рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по финансам предприятия (УГНТУ)

внепроизводственных расходов)

На конец планируемого периода остатки определяется только по готовой

продукции на складе и в товарах отгруженных срок оплаты которых не наступил

В зависимости от учетной политики остатки на начало и на конец периода

могут иметь различный состав:

1)если предприятие работает по поступлению средств или по оплате, то

остатки на начало периода включают в себя(на начало):

-остатки на складе

-товары отгруженные срок оплаты которых не наступил

-товары отгруженные срок оплаты которых истек

-товары на ответственном хранении

на конец:

-товары отгруженные на складе

-товары отгруженные срок оплаты которых не наступил

2)учетная политика составлена по отгрузке

Рассчитываются остатки по готовой продукции на начало и конец периода. Для

того чтобы правильно спланировать объем продаж необходимо использовать

результаты анализа внешней информации и внутрифирменного анализа. Наилучший

эффект дает сочетание этих двух источников в комбинации следующих

элементов:

-анализ сложившейся динамики объема реализации за предшествующие 3-5 лет;

-оценка портфеля заказов и последних тенденций поступления новых заказов;

-маркетинговое планирование

-прогноз развития отрасли

-анализ макроэкономических показателей

21. Планирование объема продаж и доходов от реализации.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух

методов:

1. Метод прямого счета.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается,

что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно

оформленный портфель заказов.

Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены (без

налогов в виде надбавок к цене) (Ц) и объема реализованной продукции (Р) в

натуральном выражении:

В = Р *Ц

Как правило, в условиях рынка большинство предприятий не имеет

гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для

оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно

прилагать усилия для увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной

продукции, расширения и постоянного обновления номенклатуры производимых

товаров и услуг на основе маркетинговых исследований рынков сбыта.

В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод,

основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на

входные и выходные остатки, планирование выручки от реализации продукции

осуществляется по аналогии с планированием затрат на ее производство и

реализацию.

2. Расчетный метод.

В этом методе учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки

готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец

(Ок) планируемого периода.

В = Он +Т - Ок

Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало

планируемого периода оцениваются по ценам предыдущего периода, товарный

выпуск и остатки на конец планируемого периода – в плановых ценах.

На сумму выручки влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров,

объем продаж в натуральном выражении.

В условиях стабильного развития экономики применяются аналитические

методы прогнозирования оптимальной выручки и оптимальной цены реализации

товара. Оптимальной ценой называется цена реализации товара,

обеспечивающая производителю получение максимальной прибыли.

Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия

и приносить ему прибыль. Размер выручки от реализации, равный совокупным

затратам, называется «критическим объемом реализации».

Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают

критический объем реализации. Вычислив средние переменные затраты (Пер),

постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический

объем реализации (Ко) по формуле:

Пос

Ко = Ц – Пер

Формирование и использование выручки на различных типах предприятий

имеет свои особенности. Поэтому различают несколько направлений

использования выручки.

На МП формирование выручки связано с ограниченностью финансовых и

других ресурсов и сравнительно быстрого получения выручки в денежной форме.

Основная цель такого предприятия - поддержание уровня безубыточности и

изыскание вариантов минимизации издержек; как правило, значительная часть

прибыли такого предприятия используется на нужды самого собственника.

На средних и крупных предприятиях значение выручки несколько снижено,

т.к. имеется ряд возможностей альтернативного её использования, т.е. минуя

процесс получения средств на расчётный или валютный счёт.

Основная часть выручки, в части прибыли, направляется на развитие

производства и на уменьшение доли уплаты налогов, платежей и сборов.

На крупных предприятиях и корпорациях формирование и использование

выручки полностью зависит от степени экономии, производственной грамотности

собственника и руководителя.

22. Финансовый результат от реализации продукции.

В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое

значение, так как стремление к максимизации прибыли стимулирует

товаропроизводителя к увеличению объема производства и реализации

конкурентоспособной продукции.

