рефераты скачать

МЕНЮ


Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях

вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой

основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования

государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную

деятельность.

Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто

организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и

промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени

связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи

складываются посредством системы участия ( в том числе перекрестного

владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных

форм зависимости.

2.2. Структурные элементы

формирующихся российских ФПГ.

Чтобы выделить основные элементы конкретно отечественных финансово-

промышленных групп, необходимо проследить, как формировались крупные

частные капиталы, так как именно факт наличия капитала является основным в

формировании ФПГ.

Слабость государственной власти и законодательства, зачаточное

состояние рыночных институтов, быстрые темпы приватизации и открытия

экономики, неопытность населения создали благодатную обстановку для

спонтанного формирования крупных частных капиталов. Быстрые темпы развития

крупнейших финансовых структур в России - в подавляющем большинстве случаев

результат их тесных связей с государственным сектором и многочисленных

неявных льгот, которые им удается получить от правительства на

индивидуальной основе. Государственный сектор стал своего рода инкубатором

для частных фирм.

Льготный, привилегированный доступ к государственным ресурсам стал

необходимым условием успешного развития крупного частного бизнеса.

Для банковского сектора России характерен высокий темп рыночных

преобразований. На протяжении 1988 - 1991 гг. он был открытым для входа на

рынок новых участников. Требования к минимальному размеру уставного

капитала были крайне низки, госпредприятия имели большие средства и

становились учредителями “своих” банков.

Однако настоящий расцвет банков связан с либерализацией в 1992 году.

Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили

неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и

неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих

интересах.

Постепенное ужесточение контроля в 1993 году со стороны ЦБ РФ,

повышение минимальной величины уставного капитала способствовало

централизации банковского капитала. Только за первые 8 месяцев 1993 г. 73

коммерческих банка (3,5% от их общего числа) были преобразованы в отделения

или дочерние банки[7].

Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора,

формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей

нынешнего этапа развития ФПГ. Банки идут на это, чтобы получить доступ к

местным денежным ресурсам, укрепить взаимоотношение с мелкими банками.

Поглощение более мелкого банка расценивается руководством банка как более

эффективные вложения, чем открытие филиала “на пустом месте”.

Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный

персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им

формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на

приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для

роста уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся

отечественных финансово-промышленных групп являются банки.

Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая

прибыльность торгового бизнеса в России связана с огромными различиями в

структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу

после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.

Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем

финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним.

Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные

торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают

собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления

развития.

В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых

услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в

приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.

Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних

условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь

основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться

в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение

новых рынков).

Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще

два “типовых” элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд.

В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления

страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми

ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании

оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения

наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации

легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).

Инвестиционные фонды изначально использовались для аккумуляции

приватизационных чеков (по данным Госкомимущества, на начало 1994 года

фонды собрали около 30% всех выпущенных чеков в России), а впоследствии -

для спекулятивной игры ваучерами. Особенность российского законодательства

потребовала от банков создания дочерних структур для внедрения на этот

новый ранок. Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в

практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части

приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

Здесь надо учесть, что российское законодательство ограничивает прямые

банковские инвестиции в небанковские предприятия. Способ обхода закона -

учреждение дочерних компаний, в первую очередь инвестиционных компаний и

фондов.

В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие

преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью.

Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование

частных пенсионных фондов.

Что касается промышленных предприятий, то фактически финансово-

промышленная группа выбирает приоритетные направления инвестирования на

основе сочетания следующих критериев[8]:

1) уникальность предприятий, их монопольное положение на российском

рынке;

2) продукция предприятия является основной для входящих в ФПГ торговых

компаний;

3) вложения в сектора, дополняющие отраслевую структуру группы;

4) наличие личных связей в секторе, готовность руководителей

предприятий к сотрудничеству с крупным банком;

5) крупная просроченная задолженность предприятий банку: в этом случае

руководство ФПГ надеется совместными усилиями нормализовать обстановку, так

как не видит другого способа вернуть выданные кредиты.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что

участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные

предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица.

Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому

необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в

формировании и развитии финансово-промышленных групп.

2.3. Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.

В настоящее время основным структурообразующим элементом ФПГ является,

как это уже отмечалось выше, финансово-кредитный институт.

Существует даже мнение[9], что по-настоящему эффективными и прочными

могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами

промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные

банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно

скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями.

К числу основных предпосылок и условий активного участия банка в

процессе формирования и развития ФПГ относятся[10]:

1. Непосредственное и активное участие специалистов банка в разработке

концепции и подготовке проектов нормативных актов, направленных на

формирование ФПГ.

2. Активное взаимодействие представителей банка и головной организации

в формируемой компании с руководителями предприятий, включаемыми в ее

состав, уже на этапе подготовки создания ФПГ.

