рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она

разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после

чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам

рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о

принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам

функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального

бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона

финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального

закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении,

она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по

подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда

федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным

целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в

пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных

статей федерального бюджета, Программу государственных внешних

заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ,

программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе

по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований

РФ.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в

четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект,

возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом

чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия

в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом

- 15 дней со дня принятия в третьем чтении.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете

на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается

на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней

со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае

одобрения в течение 5 закон направляется Президенту РФ для подписания и

обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную

комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для

утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для

окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено

Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями

голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон

направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным

Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей

голосов Федерального Собрания.

В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря

текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам

Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании

расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

3.4. Исполнение бюджетов

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном

порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В

Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в

настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового

исполнения бюджета к казначейской - первоначально на эту систему перейдет

федеральный бюджет, затем - бюджеты более низких уровней). На органы

исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение

бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные

органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных

средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по

поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному

казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает

соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и

поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет

бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета

бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит

обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для

исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе

лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и

получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать

все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр

бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной

росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов

бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,

устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями

бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией

РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

. распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия

бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур

санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:

составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня

утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных

ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет

доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным

учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных

обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных

обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения

денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании

бюджетных средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая

служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах),

которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны

представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также

органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема

поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % -

решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа

исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом

законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение

о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе

самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные,

полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный,

контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению

представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и

своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому

источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки,

утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации

сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х

годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года: Исполнение

федерального бюджета в 1997 г. составило по доходам 341,5 трлн., по

расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и

79,5 % бюджетных назначений[27]. По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г.

доходы федерального бюджета составили 105,6 млрд. руб., что в сопоставимых

ценах больше показателей прошлого года на 5 %. В январе-мае доходы бюджета

превысили текущие расходы, что привело к первичному профициту бюджета на

сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП. Однако дефицит консолидированного

бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1 млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при

норме 3-3,4 %). В мае произошло снижение поступлений налоговых доходов (на

16 % меньше, чем в мае 1997 г.).[28] Из-за финансового кризиса, явно

проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели.

Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам

бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на

мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное

воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов

(уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине

1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия вплотную подошла

к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля

стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ

были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них -

реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с

политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый

виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять отложено

«до лучших времен» (подробнее о финансовой ситуации в России и российской

бюджетной политике - гл. 4 настоящей работы).

5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной

из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными

(представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган -

Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле -

при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на

основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей

бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении

федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в

Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме

федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении

внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

. отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и

Президента РФ;

. отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и

погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных

гарантиях;

. отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

. отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

. сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению

государственных (муниципальных) услуг;

. годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по

главным распорядителям бюджетных средств;

. реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии

внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного

финансового года;

. отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных

взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального

бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в

ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета

в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего

принимает решение об утверждении или отклонении отчета .

4. Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной

политики может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,

поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может

выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной

политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие[29]:

. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

. уровень выполнения бюджетных обязательств;

. величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

. уровень монетизации бюджетного дефицита;

. величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

. динамику валового внутреннего продукта;

. уровень безработицы;

. степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

. масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

. величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

. величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики

приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями

(Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997

г.г.[30]

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Доходы федерального бюджета (по определению МВФ) |

|с элиминированием сезонной составляющей |

|(в среднем за период, в % к ВВП) |

|Наличными деньгами и | | | | | |

|денежными суррогатами: | | | | | |

|Все доходы |12,0 |12,4 |10,3 |9,0 |10,6 |

|в том числе: | | | | | |

|налоговые доходы |11,9 |10,8 |8,7 |8,0 |8,6 |

|неналоговые доходы |0,1 |1,6 |1,7 |1,0 |2,1 |

|Удельный вес в | | | | | |

|налоговых доходах, в % | | | | | |

|наличных денег |98,9 |89,6 |82,3 |85,3 |91,7 |

|денежных суррогатов |1,1 |10,4 |17,7 |14,7 |8,3 |

|Выполнение бюджетных обязательств |

|Расходы федеральн. | | | | | |

|бюджета (по определению|23,2 |17,4 |18,0 |21,1 |16,0 |

|МВФ) в % к ВВП | | | | | |

|Просроченная зад-ть по | | | | | |

|оплате труда из-за | | | | | |

|отсутствия бюджетн. | | | | | |

|финансир-ния на конец | | | | | |

|периода: | | | | | |

|млрд. руб. |915 |2736 |6107 |11305 |4940 |

|во всей зад-ти по опл. |17,3 |17,3 |17,0 |21,5 |10,1 |

|труда, % |4,4 |6,6 |14,9 |27,7 |9,1 |

|в фонде оплаты труда, %| | | | | |

|Дефицит бюджета и государственный долг |

|Дефицит фед. бюджета | | | | | |

|(по определению МВФ) в |11,1 |5,3 |7,7 |8,0 |5,3 |

|% к ВВП | | | | | |

|Государственный долг, | | | | | |

|оформленный ГКО-ОФЗ, на| | | | | |

|конец периода, в % к |1,0 |3,2 |7,9 |11,3 |12,6 |

|ВВП | | | | | |

|Прирост гос. долга, | | | | | |

|оформлен-ного ГКО-ОФЗ, | | | | | |

|процентных пунктов ВВП:| | | | | |

| |0,08 |0,18 |0,59 |0,48 |0,14 |

|в среднем в месяц |1,0 |2,2 |7,1 |5,8 |1,7 |

|в пересчете на год | | | | | |

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Макроэкономические результаты финансовой политики |

|Темпы прироста ВВП в | | | | | |

|ценах сентября 1997 г. |- 12,8 |- 4,2 |- 5,0 |- 2,4 |0,4 |

|в расчете на год,% | | | | | |

|Законы о федеральном бюджете и их исполнение |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.