовать

деятельность как успешную.

Для повышения прибыли предприятия необходимо пересмотреть некоторые

статьи в составе себестоимости реализованной продукции и операционных

затрат. Например, можно найти поставщиков, поставляющих сырьё по более

низкой цене. Однако в большей мере повысить прибыль поможет пересмотр

состава общехозяйственных расходов и затрат на сбыт (Таблица 18 и 19). При

их анализе мы видим, что почти половину общехозяйственных расходов

составляет зарплата управленческого персонала (150000 из 315000), а также

командировочные расходы (30000грн.). Почти треть этих затрат (100000грн.)

составляет аренда. Т.о., сократив штат управления предприятием и, возможно,

подыскав производственную площадь с более низкой арендной платой,

предприятие сможет получать более высокую прибыль.

Кроме того, на мой взгляд, целесообразно было бы снизить затраты на

оплату труда и командировочные расходы в составе расходов на сбыт, а также

подыскать реализатора с более низкими комиссионными.

Так, если сократить управленческий штат хотя бы на половину, то это

снизило бы расходы на оплату труда (Таблица 18): 150 000 / 2 = 75 000 грн.

Снижение аренды хотя бы на 25% позволило бы сэкономить ещё 25 000 грн. При

снижении комиссионных за реализацию с 5% до 3% позволило бы сэкономить

дополнительные 112 620 грн.

Аналогично можно пересмотреть и другие статьи расходов. При, такого

рода пересчёте мы сможем выйти на более высокий уровень получения прибыли.

4.2. Анализ бюджета денежных средств.

В бюджете денежных средств (кассовом бюджете) отражены все будущие

платежи и поступления денежных средств (Таблица 22 и 27).

Анализ данного бюджета показывает, что к концу года на расчётном счёте

предприятия будет иметься остаток, равный 3949233 грн. По условию желаемый

остаток средств должен составлять 15 000 грн.

С одной стороны, такое значительное превышение деятельность

предприятия с положительной стороны: поступления от реализации продукции

значительно превышают платежи, а следовательно предприятие довольно

рентабельно.

Однако, с другой стороны, изъятие из оборота такой большой суммы

(3949233 – 15000 = 39342333 грн.) существенно уменьшит возможные прибыли

предприятия, а также ставит под угрозу обесценивания денег в результате

инфляции. Чтобы устранить излишек средств на расчетном счете и как можно

более полно использовать эти средства, необходимо вовлечь их в оборот ,

чтобы эти деньги также приносили прибыль. Это можно сделать с помощью

многих методов:

- эмиссия предприятием собственных ценных бумаг;

- закупка ценных бумаг других предприятий, гарантирующих получение по ним

дивидендов;

- закупка дополнительного оборудования и других материальных ценностей (

что может повысить производительность, а следовательно и рпибыльность

предприятия );

- вложение денег на депозит в банк (при гарантированном получении высоких

процентов по вкладам);

- выдача кредитов другим предприятиям на процентной основе

и т.д.

Другими словами, при таком значительном остатке средств необходимо

любыми путями включить эти деньги в оборот, чтобы они могли приносить

дополнительную прибыль.

4.3. Анализ баланса по состоянию на 1.01.98г.

В балансе содержится информация о будущем состоянии предприятия,

которое ожидается в в результате запланированных хозяйственных операций.

В целом валюта баланса увеличилась по сравнению с состоянием на

1.01.97г. на 1322102 грн (таблица 28), либо без учета НДС и отчислений на

социальные мероприятия – на 724528 грн (таблица 23).

Стоимость основных средств уменьшилась на 7000 грн, поскольку была

произведена закупка оборудования. Запас материалов увеличился на 36796 грн.

Увеличение запаса исключило эту сумму из оборота, поэтому необходимо

осуществить вовлечение этих запасов в производство, либо произвести их

реализацию. Уменьшение же запасов готовой продукции свидетельствует об

успешном функционировании предприятия, благодаря чему в оборот будет

включено 290927 грн.

