рефераты скачать

МЕНЮ


Финансирование научно-технического прогресса в РФ

рублей);

- Уральское отделение РАН млн. рублей - 341,9554 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 5844 тыс. рублей);

- Российский гуманитарный научный фонд - 159,267 млн. рублей;

- МГУ - 122,5155 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных

доходов 2083 тыс. рублей);

- Российская академия образования - 69,5224 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 1182 тыс. рублей);

- Российская академия художеств (РАХ) - 35,7353 млн. рублей;

- Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) -

15,8166 млн. рублей;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-

технической сфере 159,2667 млн. рублей (из них на разработку

перспективных технологий и приоритетных направлений -159,2667

млн. рублей);

- Конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и

научных школ при Министерстве науки и технологий Российской

Федерации - 136,5635 млн. рублей.

Основными получателями бюджетных средств по разделу "Разработка

перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического

прогресса" являются:

- Минэкономики России - 1108,1609 млн. рублей (дополнительно за

счет дополнительных доходов 112200 тыс. рублей);

- Российское авиационно-космическое агентство - 710,2906 млн.

рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 290000 тыс.

рублей);

- Минтруда России - 27,1592 млн. рублей (дополнительно за счет

дополнительных доходов 600 тыс. рублей);

- Госкомитет по охране окружающей среды - 44,2102 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 1500 тыс. рублей);

- Министерство по физкультуре, спорту и туризму - 6,5658 млн.

рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 120 тыс.

рублей);

- Минсельхоз России - 104,9817 млн. рублей (дополнительно за счет

дополнительных доходов 7000 тыс. рублей);

- Минздрав России - 274,0258 млн. рублей (дополнительно за счет

дополнительных доходов 5000 тыс. рублей);

- Минобразования России - 1099,838 млн. рублей (дополнительно за

счет дополнительных доходов 20000 тыс. рублей);

- Миннауки России - 3546,5613 млн. рублей, из которых на

фундаментальные исследования 136,5635 млн. рублей (дополнительно

за счет дополнительных доходов 236500 тыс. рублей).

Из общей суммы финансирования Миннауки России 3409,9978:

- на создание компьютерных сетей - 185,000 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 100000 тыс.

рублей);

- на поддержку межведомственного суперкомпьютерного центра - 80000

(дополнительно за счет дополнительных доходов 100000 тыс.

рублей);

- на вакцины нового поколения - 97,13 млн. рублей (дополнительно

за счет дополнительных доходов 25000 тыс. рублей);

- поддержка интеграции науки и высшей школы - 163,44 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 0 тыс. рублей);

- укрепление приборной базы науки 117,13 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 40000 тыс.

рублей);

- содержание уникальных стендов и установок - 100,0 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 40000 тыс.

рублей);

- развитие инновационной инфраструктуры - 37,6 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 31500 тыс.

рублей).

Согласно данным Минфина РФ, за I квартал 2000 г. объемы реального

финансирования по направлению «Фундаментальные исследования и

содействие научно-техническому прогрессу составили 2974,3 млн. рублей

(в том числе в марте – 961,2 млн. рублей), то есть 18,7% исполнения

годового бюджета.

4.2. Федеральные целевые программы

Из федеральных целевых программ и федеральных программ развития

регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на

2000 год и включающие расходы на НИОКР, можно выделить следующие

основные:

- Программа "Реструктуризация и конверсия оборонной

промышленности" - 29,0 млн. рублей (дополнительно за счет

дополнительных доходов 16000 тыс. рублей);

- Программа "Развитие гражданской авиационной техники России" -

11,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов

80000 тыс. рублей), кроме того запланировано выделить для ГНЦ

ЛИИ им. Громова г.Жуковского 20,0 млн. рублей и АНТК им. Бериева

г.Таганрога на финансирование разработки самолета Бе-200 4,0

млн. рублей;

- Программа "Развитие электронной техники в России" - 5,0 млн.

рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 4000 тыс.

рублей);

- Программа "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы) -

38,7 млн. рублей;

- Федеральная космическая программа России - 63,7 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 75000 тыс.

рублей).

Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 год

предполагает объем расходов в размере 259 млн. рублей (дополнительно за

счет дополнительных доходов 71800 тыс. рублей) между, примерно, 25

научными объектами, среди которых:

- Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова

- 37,0 млн. рублей;

- РНЦ "Курчатовский институт" - 29,0 млн. рублей;

- Институт физики высоких энергий в г. Протвино - 31,0 млн.

рублей.

Раздел 2 "Перечня федеральных целевых программ" носит название

"Наука" и содержит 4 программы:

Программа 2.1 НТП "Исследования и разработки по приоритетным

направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (1996-

2000) с финансированием в 1782100,00 тыс. рублей, с головным заказчиком

Миннауки России;

Программа 2.2 "Федеральная космическая программа России" (на период

до 2000 г) с финансированием в 3429713,00 тыс. рублей. Программой

предусматривается проведение работ по созданию международной

космической станции с расширенными научно-техническими возможностями

при участии России, США, Канады, Японии;

Программа 2.3 Президентская программа "Государственная поддержка

интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (1997-2000) с

финансированием в 180755,00 тыс. рублей. Программой предусматривается

реализация 1000 проектов;

Программа 2.4 НТП "Международный термоядерный реактор ИТЭР и НИОКР

в его поддержку" (1996-2001) с финансированием в 54971,00 тыс. рублей.

