рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Становление налоговой системы в начале 90-х годов в России

Под объектами налогообложения понимались доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности нало­гоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; переда­ча имущества; добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами.

Принцип однократности налогообложения был сформулирован в Законе об основах налоговой системы следующим образом: «Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один Р33 за определенный Законом период налогообложения». При этом в со­ответствии с указанным Законом не устанавливалось запрета на повторное и многократное налогообложение одного и того же объекта, если эта повторность или многократность возникала в результате обложения различными видами налогов и осуществлялась в разные периоды времени.

Ставки налогов (за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин) подлежали установлению Верховным Советом РФ и други­ми органами государственной власти в соответствии с указанным За­коном (в редакции Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5006-1). На отдельные виды и группы товаров ставки акцизов устанавливались Прави­тельством РФ. Ставки таможенных пошлин определялись в порядке, установленном Законом РФ «О таможенном тарифе».

Распределение средств от налогов и других обязательных плате­жей между бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами осуществлялось в порядке и на условиях, определяемых высшим зако­нодательным органом РФ и другими органами государственной влас­ти в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими законодательными актами.

Закон устанавливал следующие основные виды налоговых льгот:   

-     необлагаемый минимум объекта налога;

-     изъятие из обложения оп­ределенных элементов объекта налога;

-     освобождение от уплаты на­логов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;

-     пониже­ние налоговых ставок;

-     вычет из налогового оклада (налогового пла­тежа за расчетный период);

-     целевые налоговые льготы, включая на­логовые кредиты (отсрочка взимания налогов);

-     прочие налоговые льготы.

Норма Закона об основах налоговой системы (в редакции Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1) о запрете предоставления индиви­дуальных налоговых льгот (льгот, предоставляемых отдельным нало­гоплательщикам) была сформулирована следующим образом: «Запре­щается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Рос­сийской Федерации». Таким образом, в принципе законодательство допускало предоставление индивидуальных налоговых льгот при со­блюдении определенных условий.

1.3 Обязанности налогоплательщика

Обязанности налогоплательщика возникали при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законода­тельными актами.

В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные элементы налого­обложения: объект и источник налога; единица налогообложения; на­логовая ставка (норма налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад.

В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивалось мерами административной и уголов­ной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с дей­ствующим налоговым законодательством, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика. Законом об основах налоговой систе­мы предусматривались следующие виды административно-финансо­вых санкций: 1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли); 2) взыскание суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения; 3) штрафа в размере той же суммы; 4) при повторном нарушении взыскание соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы; 5) взыскание в федеральный бюджет штрафа в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли) при установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) пригово­ром либо решением суда по иску налогового органа или прокурора; 6) взыскание штрафа за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установ­ленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере 10% доначисленных сумм налога; 7) взыскание штрафа за непредставление или несвоевременное пред­ставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога; 8) взыскание пени с налогоплатель­щика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% (впоследствии эти размеры неоднократно пересматривались) неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени (взыскание пени не освобожда­ет налогоплательщика от других видов ответственности); 9) другие санкции, предусмотренные законодательными актами.

1.4 Взыскание недоимок по налогам

Взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафа и применение иных санкций, предусмотренных действующим законодательством, могло производиться с юридичес­ких лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном по­рядке. Взыскание недоимок с юридических и физических лиц могло быть обращено на полученные ими доходы, а в случае отсутствия до­ходов — на имущество этих лип. К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, вышеперечисленные виды ответст­венности не относились.

В Законе об основах налоговой системы в особой статье были определены обязанности банков, кредитных учреждений и предприятии по соблюдению налогового законодательства, своевременному удер­жанию и перечислению сумм в бюджет или внебюджетные фонды. Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия были обя­заны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиен­тов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ. В случае непредставления таких данных руководители этих учреждений и предприятий подлежали привлечению к административной ответст­венности в виде штрафа в размере пятикратного установленного зако­ном размера ММОТ за каждую неделю просрочки. Кроме того, также было предусмотрено взыскание полученных доходов кредитных уч­реждений или банков в федеральный бюджет с привлечением их ру­ководителей к административной ответственности в размере пяти­кратного установленного законом размера ММОТ за задержку испол­нения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд или использование не перечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов. В случае неис­полнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного уч­реждения платежного поручения налогоплательщика с этого учрежде­ния подлежали взысканию в установленном порядке пени в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождало банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.

При нарушении правил удержания подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, или несвоевременном перечисле­нии удержанных сумм в бюджет руководители предприятий, выпла­чивающих доход, привлекались к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом раз­мера ММОТ. Предприятия до наступления срока платежа обязаны были сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Эти платежные поручения подлежали исполнению в перво­очередном порядке, и плата по таким операциям не взималась.

Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осу­ществлялась в судебном или ином порядке, предусмотренном законо­дательными актами Российской Федерации.

Для юридических лиц, являющихся в соответствии с законодательством плательщиком нескольких налогов, был установлен следующий порядок уплаты налогов: 1) уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи в соответствии с законодательными актами; 2) налогооблагаемый доход (прибыль) умень­шается на сумму уплаченных налогов, после чего уплачиваются местные налоги, расходы по уплате которых относятся на финансо­вые результаты деятельности; 3) налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных местных на­логов, после чего уплачиваются в установленном порядке все ос­тальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли); 4) налог на прибыль вносится за счет прибыли, остающейся после уплаты пере­численных налогов.

Порядок уплаты налогов физическими лицами устанавливался в отдельных законодательных актах, регулирующих соответствующую сферу налогообложения.

Обязанность физического лица по уплате налога могла прекра­щаться по следующим основаниям: 1) уплата налога; 2) отмена нало­га; 3) смерть налогоплательщика «при невозможности произвести уп­лату без его личного участия, если иное не установлено законодатель­ными актами». Обязанность юридического лица по уплате налога пре­кращалась уплатой либо отменой налога. Невозможность уплаты налога являлась основанием для признания в установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего предприниматель­скую деятельность, банкротом. При ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уп­лате недоимки по налогу возлагалась на ликвидационную комиссию. Следует отметить, что законодательством, действовавшим в этот пе­риод, не предусматривалась возможность признания банкротом физи­ческого лица.

Закон об основах налоговой системы подтверждал приоритет норм международного права по сравнению с нормами национального нало­гового законодательства. Международные налоговые соглашения (со­глашения об устранении двойного налогообложения) заключались Правительством РФ и подлежали последующей ратификации выс­шим законодательным органом.

1.5  Исковая давность

Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физичес­ким лицам по взысканию налогов в бюджет, был установлен в три года. При этом по налогам с юридических лиц бесспорный порядок взыскания недоимок мог быть применен в течение шести лет с момен­та образования недоимки.

Действие системы налогообложения без изменения устанавлива­лось вплоть до принятия высшим законодательным органом специального решения о налоговой реформе в соответствии с Законом РФ  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».

Инструкции и методические указания по применению законода­тельства о налогах издавались ГНС по согласованию с Министерст­вом финансов РФ.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюд­жет налогов осуществлялся налоговыми органами в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с Законом об основах налоговой системы по уров­ню государственной власти российские налоги подразделяются на следующие группы:

а) федеральные налоги;

б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

в) местные налоги.

Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах до принятия и введения в действие части второй Налогово­го кодекса определяется в соответствии с Законом об основах налого­вой системы и другими законодательными актами.

Органы государственной власти всех уровней не вправе были вво­дить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не преду­смотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки ус­тановленных налогов и налоговых платежей (в редакции Закона РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1).

Глава 2. Налоговые органы в 1990-е годы

2.1. Реорганизация налоговых органов РФ.

Уже в период СССР в связи с переходом к рыночным реформам возникает необходимость в возрож­дении налоговых органов.       Постановлением СМ СССР от 24 января 1990 г. «О Государственной налоговой службе» в системе Министер­ства финансов СССР создается Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ), в республиках, областях и районах — государст­венные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 г. принимается Закон СССР «О правах, обязанностях и ответственности государст­венных налоговых инспекций». 26 июля того же года постановлением СМ СССР утверждается Положение о Государственной налоговой службе (ГНС). Главной задачей ГНС был установлен контроль за со­блюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей.

В соответствии с Указом  Президента России от 31 декабря 1991г. № 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» ГНС РФ была выведена с 1 января 1992 г. из состава Минфина России и стала центральным органом государственного управления, подчиненным Президенту РФ и Правительству РФ. В соответствии с этим Указом сотрудники ГНС обеспечивались в порядке, установленном для работников органов внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками налоговых органов в результате контрольной работы (в пределах до 10% этих сумм), создавался централизованный фонд социального развития для сотрудников, имеющих классные чины, вводилась форменная одежда. Этим же Указом были утверждены Положение о Государст­венной налоговой службе с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспек­ций и их семей и Положение о классных чинах работников. ГНС РФ возглавляет руководитель в ранге министра, назначаемый Пре­зидентом РФ. Руководителями ГНС РФ, а затем МНС РФ были И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос, А.П. Починок, Г.И. Букаев.

Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 18 марта 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при ГНС РФ. В декабре того же года создаются 88 территориальных уп­равлений и отделов ГУНР с общей штатной численностью 17 тыс. человек. В 1993 г. ГУНР было преобразовано в Федеральную службу налоговой полиции — самостоятельный правоохранительный орган (Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах на­логовой полиции»).

