рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Статистический анализ рынка труда Тюменской области

Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту.

Неравновесный рынок труда.

Модель неравновесного рынка труда основывается на том, что в точке равновесия DL(W*)=SL(W*)=L*, и равновесная заработная плата W* «очищает рынок» т.е. нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

Модель равновесного рынка труда исходит из того, что уровень занятости определяется «короткой стороной рынка», или спросом на труд, или предложением труда, в зависимости от того, что из них меньше при данной заработной плате, L=min (DL,SL). Кривые спроса и предложения труда в этой модели могут быть интерпретированы как отражающие максимальное количество труда, которое может быть обменено при данной ставке заработной платы.

На рис. 1.2.2. видно, что при ставке заработной платы W1 (больше равновесной заработной платы, W1>W0) работодатели не захотят в соответствии с кривой спроса на труд DL нанять больше работников, чем L1, т.е. количество труда определено спросом на труд, несмотря на то, что предложение труда больше. При ставке заработной платы W2 (меньше равновесной заработной платы, W2<W0) предложение труда будет  меньше, чем спрос на труд, но работодатели наймут предложенное количество труда, потому что в этой ситуации они получат прибыль. Предельный денежный продукт при уровне занятости L2 превысит заработную плату, т.е. количество труда определено предложением, несмотря на то, что спрос на труд больше. В противоположность равновесной модели рынка труда, которая предполагает существование единственной комбинации заработной платы и занятости в точке Е, неравновесная модель предполагает, что комбинаций заработной платы и занятости может быть много и они определяются линией АЕВ.


        W

        W1         A                                                       SL   

        W0                                                      E

        W2

                   B                                                       DL


          0                L1  L2             L0                               L

Рис. 1.2.2. Неравновесный рынок труда.

Внутренние рынки труда.

Внутренним рынком труда называется внутрифирменное перемещение рабочей силы на одном и том же предприятии, при котором заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами. Внутренние рынки труда противопоставляются внешним рынкам труда, на которых происходит межфирменная мобильность рабочей силы, а заработная плата и распределение рабочей силы являются результатом действия рыночных сил.

Внутренние рынки труда имеют целый ряд отличительных особенностей. Среди них:

·  относительная независимость ставки заработной платы некоторых работников на внутреннем рынке от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке. Оплата определяется другими критериями, среди которых важнейшую роль играют правила и процедуры;

·  заполнение вышестоящих вакансий за счет продвижения нижестоящего персонала фирмы, создание так называемой карьерной лестницы;

·  установление долгосрочных взаимоотношений между работодателями и работниками;

·  положительная зависимость между зарплатой и продолжительностью службы на фирме как выражение системы оплаты в соответствии с возрастом и положением работника.

Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие три. Первая: специфическая профессиональная подготовка, основанная на уникальности применяемых на фирмах технологий и уникальности существующих на фирмах рабочих мест. Вторая: несовершенство информации, значительные трансакционные издержки, связанные с получением и обработкой информации о возможной производительности потенциального работника. Третья: профессиональная подготовка на рабочем месте, которая неформальна по своей природе и выражается в обучении в процессе работы.

Услуги труда на внутренних и внешних рынках труда неодинаковые. Внутренние рынки связаны с однородным трудом и карьерной лестницей. Фирмы нанимают на внешнем рынке работников на относительно низко квалифицированную работу, а вакансии на более высоком уровне заполняют за счет внутреннего рынка.

1.3. Основные показатели рынка труда

          Для изучения социально-экономического явления используются различные показатели, характеризующие это явление. Так для изучения рынка труда мы будем использовать такие показатели, как трудовые ресурсы, численность экономически активного населения, число безработных, производительность труда и уровень заработной платы.

