Международное кредитование в РФ
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
- это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью
регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и
финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся:
Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.
Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк,
который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк
центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,
Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во
главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам
Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных
банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных
банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет
центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР
производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной
системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и
стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней
стран.[24]
БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-
продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи
заподноевропейским международным банком, БМР осуществляет
межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная
организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был
создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе
(США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ
находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из
пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и
Западного полушария.
Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной
торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования
валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы
платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам —
членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных
балансов.
Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия
поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия
поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,
Ямайской валютной системой.[25]
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в
соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой
зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой
капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ
входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня
1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181
страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из
этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —
1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из
размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах
МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые
100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% —
развивающимся.[26]
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается
раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным
органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых
странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому
признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета
управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав
МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были
ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в
капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем
количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето
при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и
квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]
1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.
Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в
Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до
трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством
покупки через определенный срок национальной валюты на свободно
конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без
ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,
предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.
2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после
предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и
выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.
Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних
кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов
экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами
страны-заемщика.
Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на
крупные кредиты в частных банках.
МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-
кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед
Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.
регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте
или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты
валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций
отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).
В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на
базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим
операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных
ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими
странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —
членами МВФ.
Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву
основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к
сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были
отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»
валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной
системой, введенной с апреля 1978 г.
Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных
золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного
баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные
используются частными банками для определения платежеспособности стран-
заемщиков.
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным
условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а
также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —
Международной ассоциации развития.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное
учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный
одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-
финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,
являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945
г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —
Вашингтон.[28]
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам
в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и
кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и
привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в
странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время
Второй мировой войны.
С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы
стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала
ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью
противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования
развития их экономики.
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как
исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,
представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из
министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в
год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса
также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя
членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:
США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются
размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и
средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения
производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под
гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным
кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и
содержании миссии банка, обследующей эти объекты.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%
стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли
инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР
увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в
здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%
кредитов банка.[29]
В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего
долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого
совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для
регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав
членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245
млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с
целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50
лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд
долл.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в
1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты
выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким
образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет
страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,
войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.
Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и
президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является
ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом
МВФ и Всемирного банка.
Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:
в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27
участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;
в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран
региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский
банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и
14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы
финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:
строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и
т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.
Основная цель региональных банков развития — совершенствование
экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление
внешней зависимости.
Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных
организациях «Европейского союза».
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью
предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой
структуры производства.
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в
рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный
институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации
экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного
обслуживания стран-членов.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в
соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания
содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с
переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.
Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а
также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,
Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —
Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка
принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская
Федерация.
ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70
млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии
европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским
странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,
Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему
СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30]
Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.
Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на
необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать
скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности
и введению конвертируемости своих валют.
Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов
§1. Иностранные банки в России
В последнее время проблема более активного участия иностранного
банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных
аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,
разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего
времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает
ответа на вопрос, каким образом этот кризис будет преодолеваться. В такой
ситуации тезис о возможности расширения присутствия иностранных банков в
России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно
популярным даже в тех кругах, которые раньше активно выступали против
подобных процессов.
Для того чтобы понять, насколько оправданными могут быть надежды на
существенное возрастание роли банков с иностранным капиталом (в дальнейшем
- инобанки) в российской банковской системе, на мой взгляд, необходимо
последовательно ответить на такие вопросы: Что представляли собой инобанки
в России к середине 1998 г.? Какими потенциальными преимуществами обладают
инобанки по сравнению с российскими банковскими институтами и какие
недостатки им присущи? Каковы основные причины и последствия банковского
кризиса в России и что могут сделать инобанки для их устранения? Как
изменились позиции инобанков в России после банковского кризиса 1998 г.?
Для России традиционным показателем, характеризующим участие
иностранного капитала в ее банковской системе, является наличие в уставном
капитале кредитной организации доли, принадлежащей к резидентам. В
совокупном уставном капитале российской банковской системы эта доля
несколько превышает 4%. По состоянию на 1 июля 1998 г. нерезиденты
Российской Федерации принимали участие в капиталах 146 кредитных
организаций, зарегистрированных на ее территории (на 1.05.99 их количество
сократилось до 139). При этом 17 кредитных организаций принадлежали
нерезидентам на 100% (на 1.05.99 - 20), а в капиталах еще 11 кредитных
организаций нерезиденты имели более половины уставного капитала (на 1.05.99
- 13).[31]
На мой взгляд, говоря об иностранном участии в российской банковской
системе, правильнее было бы анализировать деятельность российских банков,
находящихся под контролем нерезидентов, то есть тех, где нерезиденты имеют
свыше 50% капитала. Однако для России более устоявшимся является анализ
деятельности только тех банков, которые принадлежат нерезидентам полностью.
Этому есть объяснение. Во-первых, именно в такой форме существуют дочерние
структуры крупнейших международных банков на территории России и,
безусловно, их влияние на развитие ситуации в дальнейшем будет
определяющим. Во-вторых, статистические данные по рассматриваемой группе
банков наиболее доступны для анализа. По изложенным причинам в дальнейшем
тексте все статистические данные будут приводиться только по этой группе
банков, хотя, как мне представляется, качественные проблемы, обсуждаемые
ниже, свойственны всем российским банкам, контролируемым иностранным
капиталом.
К середине 1998 г. доля инобанков в активах и пассивах российской
банковской системы составляла 5-5,5%, что, казалось бы, дает возможность
говорить о незначительном влиянии указанной группы банков на общее
положение дел, хотя по этим показателям оно выше, нежели по "официальным"
критериям. Вместе с тем более детальный анализ структуры активов и пассивов
инобанков позволяет сделать определенные выводы об их специализации. Так,
около 90% их обязательств являлись валютными, около 80% - обязательствами
перед нерезидентами, примерно 80% привлеченных средств были получены от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|