рефераты скачать

МЕНЮ


Особенности организации безналичных расчетов юридических лиц в коммерческих банках

услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их

выпускающим.

Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их

совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор

информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может

служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским

удостоверением, использоваться для оплаты телефонных переговоров и т. д. В

сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из

прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут

подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки

частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после

анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом

банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются

другим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа

платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными

карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.

Основные виды пластиковых карт: магнитные и электронные

Магнитные:

. кредитные карты

. платежные (дебетовые) карты.

. Экзекъютивные (исполнительные) карты.

. Чековые гарантийные карты

. Карты с фиксированной покупательной способностью – телефонные и

прочие.

Электронные:

. Микропроцессорные: карты памяти (memory cards), интеллектуальные

(smart cards), суперинтеллектуальные карты (supersmart cards).

. Лазерные карты.

Такое разнообразие карт служит мотивацией для привлечения клиентов на

обслуживание.

С точки зрения клиентов привлекательность карточек заключается в

следующем.

. С одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы

денег), с другой - возможность моментально оплатить покупку.

. Не нужно заботиться о конвертируемости валюты. Это сделает банк,

причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в

магазине и курсом, по которому конвертацию осуществит банк.

. Строже становятся контроль и планирование бюджета.

. При потере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты

по ней были немедленно заблокированы.

. На внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток

выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты.

. Престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали

общеупотребительными), свидетельствующая к тому же об умении

обращаться с современными техническими средствами, используемыми в

финансовой сфере.

Минусы кредитных карточек для клиента связаны прежде всего с затратами,

которые он вынужден нести.

. За удобства, которые даст применение карточек, приходится платить.

. Карточки принимают не во всех магазинах и иных организациях

торговли и сферы обслуживания ( особенно в странах, которые только

вступают на этот путь).

Банк заинтересован работать с карточками, исходя из следующих

соображений.

. Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в

виду, во первых, те суммы, которые владельцы карточек должны

положить на свои спецсчета в банке. Во-вторых, это могут быть

страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для

обеспечения большей надежности «карточных» операций.

. За все операции с карточками (покупка, обналичивание,

конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме

того. Клиент платит за получение самой карточки.

. Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой

тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных

денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника

инновационных процессов.

1.6. Формы межбанковских расчетов.

1.6.1. Расчеты через расчетно-кассовые центры.

Действующая система межбанковских расчетов (она предусмотрена Положением

об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации от

9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на

осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета)

коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального

банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения

Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между

коммерческими банками.

Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных

банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и

эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием

коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов

власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет

бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями

неторгового характера в иностранной валюте.

Большая часть операций РКЦ связана с обслуживанием клиентов

коммерческими банками.

Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне

наступления срока платежа. Если срок платежа на документе не проставлен, то

сроком платежа считается дата принятия документа от клиента. Платежные

документы оформляются в соответствии установленными требованиями с

обязательным указанием идентификационных номеров налогоплательщиков, а

также банковских идентификационных кодов.

После списания средств со счетов клиентов банк формирует расчетные

документы по группам очередности платежей, а внутри группы – по срокам

платежей. Для представления документов в РКЦ по каждой группе очередности и

по сроку платежа банк составляет отдельное сводное платежное поручение, к

которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и опись

расчетных документов.

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам

коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах

остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка

для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка

за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой

принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию

депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими

ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация

межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого

коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками

корреспондентами ЦБР. Посредничество в платежах между банками позволяет

контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

1.6.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.

В современных условиях расчеты отечественных банков с использованием

корсчетов, открываемых в других банках, практикуются достаточно часто.

В этом случае корсчета банков, их учреждений ведутся не в PKЦ главных

территориальных управлений Банка России, а в других банках и их

учреждениях. Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного

банка (учреждения) в другом банке (учреждении) определяется по соглашению

между самими банками.

В соглашениях о корреспондентских отношениях, в частности

предусматриваются:

. круг организаций, которым зачисляются средства с корреспондентского

субсчета;

. круг организаций, которые будут зачислять свои платежи на

корреспондентский субсчет;

. круг организаций, которым будут зачисляться средства с

корреспондентского счета;

. круг организаций в учреждении банка, где открыт корреспондентский

счет, которые будут зачислять на него средства;

. круг операций, совершаемых по корреспондентскому счету и

корреспондентскому субсчету;

. документы, по которым должны совершаться операции по этим видам

счетов;

. условия платежа;

. контрольные функции учреждений банков - корреспондентов; порядок

обмена ими информацией о совершенных операциях по

корреспондентскому счету и корреспондентскому субсчету;

. другие вопросы по усмотрению сторон - учреждений банков.

Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам

заключается в следующем:

Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые

контрактные отношения с клиентами других банков. С самого начала

корреспондентские отношения устанавливаются именно для предоставления

услуг клиентам.

Во-вторых, и в тесной связи с первым, значительно ускоряются расчеты, так

как они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев – РКЦ.

Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между

корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи.

В-третьих, при широких корреспондентских отношениях появляются условия

для проведения клиринга. Проведение клиринга между банками-

корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а

значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения

дохода.

В-четвертых, расширяются возможности для активной работы на рынке и

применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны,

крупный банк может привлечь в качестве остатков по корсчетам значительные

средства и использовать их на разнообразные операции. Большая

корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное

обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имея в качестве

обеспечения на корсчетах остатки, получать кредиты под операции, которые

осуществляет основной банк.

