рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: Сущность финансов и их функции

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В марте 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 120.1 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.


Тема 12: Региональные и местные финансы

1. Раскройте содержание принципов фискального и бюджетного федерализма, используемых в построении финансовой системы РФ. В чем состоит их объективная необходимость? Получают ли они развитие в новых Налоговом и Бюджетном кодексах РФ? Насколько эффективно использование этих принципов? Приведите примеры из экономической действительности своего города или области

Фискальный федерализм — принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.

Модель фискального федерализма является наиболее распространенной. Она напрямую зависит от типа налоговой системы и порядка распределения налогов по уровням бюджетной системы страны. В ряде европейских стран с федеративным устройством (Германия, Швейцария, Австрия), делается ставка на совместное использование федерально-территориальных налогов. В доходах их региональных бюджетов преобладают совместные налоги, при этом около 64% - подоходные налоги, и около 16% - косвенные налоги на потребление. Подобная система существует и в России. Доля совместных, или регулирующих (в российской терминологии) налогов также высока, в 2004 году она составила свыше 60% налоговых доходов региональных бюджетов.

В числе положительных характеристик модели фискального федерализма называют экономичность централизованного сбора доходов, широкие возможности централизации части средств для целей горизонтального выравнивания территориальных бюджетов и, как следствие, активную политику бюджетного выравнивания.

Вместе с тем у этой модели много недостатков – стремление к излишней централизации налоговых функций, унитарному типу государственного управления, т. е. ограничению финансовой децентрализации и финансовой самостоятельности субфедеральных и местных органов власти. Европейские страны, использующие модель фискального федерализма, компенсируют ее недостатки с помощью четкого распределения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти, предоставлением существенной финансовой самостоятельности территориям путем долговременного определения доли в совместных налогах и закрепление согласованных пропорций в федеральном законодательстве самого высокого уровня, а также использованием эффективных механизмов регулирования вертикальных и горизонтальных дисбалансов бюджетов.

Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Понятие «федерализм» достаточно многогранно и противоречиво. Можно говорить о политической, правовой, экономической и социальной сторонах федерализма. Однако сердцевиной системы федерализма в России являются бюджетная и фискальная системы.

Поэтому тема бюджетного федерализма, как система принципов бюджетного устройства федеративного государства, становится остроактуальной.

Осуществляемые экономические преобразования в России постоянно подвергаются резкой критике, и нередко отрицается всякий позитивный результат. Объяснение подобного взгляда может служить то, что происходящие в российском обществе, экономике и государстве изменения действительно характеризуются незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.

Реформы в России не дают ожидаемого эффекта потому, что базируются на не соответствующих отечественным реалиям классических и неоклассических экономических теориях, не учитывают институционально-эволюционных особенностей страны.

2. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области

Данные для расчета: сумма расходной части бюджета области 450 млн. руб. Дефицит бюджета 60 млн. руб. Сумма закрепленных доходов 180 млн. руб.

Решение

Регулирующие доходы = доходы бюджета - закрепленные доходы

Доходы бюджета = 450 - 60 = 390 млн.руб.

Регулирующие доходы = 390 - 180 = 210 млн.руб.

Сумма регулирующих доходов равна 210 млн.руб.


3. Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции.

Данные для расчета: сумма регулирующих доходов бюджета 220 млн. руб. Сумма закрепленных доходов 270 млн. руб. Сумма расходной части бюджета 560 млн. руб. Сумма субвенции составляет 40% суммы дефицита.

Решение:

(270 + 220) * 40 / 100 = 490 * 40 / 100 = 196 - Сумма субвенции.

560 – 490 + 196 = 266 – Сумма дефицита бюджета.


Тема 13: Финансы населения: новые черты, привнесенные рынком

1.а) Каковы слагаемые личного богатства граждан в условиях рыночной экономики? Назовите их и дайте краткую характеристику

Доходы населения в странах Запада подразделяются на две большие группы:

а) доходы, получаемые от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль);

б) условно называемые "нетрудовые доходы", приобретенные на законном основании (дивиденды, проценты по вкладам, доходы от собственности, в том числе от сдаваемого в наем жилья, а также получаемые от государств пособия и выплаты, не зависящие непосредственно от трудовых затрат).