Трудовые ресурсы (ТР) — это население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике. Согласно действующему в России законодательству, трудоспособный возраст для мужчин- от 16 - до 59, женщин — от 16 до 54 лет включительно. Количественно ТР представлены численностью трудоспособного населения в трудоспособном, возрасте и работающими лицами за пределами этого возраста. В составе ТР выделяются три группы населения: занятое; учащиеся; лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике. Сама занятость в соответствии с "Законом о занятости населения в РФ" (1996 г.) понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Статистика предлагает следующие показатели для изучения ТР и структуры всего населения на макроуровне: общая численность ТР, их состав и отраслевая структура; динамика (абсолютный прирост, темпы роста и прироста с выделением естественного и механического движения ресурсов, интенсивность их воспроизводства (соотношение абсолютного прироста трудовых ресурсов за год к средней годовой их численности); коэффициенты общей (демографической) и пенсионной нагрузки населения в трудоспособном возрасте; коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном возрасте; коэффициенты занятости всего населения и трудоспособного населения. Можно определить и прогнозную численность ТР на небольшой срок, используя следующую статистическую модель:

ТРt = Нo (1+Ke)t dтвּКттв,

где Нο – численность населения на начало исходного года;

      Кe – коэффициент естественного изменения населения;

       t -  число лет в прогнозируемом периоде;

    dтв – доля трудоспособного населения в общей численности всего населения;

    Kттв – коэффициент трудоспособности населения в трудоспособном возрасте.

Экономически активное население (ЭАН), или рабочая сила, часть населения в возрасте, установленном для измерения его экономической активности (в России — от 15 до 72 лет), обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

В международных статистических стандартах говориться о том, что термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период – то подразумевается обычно активное население.

Население, активное в данный период (или рабочая сила), - это наиболее часто используемый показатель, характеризующий численность экономически активного населения. Коэффициент экономической активности населения определяется как соотношение между численностью экономически активного населения и численностью всего населения страны:

Кэ.ак. =

где Рэ.эк. – численность экономически активного населения на t- ю дату;

Рt – численность всего населения на t- ю дату.

Экономически активное население включает две категории – занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

б)  временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания,  отгулов; отпуска по инициативе администрации; забастовки и других причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Коэффициент занятости населения вычисляется как:

Кз =

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течении рассматриваемого периода:

а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход);

б) искали работу;

в) готовы были приступить к работе.

При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия.  

Уровень безработицы можно определить двумя способами:

1.   по методологии МОТ

КБ =

2.   Коэффициент официально зарегистрированной безработицы (по данным государственной службы занятости)

КБ =

Данные о безработице разрабатываются по полу, возрасту и семейному положению. Изучается также распределение  численности безработных по образованию, профессиональной принадлежности. При этом учитывается продолжительность безработицы, которая равна промежутку времени, в течении которого лицо ищет работу, т. е. с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода.

Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц, моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения). Численность экономически неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. Экономически неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру);

- пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.

- лица, которые прекратили поиски работы,   исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

- другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их   дохода.

Данные об экономически неактивном населении разрабатываются также по полу, возрасту , уровню образования и другим признакам.

Производительность труда (w) относится к числу основных экономических показателей. Именно производительность в конечном счете определяет экономический прогресс в обществе, тем самым оказывая влияние и на его социальное развитие. В основе роста производительности труда лежит ресурсосбережение, экономия затрат общественного труда. Будучи качественной стороной труда, интенсивным фактором, онапрежде всего и обеспечивает результат экономической деятельности и его динамику. Роль же чисто экстенсивного фактора (количества труда) в динамике этого процесса будет снижаться. Оба фактора связаны с результатаом функционально, Q = T·w. Отсюда их раздельное влияние на абсолютное изменение количество произведенной продукции (Q):

∆QT =∆T · w0; ∆Qw = ∆w · T1 .

          В международной статистике показатель производительности труда не имеет самостоятельного значения и рассматривается как производный показатель труда, хотя с 60-х г.г. в рамках МОТ проводилась определенная работа в этой области, связанная с расчетами индексов w. Такое положение объясняется тем, что трактовка w как производительности только живого труда для эпохи начавшейся технологической революции считается уже недостаточной. Необходим показатель многофакторной, или глобальной, производительности, который одновременно выполнял бы роль обобщающего показателя эффективности экономики.

