рефераты скачать

МЕНЮ


Инвестиционная политика

трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд.

долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится

980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом

наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что

объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных

инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный

климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных

инвесторов в Рос сии являются наихудшими по сравнению с другими

государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за

иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам,

но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты «Эуромаки» поставили Россию в

своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е

Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.

Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР,

при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от

декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования

иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в

полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый

период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия,

Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия,

Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий:

тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных

(Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный

инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать

иностранных инвесторов от избыточного риска. Сейчас правительство готовит

поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые

«каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты

налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и,

что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право

собственности на землю при создании новых предприятий.

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного

климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на

оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат

во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки

инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их

регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия

российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим

встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН

исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в

России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит

приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит

ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

6. ПУТИ И МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и

иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их

деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного

реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в

иностранных инвестициях составляет 10 12 млрд. долл. в год. Однако для

того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень

серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе

законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о

концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет

также законодательное определение прав собственности на землю. Для

облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на

российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный

центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской

стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата

требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным

законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного

некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную

продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с

другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением

товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных

инвестициях в России;

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и

коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров,

занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском

заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок

«под ключ»;

создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его

полной конвертируемости.

Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и

иностранных инвестиций.

7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Важным макроэкономическим фактором, блокирующим инвестиционный

процесс, является отсутствие в производственном секторе явно видимых сфер

для эффективного вложения финансовых ресурсов, даже для «точечного»

инвестирования. Основной причиной этого послужил провал государственной

структурной политики, призванной четко обосновывать долгосрочные приоритеты

экономического развития страны в целом, отраслей и регионов, и

последовательно осуществлять их централизованную поддержку.

Несмотря на очевидную и первостепенную свою значимость, .эта задача не

решена ни в одной из принятых за последние пять лет правительственных

программ. Перечень выдвигаемых приоритетов остается крайне размытым.

Положение еще более усугубляется на стадии практических решений, которые

часто прямо противоречат принятым приоритетам.

Более того, в действующей «Комплексной программе стимулирования

отечественных и иностранных инвестиций» государство в лице Министерства

экономики отказывается от своего участия в выборе инвестиционных

приоритетов. В программе закреплен принцип стимулирования привлечения

инвестиций в производственный сектор исключительно по критерию

коммерческого эффекта. Такой подход совершенно неприемлем для распределения

бюджетных средств даже в рамках частичного финансирования отдельных

проектов. Как подойти к определению подобного рода приоритетов? Полагаю,

«запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста

отечественного производства, может и должен начаться только с отраслей,

ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как

это ни парадоксально, с пищевой и легкой промышленности, т. е. именно с тех

отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.

Особое значение легкой и пищевой промышленности для стимулирования

инвестиционной активности обусловлено следующим. Во-первых, эти отрасли

имеют сильную «межотраслевую сцепку», в результате чего инвестиции в их

развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на

продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный

потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и

наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для

продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на

внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой

промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне

конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на многих зарубежных

рынках.

Это направление государственной структурной политики может быть

реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный бюджет. Для

этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько

организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных

ресурсов и частных инвестиции. Эти инвестиции необходимо поддержать

налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся

инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных

производителей технологического оборудования. Необходима также разумная

государственная политика протекционизма в отношении названной группы

отраслей.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую

перспективу должна стать и поддержка инвестиции в секторе малого и среднего

предпринимательства. Объем инвестиции в этот сектор сегодня оценивается

примерно в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется

крупных государственных средств.

Необходимы вложения в систему федеральных и региональных гарантийных

фондов, причем каждый рубль, направленный на их создание, способен

привлечь, как минимум, 34 рубля частных инвестиции, прежде всего за счет

гарантированных банковских кредитов. При этом важно инвестиционный спрос,

создаваемый при государственной поддержке малого и среднего

предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей

специализированного оборудования для малых форм бизнеса.

В высокотехнологичных отраслях обрабатывающего сектора названные приоритеты

государственной инвестиционной политики должны иметь очаговый характер (на

уровне отдельных производств и даже конкретных предприятий). Выявление

таких «очагов» и их целевая поддержка остаются важнейшими задачами

государства.

8. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА РОССИИ

Инвестиционный сектор российской экономики из года в год показывает

самые высокие темпы спада. Инвестиции в основной капитал составляли в 1995

г. менее 30% (от уровня 1990 г.), в первом полугодии 1996 г. они

сократились по сравнению с соответствующим периодом 1995 г. на 14%.

На фоне падения отечественных инвестиций привлечение иностранного

капитала играет все более заметную роль, позволяя решить ряд проблем

социально-экономического развития.

В настоящее время экспортные возможности мирового рынка прямых

инвестиций составляют около $ 20 млрд. Для преодоления кризисных явлений и

поддержания реформ в российской экономике ежегодно необходимо $ 15—20 млрд.

