рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Уклонение от уплаты налогов

- единый налог на совокупный доход;

- налог на доходы физических лиц;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

- водный налог;

- сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина;

- транспортный налог;

- земельный налог;

- лицензионные сборы.[7]

Для индивидуальных предпринимателей в расчет будут включаться следующие налоги:

- налог на доходы физических, лиц;

- единый социальный налог;

- водный налог;

- сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина;

- транспортный налог;

- земельный налог;

- лицензионные сборы.[8]

Если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего показателя по соответствующей отрасли, то возникает вероятность уклонения от уплаты налогов и это станет сигналом для проведения выездной налоговой проверки. В этом случае налоговому инспектору необходимо более детально изучить причины отклонения этого показателя, так как применение данного критерия увеличения суммы уплачиваемых налогов, а путем занижения в своей отчетности суммы выручки.[9]

Средний показатель налоговой нагрузки по стране определен ФНС РФ в 11,6%.[10] Данный показатель слишком заниженным исходя из того, что доля налогов в ВВП по данным официальной статистики в 2008 г приближается к 20%.[11] Поэтому считается целесообразным, повысить нормативы налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в среднем на 5 %.

Таким образом, учитывая названные замечания по первому критерию, более низкий уровень налоговой нагрузки совсем не означает, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. В данном случае налоговому инспектору необходимо провести аналитическую работу с учетом вышеназванных обстоятельств для рационального отбора налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок, направленных непосредственно на сбор доказательной базы фактов уклонения от налогов и повышение тем самым эффективности самой проверки.

Критерий 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Согласно данным налоговой статистики, на 01.01.2007 г. в целом по России от общего количества коммерческих организаций, которые согласно действующему налоговому законодательству являются плательщиками налога на прибыль, 21,3% являются убыточными.[12] Налогоплательщики показывают в бухгалтерской и налоговой отчетности убытки, что само по себе противоречит главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли. Как показывает практика работы налоговых органов, большое количество организаций преднамеренно заявляют убытки, применяя различные схемы уклонения от уплаты налогов.[13]

Мы считаем, что внимание налоговых органов должны привлекать не только убыточные организации, но и налогоплательщики, годами показывающие «копеечную» прибыль, ведя двойную бухгалтерию, а на самом деле получающие большую прибыль. Применять данный критерий необходимо в динамике за три года.

Критерий 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС.

Данный критерий необходимо применять только для первой группы налогоплательщиков в динамике за календарный год. Если удельный вес вычетов по НДС в сумме начисленного налога превышает долю допустимых вычетов по НДС, то возникает вероятность уклонений от уплаты налогов и включение таких налогоплательщиков в мероприятия налогового контроля. Это влияет на показатели отчетности, а также на рассчитанные, на их основе коэффициенты темпов роста.[14]

Данный критерий для первой категории налогоплательщиков дублирует критерий определения рентабельности, потому что в основу расчета положены значения доходов и расходов, но позволяет получить дополнительную информацию для налогового инспектора при возникновении определенных сомнений.

Проследить темпы роста доходов и расходов за три года представляется целесообразным для налогоплательщиков второй группы, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе индивидуальных предпринимателей, для которых доходы и расходы являются основными показателями деятельности, а уровень рентабельности определить без дополнительных финансовых показателей затруднительно, так как многие из них не предоставляют бухгалтерскую отчетность, а у индивидуальных предпринимателей вообще не применяется показатель прибыли.[15]

Критерий 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Если среднемесячная зарплата, приходящаяся на одного работника, окажется ниже среднего уровня по городу, району или субъекту РФ, то это является сигналом для налогового инспектора о возможном уклонении от уплаты налога на доходы физических лиц и ЕСН.[16]

ФНС России обещает разместить информацию об уровне зарплаты по регионам и городам на сайтах своих региональных управлений. Однако практически на всех статистических сайтах приведена общая информация о зарплате по региону без средних значений по отраслям и населенным пунктам. Поэтому на сегодняшний день наиболее эффективный способ узнать о средней зарплате - это направить запрос в территориальное отделение Росстата.[17]

Немаловажное значение имеет то, что заработанная плата представляет собой цену рабочей силы, поэтому, как цена, она не должна быть ниже 20% рыночной цены (согласно ст. 40 НК РФ[18]). Что касается рыночной цены рабочей силы, то ее можно легко установить, достаточно лишь использовать Интернет - ресурсы кадровых агентств и если выясняется, что заявленная агентствами заработная плата на определенную должность отклоняется более чем на 20% от официальной, так называемой «белой», заработанной платы, то существует вероятность применения организациями «конвертных схем».[19]

Критерий 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величии показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Согласно налоговому законодательству существуют следующие основные нормативы применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов:

- доходы не должны превышать 15 млн. рублей;

- доля участия других организаций не должна превышать 25%;

- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, не должны превышать 100 млн. рублей;

- другие нормативы.[20]

Кандидатом на выездную проверку может стать организация, работающая на специальном налоговом режиме, у которой тот или иной показатель приближается к предельному нормативу менее чем на 5% два раза в год или чаще.[21]

