рефераты скачать

МЕНЮ


Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги

|я. |усл. |рация. |ты. |я (20 |ты. |(100 |общих |

| |Цен. | | |кг: 40 | |порций: |затрат. |

| |Единиц. | | |кг: 60 | |200 | |

| | | | |кг) | |порций) | |

|Админист|900 |(900) | | | | | |

|рация | | | | | | | |

|Прачечна|225 |75 (5 |300 |(300) | | | |

|я. | |чел.) | | | | | |

|Столовая|475 |75 (5 |550 |50 |600 |(600) | |

| | |чел.) | | | | | |

|Отделени|1200 |300 (20 |1500 |150 |1650 |200 |1850 |

|е А. | |чел.) | | | | | |

|Отделени|1000 |450 (30 |1450 |100 |1550 |400 |1950 |

|е В. | |чел.) | | | | | |

|Больница|3800 |0 |3800 |0 |3800 |0 |3800 |

|в целом.| | | | | | | |

В этом примере использованы следующие данные:

1. известны затраты каждого отделения больницы в день (в условных

денежных единицах).

2. под термином «субзатраты» понимают промежуточные затраты при

подсчете общих затрат на содержание основных подразделений больницы

в день.

3. предполагается, что в прачечной работает 5 чел.; в столовой – 5

чел.; в отделении А – 20 чел, В отделении В – 30 чел. (за базовую

единицу учета затрат в работе администрации берется количество

сотрудников в каждом подразделении больницы);

4. предполагается, что прачечная стирает 20 кг белья в неделю, в

отделении А – 60 кг, отделении В – 40 кг, следовательно, пропорция

составляет 20:40:60, или 1:3:2.

5. Предполагается, что все койки в основных отделениях А и В заняты, и

их соответственно 100:200 или 1:2.

Суммарные затраты всей больницы составляют 3800 условных денежных

единиц.

Произведем расчет цены лечения для отделения А – хирургии, где

пребывание в день на всех 100 койках составит 1850 условных денежных

единиц. Тогда себестоимость одного пациенто-дня составляет 1850 условных

денежных единиц /100 = 18,5 усл. ден. ед.

Рентабельность 20 %

Прибыль = 18,5 * 0,2 = 3,7 усл. ден. ед.

Цена = 18,5 +3,7 = 22,2 усл. ден. ед.

Длительность лечения = 5 дней.

Цена лечения = 22,5 * 5 = 111 усл. ден. ед.

В предполагаемой трактовке цена услуги представляет собой

себестоимость и прибыль. Относительно уровня рентабельности, прибыльности

медицинских услуг не существует нормативных документов, которые бы

определяли этот уровень. На практике же часто встречается цифра 25 – 30%

Как видно, существует множество методик расчета себестоимости.

Рекомендуемое многообразие методик обусловлено, в первую очередь,

различными техническими, организационными возможностями медицинских

учреждений для проведения расчетов.

2.9 Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная

составляющая.

Вопрос влияния инфляции на динамику расходов на здравоохранение, а

следовательно и на цену медицинской услуги до последнего времени оставался

почти не изученным. Медицинские услуги являются объективно необходимым

элементом конечного потребления в цивилизованном обществе. Поэтому важно

выявить, как переплетается в здравоохранении России действие объективных

закономерностей общественного развития и социальных последствий перехода к

рыночной экономике.

Необычность медицинских услуг – фактор, благоприятствующий росту цен

на них. В условиях повышающейся ценности жизни потребители предъявляют все

более высокий спрос на услуги здравоохранения, что создает почву и для

соответствующей реакции производителей услуг – повышении цен. Относительный

рост цен на медицинские услуги по мере повышения уровня развития страны

(валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения) является одной из

отличительных особенностей структурных изменений экономики под влиянием

усиления ее социальной ориентации. Ожидается, что расходы на

здравоохранение в США могут достичь уже в 2000 году 20-22% ВВП. Материалы

международного сопоставления ВВП за 1993 год показывают, что товарные

группы с высокой долей услуг являются относительно дешевыми в странах с

более низким уровнем доходов и более дорогостоящими - в более развитых

странах.

