Финансы и кредит
Финансы и кредит
3. Инфляция, сущность, формы проявления и виды
В переводе с латинского “инфляция” переводится как вздутие. В 1861 году
впервые заговорили об инфляции. Инфляция – это переполнение каналов
обращения денежной массы сверх потребности товарооборота, что вызывает
обесценивание денежной единицы и соответственно вызывает рост цен на
товары. Не смотря на то, что инфляция проявляется в росте цен, по сути
своей это сложное экономико-социальное явление, вызванное диспропорциями в
различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция проявляется: 1. В росте цен.
2. В понижении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
3. В увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Причины инфляции: внутренние (1. Монополизация экономики; 2. Циклическое
развитие экономики; 3. Нарушение пропорций между спросом и предложением; 4.
Доходами и расходами, накоплением и потреблением; 5. Увеличение скорости
оборота денег; 6. Дефицит государственного бюджета) и внешние (1.
Структурные и мировые кризисы; 2. Валютная политика гос. направленная на
экспорт инфляции).
Виды инфляции: 1. В зависимости от темпа роста цен. Ползучая – цены растут
не более 10% в год, характерны для развития стран и оказывает
стимулирование на экономику страны. Галопирующая – до 100% в год,
характерна для развитых стран. Гиперинфляция – более 50% в месяц или более
100% в год, характерна для кризисного состояния страны. 2. В зависимости от
причин инфляции. 1. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает
предложение (производственная сфера не в состоянии удовлетворить
потребности покупателей). Причины инфляции спроса. 1). Милитаризация
экономики (военная продажа не функционирует на рынке и её покупает гос. и
отправляет в запас, её денежный эквивалент становится лишним для
обращения). 2). Дефицит гос. бюджета и рост гос. долга (покрытия дефицита
бюджета приводит к размещению займов гос. путем эмиссии банкнот, что
вызывает рост спроса, а, следовательно, и рост цен). 3). Кредитная
экспансия банков (расширение кредитования, это приведет к увеличению
спроса, а, следовательно, цен). 4). Импорт инфляции (эмиссия национальной
валюты, воздействие внешнего повышения цен). 5). Рост косвенных налогов
(таможенные пошлины, НДС). 2. Инфляция издержек. Причины инфляции издержек:
1. Рост издержек. 2. Рост з/п. Повышение цен > необходимость индексации з/п
> ведет к увеличению издержек > увеличению цен > уменьшению прибыли. 3.
Снижение роста в производительности труда и объемов производства.
Циклические колебания производства приводят к уменьшению производительности
труда, это вызывает увеличение издержек, следовательно, сокращение
предприятия, т.к. уменьшается прибыль. 4. Расширение сферы услуг, т.к. для
нее характерна низкая производительность труда по сравнению с
производственной сферой, и больший удельный вес з/п в издержках.
4. Типы инфляции, формы и методы антиинфляционной политики
Инфляция оценивается с помощью показателя индекса цен. В условиях инфляции
административное регулирование рынка (замораживание цен и доходов,
установление пределов их роста, поддержание определенных пропорций между
темпами роста производительности труда и т.д.) может привести к подавленной
инфляции. Результатом этого является ломка рыночного механизма. Она
проявляется в перемещении товарных масс в тен. эк., распределении трудовых
материальных ресурсов становится не оптимальным, возникает дефицит бюджета.
Её механизм самовоспроизводящийся. Дефицит ожидания > увеличение спроса >
уменьшение количества товаров > острее дефицит > правота ожидания>
увеличение спроса. > … Начинается “бегство от денег”, т.е. увеличивается
спрос на материальные ценности.
Антиинфляционные меры должны быть направлены на установление рыночного
равновесия. Инфляцию ликвидировать невозможно, нужно сделать её управляемой
и, прежде всего, перевести в открытую форму. В антиинфляционной политике
выделяют стратегию и тактику.
Антиинфляционная стратегия. 1. Гашение инф. ожиданий: а) укрепление
механизма рынка с помощью поощрения малого бизнеса; б) борьба с
монополиями; в) ослабление таможенных ограничений на ввоз товаров; г)
государство должно удерживать лимит денежной массы; он складывается из
долгосрочного темпа объемов производства и уровня инфляции, кот,
производство считает приемлемой и обязуется контролировать. 2.
Антиинфляционная денежная политика. Нужна осторожность, т.к. с одной
стороны это приведет к уменьшению спроса и уменьшению цен, но с другой
стороны может привести к увеличению процентной ставки и росту банкротства.
