рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Платежный баланс страны, его роль и назначение

            Уменьшение обязательств сектора государственного управления на 8 млрд. долларов в I квартале 1997 года, также отраженное по статье "текущие счета и депозиты", явилось результатом урегулирования задолженности России перед Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому счету.

По статье "торговые кредиты и авансы", отнесенной к активам по прочим инвестициям, отрицательное сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что означает увеличение иностранных нетто-активов резидентов по экспортным операциям. Иными словами, итоги отчетного полугодия показали, что примерно 12% экспортных поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа, превышающей рамки полугодия.

Решающую роль в операциях между резидентами и нерезидентами, которые относятся в платежном балансе к разделу "ссуды и займы", по-прежнему играет деятельность Правительства России по управлению государственным внешним долгом и государственными внешними активами.

            По предоставленным государственным кредитам нерезидентами было погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного долга и процентов без учета взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей). При этом государства - бывшие республики СССР в счет погашения задолженности перед Россией фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года, учитывая практическую неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на

условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны соглашения о реструктуризации этой задолженности с большинством стран СНГ. Перенос задолженности в соответствии с новыми соглашениями нашел свое отражение в платежном балансе за I полугодие 1997 года.

В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.

            По привлеченным государственным кредитам в I полугодии 1997 года Россией было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие просроченных платежей по внешнему долгу объясняется главным образом тем, что окончательное соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии еще не было подписано.

            За отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными кредиторами России выступали международные финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд. долларов). При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при одновременном усилении значения средств Мирового банка. Последнее можно считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка предоставляются обычно на более льготных условиях.

            Мировой банк предоставил России в I полугодии 1997 года два крупных займа: заем на структурную перестройку экономики (использована полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов). Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил России около 0,7 млрд. долларов.

По двусторонним соглашениям в январе - июне 1997 года Россия получила порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила около 3,1 млрд. долларов.

В целом можно констатировать, что происходит сокращение государственных заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой выход на международные финансовые рынки.

Кроме операций федеральных органов власти, впервые синдицированный кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5 %).

            Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского агентства Thomson Bank Watch, а некоторые из них - и крупнейших мировых рейтинговых агентств IBCA, Moody's.

В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили кредиты. Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими банками кредитов: средний уровень - libor + 4,5 процента.

            Увеличение задолженности сектора нефинансовых предприятий составило в январе - июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование российскими предприятиями иностранных источников для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.

            Усилившийся в январе - июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом.

Избыточное предложение было "нейтрализовано" Банком России в рамках проводимой им политики обменного курса - наклонного валютного коридора.

В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились незначительно.

            По состоянию на конец I полугодия накопленный уровень золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных услуг, при общепринятом в мировой практике трехмесячном критерии достаточности международных резервов.

В заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской экономики играли различную роль с точки зрения накопления иностранных активов и обязательств.


3.    Проблемы и особенности платежного баланса России.

 

Проблемы составления платежного баланса в России.

В настоящее время ответственность за составление платежного баланса России возложена на Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ  был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Много "белых пятен" в платежном балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

Особенности платежного баланса России.

В странах с закрытой экономикой ПБ рассматривается как категория с двойным «сс», то есть совершенно секретно. В частности, в СССР сведения о ПБ были опубликованы в последний раз в 1936 году и то не по всем статьям и вплоть до 1991 года фактически оставались тайной за семью печатями. После распада Советского Союза первый российский ПБ был опубликован в 1993 году за 1992 год и до настоящего времени публикуется в мае-июне каждого текущего года за предыдущий год.

Впервые ПБ для СССР и России был рассчитан за 1990 и 1991г.г. с выделением трех групп стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов- в переводном рубле (со странами СЭВ), в свободно конвертируемой валюте и путем валютного клиринга.

Особенность составления ПБ РФ состоит в том, что за 1992, 1993 и 1994 годы его разработчиками являлись лишь Центральный банк России и Госкомстат РФ. При этом в баланс за указанные годы не вошли операции с нерезидентами из стран-республик бывшего Советского Союза, а сам ПБ составлялся в разрезе сокращенной номенклатуры показателей, что во всей совокупности не позволяло глубоко анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей страны.

Отдельно за 1994 год дано впервые аналитическое представление ПБ страны.

