рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………………….

……..…………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный

бюджет.................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской

Федерации...........................………52

2.3 Местные

бюджеты.....................................................................

.………54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

ВВЕДЕНИЕ

Объектом дипломной работы является бюджетная система и проблемы

исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в

первостепенной важности бюджета для функционирования национальной

экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в

использовании ВВП.

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного

планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-

уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных

задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской

Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых

поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей

государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при

кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со-

стоит из следующих частей:

- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются

цели, задачи, композиция курсовой работы;

- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм

бюджетной категории;

- Практическое исследование, в котором характеризуются бюджеты разных

уровней с использованием цифрового материала, раскрываются проблемы

межбюджетных отношений;

- Рекомендательная часть, в которой приводятся условия возникновения

бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина

государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его

погашения.

- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по

работе;

- Библиографический список 18 наименований использованных источников.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические

материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия,

статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на

федеральном уровне, региональном и местном).

Представляется, что проведенное исследование может иметь определенное

практическое значение.

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на

текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет

бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью

государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые

механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом

политических, экономических и социальных функций, а именно содержание

государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение

социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде

никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на

покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования

общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и

расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по

срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и

взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой

системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной

государственной собственности на средства производства и наличия мощного

госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей

государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства

предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в

начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.

Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло

изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало

возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших

направлений реформирования государственных финансов стало расчленение

единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,

бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к

демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали

переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена

монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация

государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным

изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном

устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -

основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального

бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов

государственных внебюджетных фондов» [3, ст.6]. Под бюджетным устройством

принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы

государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств

включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У

государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными

бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии,

Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в

России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты

нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства

состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский

бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных

округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов

всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта

и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей

схемы:

Консолидированный бюджет области

1.Областной бюджет

3.Бюджеты районов

области

2.Бюджеты городов

областного подчинения,

в т.ч. областного центра

3.2.Бюджеты городов

районного

подчинения

3.1.Районные

бюджеты

2.3.Бюджеты

городских

районов

3.3.Сельские

поселковые и пр. бюджеты

2.1.Городские

бюджеты

Рис. 1 Схема консолидированного бюджета области

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные

бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах

региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических

и статистических целей.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие

принципы бюджетной системы Российской Федерации:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов

бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а

также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,

местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять

направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при

исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в

доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в

обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные

расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств

внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской

Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,

утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из

необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все

расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления

не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации

о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри

представительного органа или между исполнительным и представительным

органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2. Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей

единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с

присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по

однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также

источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения

бюджетов всех уровней.

Согласно БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить

дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих

принципов построения и единства бюджетной классификации Российской

Федерации» [3, стр. 27].

Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ,

определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы

доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по

источникам и способам их получения.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня.

Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят

из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и

способам их получения:

1000000 - налоговые доходы;

2000000 - неналоговые доходы;

3000000 - безвозмездные перечисления;

4000000 - доходы целевых бюджетных фондов

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на

добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и

различные акцизы.

В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

сборы;

1030000 - налоги на совокупный доход;

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;

1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников;

2060000 - административные платежи и сборы;

2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.