3. Организация в рамках комплекса полного цикла расширенного

воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры с учетом

заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих

определенные производственно-технические и организационно-экономические

взаимосвязи.

4. Закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ.

5. Формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего

выпуск и размещение акций компании и входящих в ее состав акционерных

обществ.

6. Непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов

инвестиционных программ.

7. Участие банковских специалистов в проектировании и внедрении

системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов

управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного

совета).

Таким образом, банки являются необходимым элементом финансово-

промышленной группы и активно участвуют в их создании и развитии, имея на

то объективные предпосылки.

2.4. Классификация финансово-промышленных

групп.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим

образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ[11]:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых

институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении

средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных,

транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых

структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них

предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни

по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот

вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных

учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В

сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки

избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно

крупные.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить

производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и

научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в

технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и

освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались

крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть

организационно оформлены в производственные или научно-производственные

объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей,

оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и

разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового

материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате

акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных

контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной

собственности различных предприятий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но

они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и

инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать

промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.

Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в

составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас

Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел

уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и

собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного

сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых

компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное

финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо

акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные

администрации в своих краях и областях, желая использовать новую

структурную форму для достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных

соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-

первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого

межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень

российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа

предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее

25%.

Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных

предприятий перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий

отделом организации управления собственностью и предпринимательства

Правительства РФ Прохоров В.А.[12], вариант организации ФПГ предприятиями

России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи,

погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в

последние годы.

Можно привести следующие типовые варианты формирования финансово-

промышленных групп:

1. “Инкомбанк”. Крупный, быстро растущий банк, имел систему дочерних

финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих

согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых

приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных

предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность

основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в

промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций.

2. “Альфабанк”. Сравнительно небольшой банк, контролирующий один из

самых больших в стране чековых инвестиционных фондов. Банковские средства

были инвестированы в основном в интенсивную стартовую рекламную компанию по

аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая

деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за

счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно

происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые

объекты.

3. “Биопроцесс” / НИПЕК. Это в гораздо большей степени промышленная

группа, чем предыдущие. “Биопроцесс” - один из первых крупных кооперативов

в стране в области биотехнологий и нефтепереработки. Учрежденная группой

инвестиционная компания НИПЕК стала одним из первых в России акционерных

обществ, активно привлекавших деньги населения. В настоящее время НИПЕК

практически реализует инвестиционную стратегию “Биопроцесса”. За 1993 год

группой были приобретены на чековых аукционах акции около 100 промышленных

предприятий в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в

секторах гражданского машиностроения. Среди наиболее известных - покупка

примерно 20% акций объединения Уралмаш. Входящий в группу Промышленно-

инвестиционный банк среди прочих функций финансировал приобретение

приватизационных чеков за счет специально полученных межбанковских

кредитов. Обслуживание кредитов осуществлялось за счет текущей прибыли

членов группы.

(((. Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы

развития.

3.1. Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России.

Финансово-промышленные группы - явление сравнительно новое в

российской экономике. Их возникновение свидетельствует о формировании

крупного слоя финансово-экономических отношений. Что удалось на сегодня

сделать по созданию ФПГ? Какова нормативно-правовая база их деятельности?

До декабря 1995 года финансово-промышленные группы формировались на

основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г., в котором были

предусмотрены меры государственной поддержки групп и определенные

ограничения. Во исполнение Указа были приняты соответствующие постановления

Правительства 23 мая 1994 г. №508 и 19 июня 1994 г. №707, которые

затрудняли создание ФПГ массой формальных препятствий. Например,

запрещалось включение в группу крупных предприятий с большой численностью

занятых и т.п.

30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ “О финансово-

промышленных группах”, основывающийся на уже действующих нормативных актах.

Однако этот закон исключает и заменяет их некоторые положения. Принятие

закона, призванного регулировать деятельность ФПГ, может только

приветствоваться. Учитывая значение ФПГ за рубежом, есть основания

полагать, что в России ФПГ переместятся с горизонта в эпицентр экономики,

чему в немалой степени будет содействовать принятый закон. Однако

некоторые, в частности, кандидат экономических наук В.В.Болотин[13],

считают, что не все острые вопросы нашли отражение в вышедшем в свет

законе, что по ряду направлений не удалось продвинуться вперед и учесть

многие высказываемые в ходе обсуждения замечания. Но тем не менее,

законодательство продвинулось далеко вперед в этой области, и принятие

закона, безусловно, будет способствовать дальнейшему формированию и

развитию финансово-промышленных групп в России.

Какие выводы были сделаны по итогам первых лет деятельности ФПГ?

Выводы следующие:

1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись.

Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс.

2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и

ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ,

неэффективные для экономики.

3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться

в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов

- проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую

пользу экономике.

В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы

отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.