рефераты скачать

МЕНЮ


Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности

установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников

к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в

зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма,

росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и

качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение

бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение

покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение

внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция

(нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г.

Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что

отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после

провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились иностранные концессии,

разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа

показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой

обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП

быстро свернули.

В течении 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских

странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону

акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на

товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию

хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный

налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал.

Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние

капиталов было практически невозможным. Подобный налоговый гнет толкал

частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной

концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении,

противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к

административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения

финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце

концов, к кризису.

2.Методы учета доходов и расходов.

2.1.Основные характеристики налога

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

-российские организации;

-иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через

постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается

прибыль , полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1)для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину

произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляемых деятельность в РФ через

постоянные представительства – полученный через эти постоянные

представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими

постоянными представительствами расходов.

Глава 25 НК РФ наряду с общей налоговой ставкой в размере 24%,

устанавливает специальные налоговые ставки для определенных видов доходов,

полученных или выплачиваемых российскими организациями. Уплата налога по

таким доходам производится в иные сроки. Так, налог должен быть удержан

источником выплаты из суммы выплачиваемого дохода при выплате дивидентов

российским организациям – по ставке 6%, иностранным организациям – по

ставке 15%.

2.2.Доходы

Рассмотрим доходы, облагаемые по ставке 24%, получаемые российскими

организациями.

Доходы, учитываемые при исчислении прибыли , облагаемой по ставке в размере

24%, подразделяются в соответствии с НК РФ на доходы от реализации и

внереализационные доходы. При этом гл.25 НК РФ не препятствует тому, чтобы

налогоплательщик самостоятельно классифицировал полученный доход как доход

от реализации или внереализационный доход в зависимости от осуществляемых

им видов деятельности.

Указанные группы доходов, в свою очередь делятся по видам доходов.

По правилам рассматриваемой главы при определении прибыли отчетного

(налогового) периода, облагаемой по общей ставке в размере 24%,

налогоплательщику предстоит выявить финансовый результат по десяти видам

операций.

Таким образом, можно условно сказать, что налоговая база отчетного периода,

налог по которой исчисляется по ставке 24%, состоит из десяти налоговых

баз.

Полученные налогоплательщиком доходы, учитываемые при исчислении облагаемой

по ставке 24% прибыли, целесообразно сразу группировать по следующим базам:

2. доходы от реализации ст.249, ст.315 НК РФ

1.1.выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств

и хозяйств

2. внереализационные доходы ст.250, ст.315 НК РФ

2.1.доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок,

обращающимися на организованном рынке.

2.2.доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не

обращающимися на организованном рынке

2.3.иные внереализационные доходы ( в том числе % по заемным

обязательствам, штрафы, пени, неустойки и т.д.)

2.3.Расходы

В отношении расходов в первую очередь отмечу, что таковыми признаются

обоснованные и документально потвержденные затраты, а также убытки в

соответствии со ст. 265 НК РФ. При этом:

- под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты,

оценка которых выражена в денежной форме;

- под документально потвержденными расходами понимаются затраты,

подтвержденные документами, оформленными в соответствии с

законодательством РФ.

Кроме того, для признания затрат расходами необходимо, чтобы они были

произведены для осуществления деятельности, направленной на получение

дохода.

Расходы, подразделяемые в соответствии с НК РФ на расходы на производство и

реализацию и внереализационные расходы, необходимо также группировать по

базам. При этом при выборе базы следует исходить из того, что расход должен

быть связан с соответствущей операцией. Соответственно, одну базу могут

формировать только взаимосвязанные доходы и расходы. Налогоплательщикам,

опредеделяющим доходы и расходы по методу начисления, кроме того, следует

распределять расходы, попавшие в базы «Расходы на производство и реализацию

товаров (работ, услуг) собственного производства» и « Расходы по торговым

операциям», на прямые и косвенные.

1. на производство и реализацию ст.252, ст.315 НК РФ собственного

производства

1.1.прямые ст. 318 НК РФ:

- материальные расходы, указанные как прямые, п.1 ст.254 НК РФ

- суммы начисленной амортизации по ОС, непосредственно используемым при

производстве товаров (работ, услуг),ст. 256-259 НК РФ

- расходы на оплату труда основного производственного персонала с учетом

работников, занятых на вспомогательных производствах, ст.255 НК РФ

- ЕСН, начисленный на оплату труда основного производственного персонала с

учетом работников, занятых на вспомогательных производствах, п.1 ст.264

НК РФ

1.2.косвенные ст.318 НК РФ

- Иные материальные расходы, ст.254 НК РФ

- Суммы начисленной амортизации по НМА и по ОС, непосредственно не

используемым при производстве товаров (услуг, работ), ст.256-259 НК РФ

- Расходы на оплату труда иных работников, ст.255 НК РФ

- ЕСН, начисленный на оплату труда иных работников, п.1 ст.264 НК РФ

- Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, ст.260-264 НК РФ

2. на производство и реализацию ст.252,ст.315 НК РФ учитываемые при

реализации покупных товаров

2.1.покупная стоимость реализованных товаров ст 320 НК РФ

2.2.издержки обращения ст.320 НК РФ

2.2.1.прямые ст.320 НК РФ

- транспортные расходы, связанные с доставкой

2.2.2.косвенные ст.320 НК РФ

- иные расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров

3. внереализационные расходы ст.265, ст.315 Нк РФ

- учитываемые при операциях с финансовыми инструментами срочных сделок,

обращающимися на организациованном рынке

- учитываемые при операциях с финансовыми инструментами срочных сделок, не

обращающимися на организованном рынке

- иные внереализационные расходы ( в том числе проценты по заемным

обязательствам, штрафы, пени, неустойки и т.д.)

