рефераты скачать

МЕНЮ


Кредитование промышленных предприятий

Кредитование промышленных предприятий

Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений

Кафедра финансового менеджмента.

РЕФЕРАТ

На тему: «Современные проблемы кредитования промышленных предприятий».

Выполнил студент дневного отделения

группы ФД-401 Шилов В.В.

Проверила Антипина З.А.

Г. Челябинск

2001г.

Содержание работы.

Введение.-------------------------------------------------------------------

------------ 3

1. Банковское кредитование реального

сектора экономики.--------

4-5

2. Факторы, сдерживающие кредитование

промышленности.---- 6-8

3. Меры по преодолению кризиса

кредитно-финансовой системы. 9-

17

Заключение.-----------------------------------------------------------------

---------- 18-19

Список используемой литературы.---------------------------------------------

- 20

Введение.

Ситуация в экономике, сложившаяся в настоящее время, вновь выдвигает вопрос

об инвестициях на первый план. Для подъёма реального сектора экономики

нужны огромные инвестиции в предприятия всех отраслей и регионов страны.

Несмотря на разные взгляды ведущих экономистов страны на конкретные пути

выхода российской экономики из кризиса, все они сходятся, по крайней мере,

в одном мнении – без крупных и долгосрочных инвестиций возрождение России

невозможно.

Однако источник таких инвестиций пока не найден, напротив, в последнее

десятилетие наблюдается постоянное снижение реальных инвестиций в экономику

страны.

По разным подсчётам для строительства современной экономики России

потребуется от 50 до 200 млрд. долл. начальных инвестиций. Мнения о том

где, их можно получить, сильно расходятся. Среди основных источников

называются специалистами, как правило, называются: средства самих

предприятий, в том числе и за счёт предоставления им налоговых льгот;

средства иностранных инвесторов; бюджетное финансирование за счёт печатания

новых денег; привлечение средств, находящихся на руках у граждан в России и

вывезенных за рубеж.

Такое финансирование может быть осуществлено как путём создание

специализированных инвестиционных фондов, так и в рамках ещё одного

наиболее реального источника финансирования – инвестиционной деятельности

коммерческих и государственных банков.

Однако указанные источники инвестирования средств по отдельности даже

потенциально не в состоянии изменить ситуацию в экономике. Но их

скоординированное использование способно оказать в течение нескольких лет

необходимый эффект. Экспертная оценка рассмотренных источников позволяет

говорить о реальном инвестиционном потенциале в России как минимум от 20 до

80 млрд. долл.

Таким образом, в ближайшее время можно начать реальное восстановление

экономики страны, однако, успех всего предприятия будет зависеть не только

от того, удастся ли собрать искомую сумму, но и от того, насколько

эффективно будет работать механизм финансирования.

1. Банковское кредитование реального сектора экономики в России.

Недостаток собственных финансовых средств на инвестиционные программы не

компенсируется привлечением средств со стороны. Доля кредитов банков в

структуре инвестиций в реальный секторе превышает 2,5 – 3%%. Хотя

кредитование для коммерческих банков остального мира традиционно является

более высокодоходным видом деятельности, чем расчётно-кассовое

обслуживание, большинство российских кредитных организаций предпочитает

ограничивать свои взаимоотношения с предприятиями менее прибыльными, но и

менее рискованными расчётными операциями, так как риски промышленных

инвестиций чрезвычайно велики. Относительно благополучной была ситуация

лишь в экспортных отраслях и финансово-промышленных группах. Однако

обслуживавшие их так называемые системные банки никогда не были

инвесторами или кредиторами. Главной их целью оставался контроль и

перераспределение финансовых потоков сырьевых отраслей и части предприятий

ВПК.

Финансовый обвал 17 августа 1998г. уменьшил данный объём в несколько раз.

Промышленности, обременённой долгами, не из чего возвращать кредиты банкам.

Объём прибыли, полученной предприятиями и организациями в 1998г.,

уменьшился примерно на 45% по сравнению с 1997 г., число убыточных

предприятий превысило 50% в промышленности, 60% на транспорте, 80% в

сельском хозяйстве.

Традиционные кредитные риски в нашей стране дополняются рядом особенностей.

В числе факторов риска при банковском финансировании реального сектора

остаются отсутствие эффективного механизма реализации залогов, низкая

рентабельность (в среднем 0,5 – 5%%), плохое использование основных фондов,

трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощностей составляет более 50% в

секторе потребительских товаров и около50% в секторе инвестиционных. Более

половины производств вообще не прибегает к банковским ссудам. Основным

источником пополнения оборотных средств для предприятий и организаций стали

долги – кредиторская задолженность и банковские кредиты. На собственные

ресурсы приходилось около 2%. Банки «выталкивались» из обслуживания

реального сектора не только дефицитом средств у предприятий, но и ростом

объёма неплатежей, их «старением». Просрочка свыше трёх месяцев в

кредиторской задолженности составляет в последние годы около 50% от общей.

Главной особенностью пост кризисного развития банковской системы стал

неожиданно динамичный рост остатков средств на корреспондентских счетах

коммерческих банков. Объём остатков в рублях быстро восстановился и на 1

июля 1999г. более чем наполовину превысил предкризисный уровень. Рост вновь

достигнут во многом за счёт эффекта пирамид; прежние обязательства

обслуживаются за счёт прироста новых ресурсов с финансового рынка.

Инвестиции в реальные проекты снижаются, избыточные ресурсы банков не

работают на экономику.