Закономерность такова: чем выше относительный уровень цен на

медицинское обслуживание, тем большей должна быть доля расходов на

медицинское обслуживание в ВВП. Хотя при исчислении в сопоставимых ценах

доля расходов на медицинское обслуживание в ВВП (в международной валюте)

падает. Таков экономический парадокс повышения «цены здоровья».

В России причина крайне тяжелого финансового состояния здоровья

кроется в том, что необходимые потребности непрерывно возрастают, а

реальные финансовые возможности отрасли, наоборот, сокращаются.

Вторая причина кризиса – реальное сокращение финансовых возможностей

здравоохранения – имеет экономические корни. Чтобы их раскрыть, несколько

слов следует сказать о макроэкономических особенностях российского

здравоохранения. Отличительной чертой его всегда была низкая стоимость

медицинского оборудования, мягкого инвентаря, труда. Невысокими в прошлом

были тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги.

Вследствие этого стоимость одного койко-дня госпитализации в процентах

к стоимости дневного ВВП в расчете на душу населения в нашей стране

составил 120-150 %, в то время как в странах Европы и Северной Америки она

составляет примерно 500-600 %. Но сейчас положение меняется. Стоимость

одного койко-дня в процентах к стоимости дневного ВВП в расчете на душу

населения перевалила 200%. Это связано с тем, что на всем протяжении

переходного периода к рыночной экономике цены на товары и услуги,

составляющие в здравоохранении промежуточное потребление, подтягивалось до

уровня мировых.

Инфляция не обходит стороной и товары чисто медицинского назначения. В

1996 году, например, цены на отдельные медикаменты и перевязочные средства,

учтенные Госкомстатом России выросли в 2,7 раза. То есть цены на

медикаменты и перевязочные средства опережали в своем росте свободный

индекс потребительских цен.

Особенно заметно опережают общий рост цен на платные услуги

здравоохранения. В 1994 году при росте свободного индекса цен в 9,4 раза

цены на платные медицинские услуги выросли в 26,5 раза, в 1995 году

соответственно – в 3,2 и 3,9 раза и в 1996 году – 2,3 и 2,6 раза. В 1997

–1998 годах эти тенденции сохранились. Таким образом экономика России

функционирует в условиях гиперинфляции.

Номинальные объемы финансирования катастрофически тают под влиянием

инфляции, которая съела имеющиеся запасы, амортизационные отчисления и

значительную часть заработной платы и доминирует в индексе роста

номинальных расходов на здравоохранение.

Из вышесказанного следует, что реальный объем медицинского

обслуживания (в сопоставимых ценах) снижается и что динамика той компоненты

уровня жизни, которая связана со здоровьем, отрицательная.

Ценообразование является одной из сложнейших медико-экономических

проблем в здравоохранении. Как указывалось выше, методическими

рекомендациями Министерства Здравоохранения РФ выбран затратный метод

ценообразования. При этом возникает несколько проблем как на на

общественном уровне, т.е. взаимодействие рынка и цена на медицинскую

услугу, так и на внутрисистемном уровне, т.е. воздействие на цену и ее

составляющих.

В системе ОМС в сложившихся условиях такая составляющая цены, как

прибыль, отсутствует, так как в соответствии с приложением к приказу

федерального фонда ОМС от 12.10.95 №72 «О методических рекомендациях по

расчету тарифов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи» сказано,

что тарифы на медицинские услуги носят компенсирующий характер по

возмещению расходов ЛПУ по выполнению территориальной программы ОМС (хотя

на практике нормативы затрат явно занижены). Таким образом, цена

медицинской услуги в системе ОМС – это государственная цена, строго

регламентированная. А цены на фармакологические услуги и медицинское

оборудование, тесно связанные с оказанием медицинской помощи, - рыночная.

Таким образом, происходит нарушение балансов рыночных отношений. Этот

дисбаланс отрицательно сказывается и на здоровье населения, так как

медицинская услуга, оказываемая в рамках ОМС, кажется пациенту

«бесплатной», а лекарственные препараты, которые выписывает врач, стоят не

дешево. Следствием этой несопоставимости цен является недовольство

пациента, возникновение стрессовых ситуаций, отклонение от назначенного

курса лечения или полный отказ от него, увеличения хронических заболеваний.