По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций в России

составил, млн. долларов:

|Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Объем инвестиций |400 |600 |1400 |1053 |2797 |

Однако эти инвестиции не покрывают потребности российской экономики.

По данным исследований, большинство зарубежных инвесторов отмечает,

что в России отсутствуют льготно-поощрительные меры в отношении

иностранного капитала и совместных предприятий, отменены или изменены ранее

предоставленные льготы, недостаточна гарантия иностранных капиталовложений.

В целях улучшения инвестиционного климата Правительство РФ в 1995 г.

одобрило Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций, которая предусматривает как кредитно-финансовые,

информационные, так и правовые и организационные меры. Реализация программы

позволит расширить формы международного инвестиционного сотрудничества, в

частности за счет заключения концессионных договоров, соглашений о разделе

продукции, образовать свободные экономические зоны (СЭЗ), чтобы

способствовать созданию в России "точек роста", ориентированных на мировые

рынки капиталов. СЭЗ могут стать наиболее привлекательными территориями

Российской Федерации для иностранных инвесторов.

Иностранные инвестиции могут положительно повлиять на возможности

экономического роста в долгосрочной перспективе за счет инноваций и

структурных изменений в производстве, а потому необходимы оптимизация

федерально-региональных экономических взаимоотношений, смещение центра

тяжести хозяйственных реформ на территориальный уровень и повышение роли

местных органов власти и управления в решении вопросов, связанных с

экономической политикой.

В настоящее время на региональном уровне инвестиционная политика

находится в стадии формирования и организационно не отлажена. Не отработан

и механизм ее реализации. Региональные инвестиционные программы должны

подвергаться тщательной экспертизе на предмет соответствия целям и задачам

социально-экономической региональной политики, окупаемости и эффективности.

Все это в полной мере относится и к Дальневосточному экономическому

региону.

ВЫВОД.

Бесспорно, что в современных условиях Законом "06 иностранных

инвестициях в РСФСР" 1991 г. пользоваться практически невозможно: он

устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного

процесса старения , его непригодность является следствием позднейших

корректировок. Характерно, что за все время существования Закона ни одна из

них не была осуществлена подобающим образом, то есть в виде законодательно

оформленных "поправок и дополнений к Закону", что является обычной

процедурой в государствах с высокой юридической культурой.

Отечественная система "модернизации" основывается на издании

многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем

ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для

вступления в силу) реквизитов регистрации Минюста РФ, а, следовательно, и

экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и,

что хуже всего, "отменяют" положения Закона — документа высшего

юридического ранга.

На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается

постоянно; тем не менее она продолжается, чему свидетельством являются

указанные документы. Между тем, в государственной Думе вот уже третий год

"гуляют" несколько новых вариантов закона об иностранных инвестициях в

России, в том числе вариант, который имеет условное название "Поправки к

Закону "О6 иностранных инвестициях 1991 года".

Наконец, на общем фоне "борьбы с недоимками", стремлением наполнить

бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Но дело в том,

что указанные постановления и материалы ГГК РФ выпущены, как

представляется, не в лучшие для совместного предпринимательства времена.

Забюрократизированность в крайней степени, все мыслимые формы

вымогательства сделали зарубежных инвесторов еще более зависимыми от чисто

субъективных факторов и, следовательно, еще менее заинтересованными во

взаимном сотрудничестве.

Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты

кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы

источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации,

когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные

меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается,

что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты

более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого

иностранного инвестирования, обнаружить опасность для российской экономики,

во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования

наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько

выводов.

Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в России выигрывает

все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в

экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и

налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных

программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные

бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать

свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных

потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить

доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение

конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги

населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как

ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не

банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все эти возможности коллективных инвестиций

в полной мере реализовались в России?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в

стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно

позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного

инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг.

Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере

учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой

формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов,

обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного

налогообложения корпоративных бумаг.

Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время,

чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение

ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от

удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и

кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в России проявились

достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает

деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги

инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и

между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу

осилит идущий.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций

в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели

создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,

характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого

лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может

привнести в Россию достижения научно технического прогресса и передовой

управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и

привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране

современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в

материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для

покупки необходимых товаров, которые по прежнему растрачиваются бессистемно

и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций

жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного

общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и

ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что

интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с

другой, непосредственно не совпадают. Россия за интересована в

восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении

потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в

развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,

проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной

управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,

достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической

беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных

стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение

общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать

дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять

предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют

российские, занятые в той же сфере деятельности. Как по казал опыт, такая

мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного

капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных

производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на

льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для

иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы

найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному

капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола

властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные

условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики;

1. Строев “Инвестиционная политика государства”. Журнал “ЭКО” №1 за 1998

год;

3. Сакс. “Рыночная экономика и Россия”. М., “Экономика”, 1998 г.

4. Журнал “Международный бизнес России” №1, за 1998 год.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.