рефераты скачать

МЕНЮ


Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития

Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития

МИНИСТЕРСВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА «ФИНАНСОВ И КРЕДИТА»

Контрольная работа

По курсу «Финансы»

На тему: Вариант № 32

1. Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития.

Выполнил студент IV курса

Факультета ВВО специальность

Финансы и кредит

Иванов И.Н.

Проверил: Доцент, к.э.н. Сангинова Л.Д.

Самара 2001 г.

План.

1. Введение.

2. Сущность и функции налогов с населения.

3. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе.

4. Пределы налоговой нагрузки.

5. Оптимизация налоговой нагрузки.

6. Основные виды налогов, взимаемых с населения.

6.1. Налог на доходы с физических лиц.

6.2. Налог на имущество физических лиц.

6.3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

6.4. Плата за землю.

6.5. Государственная пошлина.

6.6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов,

выраженных в иностранной валюте.

7. Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в

Российской Федерации.

7.1. Налог на доходы в США.

7.2. Подоходный налог в Германии.

7.3. Подоходный налог во Франции.

7.4. Подоходный налог в Великобритании.

7.5. Подоходный налог в Италии.

8. Заключение.

9. Список используемой литературы.

1. Введение.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе

с появлением государства и использовались им как основной источник средств

для содержания органов государственной власти и материального обеспечения

выполнения им своих функций. С тех пор многое изменилось, однако главное

предназначение налогов сохранилось. Современные государства для пополнения

своей казны используют и другие виды поступлений и платежей, но на первое

место среди них по своему значению и объему выступают налоги. Основная роль

налогов - фискальная (от лат. fiscus - государственная казна),

соответственно чему они используются как источник доходов государственной

казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Не стоит говорить о том, что в налогах заложены большие возможности по

регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны

государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим

механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства -

стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или

сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. Не случайно на фасаде

здания одного из центральных налоговых учреждений США в Вашингтоне

написано: “Налоги - цена цивилизованного общества”. В ней выражена мысль о

прямой связи оптимальной налоговой системы с общественным прогрессом,

экономической и социальной сбалансированностью в обществе.

Вопросы правового регулирования налогообложения в настоящее время

относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни

Российского государства. Для последнего времени характерно существенное

изменение налогового права. Это касается структуры и общего содержания

налогового права, а также его норм в отдельности.

Любое государство, преследуя цели пополнения казны и другие задачи,

стремится разнообразить вводимые налоги. Если обратится к истории

Российского государства (до 1917 г.), а именно к ее налоговой системе, то

можно встретить немалое число налогов, уплачиваемых населением. Среди них,

личный налог, подушная подать, несколько имущественно-подоходных налогов -

поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый

содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

В Российской Федерации также как и во всем мире, существует широко

разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и

иностранных граждан, именуемых в налоговом законодательстве обобщенным

термином - физические лица. Система налогообложения физических лиц

претерпела существенное изменение в 1992 г. При сохранении наиболее

крупного - подоходного налога были отменены некоторые ранее установленные

налоги. Среди них были, налог на холостяков, одиноких и малосемейных

граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу,

сельскохозяйственный налог, налог с владельцев строений. Однако взамен было

установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших

прежние, а их перечень дополнен новыми налогами.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции,

свойственные налогам вообще.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по

законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на имущество, налог с

имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог на

приобретение иностранных денежных знаков. Помимо них также уплачиваются

целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог; налог с

владельцев транспортных средств и другие зачисляемые в дорожные фонды;

налог на операции с ценными бумагами; местные налоги, устанавливаемые по

решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на

перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в соответствующих

случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и другие

обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

Подоходный налог с физических лиц - наиболее значительный и по сумам

поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения.

Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными

сферами их деятельности.

Подоходный налог - один из главных налогов в современных государствах.

Он возник в условиях капиталистического общества XVIII-XIX вв., когда четко

определились различия в видах и источниках доходов разных социальных групп:

заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный

процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало

рабочее движение, требовавшее налоговой реформы с целью снижения налогового

бремени, а также другие факторы.

В царской России предпринимались попытки введения подоходного налога,

однако, этому препятствовало крепостное право. После его отмены к этому

вопросу вернулись вновь. В 1916 году был принят закон о подоходном налоге

со сроком начала взимания в октябре 1917 г. В связи с революционными

событиями ввод в действие этого закона не состоялся. Позднее, в советский

период, в стране действовало законодательство о подоходном налоге с

населения.

2. Сущность и функции налогов с населения.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной

экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают

существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование

фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики,

распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания

эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса

неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства

стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального

дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где

налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги

выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой

производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу,

представляют собой часть денежных доходов, национального дохода,

отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов

различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного

уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях,

определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также

законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные

функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты

данной финансовой категории.

Функции налогов:

1. Фискальная функция, т.е. обеспечение государства необходимыми

ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и

создаются материальные условия для функционирования государства в условиях

рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником

доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция

усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли

государства в обществе.

2. Распределительная функция. С помощью налогов происходит

распределение и перераспределение национального дохода, и создаются условия

для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают

серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы,

расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь

поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех

предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм

собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в

получении большего дохода через использование таких элементов налога, как

ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи

насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-

технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей

населения.

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция налогов реализуется

путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,

стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии,

выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого

бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через

систему материальных и финансовых санкций.

4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется

своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и

физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения,

основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и

физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не

допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате

налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство

в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на

основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое

лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно

применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных

подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок

налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства

физических лиц или места происхождения капитала.

3. Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь

экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект

налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида

только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения. При установлении налогов должны

быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о

налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый

точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен

платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности

предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения

физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,

связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов

законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми

с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой

практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов,

поступающих от налоговой системы.

8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты

налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет

налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в

пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения

объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и

отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения

дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой

политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых

Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об

избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией

этих соглашений.

3. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание

государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов)

для финансирования государственных расходов на здравоохранение,

образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из

виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным

влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов

всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным

данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами

социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,

сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если

исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным

завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на

российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП.

Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры

налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в

законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику

налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы

налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного

климата в стране.

На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства

(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки

по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также

техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской

налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые

исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от

налогов.

Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается

на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных

условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения

налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает

налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается

из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и

амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки

уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом

цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических

лиц.

В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых

поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную

величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы

налогов (особенно налога на прибыль и НДС).

Хронический недобор налогов стал одной из главных причин

разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых

поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту

государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности

дальнейшего его обслуживания.

Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных

отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных

неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и,

следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение

дебиторской задолженности ведет к обратному процессу.

Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием

инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение

и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне

инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно

зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность

непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и

взаимоотношениях последних с бюджетом.

Особенно противоречиво влияние обменного курса рубля. С одной стороны,

до конца 1994 г. налоговые поступления с ростом курса доллара

увеличивались, поскольку тогда взимался налог на прибыль с суммы курсовых

разниц. Кроме того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали цены

не только на импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в

условиях высокой инфляции сокращаются налоговые поступления, так как

экспортеры стараются задерживать зачисления валютной выручки на счета,

чтобы проводить обязательную продажу валюты по более высокому курсу. К тем

же результатам приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты

в наличной иностранной валюте.

В ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна

имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.