Реферат: Рынок ОВГЗ и роль НБУ
Во-первых, если Минфин будет повышать доходность при первичном размещении ОВГЗ, это станет
значительным бременем для бюджета как текущего, так и следующих лет, из-за необходимости погашения высокодоходных облигаций.
Кроме того, обслуживание внутреннего долга происходит вместе с внешним, который тоже имеет тенденцию к возрастанию.
Во-вторых, конверсии ОВГЗ, осуществленные как в минувших годах, не прибавляют инвесторам
оптимизма. Примеров такой ситуации великое множество, взять хотя бы ситуацию в
конце 1998г. в России с реструктуризацией государственных казначейских
обязательств. Весь долг собственникам таких обязательств выплачивается в
рублях, при этом 10% суммы кредиторы получают денежной наличностью, 20%
обменивают на новые бездоходные бумаги, 70% заменяют на облигации с
определенной датой погашения.
Еще одной из причин, которая отрицательно сказывается на
рынке государственных облигаций, является значительный риск девальвации гривны, которая заставляет инвесторов
вкладывать средства в валюты
других стран, в частности в американский доллар. Поскольку большинство
государственных облигаций продается и погашается за гривны, ожидаемый реальный
доход от вложения
средств в ОВГЗ часто слишком низкий, а иногда вообще может оказаться
отрицательным.
Конечно, государство должно прилагать усилия в реанимации
украинского рынка ОВГЗ и достижении максимально возможных объемов торгов на
нем, как альтернативе иностранным займам у международных финансовых учреждениях. На первых этапах,
целесообразно расширить функции ОВГЗ, в частности разрешить облигационерам-резидентам рассчитываться суммами ОВГЗ как налоговыми
платежами в рамках действующего законодательства. Это увеличит
привлекательность владения облигациями государства, а значит будет
стимулировать рост объемов торговли ними. Примеров
применения такого подхода есть много. В частности, известный аргентинский план
“Вопех”, в котором для нейтрализации кризиса была предусмотренная эмиссия в
1991году 10-годовых облигаций, номинированных в долларах США под 30% годовых,
которые принималось как налоговые платежи.
Как уже говорилось в работе, непоправимый вред украинскому рынку ОВГЗ нанесли
несколько конверсий. Как один из методов снижения отрицательных следствий
конверсии ОВГЗ, можно предложить конвертацию облигаций не только по
срокам, но и в паевые ценные бумаги, - при этом
предложить их обмен на акции инвестиционно
привлекательных предприятий. Именно возможность конверсии в цепной связи
“облигации-акции” есть определяющей для расширения финансово привлекательных
характеристик облигаций, как инструмента ссудного капитала. Конверсионная
привилегия дает возможность более скоро продать выпуск и, что очень важно – значительно снизить цену
займа. Кроме того, в Государственной программе приватизации год следует
предусмотреть возможность приобретения акций предприятий, которые
приватизируются за счет сумм, которые определяют размеры долга по ОВГЗ. Такие мероприятия открывают
возможности двойного выигрыша – снимается острота долговой проблемы и
запускается рынок паевого капитала.
В общем, необходимо было бы подготовить к рассмотрению
в Верховной Раде принятие
законодательных актов, которые регулируют финансовое поведение правительства на
долговых рынках – как внутренних, так и внешних. Деятельность государства, как
эмитента может быть жестко урегулирована законодательством. Надо также четко
очертить и к определенной мере ограничить полномочие НБУ. Национальный банк
Украины, как генеральный агент правительства в облигационных схемах может и
должен быть дилером, андерайтером, но никак не кредитором. Ведь вследствие
действий по поддержанию курса гривны и выполнению долговых обязательств правительства может
наблюдаться падение валютных резервов НБУ до критического уровня .
Но не все так плохо и определенные положительные тенденции на рынке ОВГЗ
все же наметились, но
без взвешенных шагов и помощи консультантов из-за границы процесс становления
европейского уровня рынка государственных обязательств может заморозится на много лет. От этого проиграет как
правительство так и все экономические субъекты Украины.
ЛІТЕРАТУРА
1. Барановський О. Ринок цінних паперів
в Україні: стан, проблеми, перспективи..// «Банківська справа». – № 6., 1997. –
C.17-20.
2. Игнатущенко В.Н., Шитов А.М.
Государственные облигации. Как вкладывать деньги и получать доход. – М.:
«Инфра», 1997.
3.
Іващенко
О. Огляд ринку державних облігацій в Україні 1997 року // “Економіст”.-№3-1998.
– С.20-24.
4.
Корнєєв
В.В. Фінансові зигзаги на ринку запозичень // “Фінанси України”. - №3., 1999. –
С.116-122.
5.
Литвиненко Л.Т.
Рынок государственных облигаций. –М.: «Финстатинформ»,-1997
6.
Мельник В.А.
Ринок цінних паперів. - К.: «АЛД», 1998.
7. Ринок державних цінних
паперів України // “Вісник НБУ”.-№12,1999-с.23
8. Ринок державних цінних
паперів України // “Вісник НБУ”.-№2, 2001-с.38
9. Ринок державних цінних
паперів України // “Вісник НБУ”.-№10, 2001- с.37
10. Фондовый рынок. // “Бизнес». - № 1-15. 1999.
11. Чайка О. Стан, проблеми та
перспективи ринку державних цінних паперів України // ”Вісник НБУ”. - №1.,
1997. – С.15-17.
12. Черкасова С.В. Проблеми
розвитку ринку державних цінних паперів в Україні //Торгівля, комерція,
підприємництво.№3 -2000.- с.39-43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Табл.1. Данные о результатах
проведения аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа
на первичном ринке.