Как раньше говорилось, тарифы утверждаются согласительной комиссией, в

которую входят представители исполнительной власти, Территориального фонда

ОМС, профессиональной медицинской ассоциацией, а представителей пациентов

нет, т.е. общество потребителей в этой комиссии не представлено,

следовательно, никто не защищает права пациента при утверждении тарифов на

медицинские услуги. К тому же, как это принято, в состав тарифов не

включаются расходы, финансируемые из других источников, например, из

бюджетов разных уровней, из доходов от предпринимательской деятельности, а

также финансируемые целевым назначением. Вследствие этого возникает

сложность при определении затрат при оказании одним и тем же ЛПУ услуг в

рамках ОМС и платных медицинских услуг, поэтому ЛПУ при расчете цен на

платные услуги берут за основу не те, которые необходимы, а те, которые

включают расходы, лишь предусмотренные расчетами, принятыми в системе ОМС.

Коммерческие медицинские организации устанавливают цены на медицинские

услуги в зависимости от спроса на данный вид услуг и от наличия

конкурентов в данном регионе, но, с учетом недостаточной еще

информированности потребителя. Цена коммерческой услуги, по сравнению с

услугой, оказываемой в рамках ОМС, покрывает все затраты на ее оказание и

включает в себя прибыль, которая необходима для развития учреждения.

Поэтому цены на коммерческие медицинские услуги несравнимо выше, чем в

государственных ЛПУ, выше и заработная плата врачей. Следствием этого

является большой отток специалистов из государственных структур в

коммерческие.

Глава 3. РАСЧЕТ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В ММУ «НОВОКУЙБЫШЕВСКАЯ

ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №2».

3.1 Общая характеристика ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2».

(ММУ «НГБ №2»).

ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2» именуемое в дальнейшем

«Учреждением» обслуживает население г. Новокуйбышевска.

Источниками финансирования ММУ «НГБ №2» являются:

- взносы предприятий на медицинское страхование;

- средства основного и местного бюджета;

- договора с предприятиями и организациями на оказание медицинских

услуг;

- личные средства населения за оказанные медицинские услуги на

платной основе.

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой

частично за счет средств городского бюджета на основе сметы.

Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении

обособленное имущество, отраженное на самостоятельном балансе, отвечает по

своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами,

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в

суде.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с

законодательством РФ, Самарской области, нормативными актами Министерства

здравоохранения РФ, органов местного самоуправления г. Новокуйбышевска и

Уставом.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в

учреждениях банков, печать со своим наименованием.

Учреждение отвечает по своим обязательствам перед внешними

кредиторами, находящимися в его распоряжении денежными средствами и

имуществами, принадлежащим ему на праве собственности.

Цели и предмет деятельности учреждения.

Главной целью деятельности учреждения является оказание стационарной,

амбулаторной, консультативной и реабилитационной медицинской помощи в

объеме территориальной программы ОМС Самарской области, в объемах

выделенных финансовых ресурсов, а также проведение лечебно-профилактических

и диагностических мероприятий, не входящих в вышеуказанную программу.

Для достижения этих целей учреждение:

- определяет потребности в оказании медицинской помощи гражданам на

планируемый период деятельности учреждения;

- внедряет новые системы управления, учета, экспертизы, диагностики и

лечения;

- организует и предоставляет платные медицинские услуги в

соответствии с нормативными актами, при наличии лицензии и

специального разрешения вышестоящих органов управления;

- проводит врачебно-трудовую экспертизу;

- повышает качество медицинской помощи на основе внедрения новейших

методов диагностики, лечения и прогрессивных форм их организации;

- привлекает специалистов различных отраслей медицины, лечебно-

профилактических учреждений и предприятий медицинского профиля, для

оказания всех необходимых видов медицинской помощи, в соответствии

с действующим законодательством;

- осуществляет отдельные виды деятельности, не запрещенные

законодательством РФ на основании специальных разрешений

(лицензий).

В состав учреждения в качестве его структурных подразделений входят:

терапевтическая служба, хирургическая служба, инфекционная служба, лечебно-

диагностическая служба, гастроэнтерологическая служба, гинекологическая

служба, патологоанатомическая служба, административно-хозяйственная служба,

вспомогательная служба, ремонтно-эксплуатационная служба, служба аптеки.

3.2 Определение рентабельности (нормы прибыли).

