рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовый контроль

мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения

работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например,

осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих

банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за

страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и

эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием

предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и

снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования,

требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля,

представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций,

проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального

контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности,

обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных

операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных

бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в

деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются

ревизии[1]:

1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-

хозяйственной деятельности объекта;

2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков

финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все

стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения,

организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность

субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного

использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для

проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии

привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при

проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту

ее результатов;

4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности

однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет

выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их

устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций

различают ревизии:

1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке

деятельности за весь проверяемый период;

2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за

тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в

квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом,

а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким

документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных

предприятий и учреждений, а также различными государственными и

негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и

аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком,

аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт,

по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению

материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

2.4. Основные методы государственного финансового контроля

Основными методами государственного контроля являются комплексные

ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок

зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее

их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности

проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то

проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами

на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и

целесообразности произведенных финансовых операций.

1. Результативность контроля зависит не только от профессионального

уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от

регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения

финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.

Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает

следующие поэтапные действия контрольных органов:

1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных

ценностей, незавершенного производства (строительства),

полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных

средств и расчетов;

1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и

достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке

документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов);

арифметичекий подсчет итогов;

1.3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-

хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка

количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности

корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и

полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных

таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

1.4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной

платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и

т.д.);

1.5. проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской,

финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой

отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки,

основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными

ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций,

применяемых в отношении финансовых нарушений.

Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного

органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о

санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные

органы.

В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы

исполняют и некоторые судебные функции имеют право определять степень

виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового

ущерба.

Глава 3. Государственный финансовый контроль

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях

(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой

деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов

представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при

рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,

государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении

отчетов об их исполнении.

3.1. Контроль со стороны органов представительной власти

3.1.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в

соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам,

подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности

министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для

назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное

управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как

структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется

непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами

исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью

органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти,

подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти

субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических

лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от

руководителей государственных органов, организаций и предприятий

(независимо от формы собственности) представления документов, материалов и

любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к

проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и

вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,

которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права

самостоятельно применять какие-либо санкции.

3.1.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый

контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и

контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в

том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом «О Совете

Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно

контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,

осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность

министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему

органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О

Министерстве финансов» (на основании Положения от 6 марта 1998 г.), «О

Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При

Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд

контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства

РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только

разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует

ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной

форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет

финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета;

контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств

федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля;

контролирует направление и использование государственных инвестиций,

выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных

нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального

бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного

расходования средств, а также непредставления ими соответствующей

отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по

назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в

стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию

аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ

распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность

субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут

ответственность за формирование и использование своих бюджетов и

внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средств

осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного

финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ,

созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является

преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его

территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и

тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования

средств федерального бюджета I государственных внебюджетных фондов;

документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям

правоохранительных органов, а также органов государственной власти

субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную

бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,

осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного

использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе

его исполнения;

2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о

финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего

и внутреннего долга РФ;

4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых

отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей

учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на

коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от

хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных

фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной

на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с

налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему

исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г.,

призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального

казначейства в части федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной

административной или уголовной ответственности за нецелевое использование

бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного

финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по

фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены

до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О

Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие

санкции и механизм их применения.

3.1.3. Контроль со стороны органов законодательной власти

С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии

Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-

счетные палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-

бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в

своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.

В настоящее время основная часть его функций передана Комитету

Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,

соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические

работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает

заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются

оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам

налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов

представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой

определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый

от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного

финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный

Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль

федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и

учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы

местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также

другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации — в

части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств

федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной

собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот,

предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной

палаты РФ поставлены следующие задачи:

1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных

фондов;

2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и

упорядочению бюджетного процесса;

3. оценка эффективности и целесообразности расходования государственных

средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и

использования федеральной собственности;

4. определение степени обоснованности статей проектов федерального

бюджета и внебюджетных фондов;

5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия

федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения

бюджетных средств на счетах банков;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.