рефераты скачать

МЕНЮ


Коммерческий кредит

переводном векселе» №48-ФЗ от 11 марта 1997 года вводится в действие

«Положение о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937г.

№104/1341[5], а также устанавливается порядок обращения простых и

переводных векселей на территории Российской Федерации.

Но обратимся теперь к мировому опыту развития коммерческого

кредитования.

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. привел к ограничению

возможностей использования «классических» средств финансирования

международных торговых операций и резкому ухудшению положения на мировом

рынке. Кризис дал толчок для развития среднесрочных банковских и

коммерческих (фирменных) кредитов. Именно в этот период наметились две

основные особенности создаваемых систем финансирования экспорта, которые в

дальнейшем, главным образом с начала 50-х годов, стали особенно четкими.

Система экспортного финансирования США стала развиваться в основном по

линии предоставления иностранным заемщикам прямых государственных кредитов.

Основной формой такого финансирования в странах Западной Европы стали

фирменные кредиты.

Их значение стало возрастать сразу после первой мировой войны. Однако

лишь после кризиса 1929- 1933 г. г. эти кредиты стали одним из основных

средств финансирования экспорта. При этом, если раньше фирменные кредиты

использовались исключительно для краткосрочного кредитования экспортных

поставок, то постепенно сфера их влияния расширилась. Все чаще их стали

применять при кредитовании сделок, требующих долгосрочных займов.

Международная торговля вплоть до начала второй мировой войны так и не

смогла выйти из состояния кризиса, что сказалось на абсолютном размере

кредитных операций такого рода. Война же практически парализовала

международный кредитный рынок.

В послевоенные годы иностранные облигационные займы, размещаемые на

рынке частных капиталов, так и не восстановили своей роли. Им на смену

пришли прямые государственные и фирменные кредиты. Наряду с ними

существенную роль стали играть кредиты международных организаций и

банковские кредиты.

Главной целью предоставления фирменных и банковских кредитов в это

время было создание благоприятных предпосылок для роста американских

инвестиций за границей. Направление кредита вплоть до начала 50-х годов

было предельно стабильным - от США странам Западной Европы и Японии.

Начало 50-х годов характеризовалось тем, что обращение

западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей

внешнеэкономического развития становится все более активным, общее

направление движения международных кредитов изменилось в сторону

развивающихся стран «третьего мира» и, наконец, тем, что разница систем

внешнеторгового кредитования у США, с одной стороны, и у большинства

западноевропейских стран - с другой, становится все более определенной.

Восстановление и дальнейшее расширение потенциала западноевропейских

стран, постепенное ослабление спроса на доллар во многом способствовали

тому, что, в целом, роль долгосрочного международного кредита (а тем более,

государственных субсидий) как средства форсирования экспорта товаров в эти

страны стала снижаться. При продажах машин и оборудования в

западноевропейские страны решающую роль стали играть нормальные средства

конкуренции: цена, качество изготовления, конструктивные особенности, сроки

поставки и т.д.

Резко сократился приток в Европу американского государственного

капитала в виде кредитов и субсидий и, напротив, быстро вырос объем прямых

капиталовложений американских транснациональных компаний (ТНК).

Не менее серьезные изменения происходили и во внешней торговле. Уже с

конца 40-х и, особенно в начале 50-х годов на рынке обостряется

конкурентная борьба между поставщиками. «Рынок продавцов» все более

превращался в «рынок покупателей».

Наряду со значительным расширением экспорта из США и Англии быстро

возрастала конкуренция со стороны многих западноевропейских стран и Японии,

которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики

(довоенный объем промышленного производства в странах Западной Европы был

достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного

производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но

и быстро развивали экспорт. К началу 50-х годов проблема сбыта машин и

оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-

экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.

В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся страны

были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в

первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и

оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь

при определенных условиях. А значит, возможности сбыта машин и оборудования

в развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров

привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих

поставок.

Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с ранее

обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.

Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых

поставок решались в основном путем расширения уже существовавшего аппарата

государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась

в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего

мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и

государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в

иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в

значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и

уменьшилась, но была по-прежнему велика.

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в

послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная

промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от

сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в

частности. В то же время фирмы этих стран в гораздо меньшей степени могли

использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования

экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР,

займы, размещаемые на рынке частных капиталов, и т.д.

В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути

создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных

кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко

использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь,

в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,

Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования

экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые

страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,

Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной,

формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в

западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков.

Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями,

точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную

форму сращивания, модификации коммерческого и банковского экспортного

кредита.

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую

практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался

частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная

«связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза

капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения

среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской

промышленности.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала

применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные

банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия

кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно

подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки

предоставляли фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а

государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских

странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого

государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления

финансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов

служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,

как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-

экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам

наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить

объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,

но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их

сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение

в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной

Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные

кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла

более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение

предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже

50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно

уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)

кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность

развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8

млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств

этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе

статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных

видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим

образом (использованная часть в млрд.долл.):

Таблица 2. Развитие международного кредита в период с 1956 по 1967г.г.

|Виды кредита |1956 |1960 |1965 |1967 |

| |$ |% |$ |% |$ |% |$ |% |

|Международный кредит |2,43 |100 |3,59 |100 |6,55 |100 |8,24 |100 |

|(всего) | | | | | | | | |

|Фирменные кредиты* |1,30 |61,7 |2,00 |55,7 |2,90 |44,3 |3,8 |46,1 |

|Прямые государственные |0,75 |30,8 |1,25 |34,8 |2,83 |43,2 |3,4 |40,9 |

|Кредиты международных |0,18 |7,4 |0,34 |9,5 |0,82 |12,5 |1,1 |13,0 |

|организаций | | | | | | | | |

* - подсчеты ориентировочные

Относительное значение частных кредитов (основную массу которых

составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не

уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между

развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока

американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых

государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и

планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не

мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между

западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные

кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не

получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для

финансирования экспортных поставок военной техники.

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми

странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с

развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х

гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.

Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны

государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по

существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались

исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной

использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,

стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке

ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль

международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в

развитых странах.

Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для

финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные

поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в

деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика

приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим

дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без

предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран

с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и

экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в

то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче.

Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало

особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в

послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных

кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало

перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым

условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними

банков.

Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные

годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными

причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями;

ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков

подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных

кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала,

базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти

проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей.

Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на

помощь государство.

Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании

экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи

гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских

странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера

действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными

кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и

рефинансирования экспорта.

Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между

развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие

торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного

участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому

периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более

интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно

в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования

экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в

отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что

подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации

средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую

в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов

была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью

уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания

специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с

развивающимися странами.

В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования

сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие

практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования

на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков

прибегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на

денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых

машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно

на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более

длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы

ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние

итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ

поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада

конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям

подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою

очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к

экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не

лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы

получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным

ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков

государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных

кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых

наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых

кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования

экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций

Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики

предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

Глава 2.Вексель как инструмент коммерческого кредита

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.