Цены на медицинские услуги формируются исходя из экономически

обоснованных затрат и свободного уровня рентабельности (п.7 постановления

Правительства ПФ «О мерах по упорядочению Государственного регулирования

цен (тарифов)» от 7.03.95 г. №239). Коэффициент рентабельности обычно

составляет 20% от себестоимости.

Сейчас учреждению не всегда удается устанавливать цены с учетом

коэффициента рентабельности в 20 %. Приходится учитывать

неплатежеспособность потребителей (пациентов). Однако установление цены на

уровне себестоимости позволяет медицинским учреждению хотя бы окупить свои

затраты на оказание услуг, но это не позволяет накапливать фонд развития и

другие фонды учреждения. Это одна из важных проблем ценообразования в

медицине. Однако решить ее только на уровне здравоохранения невозможно.

Медицинское учреждение может понизить цены, но это скажется на качестве

медицинской помощи. Использование более дешевых методик, материалов,

лекарств и т.д. так же скажется на уровне медицинской помощи. Увеличить же

платежеспособность своих потребителей ЛПУ не в состоянии. Поэтому

медицинское учреждение должно четко знать, на какой сегмент

потребительского рынка ориентированны его услуги, и целенаправленно

продвигать эти услуги до их потребителей. В этом может помочь применение

маркетинга в здравоохранении.

Еще одной проблемой является обеспечение рентабельности медицинской

услуги в системе ОМС. К сожалению, большинство тарифов сейчас не могут

обеспечить какую-либо прибыль медицинским учреждениям, оказывающим

медицинскую помощь в системе ОМС. Это не позволяет ЛПУ развиваться,

приобретать более современное оборудование, медикаменты, инструменты и т.д.

Зачастую тарифы в системе ОМС не обеспечивают также и полной окупаемости

медицинских услуг, то есть не возмещают все затраты на их оказание. Это

принуждает медицинское учреждение действовать в убыток себе, что, учитывая

то состояние, в котором находится ЛПУ в настоящее время, не допустимо. Да и

в любом случае это нежелательно. Одним из возможных выходов в этой ситуации

является более ответственный подход к разработке тарифов в системе ОМС,

учет всех затрат медицинских учреждений на оказание услуг. Это позволит

полностью окупить свои затраты, а если тарифы будут еще содержать и

коэффициент рентабельности, то медицинское учреждения смогут воспроизводить

свои ресурсы.

Еще одной проблемой является не полная оплата оказания услуг в системе

ОМС. Это связано с тем, что в территориальных фондах, страховых медицинских

организациях не хватает средств на оплату медицинской помощи. А это сводит

на нет любые тарифы в системе ОМС, даже если они включают определенный

коэффициент рентабельности. Эту проблему также нельзя решить только в

рамках здравоохранения. Здесь может помочь наблюдение за правильностью,

своевременностью и полнотой поступления страховых взносов от всех

налогоплательщиков, а также правильностью их распределения.

Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения. Для

большинства товаров и услуг спрос и цена находятся в обратной

пропорциональной зависимости, то есть при повышении цены снижается спрос.

В условиях рынка медуслуга (оказание медицинской помощи) выступает как

товар, который должен подчиняться законам товарного обращения. Однако при

определении нормы рентабельности следует учитывать специфику медуслуги как

товара, и ее социальную значимость и принцип общедоступности медуслуги в

целом. Слишком низкая цена не обеспечивает достаточной прибыли и

осуществлении экономической самостоятельности медицинского учреждения.

Слишком высокая отрицательно сказывается на формировании спроса на

медуслуги, следовательно, на качественных характеристиках народонаселения.

Поэтому формирование договорной цены должно протекать между верхним и

нижним ее пределом, исходя из затрат и норматива рентабельности, который

должен устанавливаться на основе комплексного, сегментного изучения рынка

медуслуг методами ценового маркетинга.

При этом особо важным для производителя медуслуг становится изучение

платежеспособного спроса населения; мотиваций к расходам на ту или иную

медицинскую помощь; факторов влияющих на выбор пациентов; состояние дел у

производителей-конкурентов и других разделов маркетинговых исследований.

Только на этой основе возможно установление оптимального размера норматива

рентабельности, определение выгодности цены, как для производителя, так и

для продавца медуслуги в условиях усиливающейся ценовой конкуренции на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.