3. Постепенная ликвидация дефицита гос. бюджета (увеличение поступлений;
сокращение расходов). В экономике надо больше брать, надо меньше давать из
казны. 4. Увеличение предложения за счет структурных преобразований в
экономике, конверсии военного производства, за счет стимулирования НТП,
создания новых товарных знаков. 5. Орган внешних инфляционных процессов (за
счет увеличения объема продаж гос. ценных бумаг; увеличение курса
национальной валюты). Антиинфляционная тактика. 1. Повышение темпов
развития производства с помощью гос. поддержки. 2. Увеличение импорта и
частичная реализация стратегических запасов, приватизация, повышение
процентных ставок по вкладам.
5. Сущность и функции финансов. Финансовая политика
Резкое развитие финансовых отношений произошло после 2 МВ, т.к. возросли
объемы гос бюджетов
1. Распределительная функция. Заключается в создании основных или первичных
доходов среди участников материального производства. Основные фонды: з/п
рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального
производства; доходы предпринимателей в сфере материального производства.
Это распределение не обеспечивает создание денежных средств, необходимых
для развития страны, удовлетворения культурных потребностей и т.д. Поэтому
необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между
производственными и непроизводственными сферами хозяйства, между отдельными
регионами, социальными группами населения. В результате получаются
вторичные или производственные доходы. 2. Контрольная функция. Заключается
в контроле за распределением ВВП по целевым фондам и целевым использованием
этих средств. Проверка финансового законодательства, своевременное
исполнение финансовых обстоятельств перед бюджетом, налоговой службой,
банками, между предприятиями. 3. Регулирующая функция. Она связана с
вмешательством гос. через финансы (налоги, кредиты) в процессе
воспроизводства. Заключается в бюджетном и финансовом планировании, гос.
регулировании рынка ценных бумаг.
7. Финансовая система РФ, ее сущность и составляющие. Финансовые потоки и
их взаимосвязь
Это система форм и методов образования, распределения и использования
фондов денежных средств гос. и предприятия. Она включает в себя следующие
виды или блоки финансовых отношений: 1. Гос. бюджетную систему. 2.
Внебюджетные специальные фонды. 3. Гос. кредит (центр финансы, регулируются
на макро уровне). 4. Фонды страхования. 5. Финансы предприятия различных
форм собственности. Гос бюджетная система включает в себя федеральный
бюджет, бюджеты субъектов федерации (89), местные бюджеты. Внебюджетные
фонды (4 фонда, 20 др. фондов). Гос. кредит – представляет собой форму
экономических отношений между физическими и юридическими лицами, где гос.
выступает в роли заемщика. (93 г. для покрытия дефицита бюджета были
выпущены ГКО и Золотые сертификаты, 91 г. были выпущены гос. облигации, 95
г. – облигации федерального займа) Фонды страхования. Страховые компании
занимаются страхованием имущества физических и юридических лиц. Финансы
предприятий являются основой финансов страны, т.к. они являются источником
основной части финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятия
зависит общее финансовое положение в стране.
17. Сущность и виды имущественного страхования. Формирование страхового
фонда
Классификация страхования. 1. Добровольное и обязательное. В РФ страхование
классифицируется на отрасли, под отрасли и виды. 2.1. Личное страхование.
Объекты – имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем,
трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя. 2.2. Страхование
жизни и пенсии: страхование на дожитие, страхование жизни и случай утраты
трудоспособности, страхов. и бракосочетанию, детей, пенсий, смешанное
страхование. 2.3. Страхование от несчастных случаев и болезни: на случай
болезни, на случай заражения конкретной болезнью, страхование спортсменов,
туристов, от потери доходов при болезни. 2.4. Медицинское страхование
(здоровье): страхование общих медицинских расходов, медицинских расходов
при поездке за границу, стоматологических расходов, на случай обследования
и т.д. (2.3 и 2.4. могут быть коллективными и индивидуальными).
13. Сущность и функции гос кредита
Гос кредит как финансовая категория выполняет следующие функции: а)
распределительная (формирует и использует централизованные денежные фонды
гос., предназначена для финансирования гос. расходов и дефицита гос.
бюджета), б) регулирующая (гос. регулирует денежное обращение, уровень %-ой
ставки, производство, занятость), в) контрольная.
РФ как кредитор. Различают внутренние ссуды – заемщиками являются
юридические лица или органы исполнительной власти субъектов, носят целевой
характер, обычно выдаются сроком не более года, за плату, происходит
строгий контроль за целевым использованием средств, и внешние ссуды –
кредиты иностранных орг и государствам, предстоящий размер ежегодно
устанавливаются официально.