Для нас непривычно объединение в одну группу заработной платы и прибыли. Доходы от предпринимательства ассоциируются в нашем сознании с эксплуатацией наемного труда капиталом. Между тем предприниматель любой формы узаконенного бизнеса напряженно трудится и его доход является платой за его знание и умение принимать рациональные решения.

Требует пояснения и категория "нетрудовых доходов", приобретенных на законном основании. В большинстве своем они выступают как плата за прошлый труд. К какой категории отнести проценты по вкладам в банки и сберегательные кассы, если члены семьи в течение многих лет, в ущерб сегодняшнему благополучию, часть своей заработной платы помещали на открытые в финансовых учреждениях счета? При этом каждая семья преследовала определенную цель и имела разные возможности. Кто-то имел возможности приобрести акции, облигации. Можно ли считать нетрудовым доходом, если домовладелец, построивший на свои (или дедовы) сбережения и преимущественно собственными руками дом, впоследствии сдаст комнату или две квартиросъемщику за плату? Разносчик газет и чистильщик сапог, благодаря своей разворотливости и умению выбились в миллионеры, стали писателями, крупными бизнесменами, государственными деятелями и на склоне лет живут на проценты (ренту) на заработанный капитал. К какой категории отнести их доходы? По теории Маркса, капитал независимо от источников его первоначального накопления представляет собой сгусток прибавочной стоимости, выколоченной из наемного рабочего. Ну а как быть с теми предприимчивыми людьми, которые в тяжелейших условиях добирались до золотых россыпей на необжитых землях и до изнеможения промывали золотоносный песок? Отнесемся с пониманием и к тем, кто сегодня совершает челночные рейсы в Грецию, Турцию, Арабские эмираты и в Китай. Не каждый из нас выдержит такие рейсы по своим физическим и нравственным данным. Но в своем большинстве мы с презрением относим эту категорию людей к "спекулянтам", забывая при этом, что они привозят на своих "тележках" то, что нужно другим, на что имеется общественный спрос.

Откуда берутся такие фантастические состояния? Первую попытку применить трудовую теорию стоимости к решению данной проблемы предприняли классики английской политической экономии. К. Маркс продолжил это учение и создал теорию прибавочной стоимости, как стоимости, создаваемой трудом наемных рабочих сверх стоимости своей рабочей силы и безвозмездно присваиваемой капиталистом. По Марксу: прибавочная стоимость "питает" всех предпринимателей и собственников факторов производства, выступая на поверхности общества в виде прибыли, ренты и процента. Другими словами тайна обогащения заключена в экономическом отношении "бизнесмены-работники".

Сторонники неоклассического направления в экономической теории считают, что прибыль есть результат взаимных усилий владельцев всех факторов производства. Одни используют свое право владения, пользования и распоряжения вещественными условиями производства, другие - рабочей силы. Так что проблема прибыли и обогащения продолжает оставаться нерешенной.

Видимо не так просто отнести те или иные виды доходов к "трудовым" и "нетрудовым". Западная статистика имеет возможности учитывать доходы, приобретенные на законном основании. Каждый домохозяин и гражданин заполняет ежегодно декларацию о своих доходах, и допущенная неточность строго карается законом. Нередко ведение учета по формированию доходов поручается тем финансовым учреждениям, в которых открыты счета налогоплательщиков. Население бывшего СССР ни экономически, ни нравственно пока не подготовлено к заполнению деклараций о своих доходах.

Утвердившаяся практика группировки доходов здесь во многом построена по классовому принципу: а) трудовые доходы работников (заработная плата, премии и другие добавки к заработной плате);

б) доходы от предпринимательства (прибыль);

в) социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (общественные фонды потребления, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.);

г) доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.).

По данным за 1989 год, в общем совокупном доходе населения СССР заработная плата составляла 80,7%, поступления из ОФП - 7,7%, доход от личного подсобного хозяйства - 2,8 %, доход от других источников - 8,8%. (Народное хозяйство СССР в 1989 г. М. 1990.с.88). Доходы от ранее накопленной стоимости наша статистика не учитывает, а в экономической теории продолжает господствовать утверждение, что в переходной экономике основной формой распределения дохода пока выступает распределение по труду. И это в то время, когда значительная часть населения вышла на улицы городов и торгует кто чем может, а самая образованная часть населения: работники науки, культуры, здравоохранения, образования по уровню своего дохода отброшена на последнее место.


