Проблемы развития аудита
следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее
филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в
самостоятельные аудиторские фирмы.
Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить
положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю
страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие
руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных
аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками
совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в
большинстве республик так и не приступили.
В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический
центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»
при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;
«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;
«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.
Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по
организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,
эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,
финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.
Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по
оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.
Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это
были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь
некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,
и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных
структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).
В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в
наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и
консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для
дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.
Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета
Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября
1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля
Министерства финансов СССР.
Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по
тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов
СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме
того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения
«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].
В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея
квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР
и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.
Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций
и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;
консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего
финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,
внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.
Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на
несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,
потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,
у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-
вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует
на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может
от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,
как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.
Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.
руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в
помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что
фирма перестала существовать.
Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в
целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот,
на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается
названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве
и Санкт-Петербурге.
Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991
гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об
аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в
СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие
структуры, в том числе аудиторские фирмы.
Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,
«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,
МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),
следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации
работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.
В учредительных документах указанных фирм предусматривались:
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых
организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения
достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление
консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и
коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,
управление финансовой деятельность и т.п.
В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».
Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на
совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в
организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались
консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на
аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская
фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –
общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,
Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –
“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных
республиках. Одновременно формировались общественные организации
бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников
стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации
бухгалтеров СССР.
Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий
других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм
потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим
Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное
управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с
Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к
разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено
было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому
вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В
начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам
министров союзных республик.
Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей
стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения
ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по
договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и
организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,
концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и
другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью
предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах
финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции
создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.
Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую
деятельность и определять в установленном порядке размер платы за
предоставленные услуги.
Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие
идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого
проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была
одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.
Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно
считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству
экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из
важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и
дать предложения по проблеме в целом.
А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно
развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не
только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.
Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных
предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские
фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»
и др.
Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя
крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в
Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других
городах.
Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России
был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не
могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер
один.
Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в
соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина
России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,
Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был
направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.
проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же
ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в
Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его
рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный
комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации
(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных
специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка
и др. [15,23].
Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в
Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об
организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона
в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,
в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»
станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и
дополнений.
7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом
регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской
Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление
Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании
аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил
все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ
подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности
в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,
т.е. с 29 декабря 1993 г.
Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-
ности в России нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в
Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила
сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не
отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских
организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они
не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений.
Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет
принципиально иной характер (см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в
развитии аудита в России.
2. Современный рынок аудиторских услуг в России
В настоящее время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч
аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм,
созданы профессиональные объединения аудиторов [32, 46]. Только за 1999 г.
было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной
аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 –
в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по
приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской
деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему
самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [26, 4].
Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-
консалтинговых (см. приложение 1) фирм свидетельствуют о неуклонном росте
их доходов (см. приложение 2). При этом примерно половина доходов
приходится на собственно аудит, а остальная часть – на консультации и
другие аудиторские услуги (см. приложение 3). Однако за первое полугодие
2000 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп
(АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно –
всего на 27,5 % (см. приложение 4). Такой прирост выручки может быть
сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись
примерно на 20%). Однако основные клиенты аудиторов не граждане, а
промышленные компании (см. приложение 5), а их цены выросли на 45%. Если же
принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в
первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по
сравнению с аналогичным периодом 1999 года [42, 33].
Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании
сильно недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но
было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к
финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. В
чем же тогда причина? Очевиден тот факт, что это – обострение конкуренции
и, как следствие, снижение цен. Профессиональная оценка средних почасовых
ставок аудиторских компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на
рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной
ставкой за услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час.
Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час.
В чем причина этой ценовой конкуренции? По оценкам экспертов, как
это ни парадоксально звучит, она кроется в оживлении экономики после
кризиса. Воистину, аудит в России не был лишен противоречий уже в момент
своего появления, не утратил он их и теперь. Казалось бы, подъем
производства должен привести к росту спроса на аудит и консалтинг, а
значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось
иначе.
Ровно год назад в посткризисной ситуации локомотивом рынка
выступили наиболее крупные АКГ. Мелкие фирмы были не в состоянии снизить
свои расценки и в результате остались не у дел.
Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Оживившееся
производство предъявило спрос на аудиторские услуги. Получив один-два
заказа, возобновили свою деятельность мелкие компании. Но они тут же попали
под ценовое давление своих клиентов. Чтобы вновь не пришлось сворачивать
свою деятельность, аудиторы принялись демпинговать и в первую очередь за
счет качества работ. Не менее активно ведут себя и вновь образованные
аудиторские компании. Этому изрядно способствует очень низкий барьер выхода
на рынок. Ну а для новорожденной компании, недавно получившей лицензию, не
имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта работы, единственным
аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь чрезвычайно низкая
цена.
В результате всеобщего демпинга вновь расцвел так называемый черный
аудит. И это неудивительно. Борьба с недобросовестными аудиторами,
продающими за бесценок свою подпись и печать, фактически не ведется.
В такой ситуации вряд ли разумно надеяться, что все образуется само
собой. Эта тенденция в конечном счете должна привести к сильной поляризации
рынка. Клиент, действительно нуждающийся в качественных услугах, будет
готов платить любые деньги за гарантию качества, поскольку в целом на рынке
будут процветать дешевые подделки под аудит. Как единственная гарантия
качества в таких условиях будет восприниматься раскрученная общепризнанная
марка компании. Несложно догадаться, что носителями таких марок на сегодня
в России являются лишь компании «большой пятерки». Т.е. и без того огромная
доля рынка иностранных компаний грозит еще больше увеличиться (см.
приложение 6).
Таким образом, сложившаяся на рынке аудиторских услуг ситуация
убедительно свидетельствует о том, что его пора всерьез регулировать.
Здесь мы и сталкиваемся с серьезнейшей проблемой современного
российского аудита: ему нужен закон. Учитывая специфику сложившейся на
рынке ситуации, дальнейшее промедление в процессе его принятия приведет к
печальным последствиям.
Российские аудиторы возлагают серьезные надежды на этот закон. Его
принятие позволит запустить наконец механизм контроля качества аудиторских
услуг. И как следствие – позволит убрать с рынка недобросовестные или
недостаточно профессиональные компании, разрушающие рынок своим демпингом.
Ожидание принятия закона касается не только столичных и близких им по
объемам работы аудиторских фирм, но и тех, кто работает на периферии,
например, наших Курганских. Излишне говорить о том, что совокупная выручка
всех действующих аудиторских организаций в Курганской области не идет в
сравнение с крупнейшими фирмами России. Однако тенденции развития, насущные
проблемы в корне своем те же.
В 1999 г. на рынке аудиторских услуг Курганской области работало 10
организаций (на одну больше, чем в 1998 г., см. приложение 7): крупнейшая
по объемам выручки – «Центр-Аудит», «Лидер», «Информаудит», «Аудитинформ»,
«Зауральский экономический арбитраж», «Аудит-факт», «ТК-Аудит» и др.
Фирмы, занимающиеся независимым финансовым контролем, объединены в
Курганское региональное отделение Российской коллегии аудиторов (РКА) [30,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|