рефераты скачать

МЕНЮ


Преобразования финансовой системы России

даны определения отдельным видам обязателсьтв. С введением в жизнь страны

Гражданского Кодекса были упорядочены рыночные отношения.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, который

не мог включить в себя все необходимые для становления рыночных отношений

нормы, в последующем были принят ряд законов дополняющих его.

8 января 1998 года был принят Федеральный закон “О несостоятельности

(банкротстве)”, который распространяется на все юридические лица (за

исключением казенных предприятий). Им устанавлены основы признания должника

банкротом, регулируется порядок и условия осуществления мер по

предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности

должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

С принятием 4 июня 1997 года двух Федеральных законов “О судебных

приставах” и “Об исполнителном производстве” были определены условия и

порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и

арбитражных судов, а также актов других уполномоченных органов, а в

структуре органов юстиции появилось крупное специальное подразделение,

обеспечивающее установленный порядок деятельности судов, безопасность судей

и участников судебного процесса. На него также возложена обязанность

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и прочее.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью

финансовой системы государства. Такая система начала формироваться в России

в конце 80-х годов, когда была признана необходимость восстановления

рыночного хозяйства. Экономическая практика последующих 90-х годов

подтвердила, что главным средством восстановления и развития рыночных

методов ведения хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право

собственности на капитал.

Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых

институттов это сфера, в которой формируются финансовые источники

экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные

ресурсы. В России принимаются меры для развития и рационализации рынка

ценных бумаг. В частности приняты законы “О рынке ценных бумаг” (1996г.),

“О переводном и простом векселе” (1997г.).

Важнейшим источником доходов государственного бюджета являются

налоговые поступления, которые состовляют 70-80% , поэтому государство

заинтересовано в полном, стабильном поступлении налогов в бюджет. Для этого

в стране была создана (1991г) система Государственная налоговая служба, а в

1993 году была создана Федеральная служба налоговой полиции, входившая до

этого в состав Госналогслужбы.

До принятия Налогового Кодекса РФ в стране действоватвовала система

налогобложения, общие принципы построения которой были определены Законом

РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (от 27.12.91).

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации (31.07.98), позволило

создать необходимые предпосылки для создания и функционирования единого

целостного рынка, создать предприятиям равные условия для работы. С его

появлением были сняты многие препятствия на пути развития производства.

Кодекс позволил систематизировать законодательство, снизить

конфликтность налоговых отношений и обеспечить удобства для

налогоплательщиков, благодаря отмене сотен нормативных актов.

Его принятие позволило стабилизировать финансовые отношения государства

и предприятий (физических лиц).

До принятия в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации и

Закона РФ “О таможенном тарифе” в стране действовал Таможенные кодекс СССР

и Закон о таможенном тарифе СССР (1991г.).

Принятие этих нормативных документов способствовало формированию

рыночных отношений в России и интегрирования ее экономики в мировое

хозяйство, устанавлению порядка формирования и применения таможенных

тарифов, поддержания оптимального соотношения вывоза и ввоза товаров,

валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, созданию

условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления

товаров в стране, защите российской экономики от неблагприятного

воздействия иностранной конкуренции и др.

Развитие и становление таможенно-банковского контроля в Российской

Федерации осуществлялось поэтапно.

15 ноября 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской

Федерации № 213 “О либерализации внешнеэкономической деятельности на

территории РСФСР” в стране было разрешено участие всех зарегистрированных в

установленном порядке предприятий и их объединений во внешнеэкономической

деятельности, а также определены основные задачи Правительства РСФСР и

Центрального банка РСФСР по регулированию и контролю за указанной

внешнеэкономической деятельностью.

С принятием Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615-1

“О валютном регулировании и валютном контроле” в стране были определены

основные принципы осуществления валютных операций в Россйской Федерации,

полномочий, функций органов валютного регулирования и валютного контроля

(Банка России и Правительства РФ) права и обязанности юридических и

физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными

ценностями, отвественность за нарушение валютного законодательства. Была

созда Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О

федеральных органах налоговой полиции” от № 5238-1 были определены правовые

основы, принципы организации и деятельности, система и структура,

полномочия федеральных органов налоговой полиции.

В соответствии с “Таможенным кодексом Российской Федерации” от 18 июня

1993 года № 5221-1 в стране действует система таможенного контроля. При

этом Государственный таможенный комитете Российской Федерации является

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное

рукоовдство таможенным делом а Российской Федерации.

