Реферат: Становление налоговой системы в начале 90-х годов в России
Под объектами налогообложения понимались доходы (прибыль);
стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков;
операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество
юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость
продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными
актами.
Принцип однократности налогообложения был сформулирован в
Законе об основах налоговой системы следующим образом: «Один и тот же объект
может облагаться налогом одного вида только один Р33 за определенный
Законом период налогообложения». При этом в соответствии с указанным Законом
не устанавливалось запрета на повторное и многократное налогообложение одного и
того же объекта, если эта повторность или многократность возникала в результате
обложения различными видами налогов и осуществлялась в разные периоды
времени.
Ставки налогов (за исключением ставок акцизов и таможенных
пошлин) подлежали установлению Верховным Советом РФ и другими органами государственной
власти в соответствии с указанным Законом (в редакции Закона РФ от 21 мая 1993
г. № 5006-1). На отдельные виды и группы товаров ставки акцизов устанавливались
Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин определялись в порядке,
установленном Законом РФ «О таможенном тарифе».
Распределение средств от налогов и других обязательных платежей
между бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами осуществлялось в порядке
и на условиях, определяемых высшим законодательным органом РФ и другими
органами государственной власти в соответствии с Законом об основах налоговой
системы и другими законодательными актами.
Закон устанавливал следующие основные виды налоговых льгот:
-
необлагаемый
минимум объекта налога;
-
изъятие
из обложения определенных элементов объекта налога;
-
освобождение
от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;
-
понижение
налоговых ставок;
-
вычет
из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
-
целевые
налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов);
-
прочие
налоговые льготы.
Норма Закона об основах налоговой системы (в редакции Закона РФ от
22 декабря 1992 г. № 4178-1) о запрете предоставления индивидуальных налоговых
льгот (льгот, предоставляемых отдельным налогоплательщикам) была
сформулирована следующим образом: «Запрещается предоставление налоговых льгот,
носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными
актами Российской Федерации». Таким образом, в принципе законодательство
допускало предоставление индивидуальных налоговых льгот при соблюдении
определенных условий.
1.3 Обязанности налогоплательщика
Обязанности налогоплательщика возникали при наличии у него объекта
налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
В законодательных актах по отдельным видам
налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик
(субъект налога), а также следующие обязательные элементы налогообложения: объект
и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка (норма налогового
обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который
подлежал зачислению налоговый оклад.
В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их
исполнение обеспечивалось мерами административной и уголовной ответственности,
финансовыми санкциями в соответствии с действующим налоговым
законодательством, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей,
поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика. Законом об основах
налоговой системы предусматривались следующие виды административно-финансовых
санкций: 1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли); 2) взыскание суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект
налогообложения; 3) штрафа в размере той же суммы; 4) при повторном нарушении
взыскание соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы; 5)
взыскание в федеральный бюджет штрафа в пятикратном размере сокрытой или
заниженной суммы дохода (прибыли) при установлении судом факта умышленного сокрытия
или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску
налогового органа или прокурора; 6) взыскание штрафа за
отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов
налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой
сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере 10%
доначисленных сумм налога; 7) взыскание штрафа за непредставление или
несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для
исчисления, а также для уплаты налога, в размере 10% причитающихся к уплате по
очередному сроку сумм налога; 8) взыскание пени с налогоплательщика в случае
задержки уплаты налога в размере 0,3% (впоследствии эти размеры неоднократно
пересматривались) неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа,
начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если
законом не предусмотрены иные размеры пени (взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от других видов ответственности); 9) другие санкции,
предусмотренные законодательными актами.
1.4 Взыскание недоимок по налогам
Взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а
также сумм штрафа и применение иных санкций, предусмотренных действующим
законодательством, могло производиться с юридических лиц в бесспорном порядке,
а с физических лиц — в судебном порядке. Взыскание недоимок с юридических и
физических лиц могло быть обращено на полученные ими доходы, а в случае
отсутствия доходов — на имущество этих лип. К юридическим и физическим лицам,
освобожденным от уплаты налога, вышеперечисленные виды ответственности не
относились.
В Законе об основах налоговой системы в особой статье были
определены обязанности банков, кредитных учреждений и предприятии по соблюдению налогового
законодательства, своевременному удержанию и перечислению сумм в бюджет или
внебюджетные фонды. Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия были
обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о
финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиентов этих
учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, устанавливаемом
Министерством финансов РФ. В случае непредставления таких данных руководители
этих учреждений и предприятий подлежали привлечению к административной ответственности
в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера ММОТ за
каждую неделю просрочки. Кроме того, также было предусмотрено взыскание
полученных доходов кредитных учреждений или банков в федеральный бюджет с
привлечением их руководителей к административной ответственности в размере
пятикратного установленного законом размера ММОТ за задержку исполнения
поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во
внебюджетный фонд или использование не перечисленных сумм налогов в качестве
кредитных ресурсов. В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка
или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого
учреждения подлежали взысканию в установленном порядке пени в размере 0,2% неуплаченной
суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока
уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождало банк
или кредитное учреждение от других видов ответственности.
