рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовый контроль в период перехода к рынку

повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой

дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий,

организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке

документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий,

организаций и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения

отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется

целесообразность расходования государственных денежных средств при

исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и

организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий

производится в результате анализа использования материальных, трудовых

и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых

операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных

документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый

контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

По приемам и способам осуществления финансового контроля

различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-

хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных

документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются

мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности

предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по

более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение

хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил

переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по

факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности.

Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования

средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля

и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности

предприятий, организаций за отчетный период.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные,

тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и

внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются

сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные

ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части

документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии,

они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных

документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка

наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в

которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

Глава 2.Субъеты финансового контроля: организации и органы

власти, их характеристики.

2.1.Виды финансовых органов.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и

организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения,

страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы

местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий,

организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и

общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при

рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и

социального развития народного хозяйства государственного бюджета по

звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется

законность и эффективность использования государственных средств,

целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый

контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в

частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При

законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов,

контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных

фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным.

Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и

бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в

государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-

ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах -

аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные

управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий

производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и

учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче,

проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты,

министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов

проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными

подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях,

в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими)

бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового

контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная

налоговая служба Украины. Налоговые инспекции на местах подчиняются

только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются:

контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты

и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно

налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния

предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и

их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью

определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее

занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных,

потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях

различных форм собственности необходимые документы и сведения, за

исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою

законодательством; контролировать соблюдение законодательства о

предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые

для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан

в случае непредставления документов; изымать документы,

свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы;

предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании

сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о

размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут

подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых

инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм

собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет

направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств

финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране

организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и

коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и

консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и

организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые

организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его

объективности.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в

большей мере используется с вычислительной также и информационно-

компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и

нормативы.

2.2. Городской финансовый отдел Украины.

2.2.1.Функциональная характеристика городского финансового отдела

Украины.

Финансовый отдел исполкома городского Совета народных депутатов в

соответствии с законодательством Украины создается городским Советом и

подчиняется в своей деятельности как Совету и его исполкому, так и

соответствующему вышестоящему финансовому органу.

Городской финотдел составляет проект бюджета города и несет

ответственность за его исполнение как по доходам, так и по расходам, за

обеспечение необходимыми денежными средствами мероприятий, которые

предусматриваются социально-экономическим развитием города и других

мероприятий, которые финансируются из бюджета города, а также

обеспечивает мобилизацию на территории города финансовых ресурсов на

общегосударственные потребности.

Основными задачами финотдела исполкома городского Совета народных

депутатов являются:

. мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с

утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию

местного хозяйства;

. экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета

города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного

поступления всех доходов, предусмотренных в бюджете города, и

экономного использования бюджетных средств строго по целевому

назначению;

. контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за

исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися

на территории города, финансовых обязательств перед государством.

Финансовый отдел, решая возложенные на него задачи, учитывает

предложения постоянных комиссий городского Совета народных депутатов,

профсоюзных органов и органов других гражданских объединений.

Финансовый отдел горисполкома в соответствии с возложенными на

него задачами выполняет следующие функции:

. организует работу по составлению проектов бюджетов города, районных

бюджетов городского подчинения на основе решений исполкома городского

Совета народных депутатов и указаний вышестоящих финансовых органов;

составляет проект бюджета города и предоставляет его исполкому

городского Совета народных депутатов;

. вносит исполкому городского Совета предложения о распределении доходов

и расходов городского бюджета между бюджетом города и районными

бюджетами городского подчинения; проводит мероприятия по укреплению

доходной базы каждого из бюджетов;

. рассматривает проекты сводных смет расходов управлений и отделов

исполкома городского Совета народных депутатов и отдельных учреждений,

которые финансируются городским финансовым отделом, по расходам на

просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и другие

мероприятия по городскому бюджету, смет затрат на содержание аппарата

исполкома Совета народных депутатов и его управлений и отделов;

. организует и обеспечивает исполнение бюджета города, составляет роспись

доходов и расходов городского бюджета, утвержденного городским Советом

народных депутатов, исполняет городской бюджет;

. осуществляет контроль за ходом исполнения районных бюджетов городского

подчинения;

. рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы управлений и отделов

исполкома городского Совета народных депутатов;

. рассматривает и утверждает сводные сметы специальных средств

учреждений, которые находятся на городском, районных бюджетах

городского подчинения, а также сметы по специальным средствам, которые

находятся в непосредственном распоряжении отделов и управлений

исполкома городского Совета народных депутатов;