В перечень строек и объектов на 2000 год, по которым осуществляется

государственная поддержка за счет средств федерального бюджета на

безвозвратной основе, включены объекты научной сферы.

4.3. Кредиты иностранных правительств, банков и фирм

По состоянию на 01 декабря 1999 года Правительство Российской

Федерации представило Программу государственных внешних заимствований

Российской Федерации. Для целей настоящей работы наибольший интерес

представляют кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм

по направлению "Фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу". Общая сумма кредита составляет 155,2 млн.

долларов США, из которых на 2000 год ожидается использовать 34,7 млн.

долларов США. Эта сумма должна быть распределена между Российской

академией наук (14,7 млн. долларов США) и Миннауки России - 10,0 млн.

долларов США. Предполагается закупка оборудования и приборов.

Учреждениям Минздрава России предполагается в 2000 году выделение

206,1 млн. долларов США, из которых для НИИ нейрохирургии им. академика

Н.Н. Бурденко - 10,0, Кардиологическому центру г. Краснодара - 5,0, НИИ

скорой помощи им. Н.В.Склифосовского -15,0, НИИ трансплантологии и

искусственных органов Минздрава России - 10,0 млн. долларов США.

Указанное финансирование предполагается использовать на закупку

медицинского и научного оборудования и приборов.

4.4. Дополнительные способы финансирования

В федеральный бюджет на 2000 год включены средства нескольких

целевых бюджетных фондов, в расходах которых предусмотрены затраты на

финансирование различных программ. Общая сумма доходов целевых

бюджетных фондов составляет 60585,4 млн. рублей.

Из средств Федерального экологического фонда Российской Федерации

(205 млн. рублей) 100500,0 тыс. рублей запланировано на финансирование

федеральных целевых экологических программ, 20500 тыс. рублей на

финансирование региональных программ и мероприятий по заявкам субъектов

Российской Федерации.

Из средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой

базы (4980 млн. рублей) запланировано на геологическое изучение недр на

территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской

Федерации и Мирового океана для федеральных нужд 3250 тыс. рублей, на

геологоразведочные работы - 1380,0 тыс. рублей.

Из средств Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства

водных биологических ресурсов (5135,9 млн. рублей) должно быть выделено

Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству на

отраслевую науку 904,7 млн. рублей, на систему мониторинга водных

биологических ресурсов - 180,2 млн. рублей, на финансирование

мероприятий по международным обязательствам Российской Федерации 80,4

млн. рублей.

Из средств Бюджета развития Российской Федерации на 2000 год в

объеме 26884,8 млн. рублей на финансирование высокоэффективных

инвестиционных проектов, включая средства в объеме 10% на инновационные

проекты, должно быть направлено 2357,8 млн. рублей, а для реализация

программ конверсии оборонного производства - 917,0 млн. рублей.

Кроме того, необходимо отметить, что статья 23 бюджета

устанавливает, что в 2000 году 100% средств, поступающих на

осуществление мероприятий по претензионной работе по восстановлению

прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и

двойного назначения зачисляются в доходы федерального бюджета.

Статья 24 бюджета устанавливает, что средства, поступающие в 2000

году от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на

НИОКР военного, специального и двойного назначения, зачисляются в

доходы федерального бюджета, сверх сумм, предусмотренных плановыми

бюджетными доходами, в полном объеме зачисляются в доход федерального

бюджета и используются:

в размере 70 % - на финансирование научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ военного, специального и двойного

назначения, в том числе 1500,0 млн. рублей - на государственную

поддержку функционирования орбитальной станции "Мир";

в размере 30% - на содержание органа, осуществляющего правовую

защиту результатов интеллектуальной деятельности военного, специального

и двойного назначения и на осуществление мероприятий, связанных с

обеспечением правовой охраны и иной защиты результатов интеллектуальной

деятельности.

5. Новые формы финансирования в научной сфере

В целом сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: бюджетное

финансирование науки в последние годы продолжало постоянно уменьшаться,

а внутренние затраты на науку, которые включают как бюджетное

финансирование, так и внебюджетные источники, сохранялись неизменными.

Все это свидетельствует об освоении механизмов многоканального

финансирования научно-технической деятельности на уровне

непосредственных исполнителей.

Так, базовое бюджетное финансирование направлено на поддержку,

главным образом, академической и вузовской науки. Основными же

инструментами поддержки отраслевой науки является система

Государственных научно-технических программ и Государственных научных

центов.

5.1. Государственные научно-технические программы

В 1992 г. государство объявило о начале селективной поддержки науки

в качестве альтернативы привычному и традиционному отраслевому

распределению денег на исследования и разработки. Подобная селективная

поддержка приобрела форму Государственных научно-технических программ.

