Реферат: Погашение внешнего государственного долга
Реферат: Погашение внешнего государственного долга
Министерство образования РФ
Тюменский Государственный Университет
Международный институт финансов, управления и бизнеса
Курсовая работа по финансам
на тему:
«Погашение внешнего государственного долга»
Выполнила:
студентка
3 курса
финансового
факультета
группа
1203
Мунарева
Д.А.
Проверила:
Корчемкина
Е.С.
Тюмень 2003
Содержание:
Введение.. 3
Глава
1 Роль
и значение государственного долга РФ... 4
1.1 История возникновения
государственного долга РФ.. 4
1.2 Экономическое содержание государственного
долга. 6
1.3 Классификация
государственного долга России. 8
Глава
2 Управление
государственным долгом... 13
2.1 Способы управления
государственным долгом.. 13
2.2 Зарубежный опыт управления
государственным долгом.. 20
Глава
3 Государственный
внешний долг РФ: проблемы и перспективы 28
3.1 Современная ситуация на рынке
государственного долга. 28
3.2 Проблемы управления
государственным долгом в РФ, пути их решения. 32
Заключение.. 38
Список
использованной литературы... 40
Введение
В последнее время интерес
финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно
возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая
величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с
макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три
года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве
аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля
государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного
дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к
этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой
расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление
текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета); высокая
доходность государственных ценных бумаг. Все вышеперечисленные проблемы и
вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и
другими известными экономистами.
Цель настоящей курсовой
работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами
данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного
долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и
поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса –
предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления
внешним долгом.
Глава
1 Роль
и значение государственного долга РФ
Кредитная история России
началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За
последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке
примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была
погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского
государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный
капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г.
равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга
Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период
русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего XIX
в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй
половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных
дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние
экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на
обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников
доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли
средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли
на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными
бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на
покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по
займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в
непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва
Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем.
Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части
государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой
доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые
в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
краткосрочные;
долгосрочные;
бессрочные;
Срок обращения
краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1
года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным
обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая
сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права
министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств,
в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные
лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты
считались в виде дисконта.
Основу государственного
долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли
заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск
бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только
договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство
оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной
стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало
облигации на бирже.
Также существовало
формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на
иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на
российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так
как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных
и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном
законе имелась статья 114:
“При обсуждении
государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на
платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить
одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство
в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию
надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя
своим государственным статусом.
Заимствование финансовых
ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для
реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности,
пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это
позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги
своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу
новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть
заработной платы, оказались ценными бумагами, не имеющими обеспечения.
Государственный долг
образуется в результате осуществления государственными органами различных видов
заимствований. Долг органов государственного управления является органичным
элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов
экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным
долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими
лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами
международного права".
Долговые обязательства -
это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и
обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений;
в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст.
98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора;
государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров
поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования
бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним
заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.
Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее
полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств,
принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не
профинансированным в срок.
В настоящих условиях
государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что
требует самого пристального внимания к этой экономической категории и
проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного
долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного
долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние
государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство
может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и
условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к
государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный
долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как
правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического
роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство
требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в
стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного
времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В
этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные
каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в
настоящее время в переходной экономике России.
Сложность объекта требует
выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом
возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой
бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей
конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых
статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают
институциональные признаки долговых статей.
Основополагающим для всех
классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг.
Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний
долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего
другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг - это долг самим
себе. И тот, и другой вид долгов - объективная реальность общественных отношений.
В соответствии с
рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга
рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные
как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются
резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.
Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или
нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры
государственного долга.
Данная ключевая
классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к
которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового
обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу
кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на
функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при
распространении операций с государственными долговыми обязательствами на
вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев
определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования
кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов
банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).
Принципиальная
классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
внутренний долг (органам
кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам
государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);
внешний долг (международным
организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя
задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация долга по
типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как
она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым
располагают кредиторы:
внутренний долг
(долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды,
не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные
к другим категориям);
внешний долг (аналогично
перечню статей внутреннего долга).
В категорию
"государственный долг" включаются все признанные долги Российской
Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате
заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты
принятых на себя долгов других экономических субъектов,
"безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного
долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом
долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты,
аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом
и др.
Государственный долг
оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму
непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг
- это состояние (запас), а не движение (поток), так как он
оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между
датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус
погашение).
Величина государственного
долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного
курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный
курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной
валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного
долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг
складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг
(текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому
надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований
госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного
управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств
государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по
обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Необходимо также
учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На
практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной
задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во
всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить
о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных
и муниципальных органов власти.
Наибольшие проблемы
связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная
разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:
а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных
ценных бумаг;
б) нерыночные
обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для
финансирования образовавшихся задолженностей.
К основным различиям этих
двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют
определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд
лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных
бюджетных проблем.
Число видов (форм,
статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к
увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации
с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К
критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы
бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов
федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления
от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.
Закон
Российской Федерации "О государственном внутреннем долге РФ" (1993
г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по
валютному кредитованию) - на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные
заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему
долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.
Примитивизм данного
подхода соответствовал (в ограниченной мере) условиям первых лет
реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением
проведения валютных операций потребовали поиска новых решений (как в
аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации государственного
долга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду
позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз,
в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику
сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию государственного долга).
Глава
2 Управление
государственным долгом
Под управлением
государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по
выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных
займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Выплата
доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств.
Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и
нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию
государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой
государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша
страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по
государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении
срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации
нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Рефинансирование
использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их
реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956
годов, размещавшихся среди населения по подписке.
Активно рефинансирование применяется при
выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако
непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация
страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и
политическая стабильность.
Займы погашаются путем
проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и
нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и
процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов.
Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей,
ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном
порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода
предусмотрен по государственному внутреннему 5%-ному займу 1990 г., размещаемому
по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным
учреждениям.
Страницы: 1, 2, 3
|