рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовые рынки

Финансовые рынки

ВВЕДЕНИЕ.

Прежде, чем говорить о финансовом рынке дадим определение термина

«финансы». Термин finansia возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и

сначала обозначал любой денежный платеж. Дальнейшее употребление – в

качестве понятия, связанного с системой денежных отношений между населением

и государством по поводу образования государственных фондов денежных

средств. Таким образом, данный термин отражал:

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами;

во-вторых, субъекты обладали разными нравами в процессе этих

отношений;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный

фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, эти отношения носили

фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть

обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-

принудительного характера.

Это основные признаки финансов, по которым можно безошибочно выделить

их изо всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения

между гражданами, между людьми и розничной торговлей нельзя отнести к

финансам. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не

любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных

государством, в процессе которых осуществляется формирование и

использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления

экономических, социальных и политических задач.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих

в процессе создания фондов денежных средств и субъектов государственной,

частной, коллективной, и других форм хозяйствования, государства и

использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения

социальных нужд общества.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные

взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страховых,

государственных субъектов.

Формируются финансовые ресурсы за счет таких источников как:

собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые

взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.);

мобилизуемые на финансовом рынке как результат в порядке перераспределения

(бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).

Государственные финансы являются средством перераспределения

стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе

их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе

государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования

отдельных целевых мероприятий (пенсионный фонд, фонд социального

стpахования, фонд занятости).

Финансы - один из важнейших инструментов, с помощью котоpого

осущетсвляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (стpана,

pегион, пpедпpиятие и дp.). Финансовый механизм представляет собой систему

организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав

финансового механизма входят:

- финансовые инструменты;

- финансовые приемы и методы;

- обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное,

информационное, техническое и программное обеспечение).

Финансовые инструменты - различные формы краткосрочного и

долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на

финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги,

форвардные контракты, фьючеpы и свопы.

1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК.

1.1. Общее понятие, сущность и функции финансовых рынков.

Финансовые рынки это особые сферы движения денежных средств,

удовлетворяющие целевые потребности экономической системы общества в

финансовых ресурсах.

Основные участники финансовых рынков:

- ИНВЕСТОРЫ, в роли которых могут выступать государство, юридические и

физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами,

направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения

прибыли;

- РАСПОРЯДИТЕЛИ, в роли которых могут выступать специализированные

финансовые структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом

рынке), осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и

обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую

плату, часть из которых составляет их собственное комиссионное

вознаграждение:

- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – государство, юридические, физические лица, приобретающие

на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы, на

соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их

использование.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ финансовых рынков:

- обеспечение оперативного распределения финансовых ресурсов, дополняющего

процесс бюджетного распределения;

- мобилизация временно свободных денежных средств государства, юридических

и физических лиц, с последующим их использованием в интересах, как

непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической

системы общества в целом;

- обеспечение децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и

территориальном уровнях.

СОСТАВ финансовых рынков:

- рынок ссудных капиталов,

- фондовый рынок,

- страховой рынок.

Основные признаки современных финансовых рынков:

- в абсолютном большинстве экономически развитые государства обеспечивают

перераспределение основной части финансовых ресурсов общества;

- характеризуются исключительно жестким уровнем конкуренции между

распорядителями, определяющий их преобразование из «рынка продавца» в

«рынок покупателя»;

- централизованно регулируются и контролируются государством в лице

уполномоченных им специальных финансовых органов;

- усиление процесса интеграции (в отдельных случаях – прямого сращивания)

между отдельными рынками.

Другие особенности финансовых рынков в условиях перехода к рыночной

экономике:

- находятся в стадии формирования, что определяет несовершенство

действующего законодательства и недостаточную эффективность регулирования

со стороны государства;

- отсутствие полноценной конкуренции между распорядителями финансовых

ресурсов и как результат – сохранение за всеми рынками статуса «рынка

продавца», с вытекающими негативными последствиями для инвесторов и

пользователей;

- диспропорции на каждом из финансовых рынков, в части как их общей

структуры, так и по составляющим элементам;

- информационная «непрозрачность» финансовых рынков, в части как

совершаемых на них операций, так и характеристик участников;

- дефицит профессионально подготовленных кадров для всех типов финансовых

организаций (особенно на фондовом рынке и рынке ссудных капиталов).

1.2. Рынок ссудных капиталов.

Рынок ссудных капиталов определяется как совокупность специализированных

кредитно-финансовых учреждений, механизмов кредитных отношений и кредитного

законодательства, посредством которых осуществляется движение ссудного

капитала.

ССУДНЫЙ КАПИТАЛ –рассматривается как денежный капитал, предоставляемый в

ссуду за плату в виде процента.

Базовые принципы функционирования ссудного капитала:

- возвратность (предоставляется во временное пользование);

- срочность (предоставляется на изначально фиксированный срок);

- платность (предоставляется на платной основе).

