рефераты скачать

МЕНЮ


Особенности организации финансов отдельных отраслей

программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная

координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта

зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий

производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема

реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья

и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на

следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала

деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность

того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа

альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в

самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством

предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в

дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения

(децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки.

Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство

предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации

процесса принятия оперативных решений. [3]

2.2.3. Организация планирования.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень

мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в

собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность

самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по

составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь

именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт

в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и

т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно

тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п.2.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не

изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей

реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия

производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную

систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по

составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также

распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных

показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы

организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down

(сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down

работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство

предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по

прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере

продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются

в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например,

расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и

затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели

в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью

в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные

тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих

методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий

процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов

различных подразделений. [3]

2.2.4. Процесс планирования.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух

основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности)

его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и

финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного

планирования. [3]

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии

необходимо проводить планирование использование как основного, так и

оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного

капитала является планирование времени поступления дохода и расхода.

Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени

начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития

предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые

здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного

капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс

стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать

новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о

потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по

маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов

предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее

собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении

лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда

возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать

необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого

нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время,

соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться,

сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на

банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В

частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок

акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [4]

2.3. Управление финансами.

2.3.1. Управление активами.

Существуют следующие основные направлен расходования фондов

большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим

и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы,

оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов

означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно

другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые

предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат

банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что

осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит

владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на

себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.[4]

2.3.2. Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может

держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве

оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала,

проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки

исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция

продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и

инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не

используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату

пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного

капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии

оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-

техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок необходимых материалов;

- введения жестких производственных систем;

- использования современных складов;

- совершенствования прогнозирования спроса;

- быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в

уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке

ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в

оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в

лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы

держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие

ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные

сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным

соглашением) приносят доход в виде процентов.[4]

2.3.3. Управление основными активами.

К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года.

Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей

финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на

приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или

сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения

необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью

или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе

составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс,

поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по

прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что главным для финансистов является основной

капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления

недвижимостью. [4]

2.4. Анализ финансового состояния предприятия.

2.4.1. Задачи анализа и данные, используемые

при анализе.

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и

краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут

быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением

его средств и источников их формирования, анализ финансового состоя­ния

проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые

ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финан­совую эффективность

работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными

средствами и их сохранность, состояние нор­мируемых запасов товарно-

материальных ценностей, состояние и дина­мика дебиторской и кредиторской

задолженности, оборачиваемость обо­ротных средств, материальное обеспечение

банковских кредитов, плате­жеспособность.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от

улучшения таких качественных показателей, как - производи­тельность труда,

рентабельность производства, фондоотдача, а также вы­полнения плана по

прибыли. Рациональному размещению средств пред­приятия способствует

правильная организация материально-технического обеспечения производства,

оперативная деятельность по ускорению де­нежного оборота. Поэтому анализ

финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-

хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения

предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять

на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения.

В связи с этим ана­лиз финансового состояния предприятия и анализ других

сторон его дея­тельности должны взаимно дополнять друг друга.

Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, про­верка

расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых

затруднений, возможностей улучшения использования фи­нансовых ресурсов,

ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

В связи с различным функциональным назначением и особенностя­ми

использования в планировании и учете средства предприятия подраз­деляются

на основные и оборотные.

К основным относятся средства стоимостью не менее 500 т.р. за еди­ницу

независимо от срока службы, а так же со сроком службы не менее одного года,

независимо от их стоимости. Основные средства функциони­руют в течение ряда

лет, не меняя формы. Их стоимость относится на за­траты производства в

течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства

предприятия, обеспечивающие создание производ­ственных запасов и

авансирование затрат в процессе производства и реа­лизации продукции.

Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное

строительство, готовую продукцию до ее реализации, де­нежные средства и

дебиторскую задолженность.

Главным фактором, определяющим финансовое положение пред­приятия

является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются

денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов,

авансирования затрат для обеспечения непре­рывности процесса производства и

реализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые и

ненормируемые.