б) Какое влияние на бюджет семьи оказывает деятельность финансовых учреждений и социальной защиты

Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы семьи за определенный период времени. Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно - домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Банкротство предприятий, сокращение рабочих мест , ведущее к увеличению безработицы; невыдача и задержка в выплате зарплаты – все это влияет на доходы и расходы семьи.

Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан.

Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство, другим – все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой – адресованы отдельным социальным группам населения.

Итак, социальная защита населения рассматривается как особая деятельность государства, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких либо условий и ограничений (трудового вклада, статуса занятости, уровня доходов, наличия детей и пр.). По сути, в данном случае социальная защита практически совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение конституционных прав личности. При этом минимальный набор и уровень этих гарантий определяются конкретными историческими условиями каждой страны.

в) Как планирование семейных расходов связано с концепцией альтернативной стоимости (рационального выбора)? Можно ли таким образом улучшить свою жизнь

Альтернативная стоимость - это ценность, которую можно было бы получить в результате альтернативного действия, от которого пришлось отказаться. Количество блага, которое человек захочет купить, определяется затратами на это благо для данного человека или ценностью того, чем необходимо пожертвовать для его приобретения.

Альтернативная стоимость - понятие, которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением.

Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов: он отрицательный, когда доход меньше расхода; сбалансированный – равенство дохода и расхода; положительный, когда доход превышает расход.

Составление бюджета включает в себя три основных фазы:

1. Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела)

2. Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.

3. Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.

2. Определите, истинны или ложны следующие высказывания

а) Потребители ограничены в том, сколько они могут потратить на себя.

Причина, по которой люди потребляют меньше, чем хотят, заключается в том, что их потребление ограничено уровнем их доходов. Можно сказать, что потребители имеют предел того, сколько они могут потратить, который называется бюджетным ограничением.


б) Семейный бюджет сбалансирован, когда запланированные расходы больше предполагаемого дохода

Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит.

в) У человека есть два источника получения дохода – собственность и труд. Если нет, то дополните перечисление источников

Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, ренту, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.

г) Зарплата – это пример получения дохода от богатства

Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу. Заработная плата выплачивается за усилия, умственные или физические, за результаты, за квалификацию и навыки, за ответственность, за условия работы, за потенциал и способности, за знания, за многое другое.

д) Если займ дается под 2% в месяц, это значит, что он дается под 24% в год. Так ли это

По законодательному определению договора займа (п. 1 ст. 807 ГК) обязанностью заемщика является возврат суммы займа или равного количества других полученных им вещей того же рода и качества. Уплата процентов за пользование суммой займа не определена в качестве обязанности заемщика, т.е. это безвозмездный договор. Одновременно в п. 1 ст. 809 ГК предусмотрено в качестве общего правила право займодавца на получение с заемщика процентов на сумму займа, в размере и порядке, определенных договором, если иное не предусмотрено законом или договором займа. Более того, установлен порядок определения размера процентов, если он не указан в договоре. Поэтому определять любой договор займа как безвозмездный неправильно.

е) Вещи, которые Вы исключили из Вашего бюджета, чтобы сбалансировать его, представляют собой альтернативную стоимость покупок, которые Вы сделали

Люди всегда сталкиваются с ограничениями: вещи, которые им нужны, сопряжены с альтернативной стоимостью, а многие из них могут быть просто невозможны. Утверждение об ограничениях, налагаемых на множество наличествующих возможностей, — ключевая часть любой экономической теории. Некоторые ограничения относятся к тому, что является физически возможным при данных ресурсах и уровне знаний. Другие ограничения принимают форму не физических пределов, а альтернативной стоимости, часто определяемой в терминах цен.

ж) В России потребители в финансовых вопросах могут рассчитывать только на самих себя

Потребитель – лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.