При нарушении правил удержания подоходного налога с доходов,
выплачиваемых физическим лицам, или несвоевременном перечислении удержанных
сумм в бюджет руководители предприятий, выплачивающих доход, привлекались к
административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного
законом размера ММОТ. Предприятия до наступления срока платежа обязаны были
сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление
налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Эти платежные поручения подлежали
исполнению в первоочередном порядке, и плата по таким операциям не взималась.
Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осуществлялась
в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами
Российской Федерации.
Для юридических лиц, являющихся в соответствии с законодательством
плательщиком нескольких налогов, был установлен следующий порядок уплаты
налогов: 1) уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие
платежи в соответствии с законодательными актами; 2) налогооблагаемый доход
(прибыль) уменьшается на сумму уплаченных налогов, после чего уплачиваются
местные налоги, расходы по уплате которых относятся на финансовые результаты
деятельности; 3) налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика уменьшается
на сумму уплаченных местных налогов, после чего уплачиваются в установленном
порядке все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли); 4) налог на
прибыль вносится за счет прибыли, остающейся после уплаты перечисленных
налогов.
Порядок уплаты налогов физическими лицами устанавливался в
отдельных законодательных актах, регулирующих соответствующую сферу
налогообложения.
Обязанность физического лица по уплате налога могла прекращаться
по следующим основаниям: 1) уплата налога; 2) отмена налога; 3) смерть налогоплательщика
«при невозможности произвести уплату без его личного участия, если иное не
установлено законодательными актами». Обязанность юридического лица по уплате
налога прекращалась уплатой либо отменой налога. Невозможность уплаты налога
являлась основанием для признания в установленном законом порядке юридического
лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом. При
ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника
обязанность по уплате недоимки по налогу возлагалась на ликвидационную
комиссию. Следует отметить, что законодательством, действовавшим в этот период,
не предусматривалась возможность признания банкротом физического лица.
Закон об основах налоговой системы подтверждал приоритет норм
международного права по сравнению с нормами национального налогового
законодательства. Международные налоговые соглашения (соглашения об устранении
двойного налогообложения) заключались Правительством РФ и подлежали последующей
ратификации высшим законодательным органом.
1.5 Исковая давность
Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим
лицам по взысканию налогов в бюджет, был установлен в три года. При этом по
налогам с юридических лиц бесспорный порядок взыскания недоимок мог быть
применен в течение шести лет с момента образования недоимки.
Действие системы налогообложения без изменения устанавливалось
вплоть до принятия высшим законодательным органом специального решения о
налоговой реформе в соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».
Инструкции и методические указания по применению законодательства
о налогах издавались ГНС по согласованию с Министерством финансов РФ.
Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет
налогов осуществлялся налоговыми органами в соответствии с действующим
налоговым законодательством.
В соответствии с Законом об основах налоговой системы по уровню
государственной власти российские налоги подразделяются на следующие группы:
а) федеральные налоги;
б) налоги республик в
составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области,
автономных округов;
в) местные налоги.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о
налогах до принятия и введения в действие части второй Налогового кодекса
определяется в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими
законодательными актами.
Органы государственной власти всех уровней не вправе были вводить
дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и
налоговых платежей (в редакции Закона РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1).
Глава 2. Налоговые органы в 1990-е
годы
2.1. Реорганизация налоговых органов РФ.
Уже в период СССР в связи
с переходом к рыночным реформам возникает необходимость в возрождении
налоговых органов. Постановлением СМ СССР от 24 января 1990 г. «О
Государственной налоговой службе» в системе Министерства финансов СССР
создается Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ), в республиках,
областях и районах — государственные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 г.
принимается Закон СССР «О правах, обязанностях и ответственности государственных
налоговых инспекций». 26 июля того же года постановлением СМ СССР утверждается
Положение о Государственной налоговой службе (ГНС). Главной задачей ГНС был
установлен контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных
налогов и других платежей.
В соответствии с Указом Президента России от 31 декабря 1991г. №
340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» ГНС РФ была
выведена с 1 января 1992 г. из состава Минфина России и стала центральным органом
государственного управления, подчиненным Президенту РФ и Правительству РФ. В соответствии с этим Указом
сотрудники ГНС обеспечивались в порядке, установленном для работников органов
внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками налоговых
органов в результате контрольной работы (в пределах до 10% этих сумм),
создавался централизованный фонд социального развития для сотрудников, имеющих
классные чины, вводилась форменная одежда. Этим же Указом были утверждены
Положение о Государственной налоговой службе с определением ее задач, функций,
прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их
семей и Положение о классных чинах работников. ГНС РФ возглавляет руководитель
в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителями ГНС РФ, а затем
МНС РФ были И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос,
А.П. Починок, Г.И. Букаев.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 18 марта 1992 г. было создано
Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при ГНС РФ. В декабре того же
года создаются 88 территориальных управлений и отделов ГУНР с общей штатной
численностью 17 тыс. человек. В 1993 г. ГУНР было преобразовано в Федеральную
службу налоговой полиции — самостоятельный правоохранительный орган (Закон РФ
от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»).