С введением Банком России совместно с Государственным таможенным

комитетом Российской Федерации Инструкции № 19,01-20/10283 от 12

октября 1993 года “О порядке осуществления валютного контроля за

поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров “

и Инструкции №30,01-20/10538 от 26 июля 1995 года “О порядке осуществления

валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за

импортируемые товары”, предусматривающих установление специального порядка

контроля уполномоченными банками и Государственным таможенным комитетом за

поступлением валютной выручки от экспорта и обоснованностью платежей по

импорту товаров с использованием системы паспортов сделок, формирование

системы таможенно-банковского контроля за осуществлением экспортно-

импортных операций в основном в стране было завершено.

В период реформ кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны

пережило серьезные структурные изменения. Перестраивалась кредитная

система, возникали новые виды кредитно-финансовых институтов и операций,

модифицировалась система взаимоотношений центральных банков и финансово-

кредитных институтов, сложились иные пропорции в динамике государственного

и частного сектора.

Существенные изменения произошли и в функционировании банков:

повысилась их самостоятельность и роль в народном хозяйстве, расширились

функции действовавших и вновь созданных финансово-кредитных институтов;

изыскивались пути роста эффективности банковского обслуживания

внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей ; идет поиск

оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных

финансово-кредитных и банковских учреждений, разрабатывается новое

банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа

хозяйственного развития страны.

В связи с проводимыми в стране реформами происходят изменения в

правовом регулирование банковской деятельности .

Одним из базовых законов банковской деятельности является Федеральный

закон “О банках и банковской деятельности”, вступивший в силу 5 февраля

1996 года.

По форме данный закон представляет новую редакцию действовавшего с

1990 года Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”

Закон о банках можно считать результатом сложнейшего компромисса между

различными позициями и интересами: Банка Россиии, коммерческих банков,

Президента Российской Федерации и депутатов Федерального собрания,

федеральных органов государственной власти и представителей субъектов

Российской Федерации. Процедура принятия данного закона оказалась более

сложной, принятие Федерального закона “О Центральном банке Российской

Федерации(Банке России)”.

Несмотря на то, что ряд положений закона носит архаичный характер, тем

не менее, очевидно, что закон открыл новую страницу правового регулировая

банковской деятельности. Развитие банковского законодательства преследовало

цель обеспечить функционирование денег, которые в данной связи являются

публичным институтом, инструментом публичного воздействия на экономические

и общественные отношения. При этом, с точки зрения Конституции Российской

Федерации, основным принципом функционирования денег (в данном случае

рубля) является их стабильность, что, правда, не всегда является целью

деятельности отдельных элементов банковкой системы.

Центральные банки во всех странах мира занимают особое место среди

рыночных институтов. Центральный банк Российской Федерации является

эмиссионным центром страны, обладающим монопольным правом выпуска банкнот –

национальной денежной единицы. Банк России организует денежное обращение,

регулируя производство, хранение денег, обеспечивает устойчивость

национальной валюты. Он является органом регулирования экономики денежно-

кредитными методами.

До 1987 года все денежные операции в СССР велись через Госбанк СССР ,

или его филиалы – до 1987 года это были Стройбанк, Сбербанк и Внешторгбанк.

В 1987-1988 годах была осуществлена реформа банковской системы, которая

выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков:

Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка, и Внешэкономбанка. В

1988-1989 годах стали создаваться и первые коммерческие банки и

кооперативные банки.

В конце 1991 года (2 декабря 1990г.) с образованием Российской

Федерации как самостоятельного государства был образован Центральный банк

Российской Федерации.

Он имеет уставный капитал в размере 3 млрда рублей. Уставный капитал и

иное имущество банка является федеральной собственностью. Банк России

независим в своей деятельности. Федеральные органы и органы местного

самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. Банк России

подотчетен Государственной думе Российской Федерации.

Первые коммерческие банки стали создаваться в послепрестроечное время

в России в 1988 году. Они стали универсальными кредитно-финансовыми

институтами на рынке ценных бумаг. В начале 90-х годов в Росии была выбрана

смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными

правами присутствуют и банки, и небанковские инвестиционные институты.

Однако, подобная модель в нашей стране не сформировалась, ограничения

существуют, так как в чистом виде она связана с повышенным риском операций

банка.

Денежная система России за последние 30 лет претерпела серьезные

изменения. В 1961-1965 гг. денежная система СССР (России) базировалась на

денежных знаках образца 1961года, которые находились в обращении 30 лет без

особых изменений, за исключением указания года эмиссии. Золотое содержание

рубля было установлено в 0,987412г чистого золота. Практически этот паритет

был чисто номинальным и использовался лишь Госбанком СССР при котировках

иностранной валюты..