В России же сегодня глубоко интегрированных с бизнесом государственных проектов повышения финансовой грамотности населения нет. Есть проекты международных организаций – Всемирного банка, ЕБРР, МВФ, TACIS, есть собственные проекты министерств и ведомств (федеральные национальные программы, нацпроекты и др.) и есть разрозненные проекты участников рынка – компаний, банков, различных фондов. Однако в первых двух случаях финансовое просвещение населения играет вспомогательную роль, а иногда и вовсе остается только на бумаге. А проекты, финансируемые бизнесом, как правило, рассчитаны на существующих и потенциальных клиентов и имеют целью увеличение продаж. Кроме того, все они существуют параллельно, не имея общих целей и задач.

з) Конкуренция между производителями наносит вред потребителю

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

и) Бизнесмены должны постоянно заботиться о том, чтобы быть кредитоспособными, а потребители – нет

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

3. Как Вы объясните тот российский парадокс, что уровень жизни населения после кризиса 1998 г. Не восстановился, а сбережения населения в банках увеличились

После августовского кризиса 1998 г. сбережения населения в банках за 4 месяца сократились на 17 млрд. руб., в том числе в Сберегательном банке России - на 10 млрд. руб.

В настоящее время проведено ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам:

Во-первых, повышен процент по депозитам. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем в 2-3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит. Поэтому возможности для дальнейшего повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны.

Во-вторых, создана система страхования вкладов в Сбербанке РФ и коммерческих банках в сумме до 100 тыс. руб.

В-третьих, нужно разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

В-четвертых, необходимо разработать и ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно построить надежную депозитную политику банков.

Объединение мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов является необходимой мерой на современном этапе развития экономики.

Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк.

Кризис 17 августа нанес сильнейший удар по экономическому положению населения. Снижение реальных доходов и потребления оказалось сопоставимо с результатами всего предшествующего периода реформ. Такой обвальный спад важнейших параметров уровня жизни основной массы россиян качественно изменил саму модель благосостояния, сложившуюся в стране за 90-е гг.

4. Примите участие в дискуссии: стоило ли вводить в РФ подоходный налог в 13% для всего населения – бедных и богатых? Что мы этим приобретем и что теряем

Считаю, что лучше не трогать действующую плоскую шкалу подоходного налога и дать возможность гражданам пожить в условиях налоговой стабильности. Если говорить о пяти годах действия плоской шкалы налога на доходы физических лиц, то с ее помощью удалось "вывести из тени" сравнительно небольшие деньги, в основном в московских штаб-квартирах крупных компаний. В то же время соотношение собранной суммы этого налога к величине потребления россиян - именно потребления, а не зарплаты - выросло незначительно. В развитых странах, и это хорошо известно, подоходный налог составляет весомую часть бюджетных поступлений, и, может быть, через 15 - 20 лет и Россия к этому придет. Очень важно понимать, что богатые и сейчас не платят этот налог по 13-процентной ставке, и ее изменение ничего не изменит. Точнее, кто платит сейчас, тот и будет платить, а кто уже нашел способ уйти от налогообложения своих реальных доходов - будет продолжать такую линию. Общая закономерность заключается в том, что исправно платят подоходный налог по прогрессивной шкале в странах с гораздо меньшим, чем в нынешней России, уровнем социального неравенства. А кроме того нельзя вытянуть одно звено налоговой системы и чего-то существенного этим добиться: сначала нужно четко определить цель. Популистские же призывы к реформе подоходного налога, взрыв которых мы наблюдаем, всегда выигрышны на фоне некоторого полевения общего экономического курса.


Тема 14: Роль финансов в развитии международного сотрудничества, в процессах глобализации экономики

1. Согласны ли Вы с этим высказыванием? Дайте свой комментарий, приведите известные Вам примеры из макроэкономической и региональной практики

Устойчивый рост экономики и благосостояния граждан нашей страны является одной из главных целей российского государства. Для ее достижения, как отмечает большинство экономистов, необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, повысить защищенность финансовых ресурсов, инвестиций и капиталовложений. Чем стабильнее и предсказуема ситуация в стране, а также чем лучше защищены права инвесторов, тем больше объем финансовых вложений в страну.