. обеспечивает проверку правильности составления и утверждения смет

бюджетных учреждений и смет на централизованные мероприятия, а также

проверку правильности тарификации работников социально-культурных и

других учреждений, которые находятся на бюджете города, района, и

контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам этих

учреждений;

. осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств

на содержание аппарата управления и за соблюдением предельных

ассигнований, установленных на эти цели, и действующего порядка

утверждения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а

также размеров окладов и ставок заработной платы;

. разрабатывает предложения по снижению расходов на содержание аппарата

управления предприятий, учреждений, организаций;

. проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы

в управлениях и отделах исполкома городского Совета народных депутатов;

. осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетности в

бюджетных учреждениях городского подчинения; проводит работу по

усовершенствованию, централизации и механизации бухгалтерского учета;

. рассматривает письма (заявления и жалобы) граждан по вопросам,

относящимся к компетенции отдела, и принимает по ним необходимые меры;

. обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики, анализирует

показатели развития экономики города, принимает меры по оздоровлению

финансового положения предприятий, учреждений и организаций и

осуществляет руководство районными финансовыми отделами по этим

вопросам;

. совместно с другими экономическими органами принимает участие в

разработке проекта сводных балансов финансовых ресурсов города, на их

основе выявляет тенденции развития финансовой базы;

. принимает участие в проведении разгосударствления собственности,

изучает влияние этих процессов на изменение финансового положения

народного хозяйства;

. анализирует динамику цен в городе, их влияние на финансовые показатели

деятельности хозяйства, принимает участие в разработке некоторой части

оптовых и розничных цен и тарифов;

. анализирует действующую систему налогообложения предприятий и

организаций, доходов граждан, итоги работы по установленным местным

налогам и сборам;

. принимает участие в разработке предложений по новым законодательным

актам по налогам и другим платежам в бюджет;

. анализирует обоснованность предоставления льгот предприятиям и

учреждениям по платежам в бюджет согласно действующему

законодательству;

. участвует в работе по созданию рынка ценных бумаг, анализирует его

влияние на финансовое положение хозяйства и денежного обращения,

проводят регистрацию и учет в обороте ценных бумаг акционерными

обществами, коммерческими банками, предприятиями;

. контролирует правильность проведения выплат и возмещении за счет

республиканского бюджета, предусмотренных действующими нормативными

актами;

. готовит предложения о выпуске в оборот денежно-вещевых лотерей;

. осуществляет практическую помощь финансовым органам города в

организации работы по внедрению новых форм хозяйствования;

. устанавливает деловые связи с другими учреждениями и отделами

исполкома по вопросам усовершенствования финансового и хозяйственного

механизма налогового законодательства, ценообразования.

2.2.2.Штатное расписание работников городского финансового

отдела.

Штатное расписание работников горфинотдела, утвержденное в

соответствии с постановлением КМУ №35 21.01.94 г. и №102 от

08.02.94 г.

|№ |Наименование должностей |Количество штатных|

|п\п| |единиц |

|1 |Заведующий |1 |

|2 |Ревизор-инструктор по кадрам I к. |1 |

|3 |Главный бухгалтер |1 |

|4 |Заместитель главного бухгалтера |1 |

|5 |Бухгалтер I категории |1 |

|6 |Главный экономист |1 |

|7 |Главный ревизор-инспектор |1 |

|8 |Ревизор-инспектор II категории |1 |

|9 |Бухгалтер II категории |2 |

| |Итого |10 |

| |БЮДЖЕТНЫЙ ОТДЕЛ | |

|10 |Заместитель заведующего - начальник отдела |1 |

|11 |Заместитель начальника отдела |1 |

|12 |Главный экономист |2 |

|13 |Экономист I категории |2 |

|14 |Экономист II категории |1 |

| |Итого |7 |

| |ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДОХОДОВ | |

| |БЮДЖЕТА | |

|15 |Заместитель заведующего начальник отдела |1 |

|16 |Заместитель начальника отдела |1 |

|17 |Главный экономист |2 |

|18 |Экономист I категории |1 |

|19 |Экономист II категории |1 |

| |Итого |6 |

| |ОТДЕЛ ФИНАНСИРОВАНИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ | |

|20 |Начальник отдела |1 |

|21 |Заместитель начальника |1 |

|22 |Ревизор-инспектор I категории |2 |

|23 |Главный ревизор-инспектор |1 |

|24 |Ревизор-инспектор II категории |1 |

| |Итого |6 |

| |ОТДЕЛ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА | |

|25 |Начальник отдела |1 |

|26 |Главный экономист |1 |

|27 |Экономист I категории |4 |

| |Итого |6 |

| |КАНЦЕЛЯРИЯ, МАШБЮРО, ВОДИТЕЛЬ | |

|28 |Инспектор по контролю |1 |

|29 |Машинистка I категории |1 |

|30 |Водитель |1 |

| |Итого |3 |

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.