Основные источники ссудного капитала:

- свободные финансовые ресурсы государства, юридических и физических лиц,

аккумулированные, в основном, на депозитных счетах в кредитных

организациях;

- денежные капиталы временно высвобождающиеся в процессе круговорота

промышленного и торгового капиталов и аккумулируемые, в основном, на

счетах юридических лиц в кредитных организациях.

Общая структура рынка ссудных капиталов:

- денежный рынок – как совокупность краткосрочных кредитных операций,

обслуживающих, в основном, движение оборотных средств;

- рынок капиталов – как совокупность среднесрочных и долгосрочных кредитных

операций, обслуживающих, в основном, движение основных средств;

- фондовый рынок – как совокупность кредитных операций по обслуживанию

рынка ценных бумаг;

- ипотечный рынок – как совокупность кредитных операций по обслуживанию

рынка недвижимости.

КРЕДИТ, как экономическая категория , отражающая движение ссудного

капитала.

Основные функции кредита:

- перераспределительная (способствует перераспределению временно свободных

финансовых ресурсов между отраслями и сферами деятельности);

- ускорение концентрации капитала (путем увеличения за счет использования

заемных средств, абсолютного размера первоначально - авансируемого

капитала, следовательно и последующей прибыли);

- экономия издержек обращения ( использования банковских ссуд и

коммерческого кредита для восполнения оборотных средств в части

авансированной на товарно-материальные запасы, средства в расчетах на

дебиторскую задолженность);

- содействие научно-техническому прогрессу (путем осуществления за счет

заемных ресурсов инвестиционных программ научно-технического развития,

научных исследований и т.п.).

Базовые формы кредита:

- банковский кредит, как основная разновидность кредитных отношений,

связанная с предоставлением заемщику в лице юридического лица денежных

средств в форме ссуды со стороны специализированной кредитно-финансовой

организации (т.е. банка);

- коммерческий кредит, как разновидность кредитных отношений между

юридическими лицами, в форме продажи товаров или услуг с рассрочкой

платежа;

- потребительский кредит, как целевая форма кредитования физических лиц,

когда в роли кредитора могут выступать как банки – путем предоставления

потребительских ссуд, так и иные юридические лица – путем розничной

продажи товаров и услуг с рассрочкой платежа;

- государственный кредит -, как разновидность кредитных отношений,

непременным участником которых ( в роли либо кредитора, либо заемщика)

выступает государство в лице соответствующих органов исполнительной

власти или институтов управления финансово – кредитной системой;

- международный кредит, как разновидность кредитных отношений в сфере

международных экономических связей;

- ростовщический кредит, как исторически первая форма кредитных отношений,

при которых функции кредитора выполняют физические или юридические лица,

не имеющие соответствующих лицензий со стороны государства.

Основные участники рынка ссудных капталов:

ИНВЕСТРОРЫ:

- государство (специальные депозитные счета для хранения финансовых

резервов; золото – валютные резервы в Центральном банке; расчетные счета

государственных предприятий и учреждений , в том числе – коммерческих

банках);

- физические лица (сберегательные счета, текущие валютные и рублевые счета

в коммерческих банках и ссудно-сберегательных учреждениях);

- юридические лица (все виды счетов в соответствующих кредитных

организациях).

РАСПОРЯДИТЕЛИ

- центральный банк, как специализированный эмиссионный банк, находящийся

чаще всего в государственной собственности и законодательно наделенный

монопольными функциями по формированию, регулированию и структурным

преобразованиям рынка ссудных капиталов;

- коммерческие банки, как разновидность специализированных кредитно

финансовых организаций, осуществляющих основной объем операций на данном

рынке;

- кредитно – финансовые организации, специализирующиеся на отдельных видах

операций на рынке ссудных капиталов (сберегательные кассы, кредитные

союзы и т.п.)

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – государство, юридические и физические лица, выступающие в

роли заемщиков.

Дополнительная специфика рынка ссудных капиталов в условиях перехода к

рыночной экономике:

- нерационально завышенный уровень государственного капитала в уставном

капитале большинства ведущих кредитно-финансовых организаций;

- недоступность рынка финансовых капиталов для большинства потенциальных

заемщиков из числа предприятий производственной сферы и физических лиц из-

за высокой ставки ссудного процента;

- общая ориентация рынка на краткосрочные операции;

- диспропорции в общем составе распорядителей ( в основ присутствуют либо

крупные банки с высоким удельным весом государственного капитала, либо

мелкие банки, из-за ограниченности собственных активов не способные

осуществить полноценное обслуживание клиентов).

1.3 Фондовый рынок.

Фондовый ранок определяется как специфическая сфера финансовых отношений,

возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами

Базовая функция фондового рынка – перераспределение капиталов между

отдельными сферами и конкретными областями национальной экономики

(аналогично – и на международном уровне).

Общая структура фондового рынка:

1. Рынок ценных бумаг:

- биржевой рынок, как совокупность операций с ценными бумагами, совершаемых

с участием специализированного финансового посредника – фондовой биржи и

работающих на нем брокерских (маклерских) и диллерских фирм, как

непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, действующих по

поручению клиента и от своего имени;

- внебиржевой рынок, как совокупность операций с ценными бумагами,

совершаемых напрямую между продавцами и покупателями минуя фондовую биржу

(основные участники операций на внебиржевом рынке – коммерческие банки,

страховые и инвестиционные компании, другие финансовые структуры, имеющие

собственных квалифицированных специалистов в области фондового дела,

следовательно, не нуждающихся в услугах специализированных посредников).

