Кредитование промышленных предприятий
Кредитование промышленных предприятий
Уральский социально-экономический институт
Академии труда и социальных отношений
Кафедра финансового менеджмента.
РЕФЕРАТ
На тему: «Современные проблемы кредитования промышленных предприятий».
Выполнил студент дневного отделения
группы ФД-401 Шилов В.В.
Проверила Антипина З.А.
Г. Челябинск
2001г.
Содержание работы.
Введение.-------------------------------------------------------------------
------------ 3
1. Банковское кредитование реального
сектора экономики.--------
4-5
2. Факторы, сдерживающие кредитование
промышленности.---- 6-8
3. Меры по преодолению кризиса
кредитно-финансовой системы. 9-
17
Заключение.-----------------------------------------------------------------
---------- 18-19
Список используемой литературы.---------------------------------------------
- 20
Введение.
Ситуация в экономике, сложившаяся в настоящее время, вновь выдвигает вопрос
об инвестициях на первый план. Для подъёма реального сектора экономики
нужны огромные инвестиции в предприятия всех отраслей и регионов страны.
Несмотря на разные взгляды ведущих экономистов страны на конкретные пути
выхода российской экономики из кризиса, все они сходятся, по крайней мере,
в одном мнении – без крупных и долгосрочных инвестиций возрождение России
невозможно.
Однако источник таких инвестиций пока не найден, напротив, в последнее
десятилетие наблюдается постоянное снижение реальных инвестиций в экономику
страны.
По разным подсчётам для строительства современной экономики России
потребуется от 50 до 200 млрд. долл. начальных инвестиций. Мнения о том
где, их можно получить, сильно расходятся. Среди основных источников
называются специалистами, как правило, называются: средства самих
предприятий, в том числе и за счёт предоставления им налоговых льгот;
средства иностранных инвесторов; бюджетное финансирование за счёт печатания
новых денег; привлечение средств, находящихся на руках у граждан в России и
вывезенных за рубеж.
Такое финансирование может быть осуществлено как путём создание
специализированных инвестиционных фондов, так и в рамках ещё одного
наиболее реального источника финансирования – инвестиционной деятельности
коммерческих и государственных банков.
Однако указанные источники инвестирования средств по отдельности даже
потенциально не в состоянии изменить ситуацию в экономике. Но их
скоординированное использование способно оказать в течение нескольких лет
необходимый эффект. Экспертная оценка рассмотренных источников позволяет
говорить о реальном инвестиционном потенциале в России как минимум от 20 до
80 млрд. долл.
Таким образом, в ближайшее время можно начать реальное восстановление
экономики страны, однако, успех всего предприятия будет зависеть не только
от того, удастся ли собрать искомую сумму, но и от того, насколько
эффективно будет работать механизм финансирования.
1. Банковское кредитование реального сектора экономики в России.
Недостаток собственных финансовых средств на инвестиционные программы не
компенсируется привлечением средств со стороны. Доля кредитов банков в
структуре инвестиций в реальный секторе превышает 2,5 – 3%%. Хотя
кредитование для коммерческих банков остального мира традиционно является
более высокодоходным видом деятельности, чем расчётно-кассовое
обслуживание, большинство российских кредитных организаций предпочитает
ограничивать свои взаимоотношения с предприятиями менее прибыльными, но и
менее рискованными расчётными операциями, так как риски промышленных
инвестиций чрезвычайно велики. Относительно благополучной была ситуация
лишь в экспортных отраслях и финансово-промышленных группах. Однако
обслуживавшие их так называемые системные банки никогда не были
инвесторами или кредиторами. Главной их целью оставался контроль и
перераспределение финансовых потоков сырьевых отраслей и части предприятий
ВПК.
Финансовый обвал 17 августа 1998г. уменьшил данный объём в несколько раз.
Промышленности, обременённой долгами, не из чего возвращать кредиты банкам.
Объём прибыли, полученной предприятиями и организациями в 1998г.,
уменьшился примерно на 45% по сравнению с 1997 г., число убыточных
предприятий превысило 50% в промышленности, 60% на транспорте, 80% в
сельском хозяйстве.
Традиционные кредитные риски в нашей стране дополняются рядом особенностей.
В числе факторов риска при банковском финансировании реального сектора
остаются отсутствие эффективного механизма реализации залогов, низкая
рентабельность (в среднем 0,5 – 5%%), плохое использование основных фондов,
трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощностей составляет более 50% в
секторе потребительских товаров и около50% в секторе инвестиционных. Более
половины производств вообще не прибегает к банковским ссудам. Основным
источником пополнения оборотных средств для предприятий и организаций стали
долги – кредиторская задолженность и банковские кредиты. На собственные
ресурсы приходилось около 2%. Банки «выталкивались» из обслуживания
реального сектора не только дефицитом средств у предприятий, но и ростом
объёма неплатежей, их «старением». Просрочка свыше трёх месяцев в
кредиторской задолженности составляет в последние годы около 50% от общей.
Главной особенностью пост кризисного развития банковской системы стал
неожиданно динамичный рост остатков средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков. Объём остатков в рублях быстро восстановился и на 1
июля 1999г. более чем наполовину превысил предкризисный уровень. Рост вновь
достигнут во многом за счёт эффекта пирамид; прежние обязательства
обслуживаются за счёт прироста новых ресурсов с финансового рынка.
Инвестиции в реальные проекты снижаются, избыточные ресурсы банков не
работают на экономику.