2.2.Метод начисления

2.2.1.Доходы по методу начисления

Доходы по методу начисления признаются в том отчетном периоде, в котором

они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств,

иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав.

При признании доходов, полученных по договору. Заключенному на срок менее

одного отчетного периода либо заключенному на срок более одного отчетного

периода, но предусматривающему равномерное распределение доходов,

налогоплательщику следует руководствоваться условиями таких договоров.

При признании доходов, полученных по договору, заключенному на срок более

одного отчетного периода, но не предусматривающего равномерного

распределение доходов или не позволяющему четко установить связь между

доходами и расходами, налогоплательщик должен распределить их

самостоятельно по принципу равномерного признания доходов и расходов.

В таких случаях при исчислении налоговой базы отчетного периода доход

учитывается в сумме, приходящейся на соответствующий отчетный период.

При определении доходов для целей налогообложения налогоплательщики обязаны

пересчитать выраженные в иностранной валюте доходы, имущество,

обязательства и требования в рубли по официальному курсу иностранной валюты

к рублю РФ, установленному ЦБ РФ , на дату признания соответствующего

дохода.

2.2.2.Расходы по методу начисления

Расходы по методу начисления признаются в том отчетном периоде, к которому

они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и

(или) иной формы их оплаты.

При признании расходов по договорам с конкретными сроками исполнения

налогоплательщику следует руководствоватся:

-условиями таких договоров

-принципом равномерного формирования доходов и расходов , если такие

договоры заключены на срок более одного отчетного периода

При признании расходов по договорам предусматривающим получение дохода в

течении более одного отчетного периода, но не устанавливающим поэтапную

сдачу товаров (услуг,работ), налоплательщик должен распределить их

самостоятельно по принципу равномерного признания доходов и расходов.

Примеров такой ситуации может служить договор возмездного оказания услуг,

по условиям которого исполнитель в течение года оказывает заказчику услуги

с предоставлением соответствующего отчета по окончании срока действия

договора, а заказчик ежемесячно выплачивает исполнителю фиксированную

денежную сумму.

Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по

конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле

соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При определении расходов для целей налогообложения налогоплательщики

обязаны пересчитать выраженные в иностранной валюте расходы, имущество,

обязательства и требования в рубли по официальному курсу иностранной валюты

к рублю РФ, установленному ЦБ РФ , на дату признания соответствующего

расхода.

2.3.Кассовый метод

2.3.1.Доходы по кассовому методу

Датой получения дохода, определяемого по кассовому методу, признается день:

-поступления средств на счета в банках или кассу;

-поступления иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

-погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

2.3.2.Расходы по кассовому методу

Расходами налогоплательщика, применяющего кассовый метод, признаются

затраты после их фактической оплаты.

При этом оплатой товара считается прекращение встречного обязательства

налогоплательщика-покупателя перед продавцом, которое непосредственно

связано с поставкой этих товаров.

Налогоплательщику следует учитывать, что при кассовом методе расходы,

связанные с производством и реализацией, учитываются только в части

реализованных товаров( работ, услуг), имущественных прав.

Заключение

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на

нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок,

порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает

значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в

анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив,

исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом

возрождения и становления налоговой системы России.

Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо

адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций,

практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело

в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о

налогах.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно

отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы

налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы

инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита,

падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются

ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся

новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и

дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в

соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить

или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом “Об основах

налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после

дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение

объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон

скота или на содержание футбольной команды.

Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним

регионом в другие. Например, республика Тува ввела собственные акцизы на

отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы

включаются в цену продукции, а продукция реализуется за пределами

республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков, а

поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить.

Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов

в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует

налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые

осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают

решения об инвестициях в российскую экономику.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть

от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов

Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою

очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного

экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо

учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше,

если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном

же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически

и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не

рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать

негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на

отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее

направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра

это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление.

Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы

при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива

перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого

налога.

Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,

количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,

особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а

также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики.

Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие

хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В

связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к

новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в

период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также

препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема

реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную

функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его,

сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном

показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных

элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых

льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов

на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная

налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным

отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему

можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно

неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,

социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути

реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции

реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых

изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных

коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового,

профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач,

налогового законодательства претендует Налоговый Кодекс, однако, он тоже не

лишён недостатков.

Список литературы

1.НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ-2002(глава 25 НК РФ) М.:Издательство ПРИОР.-2002.-96 с.

2. «Главная книга» специальный выпуск

3. Камаев В.Д., Доменко Б.И. Основы рыночной экономики. Национальная

экономика в целом.-М.:1991г.

4. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и

политика.-М.: 1996г.

5. Черник Д.Г.Налоги. учебное пособие.-М.:Финансы и кредит, 1999г.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 1997г.

7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.:2001г.

8. Журнал «Налоги и платежи» № 5,2001г.

9. Налоговый кодекс РФ часть 1,часть 2 .-М.:Ассоциация авторов и издателей

«ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС»,2000.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.