Нормируемыми называют оборотные средства, по которым устана­вливается

норматив минимальных запасов, необходимых для производ­ства и реализации

продукции. Ненормируемыми называются оборотные средства, по которым

нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями за

отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами,

недостачи и т.п.).

Оборотные средства, обслуживающие производство, включая мате­риалы,

топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называются средствами в

сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотных средств

предприятия. Оборотные средства в сфере обращения предназначены для

бесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершения

расчетов и состоят из готовой продукции, то­варов отгруженных, денежных

средств и средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств

делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства

выделяются на покрытие за­пасов и расходов будущих периодов в минимальных

размерах и постоян­но находятся в распоряжении предприятия. Заемные

оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и

временных по­требностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением

произ­водственных заданий.

Основной источник данных для анализа финансовой деятельности

предприятия - отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение

уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализи­руют содержание

его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на

финансовые показатели. Кроме того, привлеченные дан­ные финансового плана,

показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и

д.р.

Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначе­ние

средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму таб­лицы,

состоит из двух частей - актива и пассива. В активе показывают со­став,

размещение и использование средств, сгруппированных в зависи­мости от их

функциональной роли в хозяйстве.

Группировка экономически однородных статей баланса увязана с

источниками их образования. Анализ баланса заключается в раскрытии

внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива и пас­сива

баланса.

Раздел I актива “Основные средства (фонды) и внеоборотные акти­вы”

отражает основные и отвлеченные средства предприятия. В активе баланса

основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стои­мости с

одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К от­влеченным

относятся средства, изъятые из хозяйственного оборота пред­приятия (платежи

из прибыли в бюджет, уплата банку процентов за кре­дит, перечисление

средств вышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе

отражаются убытки.

Раздел II актива “Нормируемые оборотные средства” отражает не только

фактические остатки, но и установленные нормативы по всей группе средств.

Поэтому данный раздел баланса содержит четыре графы показателей: нормативы

и фактические остатки на начало и конец отчет­ного периода.

Раздел I пассива “Источники собственных и приравненных к ним средств”

включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратное

финансирование и прибыль. В заключительном балансе безвозвратное

финансирование присоединяется к уставному фонду.

К источникам, приравненным к собственным, относятся устойчивые пассивы

- привлеченные предприятием средства, имеющие постоянный (устойчивый)

характер. Здесь же отражаются средства, изъятые у пред­приятия в связи с

кредитованием по обороту.

Раздел I пассива является источником покрытия I и II разделов акти­ва.

При этом раздел I актива покрывается разделом I пассива полностью, а раздел

II актива разделом I пассива только в размере установленного норматива.

В разделе II пассива “Кредиты банка под нормируемые оборотные

средства” отражается задолженность банку по ссудам. Этот раздел являет­ся

источником покрытия раздела II актива в части запасов товарно-мате­риальных

ценностей.

За общим итогом этого раздела показывается регулирующая статья II-1

“Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”, которые в активе

отражаются по первоначальной стоимости. Здесь же отражается статья II-2

“Резерв на покрытие предстоящих расходов или потерь”.

В разделе III актива показаны как ненормируемые оборотные сред­ства,

так и другие вложения, связанные с основной деятельностью, а в разделе III

пассива - их источники.

Раздел III актива “Денежные средства, расчеты и прочие активы”

отражает ненормируемые средства: кассу, расчетный счет и прочие счета в

банке, прочие денежные средства , товары отгруженные, дебиторскую

за­долженность. Денежные средства показываются в сумме действительного

наличия, другие статьи - в размере фактической задолженности на день

составления баланса. В этом же разделе показываются расходы, не пере­крытые

средствами специальных фондов и целевого финансирования, из­лишне внесенная

в банк амортизация, недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм

естественной прибыли. В отдельный подраздел по активу и пассиву выделены

средства на капитальный ремонт и все затра­ты, включая авансы поставщикам и

подрядчикам. [2]

2.4.2. Анализ состояния собственных оборотных средств.

Анализ состояния собственных оборотных средств заключается в

определении их наличия на начало и конец отчетного периода и проверке их

использования. Сумма источников собственных и приравненных к ним средств

при правильном их использовании должна покрывать вложения предприятия в

основные средства и внеоборотные активы, а также в нор­мируемые оборотные

средства в пределах установленного норматива.

Для определения наличия собственных оборотных и приравненных к ним

средств необходимо из итога раздела I пассива баланса, в котором отражаются

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.