рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовая система Украины

чего следует комплексный характер кредитной политики.

После провозглашения Украиной независимости одной из важнейших

проблем, которая требовала немедленного решения, было создание эффективной

кредитной системы и обеспечения четкого действия всего финансово-

экономического механизма. Роль отдельного звена в кредитной системе

неравнозначна, ее главным звеном является банковская (традиционно занимает

первое место за размерами своих ресурсов). Поэтому первым шагом к

разрешению этой проблемы было создание новой сети учреждений банковской

системы. На конец 1994 года в Украине насчитывалась уже 2469 банковских

учреждений.[4] Они аккумулировали временно свободные средства и накопления,

предоставляли кредиты, осуществляли денежные расчеты, выпускали в обращение

деньги, ценные бумаги и тому подобное. Развивали как пассивные операции

банков (привлечение средств), так и активные (размещения денежных ресурсов

банка, предоставление ссуд, покупка ценных бумаг и др.).

Национальная банковская система Украины представлена двумя уровнями

банков:

. Национальный банк Украины, 23 региональных областных управления которого

размещены на территории государства;

. Национальный банк Украины вместе с Крымским республиканским управлением и

банковскими учреждениями всех уровней образовывает единую организационную

кредитную систему, которая основывается на национальной денежной единице

и выполняет функции резервной системы.

НБ Украины был создан 1991 года. Его деятельность строится на основе

действующего законодательства и устава банка и направлена на решение

заданий, которые связаны с формированием и реализацией денежно-кредитной

политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских

расчетов и кассового обслуживания, развитием системы коммерческих банков и

надзором за их деятельностью, совершенствованием валютных отношений.

НБ Украины является эмиссионным центром, он имеет монопольное право на

выпуск в обращение и изъятие по обращению наличности, определяет правила ее

перевозки, хранение и инкассация.

Национальный банк создает государственную сокровищницу резервных

фондов денежных знаков, драгоценных металлов и золотых запасов и

организовывает ее деятельность, представляет интересы Украины в отношениях

с центральными банками других государств, с международными банками и

другими финансово-кредитными организациями, в которых международное

сотрудничество предусмотрено на уровне центральных банков.

Национальный банк является «банком банков», т.е. он осуществляет

операции с банками, которые входят в национальную кредитную систему,

выполняет обязанности банка правительства.

Коммерческие банки в украинской экономике являются явлением новым,

хотя в развитых странах это одна из старейших и наиболее распространенных

групп кредитных учреждений, которые выполняют большинство финансовых

операций и услуг, известных в предпринимательской практике. Коммерческие

банки создают на акционерных или паевых основах. Учредителями их могут быть

как юридические, так и физические лица, за исключением органов власти всех

уровней и специализированных общественных фондов. Они независимы от

исполнительных и распорядительных органов государственной власти в принятии

решений, связанных с текущей банковской деятельностью.

Коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации и другие

объединения для собственной деятельности и защиты своих интересов. Они

осуществляют свою деятельность на основании лицензий на ведение банковских

операций, полученных от Национального банка Украины.

Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превратились в основу

кредитной системы в Украине. Коммерческие банки создавались двумя

способами: некоторые из них возникали на основании специализированных

банков, которые уже функционировали, были финансово устойчивыми, имели

разветвленную сеть филиалов; другие создавали практически с «нуля». На

ранних этапах развития неравные стартовые условия различных коммерческих

банков неминуемо повлияли на размеры их активов, масштабы деятельности, на

их устойчивость.

По мере развития и расширения банковской деятельности наметилась

тенденция концентрации банковского капитала. Наращивание уставных фондов

было обусловлено как усилением инфляционных процессов в экономике, так и

мероприятиями, которые предпринимал НБ Украины относительно капитализации

украинских банков.

Так было принято решение об увеличении уставного фонда коммерческих

банков в несколько раз. Впоследствии НБ Украины опять повысил размеры

уставного капитала.

Увеличение размера минимального капитала коммерческих банков вызвано

необходимостью установления своеобразного барьеру для мелких

предпринимателей, которые стремятся иметь собственный банк для проведения

сомнительных операций. Новый подход позволил украинским коммерческим банкам

соответствовать международным стандартам достаточности капитала.

На 1 января 1996 года общий размер объявленных уставных фондов

коммерческих банков значительно вырос.

С целью обеспечения своей финансовой прочности и защиты интересов

клиентов коммерческие банки действуют согласно экономическим нормативам,

установленным Национальным банком, создают страховые и резервные фонды.

Коммерческие банки обязаны выполнять операции по кассовому выполнению

бюджета по поручению Национального банка, им запрещено проводить

деятельность в сфере материального производства и торговли материальными

ценностями, а также проводить все виды страхования. Они могут на договорных

основах привлекать и размещать средства друг друга в форме депозитов,

кредитов и осуществлять другие взаимные операции. При недостаточности

средств для кредитования клиентов и выполнения принятых обязательств

коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в Национальный

банк.

