Лекции по Финансам
беженцам; программа “Дети России, социальная помощь матерям, детским
домам, предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из
Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.
18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в
год - составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата %
по внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.
19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3%
- вся сумма из Федерального бюджета.
20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 - Федеральный бюджет). 70% - финансовая
помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов;
объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс(местные
бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн. руб,
государственная поддержка Крайнего Севера.
* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% ( образовавшиеся в
результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд
экономического стимулирования).
Лекция 17. 25.04.1997.
5. Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда
важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение
и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования,
обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности
контроля за использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности федерального бюджета
можно предложить всемерное расширение предоставления бюджетных средств на
возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных
организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию
только при условии получения государством дополнительного пакета акций или
доли в уставном капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках
финансового лизинга; при сезонном кредитовании с/х предприятий (закупка
семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по
финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по
высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные
ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной ставки
ЦБ.
Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой, громоздкий.
Однако,при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей
отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на
инвестиции идет 25 трлн. руб, в то время как это является важнейшим
условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает вопрос - как дать max
эффект, стимулировать частные инвестиции.
Первый инструмент регулирования - финансирование высокоэффективных
технических проектов :
1) Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем
любое предприятие может выставить свой проект.
2) Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что
сам инвестор вложит не менее 20%.
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из
федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень
ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.
В 1997 году появился новый инструмент - предоставление госгарантий под
инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает,
но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство
обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-
кредитором :
1. Государство обязуется возместить до 60% долга
2. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог
с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств
3. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы
экономического риска в расчет не принимаются.
4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -
наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта
оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то
сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в
течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты
государства на проект, причем при расчете за каждый год будет
производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на
инфляцию).
Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн. будут
выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства
должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм
стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27 трлн.). Его
значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он
устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития
было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые
основные средства. 2 основных источника :
I. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.
II. Выпуск внутренних займов.
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе,
в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с
санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление
госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание нового механизма
госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с
произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были
завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор
поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при
низкой цене.
Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации
государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27% жилищно-
коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная
реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий
малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются
альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с
государственными по оказанию коммунальных услуг.
Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие
направления как затраты на ВПК и госаппарат.
Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
1. Характеристика бюджетной системы России (самостоятельно).
2. Межбюджетное регулирование.
3. Бюджетный процесс.
2. Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним
бюджетом другому в различных формах. Основные формы :
1) Дотации.
2) Субвенции
3) Бюджетные ссуды
4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов
5) Трансферты.
1) - самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов
предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и
порождает иждивенчество.
2) - целевая дотация бюджету для финансирования определенных
мероприятий (USA,England). Это более прогрессивная форма, которая может
предоставляться на долевых началах.
3) - предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент.
4) - наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с
налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный
процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог
с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для
роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально,
свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать
средства.
5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии,
когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая
помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой
поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды
направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.
Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма
поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей
региона.
Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС,
региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения,
50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов
на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный
налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый
потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со
средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты,
если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов
определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не
хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.
Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (
например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее
получает субвенции).
Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов
(оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил
уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции :
1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и
мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты,
субвенции).
2) Приостановление поставки продукции из централизованных
государственных ресурсов.
3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.
3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере
федерального бюджета :
Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ вместе с различными
планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект Федерального
бюджета передается в Правительство, после одобрения должен быть вынесен до
01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что сопровождается
выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги социально-
экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год,
составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и
налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз
консолидированного бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по
отдельным разделам и статьям доходов и расходов Федерального бюджета; ряд
других документов.
Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение проекты законов о
бюджетах Государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести
изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты
изменений в налоговом законодательстве.
Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по бюджету, налогам,
банкам и финансам. Комитет просматривает документы с точки зрения полноты и
правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может быть
возвращен для уточнения и дополнения.
После положительного заключения Комитета, совет Госудмы утверждает
комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет
по обороне, социальной политике).