Период |
Количество проведенних аукционов |
Сумма средств, привлеченных в
бюджет,
Млн. грн.
|
1995 |
28 |
304 |
1996 |
285 |
3145 |
1997 |
591 |
8322 |
1998 |
591 |
8133,2*
|
1999 |
166 |
3747,92462**
|
2000 |
87 |
1892,13347***
|
2001 |
111 |
538,50638****
|
Табл.2. Результаты аукционов по
размещению облигаций внутреннего государственного займа за 1999 г.*
Период |
Кол-во аукционов |
Сумма привлеченных средств,
млн.грн. |
Средневзвешенная доходность, % |
Январь |
65 |
766,6 |
46,2 |
Февраль |
64 |
587,6 |
48,9 |
Март |
51 |
667,5 |
49,1 |
Апрель |
55 |
794,6 |
48,2 |
Май |
46 |
490,7 |
51,4 |
Июнь |
55 |
1274,3 |
65,8 |
Июль |
76 |
1088,5 |
66,43 |
Август |
44 |
952,1 |
58,63 |
Сентябрь |
40 |
275,1 |
44,4 |
Октябрь |
- |
397,6 |
- |
Ноябрь |
- |
271,9 |
- |
Декабрь |
- |
566,6 |
- |
Всего: |
591 |
8133,2
|
- |
Табл.
3. Результаты аукционов
по размещению облигаций внутреннего государственного займа за январь-октябрь
1999 г.**
Период
|
Размещено
облгаций, шт.
|
Привлчено средств в бюджет, тыс.грн. гри.
|
Январь |
3 218 453 |
227
295.62 |
Февраль |
6
050 045 |
446 031.17 |
Март |
3
850 404 |
354
199.12 |
І квартал |
13
118
902 |
1
027
525.91 |
Апрель |
2
036 594 |
200
233.81 |
Май |
5
361 879 |
452
818.32 |
Июнь |
6
598 178 |
500 718.79 |
II квартал |
13 996 651 |
1
153 770.93 |
І полугодие |
27 115
553 |
2
181 296.83 |
Июль |
6
485 032 |
567
626.75 |
Август |
1
926 242 |
149
999.98 |
Сентябрь |
5
625 230 |
438
000.55 |
ІІІ квартал |
14 036
504 |
1
155627.29 |
Октябрь |
4
684 353 |
405
000.50 |
Ноябрь |
0 |
0.00 |
Декабрь |
0 |
0.00 |
IV квартал |
4 684 353 |
405
000.50 |
Всего |
45 836 410 |
3
741 924.62 |
Табл. 4. . Результаты аукционов по
размещению облигаций внутреннего государственного займа за январь-декабрь 2000
г.***
Период
|
Размещено
облгаций, шт.
|
Привлчено
средств в бюджет, тыс.грн.
|
Январь |
0 |
0.00 |
Февраль |
0 |
0.00 |
Март |
0 |
0.00 |
І
квартал |
0 |
0.00 |
Апрель |
14 243 081 |
1 313 775.20 |
Май |
0 |
0.00 |
Июнь |
3 929 390 |
371 579.69 |
II квартал |
18 172471 |
1 685 354.89 |
І
полугодие |
18 172 471 |
1 685 354.89 |
Июль |
210 100 |
20 527.29 |
Август |
62 690 |
5 950.87 |
Сентябрь |
0 |
0.00 |
III квартал |
272 790 |
26478.16 |
Октябрь |
1 741 575 |
161 344.74 |
Ноябрь |
128 510 |
12 114.25 |
Декабрь |
73 400 |
6841.43 |
IV квартал |
1 943 485 |
180300.42 |
Всего |
20 388 746 |
1892133.47 |
Табл.5. . Результаты аукционов по размещению
облигаций внутреннего государственного займа за январь-август 2001 г.****
Период
|
Размещено
облгаций, шт.
|
Привлчено
средств в бюджет, тыс.грн. гри.
|
Січень |
0 |
0.00 |
Лютий |
234 639 |
217787.42 |
Березень |
51 964 |
48192.95 |
І квартал |
286 603 |
265 980.37 |
Квітень |
52811 |
50150.43 |
Травень |
88000 |
82713.54 |
Червень |
67000 |
61 737.13 |
ІІ квартал |
207 811 |
194601.10 |
І
півріччя |
494414 |
460581.48 |
Липень |
33435 |
31 445.52 |
Серпень |
49250 |
46 479.38 |
Вересень |
0 |
0.00 |
ІІІ квартал |
82685 |
77 924.90 |
Жовтень |
0 |
0.00 |
Листопад |
0 |
0.00 |
Грудень |
0 |
0.00 |
IV квартал |
0 |
0.00 |
Усього з початку року |
577 099 |
538 506.38 |
*- Фінанси
України. - №3., 1999 – с.117.
**- Вісник
НБУ.- №12.,1999-с.23 (данные на 01.11.1999 г.)
***- Вісник
НБУ.- №2., 2001-с38
****- Вісник
НБУ.- №10., 2001-с.37 (данные на 01.09.2001 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Кошевой Д. Государство конкурирует с банками за деньги
предпринимателей// «Контракты»-№8-9,февраль 2001
[1] Корнєєв В.В. Фінансові зигзаги на ринку
запозичень // Фінанси України. - №3., 1999.
[2] Барановський О. Ринок цінних паперів в
Україні: стан, проблеми, перспективи..// Банківська справа. – 1997. - №6. –
С.17.
|