Особенности трактовки прибыли, как экономической категории:

1) основной источник поступлений в бюджеты различных уровней;

2) показатель, на который оказывает влияние факторы, зависящие от

деятельности предприятия, факторы не зависящие от предприятия

(уровень цен на сырье и др.);

3) прибыль участвует в оценке эффективности предприятия, и

одновременно является составной частью финансовых ресурсов

предприятия.

23 Сущность прибыли и функции прибыли.

Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной

в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в

результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания

услуг.

Превращённая форма стоимости – цены, по которым реализуются товары,

продукция и т.п. не всегда соответствуют затратам т.к.

- рынок влияет на величину цены и прибыли;

- прибыль не всегда отражается величиной реализованных товаров и услуг, а в

неё ещё включается прибыль от реализации имущества и внереализационные

операции, что влияет на совокупный доход.

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является

основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль

представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому возможны

различные ее определения, интерпретации, представления.

В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из

них – с условными названиями: экономический и бухгалтерский – можно

рассматривать как базовые.

Экономический подход.

Прибыль – это прирост капитала собственников, имевший место в отчетном

периоде.

Бухгалтерский подход.

Прибыль – положительная разница между доходами коммерческой

организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее

активов, и ее расходами, понимаемыми как снижение стоимостной оценки

активов.

Можно выделить 2 основных различия между экономическим и бухгалтерским

подходами.

1. В отличии от экономического в бухгалтерском подходе четко

идентифицируются элементы прибыли, т.е. виды доходов и

расходов, ведется их обособленный учет.

2. В неодинаковой трактовке так называемых реализованных и

нереализованных доходов. (Например, цена здания значительно

выросла, с экономической точки зрения у собственника

увеличилась прибыль, однако с бухгалтерской точки зрения

прибыль будет получена только при реализации здания).

Таким образом, экономический подход не делает различия между

реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход,

руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому

«расходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже,

и лучше позже признать доходы, чем раньше».

В России существуют понятия:

- валовая прибыль =выручка-с/с-ть

- балансовая прибыль – финансовый результат производственно -

хозяйственной деятельности предприятия;

- налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению;

- чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или

собственников предприятия.

В зарубежной литературе:

- бухгалтерская прибыль – прибыль, которая определяется как разница

между выручкой предприятия и внешними издержками (те затраты, которые

предприятие несёт в пользу других предприятий);

- экономическая прибыль – общая величина выручки предприятия за вычетом

внешних и внутренних издержек;

- чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками;

- нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у

предприятия и которая необходима для поддержания его стремлений

использовать свой капитал на данном предприятии;

- экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль, полученная по

рисковым операциям.

Формирование прибыли включает различные виды деятельности:

1) учет изменений объема производства

2) –//– ассортимента

3) учет издержек

4) учет цен на материалы, сырье, топливо и готовую продукцию.

На каждом предприятии, в зависимости от сфер деятельности, влияние

этих двух факторов связано ещё с некоторыми факторами, влияющими на внешние

и внутренние факторы.

Функции прибыли.

1.оценочная; 2.стимулирующая; 3.основной доходный источник

бюджетных средств государства.

Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе

хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным

показателем, при планировании используется система показателей

(относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на эффект.

Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат.

А на её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не

зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть

косвенно.

Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным

элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип

самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и

реальное планирование). Только чистая прибыль показывает реальный источник

финансирования, который может быть направлен на определённые цели.

Доходный источник бюджетов: 7,5%-Федеральный Бюджет, до 14,5%-

региональный бюджет, 2%- в местные бюджеты.

Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической

деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП, но и

всю ВП, налогооблагаемую, чистую.

24 Основные методы планирования прибыли

Поэтому планирование прибыли делится на: планирование самой величины

прибыли и планирование её использования.

В планировании могут применяться различные коэффициенты:

- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется

как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;

- коэффициент прибыльности;

- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.

Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от

сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно

использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.

1)Метод прямого счёта.

2)Аналитический метод, который делится на два:

- посредством издержек на рубль произведённой (или реализованной)

продукции;

- по уровню базовой рентабельности.