Первая половина 1999г. характеризовалась расширением рублёвого
кредитования, объём которого увеличился на 58,9%, и дальнейшим сокращением
(на 25,1%) валютного кредитования предприятий и организаций. Доля кредитов
реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы на
указанный период несколько уменьшилась и составила на 1 июля 1999г. 27,7%,
несмотря на значительное увеличение в пассивах банков временно свободных
средств. Стоимость кредитных ресурсов повышалась, что ограничивало и без
того скромные возможности по финансированию реального сектора.
В ходе реформ банковские структуры в связи с их функцией опосредования
движения денежных потоков получили преимущество перед структурами реального
сектора экономики. Если банки в ситуации гиперобесценивания финансовых
активов и денежных накоплений фактически освободились от прежних взаимных
долговых обязательств, то субъекты реального сектора потеряли, с одной
стороны, денежные ресурсы, имевшиеся на счетах в банках, ас другой,
остались без основного источника формирования оборотных средств –
банковских кредитов. Дисбаланс формирования доходов банковского реального
секторов российской экономики, взаимообусловленных процессов, определил не
только тенденцию нарастающего финансово-платёжного кризиса и ускоренного
сокращения производства и внутреннего рынка, но и бесперспективность
развития самой банковской системы без функционирования в реальном секторе
экономики.
Курс на рестрикционную кредитно-денежную политику фактически привёл в
действие механизм порочного круга, а именно: банки не имеют достаточной
возможности и стимулов для кредитования производства, вследствие чего
положение субъектов реального сектора становится всё более критическим и
ведёт к углублению таких тенденций, как рост доли невозвращённых кредитов в
структуре банковских балансов, ухудшение общей ликвидности, что ещё более
снижает возможности коммерческих банков инвестировать средства в
промышленное производство. Какая бы модель инвестирования экономики ни
применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими
предприятиями или финансовыми посредниками) центральную роль в его
финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что
большая часть средств из перечисленных выше источников, прежде чем будет
инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его
руководство примет решение, средства могут
Оказаться инвестированными в конкретные предприятия. Таким образом, роль
банков с точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько том,
какую величину своих сегодняшних активов они готовы перереструктурировать в
долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция
средств их клиентов — участников инвестиционного процесса, рассмотренных
выше, и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих
средств.
Итак, в стране существует неплохой инвестиционный потенциал. Однако
средства, о которых говорилось выше, были в стране и раньше, и только за
последние годы в экономику могли прийти десятки миллиардов долларов в год,
но не пошли Основных причин две. Первая — отсутствие условий для развития
эффективного процесса инвестирования. Вторая — отсутствие минимально
необходимого количества эффективных собственников, в которых инвестор мог
бы не только поверить, как в будущее России, но и чьи проекты были бы
достаточно реальными к воплощению в жизнь. В качестве непременных условий
успешного осуществления инвестиционных проектов можно указать достаточно
много совершенно разноплановых положений.
2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности в России.
Как мы видим, важную роль в повышении инвестиционной активности и
обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее
время банки еще не стали ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов,
ни их эффективным оператором. Причины такого положения дел многообразны. Но
если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере
проявляется и в банковском секторе.
Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции
обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных кредитов на выгодных для
коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала в реальном секторе
(увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи основных
производственных фондов) не будет способствовать привлечению инвестиций
даже в условиях снижающейся инфляции.
Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения
макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций достаточно
противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции,
падение доходности ценных государственных бумаг, порой отрицательная
доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового
положения кредитных организаций.
Вряд ли возможно предполагать, что в таких условиях свободные финансовые
ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики.
Поэтому, по нашему мнению, нет пока оснований считать, что в ближайшее
время инвестиции появятся.
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.
Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование
промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило,
возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный
характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под
готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных
вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от
этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового
состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально
улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную
реформу предприятий не удастся ни при каких условиях.
Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает
инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое
положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли
склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при
условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные
финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций
недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в
промышленность, транспорт или связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш
взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние
проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны
частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея
Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных
инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,
срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со
стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких
рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство
не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого,
непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие-
либо обязательства.
В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным,
не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает
механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда
инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности"
предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных
объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-
прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это
никакой экономической ответственности.
В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых
финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных
инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в
1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим.
Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное
законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической
деятельности в свете принятия новых законодательных актов.
Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в
инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков
смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального
извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно
пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу.
3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы.
Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.
Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса
первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.
На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим
направлениям:
активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т.
е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей
роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок
инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных
инвестиций;
создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах
банковской и инвестиционной деятельности;
адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих
инвестициям;
укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной
деятельности.
В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо.
Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и
естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной
программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с
преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на
кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть
вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным
государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных
проектов.
Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под
гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции
народного хозяйства.
Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и
перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области
инвестиционных проектов.
Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с
относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных
инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более
дешевыми для предприятий.
Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и
проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать
ресурсы и снижать инвестиционные риски.
Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных
организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления
долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций
финансового лизинга.
Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в
затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных
производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных
рисков.
Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств
кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы,
которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического
роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам
укрупнения кредитных учреждений и их капитала.
Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков,
призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием
государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им
специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы
осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения:
Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит,
определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный
срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия
Страницы: 1, 2
|