По мере включения России в мирохозяйственные связи, открытости ее

экономики, неизбежным и закономерным становится и насыщенность нейтрального представления ПБ страны через механизм основных агрегатов. Особенно показательным является градация нейтрального представления ПБ страны по кварталам. До 1995 года, то есть за 1992, 1993 и 1994 года, данные касались лишь годового результата. С 1997 года обобщенные характеристики ПБ России нашли свое продолжение в аналитическом представлении в детализированных компонентах, которые в совокупности с нейтральным представлением получили название консолидированного ПБ.

            Особенностью ПБ за 1996г. является перелом в динамике экспортно-импортных операций, выразившийся во втором полугодии в опережающем росте экспорта по сравнению с увеличением импортных поставок. Характерной особенностью ПБ России явилось увеличение притока иностранных инвестиций в страну. Анализ ПБ России показал, что в последние годы идет явная «утечка» валюты из России. Следовательно, необходимо принять ряд действенных мер по прекращению «утечки» валюты.

            Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий ПБ, главным образом за счет положительного торгового баланса. Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитал платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако, это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России. Отсутствие взаимосвязи между крупными положительными сальдо ПБ России по текущим операциям и снижением валютного курса рубля- все это отражает особый статус рубля как замкнутой валюты имеющей хождение только в пределах России. Текущий ПБ России в разрезе сбережения-инвестиции при положительном сальдо является следствием чрезвычайно низкого уровня внутренних инвестиций, а не высоких национальных сбережений, хотя бы вследствие огромного и хронического бюджетного дефицита.

            Особенностью экономики России является то, что в отличие от стран восточной Европы, Россия позднее вступила в процесс трансформации, а структурные формы проводятся медленнее или практически не проводятся. ПБ России балансируется за счет просрочек, отсрочек, переносов платежей по обслуживанию внешнего долга.

            Одной из серьезных особенностей является то, что до сих пор экономические взаимоотношения России с резидентами новых суверенных государств, то есть с республиками бывшего Советского Союза фактически считаются внутренним оборотом и, следовательно, выходят за рамки собственного ПБ. Получается, что статистический учет межгосударственных операций России охватывает только дальнее зарубежье. Это, естественно, не может объективно отражать реально происходящие процессы и требует соответствующих важных доработок. В противном случае ПБ России будет отражать ПБ РСФСР как составной части бывшего СССР, а не ПБ России как нового государственного образования.


    

Заключение

В заключении данной курсовой работы, подводя итоги, следует отметить, что:

ü  Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.

ü  Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.

ü  Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.

ü  На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.


Список литературы.

1)    Большая Советская Энциклопедия. М., 1975г. Третье издание. Т.20, с.1-604.

2)    Бывшев П.В. Методологические подходы к регулированию платежного баланса в современных условиях. С.-Петербург, 1999г., с.1-23.

3)    Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. Журнал. Мировая экономика и международные отношения. М., 1999г., №2, с.1-128.

4)    Добрынин А.И. Экономическая теория. Питер, 1997г., с.1-480.

5)    Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М., 1998г., с.1-310.

6)    Калаев О.А. Платежный баланс и валютные курсы в мировой экономике. М., 1997г., с.1-23.

7)    Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992г., с.1-512.

8)    Платежный баланс. Библиотечка Российской газеты. Выпуск№1, 1998г., с.1-240.

9)    Фишер С. Экономика. М., 1999г., с.1-829.

10)  Цимайло А.В. Платежный баланс и валютный курс. М., 1991г.,  с.1-187.


Приложение

Платежный баланс Российской Федерации за 1994-1996 гг. и первое полугодие 1997 года (нейтральное представление). Основные агрегаты в млн. долларов США

 

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

 

I кв.

II кв.

полу-годие

 1994г.

1995г.

1996

1996

1996

1996

1996г.

1997

1997

1997г.

Счет текущих операций

9285 8046 3710 16151 962 4418 11706 4592 396 4988

   Товары и услуги

11176 11271 3208 3283 3772 6220 16483 4999 2710 7709
Экспорт 76219 93181 23720 25131 25939 28360 103149 23871 23160 47031
Импорт -65043 -81910 -20512 -21847 -22167 -22140 -86666 -18872 -20449 -39322

     Товары

17838 20807 4589 4861 5009 8366 22825 6016 3862 9878
Экспорт 67826 82663 20821 21879 21864 25669 90232 21113 19883 40996
Импорт -49989 -61856 -16231 -17019 -16854 -17303 -67407 -15097 -16021 -31118

