рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовая политика

Финансовая политика

В настоящее время, когда Россия находится в процессе преобразования

своего общественного порядка, представляется целесообразным рассмотрение и

анализ зарубежного и отечественного опыта организации и строительства

социально-экономического пространства. Успешное осуществление экономической

реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

В связи с этим, считает автор реферата, правительству необходимо

разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс

финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий

решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной

стратегией государства.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой

политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности,

целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее

составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления

финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной

системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других

государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие

бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход , знание и изучение всех факторов,

определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная

самостоятельность не перерастет в независимость от объективных

экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от

экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно

сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход

к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия

закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой

теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в

народном хозяйстве.

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой

политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного

периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства

мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения

финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не

выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они

подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной

политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения,

принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично

рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители

зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю

совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их

как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и

налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и

неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка

вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь

совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых

ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством

его функций, указывая , что социальная направленность и эффективность

воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и

производственных отношений определяются объективными закономерностями

экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не

менее стройность рассуждений, по мнению автора реферата, нарушается, когда

в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность

финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию

правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-

экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение

финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет

полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически

совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя

собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению

финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение

подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы

распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее

передать (расход).

Такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными

целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых

ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой

политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования

финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может

привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения

постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в

общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на

ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление

конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе

развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная

направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании

возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение

благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической

политики . Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие

производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения

финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно

много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас

представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию

граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь

понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для

борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по

своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое

благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, автору реферата представляется

возможным определить финансовую политику как государственное регулирование

финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой

политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к

составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический

кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к

саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую

жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили

в работах Д. М. Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи

финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов

перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности

и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной

ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование

увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также

современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с

инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой

занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного

баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие

экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,

политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему

финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового

национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая

финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный

бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного

дефицита в период спада или депрессии.

Политика стабилизации предполагает формирование благоприятных условий для

постепенного увеличения объема ВВП и инвестиций в основной капитал, рост

объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение темпов

инфляции и дефицита бюджета , укрепление национальной валюты и , как

следствие, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних

хозяйств в используемом ВВП. В результате реализации политики финансовой

стабилизации в России должны быть созданы экономические предпосылки для

повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и

увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной

сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного

большинства граждан создаст благоприятные условия для устойчивого развития

экономики страны, увеличения объема платежеспособного спроса населения на

товары и услуги.

В течение последних лет политика финансовой стабилизации является

приоритетным направлением в деятельности правительства РФ, которое пытается

создать условия для широкомасштабных инвестиций, что в свою очередь

создаст объективные предпосылки для начала экономического роста и будет

способствовать раскрытию социальной природы рыночных отношений. Фискальная

политика, использующая в качестве инструмента государственные расходы,

которые влияют на совокупный спрос, имеет в общественно-политических кругах

России много сторонников и она при определенных условиях может отвечать тем

реалиям, которые сложились в экономике России в условиях переходного

периода. Необходимо также отметить, что абсолютное большинство специалистов

как российских, так и зарубежных занимающихся государственными финансами,

считают, что за реализацию стабилизационной функции в обществе, т.е.

обеспечение полной занятости, экономический рост, минимальную инфляцию,

должно нести ответственность федеральное правительство.

При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет

стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к

выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными

понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического

роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране

объем производства уже превышен и производство стремится к его

потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей

преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив

направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его

потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или

бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей

вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на

положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой

стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет

правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной

экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия

финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,

которая формируется на основе изучения требований экономических законов,

всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния

потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на

перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики

финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают

возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и

внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных

на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику

начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух

предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как

не учитывает все возможности финансового регулирования.

Важной составной частью финансовой политики является установление

финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей

деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм

представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов

организации финансовых отношений. Существует два типа финансового

механизма :

а) механизм при котором политика, проводится непосредственно

правительством;

б) механизм встроенных стабилизаторов.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно,

относится к первому типу механизма . Для второго же он будет абсолютно

неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под механизмом первого типа понимают ряд способностей налоговой

системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности,

позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без

непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов,

которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно,

налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко

возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период

бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.

Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты

доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление,

что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи

фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на

сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует

фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены

растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию,

поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в

экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной

экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами

перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью

создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие

подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых

дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка

времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе

был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с

их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который

также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь

поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к

повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к

стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на

экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической

ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода,

налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не

учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие

стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие

пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять

исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение

финансовой политики с помощью первого механизма , несмотря на возражения

экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется

необходимым.

Под этим понимается сознательное манипулирование налогами и

правительственными расходами с целью изменения реального объема

национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения

экономического роста.

Основными орудиями такой финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с

расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного

типа;

— управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих

финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы,

связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой

политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее

следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить

занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда,

есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства

отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не

только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие

производства, а также освободило государство от обременительных расходов в

будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной

системой.

Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что

объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что

экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже

поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть

только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.