          Уровень производительности труда выражается средней выработкой продукции в единицу рабочего времени (прямой показатель w = Q/T) или затратами рабочего времени на выпуск единицы продукции, т.е. трудоемкостью изделия (обратный показатель t = T/Q). В обоих случаях продукция учитывается в натуральном выражении, что отвечает самой природе производительности живого конкретного труда как натуральной категории. Стоимостная же оценка продукции (работ, услуг) исключает возможность определения уровня w, а выражение ∑[qp/T] представляет собой лишь так называемую стоимостную выработку продукции (работ, услуг) в единицу рабочего времени, что очень условно можно принять за производительность. Но только эта оценка позволяет обобщать показатели производительности и выходить на ее общую динамику. В качестве показателя продукции (работ, услуг) при этом берется валовой выпуск или добавленная стоимость.

          На XII международной конференции статистиков труда (1973г.) было определено понятие «заработок» и трактовалось оно как вознаграждение в денежной и натуральной форме, получаемое регулярно через определенное время за выполнение задания или отработанное время, включая оплату отпусков и официальных праздничных дней. Оплата труда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами. Под фондом заработной платы предприятий и организаций (F) понимается общая сумма денежных средств, начисленных работникам в качестве оплаты труда. Согласно Инструкции Госкомстата РФ, в состав этого фонда включаются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время (отпуска, вынужденные простои и прочее), стимулирующие доплаты и надбавки, включая надбавки за выслугу лет, стаж работы; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии; единовременные поощрительные выплаты; материальная помощь, кроме помощи, оказанной отдельным работникам по семейным обстоятельствам; стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций; выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

          Фонд заработной платы исчисляется за месяц, квартал, год, и по нему определяется уровень средней заработной платы, или уровень оплаты труда.

          Уровень оплаты труда за период измеряется показателем средней заработной платы за этот период (f¯=F/T). Это номинальный показатель. Реальной заработная плата будет за вычетом налогов и обязательных платежей и деления ее на индекс потребительских цен и тарифов.

          Возможны показатели средней месячной и средней годовой заработной платы одного работника по всей списочной их численности (кроме совместителей) и отдельным категориям, а по рабочим еще и показатели средней часовой и средней дневной заработной платы. Показатели f¯ по рабочим рассчитываются путем деления фондов заработной платы рабочих на соответствующие затраты труда:

f¯я =Fя / Tя-я; f¯дн = Fдн / Tя-дн; f¯ря =Fря / Tря.

          Между указанными показателями существует определенная взаимосвязь: средняя часовая заработная плата, умноженная на среднюю продолжительность рабочего дня и коэффициент доплат до фонда дневной заработной платы, равна средней дневной заработной плате, т.е. f¯дн = f¯ч · T¯дн · Kдн д, где Kдн д= Fдн / Fч; средняя дневная заработная плата, умноженная на среднюю продолжительность рабочего периода и коэффициент доплат до полного фонда заработной платы, равна средней полной заработной плате одного рабочего за период, т.е. f¯рч = f¯дн · T¯пер · Kрч д, где Kрч д= Fрч / Fдн.  Подобные соотношения справедливы и в динамике, что позволяет использовать индексный метод факторного анализа для оценки влияния выделенных факторов на общее изменение средней заработной платы рабочих.

1.5.     Регулирование рынка труда.

Государственная политика на рынка труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем:

·     Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

·     Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение многообразных социально-экономических проблем рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

Органы государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения  является Министерство труда и социального развития РФ, образованное Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти» на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

Основными задачами Министерства труда и социального развития РФ являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

Особенностью функционирования региональных органов по труду и занятости населения является то, что во многих субъектах Российской Федерации, а тем более в отдельных городах страны территориальные органы службы занятости, в отличие от управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов РФ отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Функции государственного контроля за соблюдение работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области организации и охраны труда выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), созданная при Минтруде Указом Президента РФ в декабре 1994 г. У этого органа два основных направления работы:

1.   контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы);

2.   контроль за соблюдением норм по охране труда (прерогатива государственных инспекторов по охране труда).

Разрешение коллективных трудовых споров возложено на службу по урегулированию коллективных трудовых споров и ее органы на местах. Положение о этой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г., № 468.

В соответствии с действующим законодательством, органы службы урегулирования коллективных трудовых споров на местах формируют списки посредников и трудовых арбитров и проводят их подготовку к разрешению коллективных трудовых споров; проверяют, в случае необходимости, полномочия сторон коллективного трудового спора; осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; выявляют и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению; оказывают методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; организуют финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников, трудовых арбитров; организуют работу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.