Сравнительное стабильное денежное обращение начало нарушаться со

второй половины 80-х годов. Борьба с так называемыми нетрудовыми доходами и

“антиалькогольная кампания” вызвали, как считают, значительный дефицит

государственного бюджета и, как следствие, выброс в обращение

необеспеченных денег; начала раскручиваться инфляция, ускоряемая товарным

дефицитом. К началу 90-х годов покупательная способность рубля значительно

снизилась.

В 1990-1991 гг. авторитет денежной системы и уважение населения к

рублю начали быстро падать в связи с поспешным и необъясниным с

экономических позиций реформированием денежного оборота: обмен по

непонятным причинам купюр образца 1961; резкое повышение цен, хотя оно

сопровождалось частичной компенсацией сбережений населения и некоторым

повышение зарплаты. С начала 1992 года началась либерализация цен и внешней

торговли, вызвавшая галлопирующую инфляцию (по некоторым подсчетам в 1992-

1996гг. она превысила 5000%). Прежний рубль полностью утратил свое

значение, а с развалом СССР был заменен новыми денежными знаками с

российской национальной символикой, на которых нет никаких ссылок на их

золотое обеспечение. Законодательно введена “внутренняя конвертируемость”

рубля, означающая, что любой гражданин России может обменять российские

деньги на иностранную валюту по свобобному курсу, установленному на

валютной бирже.

Россия имеет богатую историю страхового дела. Первый опыт страхования

жизни относится к 1771 году (Закон о вдовьей казне). В 1917 году российское

страховое дело было монополизировано, а затем фактически прекратило свое

существование. До начала реформ в нашей стране монопольное право на

проведение страховых операций имели организации, входящие в систему

Министерства финансов СССР. При этом страхование выступало как дополнение к

бюджетным резервам.

Новый этап страхового дела пришелся на 1992 год. Постановлением

Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года на базе

Правления Госстраха РСФСР была организована Российская государственная

страховая компания (Росгострах) в форме открытого акционерного общества. В

настояще время на российском страховом рынке представлена еще одна

акционерная компания с участием государства –Ингострах, занимающаяся

страхованием во внешнеэкономической сфере. Первые частные страховые

компании появились в Российской Федерации в 1988 году. Учредителями первых

страховых кампаний выступали имевшие свободные денежные средства

предприятия, организации и даже частные лица. Решающую роль для развития

российского страхового рынка сыграло принятие в 1992 году Федерального

закона “О страховании”. В тоже время в деятельности многих страховых

обществ выявились отрицательные стороны: высокие тарифы, отсутствие

должного контроля за использованием средств и др. При значительных

возможностях российского рынка страховых услуг потребности национальной

экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие

субъекты вступают в различные отношения друг с другом посредством

заключения договоров, в процессе исполнения которых между сторонами могут

возникать разногласия. Если разногласия не могут быть решены путем

переговоров между сторонами, они передаются на рассмотрение арбитражного

суда, являющего важным институттом.

Прообразом современных арбитражных судов были коммерческие суды в

России, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о

торговой несостоятельности. В 1931-1991 годах в стране существовала система

государственного и ведомственного арбитража. В соответствии с Законом

Российской Федерации “Об арбитражном Суде Российской Федерации” (1991г.)

арбитраж был преобразован в суд, действующий в соответсвии с Арбитражно-

процессуальным кодексом (1992г.). 28 апреля 1995 года был принят

Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской

Федерации”, а 5 мая 1995 года был принят “Арбитражный процессуальный кодекс

Российской Федерации”, действующие в настоящее время.

5.Финансовая система Российской Федерации в настоящее время, ее

соответствие рыночным отношениям

Что же в настоящее время представляет собой финансовая система

России?

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях

общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в

их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий

функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие

товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих

отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги,

кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны

функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные

различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность

различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых

характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов

денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении:

государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды

страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм

собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две

подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности

расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих

субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса

денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено

различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и

использования централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов

создаются путем распределения и перераспределения национального дохода,

созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и

социального развития, приводит к необходимости централизации в его

распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их

использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие

потребности государства в решении экономических, политических и социальных

задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов

применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и

накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых

способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом

отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на

едином источнике ресурсов всех звеньев.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.