рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы и финансовая политика

об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение

против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того

политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова

повысить налоги после преодоления спада.

Хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея

возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим

инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями,

которые бы не постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела

использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться

по пути укрепления экономики и возрождения России.

Проведение финансовой политики в России

1. Сущность государственного бюджета

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,

организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные

отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют

разные направления распределительного процесса (между секторами экономики,

сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства,

территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный,

республиканский, местный).

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию

бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По

экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения,

возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу

перераспределения национального дохода (частично и национального богатства)

в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного

на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,

нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство

имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках

экономического и социального развития.

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве

инструмента распределения и контроля возможно только в процессе

человеческой деятельности, что находит своё отражение в создаваемом

государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением

бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на

решение экономических и социальных задач. При правильном построении

бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной

сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и

совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия

на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике

государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдёт

лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством

особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные

этапы перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой

в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно

обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное

значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы

- удовлетворению общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового

года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии

с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным

законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской

Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим

образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим

годом в 1998 составят соответственно (в млрд. рублей):

| |1998 год |1999 год |

| |Исполнение |в %% к общей| |Проект |в %% к общей | |

| |бюджета |сумме | | |сумме расходов| |

| | |расходов | | | | |

|Доходы |124.5 |64.0 | |134.3 |65.1 | |

|Расходы |194.5 |100.0 | |206.3 |100.0 | |

|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 | |72.0 |34.9 | |

2.Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в

процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих

экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,

организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-

вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный

фонд.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет

зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,

складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти

денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое

общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение

государства.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды

налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С

организационно-правовой стороны налог - это обязательный платёж,

поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и

установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и

методах исчисления которых реализуются определённые принципы, образует

налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление

рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и

одновременно служить барьером на пути социального обнищания

низкооплачиваемых слоёв населения.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на

прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях

рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится

важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные

учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,

уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён

для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на

территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи

за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает

подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на

имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только

фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,

влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди

которых является налог на добавленную стоимость, налог с оборота и налог с

продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе

косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые

на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного обложения

включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,

ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему

страны впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право

торговли (промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят

водители автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей

местах. Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные

местности без путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,

с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности,

доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода

к рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -

поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных

бумаг.

3.Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные

части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,

организаций и учреждений материального производства и непроизводственной

сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их

обычно классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы

бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,

социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой

группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое

деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в

производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на

развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,

транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и

видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на

финансирование народного хозяйства. В их состав в соответствии с

действующей в нашей стране бюджетной классификацией включались расходы на

отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и

бытового обслуживания населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на

финансирование социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль

данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах,

количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки

от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального

обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная

функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя

невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых

экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,

приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального

продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные

расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в

затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем

идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём

расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы

военного нападения; при благоприятной международной обстановке они

сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону

призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с

меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией

проблемы.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. Совершенствование аппарата управления

и сокращение расходов на его содержание имеет большое народнохозяйственное

значение, так как приводит к высвобождению людских ресурсов, которые могут

быть использованы в других отраслях деятельности, позволяет добиваться

лучшей организации управленческого труда, делает руководство общественным

производством более оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжёлое финансовое

положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение

бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования

бюджетных средств.

4.Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных

финансов. В нашей стране уже действуют фонд государственного социального

страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и

т.д. Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи

обеспечения подъёма производства, преодоления временной стагнации и

неустойчивости, кризисных явлений.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования

финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые

на основе оперативной самостоятельности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на

экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на

государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования,

кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные

мероприятия, финансируя их за счёт специально определённых источников и

штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги

населению путём выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования

социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе

зарубежным партнёрам, включая иностранные государства.

Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно

постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории

государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,

обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и

содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств

направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные

бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками

финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование

денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых,

доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования

затрат соответствующего фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям

своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и

таможенных пошлин.

5. Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно

относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном

мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не

сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита

может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления

крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он

отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное

регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить

прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных

обстоятельств(войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных

резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам

особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её

развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом

случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только

срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики,

финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих

политических решений.

За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного

дефицита. Он привёл к быстрому росту государственного долга, как

внутреннего, так и внешнего.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х

- начале 90-х годов явились:

низкая эффективность общественного производства, усугубляемая

малой результативностью внешнеэкономических связей;

нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная

стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные

инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко

безвозмездную) развивающимся странам, крупные хищения, приписки и другие

уголовные преступления и т.п.;

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству

использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к

нарастанию инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов

существенно снижает жизненный уровень населения, ведёт к обострению

социальной напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим: бюджетный дефицит - зло, но ещё большим злом

для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путём чисто

математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики её

болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;

баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не

следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся

мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита,

о чём свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно

допустимого размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного

дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного

кредита (как внутреннего так и внешнего) и др.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при

разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и

управлению им.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на

увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование

бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в

совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволяет

стабилизировать финансовое положение нашей страны, будут способствовать её

возвращению на путь социально-экономического процветания и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика,

проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит

как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое,

зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты

экономических решений, освобождающих инфляцию и увеличивающих и без того

крупный бюджетный дефицит.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования

сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь

стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой,

несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на

государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое,

идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу

субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально

распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно

нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они

сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это,

безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной

политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни

населения.

Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты Международного

валютного фонда уже закладывается в бюджет, тоже не прибавляет уверенности

в завтрашнем дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие

переходную экономику, хотелось бы выразить надежду, что реформы в

бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое

положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими

мероприятиями поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится,

что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного

хозяйства окажет частный сектор экономики, которому финансовая политика

должна предоставить максимальные возможности для роста.

Список использованной литературы

1) Закон “О федеральном бюджете Российской Федерации на 1999 год”.

Москва. 5 февраля 1999 г.

2) Проект федерального закона “О составе и структуре бюджетной

классификации Российской Федерации”. 11 октября 1994 г. № 1962п-П13.

3) Бюджетный кодекс Российской Федерации. 17 июля1998г.

4) Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.

5) Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992.

6) Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы.

Финансы. 1994. № 8.

7) Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993.

8) Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.