1.6.3 Клиринговые расчеты

Клиринг - осуществление платежей путем взаимозачета платежных

обязательств и требований банка.

Клиринговое учреждение - небанковская кредитная организация,

осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России:

. обмен платежными документами между банками-участниками

. расчет чистых позиций банков-участников (итоговое сальдо банка-

участника, образовавшееся в результате обмена требований и

обязательств банков-участников).

Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника,

образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-

участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться

клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим

законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры

использования электронной цифровой подписи.

В зависимости от сферы применения клиринг может быть: локальным -

между банками какого-либо региона, либо между банками определенной

банковской группы, и (или) между филиалами одного банка;

общегосударственным – в пределах всей страны.

В свою очередь специфика указанных видов межбанковского клиринга

проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия можно

выделить совершаемые клиринги: 1) через учреждения центрального банка и

крупнейшие коммерческие банки; 2) через специальные межбанковские

организации – расчетные (клиринговые) палаты; 3) через клиринговый отдел

(расчетный центр) головного банка – при расчетах между его филиалами.

Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.

Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые могут

открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество

банков участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем

операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.

В России приняты две базовые модели клиринга. По первой модели клиринг

проводится без предварительного депонирования средств на счетах участников

клирингового учреждения. По второй клиринг проводится с предварительным

депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом

учреждении. Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от

валовой системы осуществления платежей между банками к, собственно,

клирингу. Дальнейшее совершенствование состоит в создании на базе каждого

клирингового центра, так называемого «банка банков».

Последний, как свидетельствует мировая практика, является исторически

более высокой степенью развития по сравнению с клиринговыми палатами,

поскольку представляет собой высокотехнологичную и гибкую банковскую

структуру, которой другие банки передают некоторые платежные полномочия.

Совмещая в своей операционной среде тесно связанные между собой

информационный, дилинговый и расчетный сегменты, она освобождает банки от

больших финансовых затрат на разработку некоторых новейших банковских

технологий, доступ к которым происходит через «банк банков». Черты «банка

банков» ярко проявляются уже сейчас в деятельности Центральной расчетной

палаты, Межбанковского финансового дома. Учитывая сложность, масштабность,

капиталоемкость этой работы, ведущая роль в совершенствовании платежной

системы России принадлежит Банку России.

1.7 Банковские риски и ответственность банков при осуществлении

безналичных расчетов.

Деятельность коммерческих банков, в процессе их

функционирования на рынке финансовых услуг, сопровождается различного

рода рисками.

Рискованность банковских операций может привести к потерям, что в

конечном итоге отразится на финансовых результатах банка. Это

заставляет банки очень оперативно реагировать на все события,

давать оценку рискам, определять их границы и размеры.

Практически все банковские операции связаны с рисками. В ходе

осуществления безналичных расчетов могут возникнуть технологические

риски и риски связанные с персоналом. При недостаточной материально

– технической оснащенности банка, возникает технологический риск,

который может привести к потерям базы данных. Последствия этого

риска влекут за собой значительные потери для банков.

Кроме этого, могут возникнуть так называемые риски персонала.

Их содержание зависит от качества профессионального уровня и черт

характера сотрудников. Риски персонала также влекут за собой

финансовые потери для банка. Чтобы избежать эти риски важно

сделать правильную расстановку кадров и четкое распределение

обязанностей.

Выше названные риски могут привести к ответственности банков.

Российское законодательство регламентирует ответственность банков

за ненадлежащее выполнение операций по счету, с помощью

Гражданского Кодекса РФ, Налогового Кодекса РФ.

Так, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ [1.ст.856], при

несвоевременном зачисления на счет средств, либо необоснованном

списания со счета, а также не выполнении указаний клиента о

перечислении денежных средств, банк обязан уплатить на эту сумму

проценты, в размере учетной ставки на день исполнения денежных

обязательств за каждый день просрочки.

В соответствии с налоговым законодательством, банки являются

участниками налоговых правоотношений. Налоговый Кодекс РФ определяет

обязанности и ответственность банков за различные нарушения при

открытии и ведении счетов юридических лиц.

При открытии (закрытии) счета банк обязан в 5 дневный срок

сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика –

клиента об открытии банковского счета, для чего заполняется форма

“Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского

счета. Сообщение высылается налоговому органу заказным письмом с

уведомлением.

Несообщение банком налоговому органу об открытии (закрытии)

счета юридическому лицу влечет штраф в размере 20т. рублей

[2.ст.132, п.2] . При нарушении банком порядка открытия счета влечет

штраф в размере 10т. рублей [2.ст.132,п.1.]. Нарушения сроков

исполнения поручения о перечислении налога или сбора влечет

взыскание пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но

не более 0,2% за каждый день просрочки [2. ст.133.]

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении

операций по счетам налогоплательщика влечет взыскание штрафа в

размере 20% от суммы перечисленной в соответствии с поручением

налогоплательщика, но не более суммы задолженности [2.ст.134.]

Неправомерное неисполнение банком решения о взыскании налога и

сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования

ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки [2.ст.135,п.1.].

Совершения банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных

средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в

соответствии со ст.46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение

налогового органа, влечет штраф в размере 30% от поступившей в

результате таких действий суммы [2.ст.134].

При не предоставлении банками по мотивируемому запросу

налогового органа справок по операциям и счетам организаций и

предпринимателей влечет штраф в размере 10 т. рублей.

Все вышеперечисленные штрафы и пени взыскиваются в порядке,

предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

-----------------------

[1] ФИНАНСЫ, 2001, №4.?????????†????

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.