Коммерческие банки самостоятельно устанавливают процентные ставки за

предоставленные кредиты и комиссионное вознаграждение за услуги. Банкам

запрещено использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для

заключения соглашений, которые направлены на монополизацию рынка банковских

операций по вопросам установления процентных ставок и размеров

комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции по банковском

делу.

В Украине коммерческие банки еще имеют определенные ограничения в своей

кредитной деятельности. Это обусловлено политикой антиинфляционных

мероприятий, с одной стороны, и сдерживанием роста процентных ставок в

условиях инфляции для кредитования промышленных предприятий и усиления их

кредитоспособности с другой.

Наиболее сложной проблемой является создание финансово-кредитного

механизма и мобилизация кредитных ресурсов для выхода из кризиса и

стабилизации экономики в целом. С этой целью правительство Украины

разработало специальную программу, основу которой составляют проблемы

поиска средств и путей преодоления спада жизненного уровня, производства

важных товаров, преодоления кризиса недопроизводства, постепенного

оживления и экономического роста. Согласно этой программе, влияние на ряд

отраслей и сфер экономики происходит при помощи инструментов и механизмов

денежной, финансово-кредитной, налоговой, ценовой и таможенно-тарифной

политики.

Роль кредитной системы заключается в том, что она поддерживает высокую

норму народнохозяйственного накопления, содействует решению проблемы

реализации товаров и услуг на рынке, развитию отраслей промышленности и

строительства, международной торговли, что, в свою очередь, содействует

развитию производства.

3. Деньги и денежная система

Как гласит одна древнеримская максима, «лишь деньги приводят все в

нашем мире в движение». Эта мысль может быть и не бесспорна, но, тем не

менее, вряд ли кто-нибудь будет отрицать значение денег для экономики.

Деньги — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, один из важнейших

факторов, определяющих не только благополучие отдельного человека или

семьи, но и здоровье, и процветание любой экономической системы.

Денежная система — форма организации денежного обращения в стране,

сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством[5].

Денежные системы сформировались в XVI—XVII вв., хотя отдельные их элементы

появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития

происходили существенные изменения.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее

представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров, услуг.

Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также

движение финансового рынка. В США 3/5 платежного оборота приходится на

финансовые операции. Такая связь денежного обращения с финансами служит

основанием для некоторых экономистов определять денежное обращение как

регулируемую законодательную систему финансов в стране.[6] Тип денежной

системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. Существуют

различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и

закреплены законодательно каждым государством.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

. национальная денежная единица – мера денег, принятая в стране за единицу,

в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и

другие);

. масштаб цен – весовое количество денежного металла, принятое в стране в

качество денежной единицы и ее составных частей;

. система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги;

законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов

центральным банком, а казначейских билетов и монет — казначейством в

соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом.

. формы денег – овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента

меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения

товаров и является законными платежными средствами в наличном обороте;

. валютный паритет – соотношение с другими валютами;

. институты денежной системы – государственные и негосударственные

учреждения, регулирующие денежное обращение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем

денежного обращения:

1. система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные

золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на

денежный металл (слитки или монеты);

2. система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото

вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги могут быть

обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных

средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По

объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся

на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях

составляют лишь около 10% всех денежных средств[7].

История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных

систем как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух

металлов — золота и серебра (XVI - XIX века), и монометаллизм, использующий

в обращении лишь один металл — золото, а бумажные деньги свободно

обмениваются на этот металл.

Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов:

золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового

(предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по

предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слитка);

золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную

валюту — девизы, разменную на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе

монометаллизма. На его место приходит система неразмерных кредитных денег,

которая характеризуется следующим:

- демонетизация золота;

- отмена золотого содержания банкнот;

- значительное расширение безналичного оборота;

- господствующее положение кредитных денег;

- усиление эмиссии денег в целях кредитования частного

предпринимательства и государства;

- государственное регулирование денежного обращения.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное

денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита

денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка

денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же

время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства

деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может

быть увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При

свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного

увеличения денежной массы (инфляции), т.к. не существует никаких

законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

В современной отечественной экономической литературе существуют и

другие подходы к классификации денежных систем. Так, Л.Г. Прусова считает,

что тип денежной системы определяется содержанием ее элементов и их

взаимодействием, которые обуславливают тенденции развития и закономерности

функционирования денежной системы[8]. Это позволяет выделить следующие типы

денежных систем:

[pic]

Нерыночная денежная система – отличается наличием значительных

ограничений в функционировании денег (талоны, карточки и т. д.),

используются административные методы регулирования денежного обращения.