По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации, комитеты Госдумы и
другие органы, имеющие право законодательной инициативы.
До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом чтении должны
быть приняты законы и поправки к ним о взимании налогов, страховых взносов.
Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4 чтениях. В 1
чтении ( не позднее 45 дней после предоставления проекта Правительством)
рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета - 1) доходы
федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации; 2)
распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного
дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета.
Одновременно рассматривается проект бюджета в комитетах Госдумы. Все их
заключения передаются в Комитет по бюджету ..., который затем передает
материалы непосредственно в Госдуму.
В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах :
1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения ( в Комиссии
- представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ).
2. Вернуть законопроект Правительству на доработку.
3. Поставить вопрос о доверии Правительству.
II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом чтении) -
утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной
классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную
комиссию.
III чтение ( не позднее 25 дней после принятия второго) - расходы
утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной
классификации, федеральным целевым программам, программам государственных
внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных
статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета,
внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету.
IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем чтении.
Производится окончательное решение вопроса с поправками, рассматривается
поквартальное распределение доходов и расходов, ставится на голосование
бюджет в целом.
После утверждения Госдумой - в течение 5 дней передается в Совет
Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту.
Лекция 18. 15.05.1997.
Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то финансирование
ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета, сложившегося в IV кв.
предыдущего года.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о
бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда нужно
вносить корректировки :
1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления
распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е.
это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с
Парламентом.
2) Доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация,
связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов. В настоящее время
сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр
предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме защищенных
статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1. Пропорциональность
сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе =>
невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя при
секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале
по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень
защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается
ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в
бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия,
выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере
здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга
в части выплат населению; расходы бюджета развития.
В процессе исполнения бюджета важное значение уделяется контролю за
целевым использованием предоставленных средств. Предусматриваются следующие
санкции :
- при нецелевом использовании средств из Федерального бюджета на
возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в
размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (сейчас 36%*2= 72%);
- в случае предоставления на возвратной основе и несвоевременной
выплате % (обычно в размере 1/2 учетной ставки), то взымаются пени в
размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в этом
году осуществлен переход на закупки продукции для госнужд через проведение
торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года
УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению
коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд”.
Раньше госзакупки производились произвольно, т.е. заключался договор с
определенным предприятием на поставку товаров, при этом многие госслужащие
злоупотребляли своим служебным положением и при заведомой договоренности
приобретали продукцию по завышенным ценам, куда включался “откат”
(представительские выплаты для руководителей организации-поставщика),
стоимость отстроенных дачных городков, квартир, автомобилей личного
пользования. Таким образом, бюджет терял огромные средства. Эти проблемы
существовали и в бывшем СССР, и во многих других странах.
Сейчас же впредь до принятия федерального закона об организации торгов
на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, Указом
устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг...для
государственных нужд размещаются на торгах(конкурсах), если иное не
предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”.
Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для
государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели
должны удовлетворять квалификационным требованиям :
. должны иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию,
финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности,
опыт и положительную репутацию, быть надежным,обладать необходимыми
трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта,
исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и
обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;
. не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации
(для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом)
. поставщиком не может являться организация, на имущество которой
наложен арест и (или) экономическая деятельность которой
приостановлена.
Преимущественный способ закупки, товаров, работ и услуг для госнужд должен
быть открытый конкурс. Он осуществляется следующим образом : ведомственный
орган публикует в печатных СМИ приглашение к участию в торгах, в т.ч. и на
английском языке - чтобы участвовали инофирмы - указывается количество,
место поставки, условия, сроки, критерии оценки квалификации поставщиков.
По запросу поставщиков им за плату высылается конкурсная документация -
подробная инструкция о том, как готовить заявки, по каким критериям и как
будет оцениваться каждый поставщик при отборе, на каких условиях
заключается госконтракт, т.е. весь механизм прохождения торгов.
После этого поставщик посылает курьеров или отправляет почтой заявку в
запечатанном конверте в указанный срок под расписку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|