Возникает вопрос с точки зрения налоговой проверки, что плохого в этом приближении к предельной величине? Видимо не приближение, а превышение предельных размеров выручки, среднесписочной численности, площади, количества транспортных средств и других ограничений в соответствии с ФНC РФ, будет являться налоговым правонарушением. Данный критерием необходимо применять только для налогоплательщиков второй группы.[22]

Критерий 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Седьмой критерий применяется только для индивидуальных предпринимателей. По данным ФНС России, проверять нужно тех из них, у кого доля профессиональных вычетов в общей сумме доходов превышает 83%, что является сигналом для налогового инспектора о возможном уклонении от уплаты налога на доходы физических лиц и ЕСН.[23] Мы считаем, что данный критерий нецелесообразно выделять отдельно, а достаточно рассмотреть приближение к предельному значению профессиональных вычетов в рамках вышеназванного критерия. В данном случае инспектору необходимо провести аналитическую работу по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов.[24]

Критерий 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Несмотря на то, что в названии восьмого критерия речь идет только о работе с перекупщиками и посредниками, на деле пристальное внимание налоговые органы будут обращать на всех налогоплательщиков, подозреваемых в необоснованной налоговой выгоде. Иными словами, данному критерию будут отвечать налогоплательщики, у которых обнаружится тот или иной признак перечисленных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53[25].

Налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, а также повышение качества проводимых выездных и камеральных проверок, активизация информационной работы по повышению налоговой грамотности, дисциплины и ответственности налогоплательщиков.[26]

В результате проведенного исследования теоретических основ и практики применения критериев, позволяющих определить вероятность уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов. На наш взгляд, более объективным и разумным представляется использовать рассмотренные критерии отдельно для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, включая индивидуальных предпринимателей. Согласно представленной схеме многие критерии могут быть автоматизированы (так называемые формализуемые критерии), что позволяет, в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения, сэкономить временные и кадровые ресурсов.

2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ФАКТОВ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

2.1 Совершенствование администрирования крупных налогов для целей повышения результативности и эффективности контроля уклонения от их уплаты

Сложившаяся на сегодняшний день система учета и контроля налогоплательщиков ограничивает возможности налоговых органов при осуществлении контроля уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов, а система налогового администрирования затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения.[27] Поэтому предлогается проведение целого ряда мероприятий по совершенствованию налогового администрирования наиболее крупных налогов для повышения результативности и эффективности контроля уклонений от налогов.

Сокрытие фонда оплаты труда путем применения так называемых «конвертных схем» происходит в большинстве случаев не столько из-за высоких ставок обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), сколько из-за отчислений в социальные внебюджетные фонды.[28] Работодателю в конечном итоге не так важно, по какой ставке и в каком размере уплачивают налоги его наемные работники. Установление плоской шкалы ставок НДФЛ и регрессивной шкалы ЕСН, как показала практика, не смогли разрушить систему «конвертной» зарплаты. Тогда налоговые органы совместно с местной администрацией стали применять чисто административные меры, создавая комиссии по легализации заработанной платы.

Есть и другие эффективные меры по борьбе с «конвертной» зарплатой.

1. С 1января 2009 г. увеличился предел заработной платы до 4 330 рублей и увеличились стандартные налоговые вычеты: ежемесячно в сумме 1 000 руб. на каждого ребенка действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб.; вычет в сумме 400 руб. действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысит 40 000 руб.[29] Несмотря на принятые изменения, считаем необходимым дальнейшее увеличение минимального размера оплаты труда до научно-обоснованного прожиточного минимума, а также пересмотреть в сторону увеличения стандартные налоговые вычеты до уровня минимального размера оплаты труда.

2. Принятие законодательных мер по контролю за движением наличных денежных средств. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия выплаты зарплаты в конвертах. Установленная обязанность коммерческих банков контролировать движение наличных средств и соблюдение действующих нормативов по существу не может быть и фактически не является эффективной.[30]

3. Совершенствование методики выявления фактов уклонения от уплаты налогов с фонда оплаты труда путем определения совокупности признаков их применения:

- выплата премий за нетрудовые результаты вместо зарплаты;

- заключение гражданско-правовых, договоров вместо трудовых;

- аренда персонала по договору аутстаффинга;

- уровень зарплаты вновь пришедших работников в несколько раз ниже, чем на предыдущем месте или ниже среднестатистического, а также ниже величины прожиточного минимума;

- регулярная выдача значительной части денежных средств «под отчет» приблизительно в дни получения зарплаты и др.[31]

4. Законодательное установление соответствия ставок по зарплатным налогам. Возникает необходимость более тесной связи ставок ЕСН с прогрессией ставок НДФЛ. Весьма важно, чтобы верхняя планка прогрессии ставки была не ниже 24%, т.е. корреспондировалась бы со ставкой налога на прибыль.[32] С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций установлена 20 %, с 1 января 2010 г. планируется заменить ЕСН страховыми взносами и увеличение ставки до 36 %. Единую ставку НДФЛ следовало бы сохранить только по тем видам деятельности, где действительно сохраняется возможность сокрытия доходов в связи с существующими реальными сложностями налогового контроля, например, в таких видах деятельности, как сдача в наем помещений, автоперевозки,, индивидуальная трудовая деятельность и др.

