рефераты скачать

МЕНЮ


Банковская тайна

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются

кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в

сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным

конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах

умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным

консульским учреждениям.

Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие

выводы:

. во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных

органов, которым кредитная организация предоставляет сведения,

составляющие банковскую тайну;

. во-вторых, случаи предоставления указанной информации

устанавливаются законодательными актами о деятельности

государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные

случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у

кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и

обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а

также порядок такого предоставления.

Другими словами, основанием для получения госорганами сведений,

составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана

запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию

для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные

случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих

банковскую тайну;

. в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных

органов должны быть указаны не только случаи и порядок

предоставления указанных сведений, но и их объем, а также

ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение

конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией

сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на

законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами

информации.

Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной

организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным

государственным органам.

Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных

организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65

ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.

В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные

приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных

приставах», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных

действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные

организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-

должника и их движении по банковскому счету.

Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать

правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а

предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям

законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не

предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ «О судебных

приставах» предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у

банков сведения, составляющие банковскую тайну.[19]

В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном

производстве» сведения о наличии или отсутствии у должника - организации

счетов и вкладов в кредитной организации судебный пристав-исполнитель

запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать

ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и

налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции

РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 марта 1999 года «О порядке

предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных

приставов-исполнителей».

Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской

Федерации" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от

проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно -

финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по

вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты

Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые

учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные

подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным

кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за

неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а

также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной

палате РФ.

В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать

налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан,

осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской

Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового

органа.

Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую

тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими

информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема

такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны

сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный

срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление

кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую

тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102

Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в

корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым

кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом

сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные

в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или

с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о

нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за

эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или

правоохранительным органам других государств в соответствии с

международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является

Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми

(таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений,

предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям

относятся и те, которые составляют банковскую тайну.

Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность

за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа

справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в

установленный НК РФ срок.

По Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов

налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств,

ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения

возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за

исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения

такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой

полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных

организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной

норме указанное право специально не закреплено.

Спорной представляется также правомерность использования органами

налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О

федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым указанные

органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться

правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых

органов.

Вместе с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36

Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего

характера, стоит согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие

полномочия органов налоговой полиции по самостоятельному осуществлению

налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия

налоговых органов, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ "О

федеральных органах налоговой полиции", противоречат нормам Налогового

кодекса и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения

изменений в названный Закон.[20]

Исходя из функций органов налоговой полиции, которые состоят в

предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений

законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или

административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 36

Налогового кодекса, правомерно сделать вывод о том, что сведения,

составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам налоговой

полиции исключительно как органам предварительного следствия.

В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются

органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой

п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при

выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных

Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить

материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения,

исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов,

которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,

осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного

следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при

наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам,

находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно

ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи

прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы

безопасности и федеральных органов налоговой полиции.

Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую

тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным

органам является неправомерным.

Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике

кредитных организаций.

Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой

следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут

истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые

объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено

милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").

В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут

органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением

таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26

Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну,

иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц

представления необходимых документов, материалов, статистических и иных

сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре

Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих

банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.

Предоставление кредитными организациями органам предварительного

следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной

следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).

О преступлениях, направленных на незаконное получение информации.

Очевидно, что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую

тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может

привести к получению прибыли.

Признаки противоправности и безвозмездности изъятия таких сведений

вместе с материальными носителями, на которых эта информация содержится,

как факт изъятия сомнению не подлежат. В ситуациях, когда сведения были

лишь скопированы, изъятие тоже имеет место, т.к. предметом данного

преступления является не носитель информации, а информация как таковая.

Причем информация носит характер тайны.

Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации)

приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а

следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.

Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и

коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом материальным,

она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано,

действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки

информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что может

привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты,

считающиеся по праву ее собственниками.

Проблема состоит в том, что преступления, направленные на незаконное

получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы

не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в

виду того, что российское гражданское законодательство не относит

информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к

преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее

разновидностей – имущество.

Разрешение дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в

примечании к ст. 158 УК РФ на термин «собственность» законодателем, либо в

расширенном толковании имущества правоприменительными органами.[21]

Заключение.