Существенно (на 259 000 грн., т.е. почти в два раза) увеличилась

дебеторская задолженность, что ведёт к исключению данной суммы из оборота и

естественно отрицательно повлияет на деятельность предприятия, поэтому

необходимо пересмотреть контракты с покупателями об оплате продукции и

добиться больших поступлений от реализации продукции в соответствующих

кварталах.

Средства на расчётном счёте увеличились на 1324233 грн при желаемом

остатке в 15 000 грн. Это исключает из оборота крупную сумму денег и не

желательно для успешной деятельности предприятия.

Источники средств (пассив) увелчились за счёт нераспредел.нной прибыли

(на 847139 грн.) и кредиторской задолженности (на 474963 грн). Кроме того в

пассиве появилась новая статья (расчёт по НДС: 604417 грн.), а кредиторская

задолженность перед поставщком и по оплате труда соответственно уменьшилась

на: 8133 и 121321 грн.

4.4 Методы повышения прибыли и расчет точки безубыточности.

Существует три основных метода повышения прибыли:

1. Снижение себестоимости производимой продукции.

2. Повышение объема реализации продукции.

3. Увеличение цен на продукцию.

Все эти методы исходят из формул для нахождения прибыли:

Прибыль = Ц * Количество реализации – Постоянные расходы –

- Переменные расходы

Проанализируем все методы применительно к предприятию «Орион»

1. Снижение себестоимости производимой продукции.

В разделе 4.1. были показаны основные статьи с/с, которые возможно

снизить. Однако наиболее реальным представляется снижение зарплаты

управленческого персонала в составе общехозяйственных расходов. Дело в том,

что по принятым стандартам данная зарплата должна составлять не более 20%

от зарплаты производственных рабочих, в то время как на самом деле она

составляет около 513%, т.е превышает более, чем в 5 раз. Если снизить

зарплату персонала на 100000 грн. (66,67%, т.е. 2/3), то она будет все же

значительно превышать норму , однако операционные затраты существенно

снизятся, а следовательно повысится прибыль.

Так прибыль до снижения данной статьи составляла:

5631000 – 1663000 – 2303485 = 1664515 грн.

После снижения она составит 1764515 грн., т.е. повысится на 6%

2. Повышение объема реализации продукции.

Повысить объем реализации можно после досконального изучения рынка

сбыта и нахождения новых покупателуй продукции. Такое повышение возможно,

во-первых за счет снижения запасов готовой продукции на складах

предприятия, а во вторых, за счет введения предприятием и 1997 г. новых

производственных мощностей (закупка оборудования) и повышения объёма

выпускаемой продукции.

Так, если повысить объём реализации на 3% (4200 шт.) засчёт

продукции, находящейся на складах то прибыль составит:

5631000 / 144200 – 1663000 – 2303485 / 140000 * 144200 = 1764340 грн.

Т.е. при повышении объёма реализации на 3% прибыль предприятия

увеличится на 6% (5,997%)

3. Увеличение цен на продукцию.

Этот метод является самым рискованным из перечисленных, поскольку

повышение цены может понизить спрос на продукцию или повлечь за собой

переход на потребление продукции предприятий – конкурентов.

Однако предположим, что предприятие досконально проанализировало рынки

сбыта и нашло возможным провышение цены продукции на 5% (с 40,22 грн/шт до

42,23 грн/шт). Прибыль будет составлять:

42,23 * 140000 – 1663000 – 2303483 = 1945715 грн.

Т.е. прибыль увеличится на 17% (16,794%)

Таким образом, наиболее эффективным из трех предложенных методов

является увеличение цены реализации продукции.

Применив все перечисленные методы, предприятие сможет существенно

повысить свою прибыль. Она составит:

42,23 * 144200 – 1563000 – 2372590 = 2153976 грн.

Т.е. повышение прибыли составит 29,41% или 489461 грн.

Анализ конкурентноспособности построен на основе классификации затрат

на постоянные и переменные, а также определении точки безубыточности

(критического объема реализации).