РФ как гарант. Гос гарантирует вклады населения в Сбербанке,
гарантированные сбережения граждан являются внутренним долгом. Гос является
гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп: стимулирует
создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления
гос гарантий для привлечения средств (инвестиции ресурсов). Гос. гарантии
предоставляются малому предпринимательству и по кредитам, предоставл
коммерческими банками администрациям субъектов.
В последнее время появились новые специфические формы кредита: лизинг,
ипотека, кредитные карточки. Ипотека. Для финансирования расширения
основной деятельности (покупки оборудования, строительства) предприятия
берут долгосрочные ссуды, которые всегда являются обеспеченными. Типичным
видом залога является недвижимость. Ипотека – залог недвижимости с целью
получения ссуды. Лизинг. Арендодатель обязуется приобрести в собственность
указанное имущество и предоставить его арендатору во временное пользование
(обычно предусматривает выкуп оборудования по истечению срока договора по
остаточной стоимости). Лизинг выгоден всем участникам: производитель
расширяет рынок сбыта, лизингополучатель получает имущество без привлечения
кредитов, без больших начальных капиталов, мобилизует крупные финансовые и
при этом сохраняет стоимость собственных и заемных средств, лизинговые
платежи включаются в себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу;
арендодатель: меньше, чем при кредитовании уровень риска, при хорошем
знании рынка имущество может быть куплено по более низким ценам, но в
случае высоких темпов инфляции лизинг может стать невыгодным. В качестве
лизингодателя могут выступать: банки, специализированные лизинговые
компании, предприятия, создаваемые продавцом или фирмами, занимающимися
ремонтом и обслуживанием.
Виды лизинга: финансовый (срок контракта равен амортизационному периоду –
лизинг с полной окупаемостью; объекты – любое имущество, кроме земли и
природных объектов). Оперативный (срок контракта значительно меньше срока
службы оборудования (сервисный лизинг); обязанность арендодателя по
наладке, обслуживанию, использованию оборудования); возвратный (собственник
имущества продает его лизинговой компании и одновременно заключает договор
о долгосрочной аренде) – в случае временных финансовых трудностей.
Лизинговые платежи включают: сумму, возмещающую стоимость оборудования
(совпадает с амортизационными отчислениями) + комиссионное вознаграждение +
плата за кредитные ресурсы + страховые платежи и т.д.
14. Гос как заемщик, упр гос долгом
Гос. займы классифицируют по ряду признаков. 1. В зависимости от
привлечения средств (краткосрочные – меньше 1 года, используются для
погашения временных разрывов между доходами и расходами, выпускаются
казначейские и муниципальные векселя; среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные
– свыше 5 лет, с помощью облигаций) 2. По месту размещения: внутренние,
внешние. 3. По субъекту заемных отношений: а) займы, размещенные
центральными органами управления, б) займы, размещенные территориальными
органами управления. 4. По обеспечению долговых обязательств: закладные,
беззакладные. 5. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные,
процентные, с нулевым купоном. Купон – вспомогательная ценная бумага,
дающая право на получение дохода по основной ценной бумаге. 6. С
фиксированным доходом, с плавающим доходом. 7. А) с правом досрочного
погашения, б) без права досрочного погашения. 2 способа погашения
задолжности единовременно, частями (займ погашается равными долями,
возрастающими долями, снижающимися долями). Активность гос. как заемщика
характеризует состояние его финансов. Различают внутренний и внешний долго
государства. Обеспечением гос. долга служат все активы, находящиеся в
распоряжении правительства. Долговые обязательства могут выпускаться в виде
кредитов, получаемых правительством, гос. займов. Кредиторами выступают
физические и юридические лица. Для привлечения средств, гос выпускает
ценные бумаги, для дополнительно поощрения инвесторов им предоставляется
налоговые льготы.
Гос. выпускает: 1. государственные краткосрочные облигации (ГКО) – 3, 6, 12
месяцев, продающиеся по цене меньше номинала, погашающиеся по номиналу,
основное назначение – покрытие дефицита бюджета, операции производятся
через уполномоченных дилеров, торговля проходит ММВБ. 2.облигации
федерального займа – с переменным доходом, доходность определяется на
основе доходности ГКО, номинал – 1000 р., 3.в целях привлечения средств
населения для финансирования, стабилизации экономики и обеспечения гарантий
сохранности сбережений выпущены облигации гос. сберегательного займа (95-98
– 10 трлн. р.), доходность – ежеквартально, на предъявителя. 4. Облигации
золотого федерального займа – предусматривают право владельца на получение
слитков золота. 5. Векселя Минфина. 6. Облигации гос. нерыночных займов –
предназначены для привлечения крупных инвесторов.