Первая половина 1999г. характеризовалась расширением рублёвого

кредитования, объём которого увеличился на 58,9%, и дальнейшим сокращением

(на 25,1%) валютного кредитования предприятий и организаций. Доля кредитов

реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы на

указанный период несколько уменьшилась и составила на 1 июля 1999г. 27,7%,

несмотря на значительное увеличение в пассивах банков временно свободных

средств. Стоимость кредитных ресурсов повышалась, что ограничивало и без

того скромные возможности по финансированию реального сектора.

В ходе реформ банковские структуры в связи с их функцией опосредования

движения денежных потоков получили преимущество перед структурами реального

сектора экономики. Если банки в ситуации гиперобесценивания финансовых

активов и денежных накоплений фактически освободились от прежних взаимных

долговых обязательств, то субъекты реального сектора потеряли, с одной

стороны, денежные ресурсы, имевшиеся на счетах в банках, ас другой,

остались без основного источника формирования оборотных средств –

банковских кредитов. Дисбаланс формирования доходов банковского реального

секторов российской экономики, взаимообусловленных процессов, определил не

только тенденцию нарастающего финансово-платёжного кризиса и ускоренного

сокращения производства и внутреннего рынка, но и бесперспективность

развития самой банковской системы без функционирования в реальном секторе

экономики.

Курс на рестрикционную кредитно-денежную политику фактически привёл в

действие механизм порочного круга, а именно: банки не имеют достаточной

возможности и стимулов для кредитования производства, вследствие чего

положение субъектов реального сектора становится всё более критическим и

ведёт к углублению таких тенденций, как рост доли невозвращённых кредитов в

структуре банковских балансов, ухудшение общей ликвидности, что ещё более

снижает возможности коммерческих банков инвестировать средства в

промышленное производство. Какая бы модель инвестирования экономики ни

применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими

предприятиями или финансовыми посредниками) центральную роль в его

финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что

большая часть средств из перечисленных выше источников, прежде чем будет

инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его

руководство примет решение, средства могут

Оказаться инвестированными в конкретные предприятия. Таким образом, роль

банков с точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько том,

какую величину своих сегодняшних активов они готовы перереструктурировать в

долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция

средств их клиентов — участников инвестиционного процесса, рассмотренных

выше, и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих

средств.

Итак, в стране существует неплохой инвестиционный потенциал. Однако

средства, о которых говорилось выше, были в стране и раньше, и только за

последние годы в экономику могли прийти десятки миллиардов долларов в год,

но не пошли Основных причин две. Первая — отсутствие условий для развития

эффективного процесса инвестирования. Вторая — отсутствие минимально

необходимого количества эффективных собственников, в которых инвестор мог

бы не только поверить, как в будущее России, но и чьи проекты были бы

достаточно реальными к воплощению в жизнь. В качестве непременных условий

успешного осуществления инвестиционных проектов можно указать достаточно

много совершенно разноплановых положений.

2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности в России.

Как мы видим, важную роль в повышении инвестиционной активности и

обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее

время банки еще не стали ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов,

ни их эффективным оператором. Причины такого положения дел многообразны. Но

если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере

проявляется и в банковском секторе.

Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции

обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных кредитов на выгодных для

коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала в реальном секторе

(увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи основных

производственных фондов) не будет способствовать привлечению инвестиций

даже в условиях снижающейся инфляции.

Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения

макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций достаточно

противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции,

падение доходности ценных государственных бумаг, порой отрицательная

доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового

положения кредитных организаций.

Вряд ли возможно предполагать, что в таких условиях свободные финансовые

ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики.

Поэтому, по нашему мнению, нет пока оснований считать, что в ближайшее

время инвестиции появятся.

Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.

Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование

промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило,

возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный

характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под

готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных

вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от

этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового

состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально

улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную

реформу предприятий не удастся ни при каких условиях.

Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает

инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое

положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли

склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при

условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные

финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций

недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в

промышленность, транспорт или связь.

В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш

взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние

проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны

частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея

Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных

инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,

срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со

стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких

рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство

не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого,

непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие-

либо обязательства.

В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным,

не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает

механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда

инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности"

предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных

объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-

прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это

никакой экономической ответственности.

В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых

финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных

инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в

1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим.

Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное

законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической

деятельности в свете принятия новых законодательных актов.

Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в

инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков

смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального

извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно

пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу.

3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы.

Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.

Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса

первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.

На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим

направлениям:

активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т.

е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей

роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок

инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных

инвестиций;

создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах

банковской и инвестиционной деятельности;

адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих

инвестициям;

укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной

деятельности.

В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо.

Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и

естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной

программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с

преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на

кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть

вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным

государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных

проектов.

Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под

гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции

народного хозяйства.

Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и

перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области

инвестиционных проектов.

Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с

относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных

инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более

дешевыми для предприятий.

Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и

проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать

ресурсы и снижать инвестиционные риски.

Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных

организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления

долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций

финансового лизинга.

Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в

затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных

производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных

рисков.

Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств

кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы,

которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического

роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам

укрупнения кредитных учреждений и их капитала.

Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков,

призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием

государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им

специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).

Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы

осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения:

Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит,

определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный

срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.