2. Фондовые операции, как совокупность конкретных сделок по купле-продаже

ценных бумаг:

- кассовые и инвестиционные операции, имеющие своей основной целью

извлечение прибыли из совершаемой сделки в форме дохода непосредственно

от конкретных ценных бумаг (например, дивидендов по акциям, процентов по

облигациям и т.п.);

- срочные и игровые операции, имеющие своей основной целью извлечение

прибыли от совершаемой сделки в форме дохода не от самих ценных бумаг, а

от их последующей перепродажи за счет разницы в курсовой стоимости;

3.Фондовое законодательство, как совокупность государственных нормативных

актов, регламентирующих состав участников и порядок совершения сделок на

рынке ценных бумаг.

УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА:

1. Федеральная комиссия по ценным бумагам – общее регулирование и контроль

рынка ценных бумаг, его нормативно-методическое обеспечение;

2. Органы государственного управления, наделенные правом эмиссии (выпуск

некоторых видов государственных ценных бумаг;

3. Центральный банк - организация выпуска и первичное размещение

федеральных займов, контроль за деятельностью коммерческих банков в части

их участия в операциях с ценными бумагами, операции с государственными

ценными бумагами;

4. Фондовые биржи, брокерские и диллерские фирмы – операции на биржевом

фондовом рынке в качестве специализированных посредников;

5. Коммерческие банки – выпуск и размещение как собственных, так и

сторонних ценных бумаг, кредитование под залог ценных бумаг, иные

операции на фондовом рынке от своего имени и по поручению клиентов;

6. Инвестиционные банки – выпуск и первичное размещение акций вновь

создаваемых предприятий;

7. Инвестиционные компании (фонды) - вложение средств собственных

акционеров в ценные бумаги сторонних эмитентов, активные операции на

фондовом рынке;

8. Страховые компании, пенсионные и медицинские фонды – операции на

фондовом рынке путем капитализации средств, переданных клиентам в форме

страховых взносов;

9. Другие юридические и физические лица – эмиссия определенных ценных бумаг

(только для юридических лиц), операции с ценными бумагами на биржевом и

внебиржевом рынках.

Дополнительная специфика фондового рынка в условиях переходного периода:

- приоритет операций игрового, а не инвестиционного характера;

- ограниченность номенклатуры участвующих в операциях видов ценных бумаг;

- непропорционально высокий удельный вес операций на внебиржевом рынке;

- относительная замкнутость национального рынка ценных бумаг;

- неэффективная государственная защита финансовых интересов от

недобросовестных эмитентов и распорядителей.

1.4 Страховой рынок.

Страховой рынок, как особая сфера финансовых отношений, где объектом купли-

продажи выступает специфическая финансовая услуга – страховая защита

финансовых рисков.

Базовые функции страхового рынка:

- удовлетворение потребностей государства, юридических и физических лиц в

страховой защите их имущественных и неимущественных рисков;

- мобилизация финансовых ресурсов общества с последующим использованием их

на других финансовых рынках.

Структура страхового рынка:

Департамент Министерства финансов РФ по надзору за страховой

деятельностью ( за рубежом – аналогичные государственные органы) –

специализированный орган централизованного управления финансовой системой

общества, наделенный государством определенными контрольными и

регулирующими функциями на страховом рынке;

Страховщики – универсальные или специализирующиеся на определенных видах

операций страховые компании, непосредственно осуществляющие страхование

различных рисков;

Страховое законодательство, как совокупность государственных нормативных

актов , регламентирующих состав, права и обязанности участников, а также

порядок совершения операций на страховом рынке.

Общая классификация страховых операций:

1. Социальное страхование физических лиц от возможного падения их личного

дохода страхователя на временной (временная нетрудоспособность) или

постоянной (выход на пенсию) основах.

2. Личное страхование физических лиц в форме страхования риска потери

жизни, здоровья, трудоспособности и т.п.

3. Имущественное страхование как страхование любого имущества государства,

юридических и физических лиц ( в отдельных случаях может осуществляться

на обязательной основе).

4. Страхование ответственности страхователя (страхование прямой

ответственности страхователя и страхование ответственности третьих лиц)

5. Страхование предпринимательских рисков (страхование коммерческих рисков

в сфере товарообращения и страхование финансовых рисков кредитных,

фондовых и непосредственно страховых ( операции перестрахования)).

Специфика страхового рынка в условиях переходного периода:

- ограниченность номенклатуры предоставляемых страховщиками услуг;

- ограниченность платежеспособного спроса на традиционные для развитого

страхового рынка услуги;

- недостатки налоговой системы, затрудняющие развитие страхового рынка;

- относительная закрытость страхового рынка России от иностранных

страховщиков.

2. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Ценные бумаги: понятие, виды.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.