Финансовый контроль в период перехода к рынку
повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой
дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий,
организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке
документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий,
организаций и т.д.
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения
отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется
целесообразность расходования государственных денежных средств при
исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и
организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий
производится в результате анализа использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых
операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных
документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый
контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.
По приемам и способам осуществления финансового контроля
различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-
хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных
документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются
мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности
предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по
более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение
хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил
переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по
факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности.
Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования
средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля
и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности
предприятий, организаций за отчетный период.
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные,
тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и
внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются
сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные
ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части
документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии,
они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных
документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка
наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в
которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.
Глава 2.Субъеты финансового контроля: организации и органы
власти, их характеристики.
2.1.Виды финансовых органов.
Субъектами финансового контроля являются особые органы и
организации, наделенные контрольными функциями.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют
законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения,
страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы
местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий,
организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и
общественных объединениях.
Законодательные органы страны осуществляют контроль при
рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и
социального развития народного хозяйства государственного бюджета по
звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется
законность и эффективность использования государственных средств,
целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый
контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в
частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При
законодательных органах создаются также Контрольные палаты.
Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов,
контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных
фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным.
Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и
бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в
государственный бюджет и развитие экономики.
В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-
ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах -
аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные
управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий
производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и
учреждений.
Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче,
проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты,
министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов
проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях,
в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими)
бухгалтерами, работниками финансовых отделов.
Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового
контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная
налоговая служба Украины. Налоговые инспекции на местах подчиняются
только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются:
контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты
и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно
налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния
предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и
их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью
определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее
занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных,
потенциальных объектов налогообложения.
Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях
различных форм собственности необходимые документы и сведения, за
исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою
законодательством; контролировать соблюдение законодательства о
предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые
для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан
в случае непредставления документов; изымать документы,
свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы;
предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании
сделок недействительными.
Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о
размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут
подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых
инспекций.
Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм
собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет
направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств
финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране
организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и
коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и
консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и
организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые
организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его
объективности.
При проведении финансового контроля в современных условиях все в
большей мере используется с вычислительной также и информационно-
компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и
нормативы.
2.2. Городской финансовый отдел Украины.
2.2.1.Функциональная характеристика городского финансового отдела
Украины.
Финансовый отдел исполкома городского Совета народных депутатов в
соответствии с законодательством Украины создается городским Советом и
подчиняется в своей деятельности как Совету и его исполкому, так и
соответствующему вышестоящему финансовому органу.
Городской финотдел составляет проект бюджета города и несет
ответственность за его исполнение как по доходам, так и по расходам, за
обеспечение необходимыми денежными средствами мероприятий, которые
предусматриваются социально-экономическим развитием города и других
мероприятий, которые финансируются из бюджета города, а также
обеспечивает мобилизацию на территории города финансовых ресурсов на
общегосударственные потребности.
Основными задачами финотдела исполкома городского Совета народных
депутатов являются:
. мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с
утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию
местного хозяйства;
. экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета
города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного
поступления всех доходов, предусмотренных в бюджете города, и
экономного использования бюджетных средств строго по целевому
назначению;
. контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за
исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися
на территории города, финансовых обязательств перед государством.
Финансовый отдел, решая возложенные на него задачи, учитывает
предложения постоянных комиссий городского Совета народных депутатов,
профсоюзных органов и органов других гражданских объединений.