В соответствии с Приказом по ГНС РФ от 29 сентября 1995 г. были
произведены реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений. В
большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения,
занимавшиеся проблемой снижения задолженности.
Одним из основных организационных мероприятий 1996 г. было
учреждение по Указу Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 Временной
чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной
дисциплины во главе с Председателем Правительства В.С. Черномырдиным. Этот
орган (с характерной аббревиатурой ВЧК) был создан в связи с невыполнением
текущих заданий по поступлению налогов. Аналогичные комиссии были созданы на
местах. Комиссии имели право заслушивать отчеты руководителей и привлекать их к
ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и
других платежей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 мая
1996 г. № 578 образовывается Комиссия Правительства РФ по совершенствованию
налогового законодательства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635
Государственная налоговая служба Российской Федерации с 1 января 1999 г. была
преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27 марта
1999г. и 24 июня 1999 г. была утверждена Комиссия Правительства РФ по
совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета
во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Н.Б. Христенко.
2.2 Численность.
На 1990 г. общая
численность сотрудников ГНС СССР была установлена в количестве 65 тыс. человек.
В 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1992 г.
«Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации» общая
численность работников ГНС была доведена до 100 тыс. человек.
В соответствии с
постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. «О совершенствовании
деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации» предельная
численность работников ГНС была доведена до 200 тыс. человек (реально такой
численности персонала ГНС никогда не достигалось).
Постановлением
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 645 «О вопросах Государственной налоговой
службы Российской Федерации» предельная численность служащих территориальных
органов ГНС была установлена в количестве 161 790 человек и центрального
аппарата службы — 710 человек.
В 1996 г. произошел существенный отток квалифицированных кадров
ГНС как результат ухудшения финансирования налоговых органов (общая сумма
задолженности составила 784,9 млрд. руб.). За год из налоговых органов
уволилось около 16 тыс. работников. На конец 1996 г. штатная
численность работников ГНС РФ составила 177 тыс. человек.
Укомплектованность службы в 1997 г. составила 187,1 тыс. человек.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 марта 1997 г. «Вопросы
Государственной налоговой службы Российской Федерации» была проведена работа по
упорядочению структуры и распределению штатной численности центрального
аппарата. В 1998 г. численность работников налоговых органов была сокращена на
20%; со 197 тыс. человек по состоянию на 1 октября 1998 г. до 156 тыс. человек
на 1 января 2000 г.
2.3 Расширение функций
налоговых органов.
Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой
службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанности и
ответственность Налоговых органов. Впоследствии в этот Закон был внесен ряд
изменений. В настоящее время этот Закон действует как Закон РФ от 21 марта 1991
г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона от 8 июля 1999 г.). В 1992 г. на ГНС РФ были возложены дополнительные
функции по сбору платежей в дорожные фонды.
В 1993 г. на налоговые органы возлагаются обязанности по контролю
за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой
учета выручки денежных средств на предприятиях, по наложению на виновных штрафов.
До 1988 г. органом, осуществляющим государственную политику в
области производства и оборота спиртосодержащей продукции, был Государственный
комитет по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. «Вопросы Государственной
налоговой службы Российской Федерации» на ГНС РФ было возложено осуществление
"функций по вопросам государственной политики в области производства и
оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции,
лицензирования и контроля за этой деятельностью. Для осуществления налогового
контроля в этой сфере и повышения его эффективности указанным постановлением
было также разрешено создание государственных налоговых инспекций
межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных
налоговых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению государственной
монополии на алкогольную продукцию, налоговых поступлений в этой сфере. Для
усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта
в организациях, которые его производили, были созданы постоянно действующие
налоговые посты. Отмеченные организационные мероприятия способствовали, с одной
стороны, увеличению налоговых поступлений по акцизам и НДС со спиртосодержащей
и алкогольной продукции, а с другой стороны, выявили необходимость выделения
«акцизных подразделений» налоговых органов в качестве самостоятельной
вертикально интегрированной структуры.
В постановлении Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. было
указано, что МНС России является федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой
политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных
органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в РФ,
осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о
налогах и сборах, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных
платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а
также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продукции.
Федеральным законом от 8 июля 1999 г. на налоговые органы была
возложена еще одна
функция — осуществление валютного контроля.
Важным мероприятием по
усилению налогового контроля стало проведение с 1996 г. ежемесячного
мониторинга центральным аппаратом ГНС динамики недоимки по 500 крупнейшим
предприятиям, на которые в то время приходилось около 65% всей суммы
задолженности всех налогоплательщиков. Аналогичные действия стали осуществлять
региональные и территориальные налоговые органы по 5 тыс. крупнейших
предприятий всех отраслей экономики. В материалах ГНС РФ указывалось, что на
все предприятия, у которых задолженность федеральному бюджету по налогам
превышала 10 млрд. руб., были назначены представители территориальных налоговых
инспекций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд. руб. были
закреплены представители центрального аппарата службы.
Страницы: 1, 2, 3
|