Точка безубыточности – это объём реализации продукции, при котором

выручка от её реализации равна общим затратам.

В натуральном выражении (количество единиц реализации):

|Тб/у |= |Постоянныезатраты |

| | |Цена реализации |-|Переменные затраты на единицу |

| | |единицы продукции | |реализованной продукции |

В денежном выражении:

|Тб/у |= |Постоянныезатраты |

| | |Результат от реализации после возмещения переменных |

| | |затрат в относительном выражении |

Для анализируемого предприятия «Орион» постоянными затратами за 1997г.

являются:

- постоянные производственные накладные затраты (табл. 15) 1160000 грн.;

- общехозяйственные расходы (табл. 18) 315000 грн.;

- постоянные затраты на сбыт (табл. 19) 188000 грн.;

Всего постоянных затрат 1663000 грн.

Переменные затраты включают в себя:

- переменные производственные накладные затраты (табл. 15) 620000 грн.

для производственных 146144 шт. изделий, тогда для реализованных

140000:

620000 * 140000 / 146144 = 593935 грн.

- затраты на оплату труда (табл. 13):

29229 * 140000 / 146144 = 28000 грн.

- затраты на материалы составят:

материал А: 140000 шт. * 2грн/кг * 4 кг/шт = 1120000 грн.

материал Б: 140000 шт. * 2грн/кг * 1 кг/шт = 280000 грн.

Всего 1120000 + 280000 = 1400000 грн.

- расходы по сбыту (табл.19) 281550 грн.

Итого переменных расходов 2303485 грн.

На единицу продукции приходится:

2303485 / 140000 = 16,45 грн. переменных расходов.

Цена единицы продукции по году составляет:

5631000 / 140000 = 40,22

Теперь можно рассчитать критический объём сбыта продукции (точку

безубыточности):

Тб/у = 1663000 / (40,22 – 16,45) = 69962 шт.

В денежном выражении это составляет :

69962 * 40,22 = 2813872 грн.

Можно подсчитать запас финансовой устойчивости:

5631000 – 2813872 = 2817128 грн;

в натуральном выражении:

140000 – 69962 = 70038 шт.

Это значит, что предприятие может, не неся убытков, снизить объём продаж

на 70038 шт, т.е. почти на половину.

На рисунке приведено графическое изображение точки безубыточности .

Рис 1. Определение точки безубыточности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетирование – неотемлемая часть деятельности предприятия. Без

составления прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

невозможно оценить его будущую рентабельность и, соответственно,

целесообразность функционирования в будущем. Кроме того, нельзя внести

коррективы и макцимально увеличить прибыль, если не проанализировать дозоды

от реализации продукции и затраты на её выпуск.

В целом деятельность предприятия «Орион» в 1997г. можно считать

выгодной, поскольку при заданном объеме производства и затратах на выпуск

предприятие получит большую прибыль. Кроме того, у него имеются ресурсы

для расширения производства и увеличения прибыли: можн повысить объем

выпуска продукции и уменьшить некоторые статьи затрат.

Политику руководства можно назвать правильной, поскольку

обеспечивается и прибыль, и финансовая устойчивость предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗованной ЛИТЕРАТУРЫ:

Бандурка О.М., Коробов М.Я., Орлов П.І., Петрова К.Я. Фінінсова

діяльність підприємства: Підручник – К.: Либідь, 1998р. – 312 с.

1. Коробов М.Я. Фінанси промислового підприємства: Підручник. – К.: Либідь,

1995р. – 160 с.

2. Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97 – ВР «О налоге на добавленную

стоимость »

3. Закон Украины « О сборе на обязательное государственное пенсионное

страхование » от 26.06.97 № 400/97 – ВР (с изменениями, внесенными

Законом Украины от 24.07.98 № 64 – XIV)

4. Закон Украины « О сборе на обязательное социальное страхование » от

26.06.97 № 402/97 – ВР

-----------------------

[pic]

Постоянные затраты

Доход

Общие

затраты

Т б/у

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.