По замыслу, нужно было предоставить свободу действий лидерам

перспективных научных направлений при повышении их ответственности за

результаты проектов. В идеале успех такой формы поддержки, хорошо

зарекомендовавшей себя в стабильных условиях Запада, позволил бы

развернуть в России независимые исследовательские лаборатории,

финансируемые напрямую из бюджета.

В 1993 г. было 38 программ, в 1994 г. - 41, в дальнейшем их число

то возрастало, то уменьшалось. Постепенно среди них увеличилась доля

фундаментальных программ, что стало реакцией на сокращение

финансирования: в 1995 г. было получено 162 млрд старых рублей (план -

483 млрд), в 1996 г. - 118 млрд (343 млрд). Сворачивались проекты,

связанные с опытно-конструкторскими работами, разработками и выпуском

опытных партий продукции.

В 1996 г. была заявлена единая федеральная целевая научно-

техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным

направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996-

2000 годы". В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39

подпрограмм. Выполнялись 3735 научно-технических проектов.

Соисполнителями программы стали 1118 организаций или 27,5% всех научно-

технических организаций страны, представлявших 61 субъект Федерации.

Среди исполнителей 23% составляют организации РАН, 14,3% - университеты

и вузы. Последнее уточнение программы проводилось в 1999 году.

Отметим, что до 1994 года (до принятия Положения о порядке

взаимодействия Минэкономики и Миннауки в процессе формирования

федеральных программ в части исследований и разработок) ГНТП и

федеральные целевые программы формировались независимо и часто

дублировали друг друга. Однако, несмотря на проблемы с финансированием

число ГНТП практически осталось прежним, так как преимущественный

приоритет остается за федеральными программами, а ГНТП, как правило, не

отвечают критериям, установленным для придания программе статуса

федеральной.

Более того, успех программно-целевой поддержки науки был лишь

частичным. Не удалось решить главную задачу - обеспечить научному

руководителю программы (подпрограммы) возможность планировать работу

как своей лаборатории, так и соисполнителей на один-два года вперед.

Одна причина - в нестабильности финансирования. Если научный сотрудник

лишь треть года финансируется по собственной программе, то остальное

время он вынужден искать другие источники, в том числе работать для

ведомства, от опеки которого планировалось его освободить. Другая

причина - в опережающем росте цен на энергоносители и коммунальные

услуги.

Кроме того, с января 1998 г. бюджетные суммы перечисляются по

отдельным статьям (зарплата, налоги и т.д.). Это еще больше сужает поле

для маневра в руководстве исследованиями и их планировании. Поскольку

каждую из подпрограмм возглавляет ученый крупного академического ранга,

федеральная программа по сути выродилась в дополнительное и

малоэффективное финансирование все тех же "вывесок" - российских

академий.

Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных

целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма,

которого пока нет. Доверие к таким программам со стороны научного

сообщества невелико и потому, что слаба их связь с международными

программами, а характер недостаточно конкурсный.

5.2. Государственные научные центры

1993 год был отмечен появлением Государственных научных центров

(ГНЦ), провозглашенных одним из приоритетных направлений

государственной поддержки. В соответствии с Указом Президента РФ "О

государственных научных центрах Российской Федерации" от 22 июня 1993

г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям,

учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное

опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры,

результаты научных исследований которых получили международное

признание.

Идея состояла в том, что наиболее приоритетные направления

исследований и наиболее сильные научные коллективы - так называемое

ядро науки - в лице отдельных институтов - должны получить

дополнительное финансирование.

Способ организации работ в форме научных центров хорошо известен в

западной практике. Деятельность таких организационных форм наиболее

оправдана и эффективна в сфере сочетания фундаментальных исследований с

прикладными. Отчасти эта идея уже была использована в отечественной

практике, когда в конце 80-х годов создавались МНТК (межотраслевые

научно-технические комплексы). Высокий уровень концентрации ресурсов,

присущий этой организационной форме, имеет и ряд недостатков, которые

всегда были типичны для подобных организационных форм: инерционность,

бюрократическая процедура выделения ресурсов, усложненная отчетность,

монополизм. В 90% случаев национальные лаборатории за рубежом получают

финансирование с запозданием, мелкими партиями и в неопределенные

сроки. Совмещение всех этих особенностей научных Центров с

существовавшей экономической ситуацией ставило под сомнение

продуктивность идеи ГНЦ.

Практика подтвердила это предположение. Планировалось, что

институты, получающие статус ГНЦ, будут иметь дополнительно 30-40%

финансирования. В 1993 году сразу 33 института получили статус ГНЦ, а

концу 1994 года их было уже 57. В 1995 г. статус ГНЦ присвоен 61

научной организации из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга,

Новосибирска и др. регионов России. В декабре 1999 г. Правительственная

комиссия по научно-инновационной политике одобрила проект постановления

Правительства РФ о подтверждении 57 ГНЦ статуса государственного

научного центра Российской федерации.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.