3)Совмещённый метод – 1) + 2);

4) Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;

5) Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших

предприятий.

25 Аналитический метод планирования прибыли и метод прямого счета

1. Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она

увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной

продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно

прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому

используют расчёты предыдущего периода.

1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из

фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в

текущем году.

2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции,

выпущенной в текущем году с учётом корректировок.

3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.

4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.

5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и

т.п.

2. Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду

реализованных изделий, по всему ассортименту.

Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт

принимаем объём реализации, в ценах реализации (количество * цену), полную

с/с (единица продукции * *затраты на единицу продукции ) – разница между

ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции берём: цена – полная

с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.

П = В-З или П = П1+Пт-П2

Где В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

З – полная себестоимость реализуемой продукции с коммерческими и

управленческими расходами;

П1, П2 – соответственно прибыль в товарной продукции на начало и конец

планового года;

Пт – прибыль в товарной продукции планового года

26. Совмещённый метод, нормативный метод, а также экономико-

математический метод

1.Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает

сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по

второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по

сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется

как сравнительный метод для проверки.

Базой расчета служат:

- затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции;

- базовая рентабельность;

- совокупность отчетных показателей деятельности п/п (факторный

метод).

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по

всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Рассчитывают по формуле: П = Т·(1000-З)/1000

П – валовая прибыль от выпуска продукции;

Т – товарная продукция в ценах реализации;

З - затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

2. Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида

продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить

конкретные нормативы по расходованию средств ( применяется система

бюджетирования ), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами

затрат.

5. Экономико-математический метод. Используется на крупных

предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом

этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный,

индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется

их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и

показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (

как правило прибыль реализации ) и влияние остальных факторов на этот

показатель суммарно.

27. Формирование прибыли.

Идея закрепления в экономической науке двух трактовок получила

развитие благодаря Девиду Соломону. (Экономический подход: Прибыль – это

прирост капитала собственников, имевший место в отчетном периоде.

Бухгалтерский подход: Прибыль – положительная разница между доходами

коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной

оценки ее активов, и ее расходами, понимаемыми как снижение стоимостной

оценки активов.)

Он исходил из утверждения, что концепция прибыли нужна для 3-х целей:

1. Исчисление налогов.

2. Защиты кредиторов.

3. Выработки разумной инвестиционной политики.

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской

и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль +

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение

отчетного периода –

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие

(прошлые) отчетные периоды +

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие

(предстоящие) отчетные периоды =

Экономическая прибыль.

Этот подход предполагает ежеквартальные исчисления величины «гудвилла»

и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой

прибыли.

«Гудвилл» - «цена фирмы» (вид нематериальных активов, отражающий

деловую репутацию фирмы) - разность между оценкой предприятия как единого

целого и оценки стоимости его активов.

В современной теории учета. В первую очередь англоязычных стран,

различают налоговую и экономическую концепции прибыли. В связи с этим

возможны два варианта исчисления прибыли: в первом случае бухгалтерская

прибыль равна налогооблагаемой, во втором – их суммы не совпадают.

(ПБУ) под учетной политикой предприятия понимается принятая ею

совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

На финансовый результат деятельности предприятии оказывает учетная

политика. Так как прибыль – это разница между доходами и расходами, то

выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает

прибыль.

В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в

результате реализации (если не подписан акт выполненных работ – работа не

признается реализованной, если не выполнены все условия договора).

В отношении расходов степень влияния учетной политики гораздо выше,

это связано с тем, что расходы могут учитывается различными способами.

В учетной политике фиксируется выбор:

- способа начисления амортизации ( линейный способ, нелинейный

способ);

- способ оценки стоимости материально – производственных запасов

(ФИФО – по себестоимости первых по времени приобретения запасов, ЛИФО –

последних, по средней стоимости);

- способа оценки незавершенного производства (по фактической

производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости

сырья, материалов и полуфабрикатов);

- способа оценки остатков готовой продукции (по фактической

себестоимости, по прямым статьям затрат).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.