рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджет - социально-экономическая сущность

Бюджет - социально-экономическая сущность

Министерство образования РФ.

Иркутский Государственный Технический университет.

Кафедра МЭ и ВЭД факультета Мировой Экономики и Востоковедения.

Курсовая работа

по предмету: "Финансы"

на тему: «Социально-экономическая сущность бюджета»

Выполнил:

студент группы МЭ-99

Проверила: доцент,

Нефедьева Л. В.

2002

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1 Государственный бюджет 4

1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации 4

1.2 Принципы бюджетной системы 6

2 Характеристика уровней бюджетной системы 10

2.1 Федеральный бюджет 10

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации 12

2.3 Местные бюджеты 14

2.4 Внебюджетные фонды 15

2.5 Межбюджетные отношения 19

Заключение 22

Список использованных источников: 23

Введение

Целью данной курсовой работы является государственный бюджет, его

социально-экономическая сущность. Актуальность темы заключается в

первостепенной важности бюджета для функционирования национальной

экономики, в его сложности и многогранности.

В курсовом проекте подробно рассказывается о сущности российского

бюджета, описывается его структура и характер взаимодействия ее субъектов.

Здесь подробно описаны межбюджетные отношения и роль отдельных

звеньев.

Также я упомянул о возможности ситуации дефицита в бюджетах различных

стран и современном положении дел в российском бюджете, где наблюдается

профицит.

Важное место занимают принципы бюджетной системы. Внебюджетные фонды

также занимают важное место при рассмотрении данной темы.

Работа также имеет и важное практическое значение. Написание работы,

е защита и обсуждение позволяют студенту ясно представить работу российской

бюджетной системы, что очень важно для подготовки будущего специалиста по

мировой экономике. Это не только повышает уровень экономической

грамотности, но и позволяет выпускнику данной специальности в будущем

работать и в различных финансовых сферах.

1 Государственный бюджет

1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на

текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных

средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций

государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с

помощью государственного бюджета денежные средства, государство через

финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом

политических, экономических и социальных функций, а именно содержание

государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение

социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде

никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на

покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования

общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и

расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по

срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и

взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой

системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной

государственной собственности на средства производства и наличия мощного

госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей

государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства

предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в

начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.

Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло

изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало

возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших

направлений реформирования государственных финансов стало расчленение

единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,

бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к

демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали

переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена

монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация

государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным

изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном

устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -

основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального

бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов

государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято

понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от

формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств

включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У

государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными

бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии,

Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в

России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты

нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного

государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский

бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных

округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные

бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах

региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических

и статистических целей.

1.2 Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы

бюджетной системы Российской Федерации:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов

бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а

также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,

местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять

направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при

исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в

доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в

обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные

расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств

внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской

Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем

предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему

доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все

расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления

не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации

о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри

представительного органа или между исполнительным и представительным

органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей

прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,

что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей

единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с

присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по

однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также

источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения

бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные

налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых

бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место

занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и

организаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятся доходы:

от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности;

от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами

власти и учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации,

компенсации, возмещение ущерба);

финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных

органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится

оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в

виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и

инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают

выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов

юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение

капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе

говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и

прирост запасов.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците

бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники

финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной

системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные

кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических

лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных

государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или

гаранта погашения займов другими заёмщиками.

2 Характеристика уровней бюджетной системы

2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы

Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации

социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится

с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической

стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

. перераспределение национального дохода и ВВП;

. государственное регулирование и стимулирование экономики;

. финансовое обеспечение социальной политики;

. контроль за образованием и использованием централизованного

фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета

СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из

двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли(17,с.155).

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы

претерпели коренные изменения.

Конкретное представление об источниках формирования федерального

бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета

на 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и

по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме

7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 года

является первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они

составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную

стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в

федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты

субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды

расходов:

. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,

Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов

исполнительной власти и их территориальных органов;

. функционирование федеральной судебной системы;

. осуществление международной деятельности в общефедеральных

интересах;

. национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

. государственная поддержка атомной энергетики;

. ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

федерального масштаба;

. исследование и использование космического пространства;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.