Важную роль при этом играет обеспечение цивилизованных отношений связанных с несостоятельностью (банкротством). Она является одной из основ надежной финансовой инфраструктуры, повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров и обеспечивает предсказуемость распределения рисков в случае возникновения финансовых трудностей и возврат денежных средств.

Кроме того, на современном этапе развития российской экономики необходимо чтобы отечественные предприятия, являющиеся основным звеном экономической системы, стали высокорентабельными и конкурентоспособными. Для этого требуется соответствующая макроэкономическая среда. Частью этой многогранной работы является антикризисное управление вообще и в отношении неплатежеспособных предприятий в частности. Однако, ситуация в сфере регулирования процедуры банкротства и антикризисного управления одна из самых сложных и наиболее часто дискутируемых.


2. Найдите верный ответ, объясните его

Интеграция — это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила.

Внешним проявлением интеграции является:

- образование единых товарных рынков;

- создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;

- концентрация и переплетение капиталов;

- проведение согласованной внешнеэкономической политики.

На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений:

1. зона свободной торговли: в этом случае отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами;

2. таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3. общий рынок: отменяются таможенные пошлины и не таможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;

4. экономический союз: характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы наднационального метода регулирования;

5. единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства.

Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор, а институционным механизмом — международная организация (органы интеграционного объединения).

4. Что означают понятия «гармонизация и унификация налоговых систем» и «гармонизация бюджетов» по отношению к странам, входящим в ЕС? В чем суть и цель этих процессов

Гармонизация налоговых систем означает, систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международное сообщество.

Налоговая гармонизация предлагает создания территории с единым налоговым режимом. При этом, все страны должны обязательно придерживается следующих основных принципов, разработанных странами-членами ЕС:

- налоговая политика государств должна обеспечить свободу продвижения товаров и граждан;

- национальная налоговая политика не должна вступать в противоречие с налоговой политикой других стран;

- налоговая политика должна предотвращать двойное налогообложение.

Главной задачей унификации налоговых систем является координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых систем.

Целью унификации налоговых систем в свете глобализации мировой экономики является создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, со всеми характеристиками, присущими развитым рыночным системам, включая справедливое распределение фискального бремени между государствами и налогоплательщиками разных стран.

Основными направлениями унификации являются: унификация налоговых систем в отношении косвенных налогов; унификация в отношении прямых налогов, а также универсальная унификация налоговых систем.

В целом процесс гармонизации бюджетной политики в пределах ЕС характеризуется определенными разногласиями.

С одной стороны, хозяйственные механизмы стран-участниц хотя и взаимосвязаны, но остаются автономными; страны, как и раньше, имеют разный уровень экономического развития, разную социально-политическую ситуацию внутри государства, что является причиной несовпадения интересов в экономической и бюджетной политике. Эти факторы иногда становятся препятствием на пути к унификации бюджетного процесса.

С другой стороны, происходит процесс сужения автономии отдельных стран в сфере бюджетного регулирования, ведь каждая из них должна предоставлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчеты об их выполнении, информировать органы Европейского Союза о проводке тех или других бюджетных мероприятий. Это, со своей стороны, является убедительным доказательством успешного продвижения вперед процесса европейской интеграции. В целом налоговая гармонизация ЕС включает не только приведение систем налогообложения к "единому знаменателю", т.е. сближение налоговой структуры, механизма взыскания, величины основных налоговых ставок, а и проведение странами-участницами согласованной налоговой политики при решении как конъюнктурных, так и долгосрочных структурных проблем. Гармонизованная налоговая политика означает, что автономное использование налоговых инструментов отдельными странами ЕС должны находиться под контролем руководства Союза, которое, исходя из общих интересов всех партнеров, определяет налоговую политику каждого участника ЕС.

Список используемой литературы:

1.  Финансы и кредит; Абрамова М. А., Александрова Л. С.; г. Москва; 2003 г.

2.  Финансы; Дробозина Л. А.; г. Москва, 2000 г.

3.  Бюджетный кодекс РФ

4.  Закон РФ « О федеральном бюджете»

5.  Налоговый кодекс РФ


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.