В законодательстве о банковской тайне, к сожалению, больше вопросов ,

чем ответов. Например, « кредитная организация, Банк России гарантируют

тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». А

в чем заключается эта гарантия, каковы ее составляющие, какие условия

должны при этом выполняться? [22]

Между тем, ни у кого не вызывает сомнений, что институт банковской

тайны не маловажен для нормального функционирования экономики. С одной

стороны, он является частным случаем коммерческой тайны, когда речь идет об

обеспечении тайны об операциях, о счетах и вкладах, что может являться

предметом защиты информации в процессе функционирования коммерческой

организации. С другой – это одна из граней обеспечения личной тайны

гражданина. С третьей – банковская тайна выполняет определенную

охранительную функцию, обеспечивая недоступность сведений о финансовом

положении юридических лиц и граждан, и тем самым предохраняя их от

противоправных намерений и действий.

Чем выше уровень защиты данной информации, тем соответственно выше

авторитет кредитной организации и круг ее потенциальных клиентов.

Знаменитые швейцарские банки славятся безусловной сохранностью сведений о

вкладах и операциях клиентов, что является немаловажным условием

обеспечения стабильности их работы и, наверное, благосостояния этого

небольшого европейского государства.

Я надеюсь, что исправление ошибок действующего законодательства, а

также эффективное правовое регулирование в будущем поможет достичь

подобного уровня или как можно ближе к нему приблизиться.

Список литературы.

1. О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ,

1999г.

2. А.А Фатьянов. Тайна как социально – правовое явление. Ее виды. //

Государство и право. – М., 1998, №6.

3. А.Ю. Викулин. Банковская тайна как объект правового регулирования.

// Государство и право. – М., 1998, №7.

4. И. Ахидова. Банковская тайна и аналогия закона.// Хозяйство и

право. 1999, №10.

5. Н.Н. Курмашева, Д.Б. Исаев, Н.А. Фатеев, Н.П. Черненький. Навопросы

отвечает юридический департамент банка России.// Законодательство.

1999, №4.

6. Д. Гончаров. О банковской и коммерческой тайне. // Законность.

2000, №1

7. С. Карчевский. Банковская тайна: проблемы правового регулирования.

// Хозяйство и право, 2000, №4.

8. П.С. Яни. Правоохранительные органы и предприниматели. – Приложение

к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя» – М.: АО «Бизнес-

школа». 1997г.

9. П. Скобликов. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового

регулирования. // Российская юстиция. – М., 1997, №11.

10. А.Ю. Никулин. Проблематика правового регулирования банковской

тайны// Деньги и кредит, 1998, №7.

11. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. – М., ВЕК,

1994г.

12. Д. Куршаков. Банковская тайна.// Закон, 1998, №2.

-----------------------

[1] Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньга и

кредит. 1992. № 6; Ефимова Л.Г. Банковская тайна: сравнительный

аспект//Бизнес и банки. 1991. №46.

[2] О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ,

1999, стр. 218-219.

[3] Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право,

1997, № 6, с. 135; Никулин А. Ю. Проблематика правового регулирования

банковской тайны // Деньги и кредит, 1998, № 7, с. 69.

[4] Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной

практики. — М.: Статут, 1999, с. 143.

[5] Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 146.

[6]Гражданское право. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В. В.

Залесского. — М.: МТК «Восточный экспресс», 1988, с. 394.

[7] Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. — М.:

Изд-во ВЕК, 1994, с. 152.

[8] Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право,

1997, № 7, с.147.

[9] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй

(постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф. О.

Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", издательская группа ИНФРД-М-

НОРМА, 1996, с. 430

[10] Куршаков Д. Банковская тайна // Закон, 1998, № 2, с. 65.

[11] С. Карчевский. Банковская тайна: Проблемы правового регулирования. //

Хозяйство и право. 2000, № 4.

[12] П. Скобликов. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового

регулирования // Российская юстиция. – М.,1997г., №11.

[13] Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 149.

[14] Под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист, 1999, с. 249.

[15] Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 1997, № 6,

7.

[16] Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О

перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

[17] Вестник Банка России, 1999, № 41.

[18] Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к

журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа».

– 1997.

[19] Расскаэова Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств на счетах и

обращении на них взыскания // Бизнес и банки, 1999, № 28, с. 2; Ахидова И.

Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 1999, № 10, с. 98.

[20] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Постатейный

комментарий / Под общ. ред. В. И. Слома. — М.: Изд-во "Статут", 1988, с.

84.

[21] Д. Гончаров. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000,

№1, стр. 52.

[22] А.А. Фатьянов. Тайна как социально – правовое явление. Ее виды. //

Государство и право. – М., 1997, №11, стр. 12.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.