5. Используя опыт развитых стран, предлагается определять истинные доходы конкретного налогоплательщика, осуществляя контроль за его расходами. Необходимо обязать определенные (рисковые) группы физических лиц ежегодно составлять и представлять в налоговые органы декларацию об имеющемся в их распоряжении имуществе, включая денежные средства, как в наличной форме, так и на счетах в банках, а также о полученных в истекшем году доходах и произведенных крупных расходах.

Особое значение имеет реализация комплекса мер, связанных с повышением эффективности контроля уклонений от уплаты НДС, обеспечивающего большую часть поступлений в доход федерального бюджета.[33] На сегодняшний день сложилась устойчивая динамика опережения темпа роста налоговых вычетов над темпами роста начислений по объектам облагаемым НДС, резкого увеличения сумм налога, заявляемых экспортерами к возмещению, и фактически возмещенных сумм налога.[34] Все это свидетельствует об увеличении числа посреднических структур в производственно-хозяйственной цепочке, цель которых приведение в действие схем уклонения от налогов. Назовем следующие мероприятия, повышающие результативность контроля НДС.

1. Введение дополнительной специальной регистрации налогоплательщиков НДС, которая позволит сосредоточить усилия налоговых органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков и отстранить от системы взимания и возмещения НДС «фирмы-однодневки». Кроме того, необходимо закрепить в качестве обязательного условия применения вычета по НДС наличие у поставщика свидетельства о регистрации налогоплательщиков НДС, выдаваемого налоговыми органами. Это позволит значительно снизить участие фиктивных компаний и повысит ответственность налогоплательщиков в поиске добросовестных поставщиков.

2. В настоящее время при определении налоговой базы по НДС используется «метод начисления», предусматривающий порядок применения налогового вычета без факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг), что фактически усложняет возможности налогового контроля. Считается целесообразным законодательно, закрепить порядок применения вычетов по НДС по факту оплаты. Как показывает мировая практика, не во всех странах, в которых применяется метод начисления по НДС, налоговые вычеты производятся без факта оплаты сумм НДС поставщику товаров (работ, услуг).

3. Надо улучшить систему информационного обеспечения налоговых служб, включая усиление международного сотрудничества в обмене информацией по налоговым вопросам. В настоящее время качество налогового контроля снижается из-за слабости взаимодействия с таможенными службами, отсутствия единого программного обеспечения. Из-за отсутствия оперативной информации о таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров налогоплательщики используют схемы незаконного возмещения НДС из бюджета.

4. Предлагается исключить из практики обложения одного налога другим налогом, когда при формировании налоговой базы по НДС на ввозимые товары включается сумма таможенной пошлины и акциза, то есть необходимо соблюдать принцип однократности налогообложения.

Для повышения результативности контроля уклонений от уплаты акцизов, в том числе снижения объемов нелегального производства алкогольной продукции, необходимо применять следующие меры.

1. Изменить схему взимания акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ввести механизм, обеспечивающий уплату акциза банковской гарантией.[35] Автор схемы предлагает внести одинаковую, единую ставку на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и снизить ее до 100 р. за 1 л безводного спирта. Потенциальное сокращение доходов бюджета при снижении ставки акциза будет компенсировано за счет повышения собираемости налогов.

2. В отношении налогообложения акцизами нефтепродуктов для повышения эффективности налогового контроля произошел возврат к взиманию акцизов с производителей нефтепродуктов, что позволило значительно упростить администрирование, снизить заинтересованность налогоплательщиков в применении схем уклонения от уплаты акцизов. Однако применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов на бензин и дизельное топливо не стимулирует производство нефтепродуктов высокого качества, поэтому необходимо установить единую налоговую ставку, что позволит стимулировать производство высококачественного бензина и упростить процедуру налогового контроля уклонений от уплаты акцизов по нефтепродуктам.

3. Применение комбинированных ставок акциза на табачные изделия позволяет налогоплательщикам минимизировать сумму акциза, подлежащего уплате, путем занижения его суммы исчисленной по адвалорной ставке. Перенесение расчета адвалорной составляющей ставки с отпускной цены на розничную цену сигарет в торговой сети не упрощает и без того сложную систему взимания акциза и приводит к появлению новых схем уклонения от уплаты налогов. Для обеспечения налогового контроля необходимо отменить адвалорные ставки там, где возможно использование только специфических ставок.[36]

2.2 Проблемы, возникающие при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий

С серьезными проблемами сталкиваются налоговые органы при проведении контрольных мероприятий по налогу на прибыль организаций, связанными со сложностями администрирования этого налога.

Согласно ст. 252 НК РФ[37] расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые, кроме нормируемых, затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.[38]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.