Гос. осуществляет внешнее заимствование у других государств, иностранных
юридических лиц, международных организаций, образуют внешний долг
государства. Предельный размер внешних заимствований не превышает обычно
годовой объем платежей по обслуживанию и выплате суммы внешнего долга,
утверждаются в форме федерального закона.
Лизинговая компания взяла кредит: 480 млн. долларов на 2 года под 20%
годовых. Срок лизингового контракта – 4 года, предусматривает право выкупа
и возмещения стоимости оборудования – 1200 млн. долларов, долями, равными
амортизационным отчислениям 2 раза в год. Годовая норма амортизации 20%.
Ставка вознаграждения – 10% остаточной стоимости оборудования. Плата
лизингополучателю за кредит – раз в полгода исходя из % с неоплачиваемой
стоимости кредита. Определить общую сумму лизинговых платежей, остаточную
стоимость имущества, общую сумму платежей за кредит.
|№|Ост|Воз|Ком|Оста|Пла|Лизи|
| |ато|мещ|исс|ток |та |нгов|
| |чна|ени|ион|кред|за |ые |
| |я |е |ные|ита,|кре|плат|
| |сто|ст-|воз|млн.|дит|ежи |
| |имо|ти,|наг|$ | | |
| |сть|млн|р. | | | |
| |, |. $| | | | |
| |млн| | | | | |
| |. $| | | | | |
|1|120|120|120|480 |48 |288 |
| |0 | | | | | |
|2|108|120|108|360 |36 |264 |
| |0 | | | | | |
|3|960|120|96 |240 |24 |240 |
|4|840|120|84 |120 |12 |216 |
|5|720|120|72 |0 |0 |192 |
|6|600|120|60 |0 |0 |180 |
|7|480|120|48 |0 |0 |168 |
|8|360|120|38 |0 |0 |156 |
| |624|960|626|0 |120|1704|
| |0 | | | | | |
15. Формирование фин ресурсов предприятия
Финансы предприятий различных форм собственности. Финансы коммерческих
предприятий. Финансы предприятий составляют основу финансовой системы гос.,
функционирует в сфере материального производства, представляют собой
экономические отношения, возникшие в процесс формирования производственных
фондов, производства и реализации продукции, образования собственных
финансовых ресурсов, привлечение внешних источников финансирования, их
распределения и использования. Выполняет распределительную и контролирующую
функцию. Финансовый контроль за деятельностью предприятия осуществляется
самим предприятием, налоговыми органами, аудиторскими фирмами,
коммерческими банками. Контрольно-ревизионная служба Минфина контролирует
использование бюджетных средств. Финансы коммерческой орг. основаны на
определенных принципах, связанны с основами хоз деятельности: хоз
самостоятельности, самофинансирования, мат заинтересованность и мат
ответственность, обеспечение фин резервами. На финансы предприятия
оказывают влияние: организационно-правовая форма, технико-экономические
особенности отраслей. Влияют на структуру производственных фондов, состав и
структуру фин ресурсов, длительность производственного цикла, источники
финансирования. Например, с/х, климат требует создания денежных и
натуральных резервов, концентрации средств к определенным периодам и т.д.
По социально-экономической природе финансы предприятий едины вследствие
единства денежной системы, налогового законодательства, фин документации.
Для осуществления хоз деятельности предприятие должно иметь
производственные фонды, основные и оборотные.
16. Сущность и виды страхования, участники страх отношений
Страхование представляет собой сферу перераспределительных отношений по
поводу формирования и использования фондов денежных средств для защиты
имущественных интересов физических и юр лиц и возмещения им материального
ущерба при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Страхование выступает
как стабилизатор экономики и социальной ситуации в стране и как одна из
форм бизнеса, является одной из форм управления рисками. Велико значение
страхования в инвестиционной деятельности и в управлении капиталами.
Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых отношений,
происходящих на страховом рынке – сфера денежных отношений, где товаром
является страховая услуга. Страховые отношения в РФ регулируются законом “О
страховании” от 1992 г. В процессе страхования участвуют: 1 – страхователи
(полисодержатели) физ. и юр лица, вступающие в отношения со страховщиком в
силу закона или на основании договора страхования. В удостоверение
Страницы: 1, 2
|