В соответствии с Приказом по ГНС РФ от 29 сентября 1995 г. были произведены реорганизация центрального аппарата и образова­но 26 управлений. В большинстве налоговых инспекций были образо­ваны специальные подразделения, занимавшиеся проблемой сниже­ния задолженности.

Одним из основных организационных мероприятий 1996 г. было учреждение по Указу Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укрепле­нию налоговой и бюджетной дисциплины во главе с Председателем Правительства В.С. Черномырдиным. Этот орган (с характерной аб­бревиатурой ВЧК) был создан в связи с невыполнением текущих за­даний по поступлению налогов. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Комиссии имели право заслушивать отчеты руководителей и привлекать их к ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и других платежей. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 12 мая 1996 г. № 578 образовыва­ется Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации с 1 января 1999 г. была преобразована в Министерство Российской Фе­дерации по налогам и сборам.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27 марта 1999г. и 24 июня 1999 г. была утверждена Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению дохо­дов федерального бюджета во главе с первым заместителем Председа­теля Правительства РФ Н.Б. Христенко.

2.2 Численность.

На 1990 г. общая численность сотрудников ГНС СССР была установлена в количестве 65 тыс. человек. В 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1992 г. «Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федера­ции» общая численность работников ГНС была доведена до 100 тыс. человек.

В соответствии с постановлением Совета Министров — Прави­тельства РФ от 4 ноября 1993 г. «О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации» пре­дельная численность работников ГНС была доведена до 200 тыс. чело­век (реально такой численности персонала ГНС никогда не достига­лось).

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 645 «О вопросах Государственной налоговой службы Российской Федера­ции» предельная численность служащих территориальных органов ГНС была установлена в количестве 161 790 человек и центрального аппарата службы — 710 человек.

В 1996 г. произошел существенный отток квалифицированных кадров ГНС как результат ухудшения финансирования налоговых ор­ганов (общая сумма задолженности составила 784,9 млрд. руб.). За год из налоговых органов уволилось около 16 тыс. работников. На конец 1996 г. штатная численность работников ГНС РФ составила 177 тыс. человек.

Укомплектованность службы в 1997 г. составила 187,1 тыс. человек. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 марта 1997 г. «Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации» была проведена работа по упорядочению структуры и распределению штатной численности центрального аппарата. В 1998 г. численность работников налоговых органов была сокращена на 20%; со 197 тыс. человек по состоянию на 1 октября 1998 г. до 156 тыс. человек на 1 января 2000 г.

2.3 Расширение функций налоговых органов.

Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанности и ответственность Нало­говых органов. Впоследствии в этот Закон был внесен ряд изменений. В настоящее время этот Закон действует как Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ре­дакции Федерального закона от 8 июля 1999 г.). В 1992 г. на ГНС РФ были возложены дополнительные функции по сбору платежей в до­рожные фонды.

В 1993 г. на налоговые органы возлагаются обязанности по контро­лю за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприяти­ях, по наложению на виновных штрафов.

До 1988 г. органом, осуществляющим государственную политику в области производства и оборота спиртосодержащей продукции, был Государственный комитет по обеспечению монополии на алкоголь­ную продукцию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. «Вопросы Государственной налоговой службы Рос­сийской Федерации» на ГНС РФ было возложено осуществление "функций по вопросам государственной политики в области производ­ства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензирования и контроля за этой деятельностью. Для осуществления налогового контроля в этой сфере и повышения его эффективности указанным постановлением было также разрешено со­здание государственных налоговых инспекций межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных нало­говых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению госу­дарственной монополии на алкогольную продукцию, налоговых по­ступлений в этой сфере. Для усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта в организациях, которые его производили, были созданы постоянно действующие налоговые посты. Отмеченные организационные мероприятия способствовали, с одной стороны, увеличению налоговых поступлений по акцизам и НДС со спиртосодержащей и алкогольной продукции, а с другой сто­роны, выявили необходимость выделения «акцизных подразделений» налоговых органов в качестве самостоятельной вертикально интегри­рованной структуры.

В постановлении Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. было указано, что МНС России является федеральным органом исполни­тельной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой го­сударственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в РФ, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах  и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продук­ции.

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. на налоговые органы была

возложена еще одна функция — осуществление валютного контроля.

Важным мероприятием по усилению налогового контроля стало проведение с 1996 г. ежемесячного мониторинга центральным аппаратом ГНС динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые в то время приходилось около 65% всей суммы задолженнос­ти всех налогоплательщиков. Аналогичные действия стали осущест­влять региональные и территориальные налоговые органы по 5 тыс. крупнейших предприятий всех отраслей экономики. В материалах ГНС РФ указывалось, что на все предприятия, у которых задолжен­ность федеральному бюджету по налогам превышала 10 млрд. руб., были назначены представители территориальных налоговых инспек­ций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд. руб. были закреплены представители центрального аппарата службы.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.