Денежная система рыночного типа – характеризуется свободным

функционированием денег. Сохраняются только некоторые ограничения

проведения денежных операций на уровне банков как элемента денежной

системы.

Открытая денежная система – в ней отсутствуют ограничения на проведение

валютных операций юридическими и физическими лицами.

Денежная система закрытого типа - предусматривает использование

валютных ограничений, которые обуславливают изоляцию национальной экономики

от мировой.

Саморегулирующаяся система – система металлических денежных знаков

(монометаллизм, биметаллизм).

Характерными чертами современных денежных систем являются:

— отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена

банкнот на золото;

— переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые

перерождаются в бумажные деньги;

— выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования

хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (в

основном выпуск государственных ценных бумаг);

— преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

— усиление государственного регулирования денежного обращения[9].

Становление национальной денежной единицы, денежной системы, как и

финансовой системы, по-настоящему началось с 90-х г.г., хотя товарно-

денежные отношения на территории сегодняшней Украины развивались

параллельно с товарно-денежными процессами Европы и Азии. Этому

содействовали внутринациональное и межнациональное разделение труда,

развитие соответствующих экономических и торговых связей.

Национальные деньги являются не только средством товарообменных

процессов, платежей, накопления, но и обязательным атрибутом национально-

государственной системы. В национальной денежной единице выражается

состояние системы производства, труда, распределения, обмена, состояние

государства, управление и тому подобное. Как функционирует государство, как

оно влияет на систему производства, так и национальная денежная единица

выражает себя в обращении.

Современные деньги в Украине имеют свою предысторию. В Киевской Руси в

обращении были так называемые кунные деньги – меха или кожи пушных животных

куницы и белки. В XI-XII ст. с развитием торговых отношений в княжеской

Украине развивается изготовление металлических денег в форме серебряных

слитков – гривни. Известны киевская гривня - шестиугольный слиток и

черниговская гривня - ромбовидный слиток. Обе гривни содержали по 196

граммов серебра, которое равнялось 7,5 кунных денег. В XII ст. появляется

золотая гривня, в которой содержалось 4,4 грамма золота, которое равнялось

50 кунным деньгам. В конце XIII ст. появился серебряный слиток, который

равнялся половине серебряной гривни, он получил название карбованец. С

распадом Киевской Руси прекратилось обращение национальных денежных

знаков[10].

Во второй раз национальные деньги появляются с возрождением украинской

государственности в начале XX ст. Первые украинские бумажные деньги были

выпущены 24 декабря 1917 года как кредитные билеты стоимостью 100

карбованцев на сумму 53250 тысяч карбованцев.

В марте 1918 Центральная Рада приняла закон о гривне как денежной

единице Украинской Народной Республики, о чеканке монет и выпуске

государственных кредитных билетов. Две гривни равнялись одному карбованцу,

а одна гривня 100 шагам. За время правление Центральной Рады было выпущено

украинских бумажных денег на сумму 115626300 карбованцев.[11]

После провозглашения Акта о независимости в Украине все еще были в

обращении российские рубли. В Бишкеке (Киргизстан) произошла встреча глав

государств СНГ, на которой рассматривался проект соглашения о единой

денежной системе, денежно-кредитно-валютной политике государств, которые

сохранили рубль как законное платежное средство. Украина не одобрила

соглашения. Дело в том, что по ряду причин, в том числе объективного

характера, например, из-за высокой стоимости энергоносителей, экономика

Украины в целом утратила конкурентоспособность в пределах СНГ. Об этом

свидетельствует хотя бы тот факт, что в Украине уровень средних цен был

выше по сравнению с другими государствами. Если Украина осталась бы в

рублевой зоне, перед нею поставили бы требование прекратить любые

самостоятельные шаги в сфере бюджетной, денежно-кредитной политики и оплаты

труда и на первом этапе подчинили бы дело эмиссионно-кредитного

регулирования Центральному банку России, на втором межгосударственному

эмиссионному банку, который осуществлял бы регулирование единой денежной

системы. Это значило бы, что ни одной ссуды своим предприятиям Украина в

течение 1992-1993 гг. уже не смогла бы выдать, и как следствие разорение

массы предприятий металлургической, угольной и других отраслей

промышленности, т.е. всех тех, которые имеют уровень затрат выше, чем в

других республиках СНГ.

Руководству Украины стало понятно, что альтернативы выходу из рублевой

зоны не было. Подписание соглашения о единой денежной системе привело бы к

чрезвычайно тяжелым последствиям для экономики Украины, вызвало бы

дальнейшее снижение и без того очень низкого жизненного уровня, резко

обострило бы социально-политическое положение.

10 января 1992 года в Украине началась денежная реформа, в наличном

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.