рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовый контроль: формы, методы, органы

оценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравнения

различных банков, включая зарубежные.

Обычно надзор за коммерческими банками осуществляется либо внутренним

аудитом (аудиторские службы коммерческого банка), либо внешним аудитом

(аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит).

В качестве способов банковского надзора могут быть документарный

контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача

лицензий) и т.д.

5 Аудиторский контроль

Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля,

возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято постановление

Правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к

рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих

структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились

требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке

финансового состояния.

Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут

проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную

аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так

и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую

организационно-правовую форму, предусмотренную российским

законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После

получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они

включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-

либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности

бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых

финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в

Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых

экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие

услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление

бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование

финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских

служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного

законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате

аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения

аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой

услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе

поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к

производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата

аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам,

утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности –

за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой

организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если

инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического

субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех

случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994

года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые

организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных

отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме

открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера

уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,

принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за

исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые

показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.

Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных

органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо

препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению

суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора

(аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех

юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают

четыре варианта заключения:

. Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность

показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

. Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об

общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей

финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные

упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

. Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по

мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям

нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт

достоверного представления о финансовом положении проверяемого

предприятия;

. Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог

выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду

неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных

доказательств.

Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской

службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так

и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности

управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной

деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В

его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского

учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних

аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой

стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности

финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных

органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению

сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств;

определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и

филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими

пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми

обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы

осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-

хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;

контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;

предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных

санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления,

составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и

эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно

отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку

документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных

обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и

последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие

отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве,

учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового,

страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер

контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-

либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или

подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие

достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых

материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей

отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных

аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и

формулированию экспертно-аудиторской оценки.

Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры,

профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций

в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность

фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов),

материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение

установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных

документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение

в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности,

выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют

форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в

официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных

результатах деятельности контролируемых экономических объектов за

определенный период.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его

сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных

рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских

служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с

целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

По формам проведения финансовый контроль делиться на:

. Предварительный;

. Текущий;

. Последующий.

6 Предварительный финансовый контроль

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии

составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и

расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных

соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует

предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных,

трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых

результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления

финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут

быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях

усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта

форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и

нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов

прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и

т.п.

7 Текущий финансовый контроль

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения

финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций,

когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных

ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению

планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма

финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности

предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности

расчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в

изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится

повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой

дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций

и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по

совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.

8 Последующий финансовый контроль

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения

отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность

расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов,

выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных

учреждений. Оценка проведённых мероприятий производиться в результате

анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основе

проверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечных

финансовых результатов. Последующий финансовый контроль с предварительным

финансовым контролем, базирующимся на нём.

Методы финансового контроля

По методам проведения финансового контроля, т.е. приёмам и способам

его осуществления различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной

деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов.

Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по

устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,

организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу

показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их

развития, необходимость реорганизации или переориентации производства.

Производятся опросы, анкетирование.

Анализ, как метод финансового контроля должен быть системным и

пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчётности.

Выявляется уровень выполнения плана, соблюдения норм расходования средств,

финансовая дисциплина и т.д.

1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне

1 Сущность анализа экономики на микроуровне

Он заключается в изучении поведения отдельных экономических единиц, их

взаимодействия на рынках, в результате которого формируются цены на

производимые товары и услуги, а также факторы производства.

Основная цель субъектов хозяйствования – совершать экономический

выбор. Отдельно взятые предприниматели и предприятия осуществляют в

условиях рынка четыре фундаментальных экономических выбора:

. Что и в каком количестве следует производить;

. Как следует производить;

. Кто должен выполнять определённую работу, используя преимущества

общественного разделения труда;

. Для кого должны быть предназначены результаты производства.

Без экономического анализа на микроуровне невозможно правильно сделать

выбор.

2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы

Содержание и значение экономического анализа на микроуровне определяют

и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

1. повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов

деятельности;

2. объективное и всестороннее изучение хода выполнения бизнес-

планов соблюдение нормативов;

3. определение экономической эффективности использования трудовых,

материальных и финансовых ресурсов;

4. контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта;

5. выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях

хозяйственной деятельности;

6. проверка оптимальности управленческих решений.

Первая задача: повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и

нормативов деятельности достигается прежде всего с помощью её

обстоятельного ретроспективного анализа. Построение временных рядов на

значительный период позволяет установить определённые экономические

закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы,

которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное

влияние на хозяйственную деятельность предпринимателя, данного предприятия

(ассоциаций, товариществ, концернов, промышленно-торговых фирм и т.д.).

Особое внимание должно быть обращено на изучение и оценку хозяйственной

деятельности за текущий период, и период, предшествующий предплановому.

Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в

обобщенном виде используются в бизнес-плановых расчетах.

Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным анализ-

прогнозом, который даёт прямой выход на планово-предположительные

показатели.

Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных

хозяйственных, производственно-финансовых результатов, показателей

эффективности деятельности передовых предприятий и организаций

(отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно

обосновываются необходимыми экономическими расчётами.

Переход от административно-командной системы к рыночным принципам

хозяйствования в России обусловил перемещение плановых разработок с макро -

на микроуровень.

Вторая задача: последовательное и всестороннее изучение по данным

учёта и отчётности выполнения бизнес-планов фирмы и соблюдения проектировок

и нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции,

выполненных работ и услуг.

На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно

исследуются выполнение производственной программы по количеству и

ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству

продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению

договоров поставки; на транспорте – по грузообороту, исполнению договоров

перевозки с клиентами; в организациях связи – по числу оказанных услуг,

качеству связи и срокам доставки и т.д. Предприятия и фирмы коммерческой

сферы особое внимание должны уделять объемам продаж, их ассортиментной

структуре, соотношению элементов товарного баланса, качеству торгового

обслуживания покупателей.

Третья задача: определение экономической эффективности использования

трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях,

например в этом плане отдельно исследуется эффективность использования

средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологического

оборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (по

численности и профессиональному составу работников; основному,

вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу,

производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых в их

совокупности (т.е. собственных и заёмных, основных и оборотных).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.