Финансовый отдел горисполкома в соответствии с возложенными на
него задачами выполняет следующие функции:
. организует работу по составлению проектов бюджетов города, районных
бюджетов городского подчинения на основе решений исполкома городского
Совета народных депутатов и указаний вышестоящих финансовых органов;
составляет проект бюджета города и предоставляет его исполкому
городского Совета народных депутатов;
. вносит исполкому городского Совета предложения о распределении доходов
и расходов городского бюджета между бюджетом города и районными
бюджетами городского подчинения; проводит мероприятия по укреплению
доходной базы каждого из бюджетов;
. рассматривает проекты сводных смет расходов управлений и отделов
исполкома городского Совета народных депутатов и отдельных учреждений,
которые финансируются городским финансовым отделом, по расходам на
просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и другие
мероприятия по городскому бюджету, смет затрат на содержание аппарата
исполкома Совета народных депутатов и его управлений и отделов;
. организует и обеспечивает исполнение бюджета города, составляет роспись
доходов и расходов городского бюджета, утвержденного городским Советом
народных депутатов, исполняет городской бюджет;
. осуществляет контроль за ходом исполнения районных бюджетов городского
подчинения;
. рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы управлений и отделов
исполкома городского Совета народных депутатов;
. рассматривает и утверждает сводные сметы специальных средств
учреждений, которые находятся на городском, районных бюджетах
городского подчинения, а также сметы по специальным средствам, которые
находятся в непосредственном распоряжении отделов и управлений
исполкома городского Совета народных депутатов;
. обеспечивает проверку правильности составления и утверждения смет
бюджетных учреждений и смет на централизованные мероприятия, а также
проверку правильности тарификации работников социально-культурных и
других учреждений, которые находятся на бюджете города, района, и
контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам этих
учреждений;
. осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств
на содержание аппарата управления и за соблюдением предельных
ассигнований, установленных на эти цели, и действующего порядка
утверждения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а
также размеров окладов и ставок заработной платы;
. разрабатывает предложения по снижению расходов на содержание аппарата
управления предприятий, учреждений, организаций;
. проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы
в управлениях и отделах исполкома городского Совета народных депутатов;
. осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетности в
бюджетных учреждениях городского подчинения; проводит работу по
усовершенствованию, централизации и механизации бухгалтерского учета;
. рассматривает письма (заявления и жалобы) граждан по вопросам,
относящимся к компетенции отдела, и принимает по ним необходимые меры;
. обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики, анализирует
показатели развития экономики города, принимает меры по оздоровлению
финансового положения предприятий, учреждений и организаций и
осуществляет руководство районными финансовыми отделами по этим
вопросам;
. совместно с другими экономическими органами принимает участие в
разработке проекта сводных балансов финансовых ресурсов города, на их
основе выявляет тенденции развития финансовой базы;
. принимает участие в проведении разгосударствления собственности,
изучает влияние этих процессов на изменение финансового положения
народного хозяйства;
. анализирует динамику цен в городе, их влияние на финансовые показатели
деятельности хозяйства, принимает участие в разработке некоторой части
оптовых и розничных цен и тарифов;
. анализирует действующую систему налогообложения предприятий и
организаций, доходов граждан, итоги работы по установленным местным
налогам и сборам;
. принимает участие в разработке предложений по новым законодательным
актам по налогам и другим платежам в бюджет;
. анализирует обоснованность предоставления льгот предприятиям и
учреждениям по платежам в бюджет согласно действующему
законодательству;
. участвует в работе по созданию рынка ценных бумаг, анализирует его
влияние на финансовое положение хозяйства и денежного обращения,
проводят регистрацию и учет в обороте ценных бумаг акционерными
обществами, коммерческими банками, предприятиями;
. контролирует правильность проведения выплат и возмещении за счет
республиканского бюджета, предусмотренных действующими нормативными
актами;
. готовит предложения о выпуске в оборот денежно-вещевых лотерей;
. осуществляет практическую помощь финансовым органам города в
организации работы по внедрению новых форм хозяйствования;
. устанавливает деловые связи с другими учреждениями и отделами
исполкома по вопросам усовершенствования финансового и хозяйственного
механизма налогового законодательства, ценообразования.
2.2.2.Штатное расписание работников городского финансового
отдела.
Штатное расписание работников горфинотдела, утвержденное в
соответствии с постановлением КМУ №35 21.01.94 г. и №102 от
08.02.94 г.
|№ |Наименование должностей |Количество штатных|
|п\п| |единиц |
|1 |Заведующий |1 |
|2 |Ревизор-инструктор по кадрам I к. |1 |
|3 |Главный бухгалтер |1 |
|4 |Заместитель главного бухгалтера |1 |
|5 |Бухгалтер I категории |1 |
|6 |Главный экономист |1 |
|7 |Главный ревизор-инспектор |1 |
|8 |Ревизор-инспектор II категории |1 |
|9 |Бухгалтер II категории |2 |
| |Итого |10 |
| |БЮДЖЕТНЫЙ ОТДЕЛ | |
|10 |Заместитель заведующего - начальник отдела |1 |
|11 |Заместитель начальника отдела |1 |
|12 |Главный экономист |2 |
|13 |Экономист I категории |2 |
|14 |Экономист II категории |1 |
| |Итого |7 |
| |ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДОХОДОВ | |
| |БЮДЖЕТА | |
|15 |Заместитель заведующего начальник отдела |1 |
|16 |Заместитель начальника отдела |1 |
|17 |Главный экономист |2 |
|18 |Экономист I категории |1 |
|19 |Экономист II категории |1 |
| |Итого |6 |
| |ОТДЕЛ ФИНАНСИРОВАНИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ | |
|20 |Начальник отдела |1 |
|21 |Заместитель начальника |1 |
|22 |Ревизор-инспектор I категории |2 |
|23 |Главный ревизор-инспектор |1 |
|24 |Ревизор-инспектор II категории |1 |
| |Итого |6 |
| |ОТДЕЛ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА | |
|25 |Начальник отдела |1 |
|26 |Главный экономист |1 |
|27 |Экономист I категории |4 |
| |Итого |6 |
| |КАНЦЕЛЯРИЯ, МАШБЮРО, ВОДИТЕЛЬ | |
|28 |Инспектор по контролю |1 |
|29 |Машинистка I категории |1 |
|30 |Водитель |1 |
| |Итого |3 |
Страницы: 1, 2, 3
|