    Услуги

-6661 -9536 -1382 -1577 -1237 -2146 -6342 -1017 -1152 -2169
Экспорт 8393 10517 2899 3251 4075 2692 12917 2758 3277 6035
Импорт -15054 -20054 -4281 -4829 -5312 -4837 -19259 -3776 -4429 -8204

  Доходы от инвестиций и оплата труда

-1780 -3334 484 -1601 -1862 -1963 -4942 -439 -2236 -2675
К получению 3502 4292 2618 733 510 501 4362 2426 651 3077
К выплате -5282 -7626 -2134 -2334 -2372 -2464 -9304 -2865 -2888 -5752

    Оплата труда

-114 -303 -120 -111 -97 -78 -406 -79 -89 -169
Полученная 108 166 8 23 35 37 102 50 63 113
Выплаченная -222 -469 -128 -133 -132 -115 -507 -129 -153 -282

   Доходы от инвестиций

-1666 -3031 604 -1490 -1765 -1885 -4536 -360 -2147 -2507
К получению 3394 4126 2611 710 475 464 4260 2376 588 2964
К выплате -5060 -7157 -2007 -2201 -2240 -2349 -8796 -2735 -2735 -5470

 Текущие трансферты

-111 108 19 -67 52 161 165 33 -78 -46
Полученные 449 764 135 105 143 315 699 109 42 152
Выплаченные -561 -656 -116 -172 -91 -155 -535 -77 -121 -197

Счет операций с капиталом и финансовые операции

-7734 -2254 -1692 1274 -1375 -2859 -4 651 -1 470 751 -718

   Счет операций с капиталом

2051 -347 -219 -66 -80 -99 -463 -28 -188 -217
Капитальные трансферты 2051 -347 -219 -66 -80 -99 -463 -28 -188 -217
Полученные 5523 3122 613 811 822 820 3066 487 684 1171
Выплаченные -3472 -3469 -832 -877 -901 -919 -3529 -516 -872 -138

 Финансовый счет

-9785 -1907 -1473 1340 -1295 -2760 -4188 -1441 939 -502

            Прямые инвестиции

532 1711 404 21 680 1038 2142 442 1 435 1 877
За границу -106 -306 -32 -216 -77 -12 -337 -407 -524 -931
В Россию 638 2017 436 237 757 1049 2480 849 1960 2808

           Портфельные инвестиции

87 -1436 1344 751 238 4995 7327 5285 7896 1318
Активы 113 -1525 140 -73 -10 -200 -142 187 -41 146
Обязательства -26 88 1203 823 247 5196 7470 5099 7937 1303

           Прочие инвестиции

-10456 7128 -787 -2065 -3406 -8757 -15014 -5884 -276 -6161

                Активы

-17323 2533 -4717 -7043 -5 859 -11359 -28 979981 -6943 -5962
Наличная иностранная валюта -5736 39 -95 -3070 -2542 -2803 -8511 -2681 -1237 -3918
Остатки на текущих счетахи депозиты 1390 4370 1185 -958 242 -1384 -915 1526 -730 796
Торговые кредиты и авансы         предоставленные -3721 8083 -1644 -1810 -1707 -4380 -9541 -2458 -2379 -483
Ссуды и займы предоставленные (непросроченные) 9527 8558 2424 3123 2266 1685 9498 4116 2412 6528
Просроченная задолженность -12837 -10553 -4611 -2374 -1295 -1196 -9475 1829 -2736 -907
Изменение задолженности -3860 -4928 -1936 -1812 -2861 -3163 -9771 -1771 -2233 -4004
Прочие активы -2086 -3037 -40 -143 39 -119 -263 419 -39 380
Обязательства 6867 4596 3931 4978 2453 2602 13964 -6865 6667 -198
Наличная национальная валюта -325 391 -87 -39 -80 -37 -243 -84 69 -15
Остатки на текущих счетах и депозиты 2658 2 443 140 -26 747 709 1570 -7496 70 -742
Торговые кредиты и авансы привлеченные -978 -8090 93 -425 -564 136 -759 405 442 846
Ссуды и займы привлеченные (непросроченные) 2198 7741 3453 3050 1762 1291 9556 -39 4758 4719
Просроченная задолженность 3160 1131 725 619 619 729 2692 882 1007 1889
Прочие обязательства 152 980 -394 1799 -31 -225 1148 -533 321 -212

Резервные активы

1896 -10386 -2034 3431 1390 54 2841 -1332 -8146 -9478

Поправка к резервным активам

-1844 1076 -400 -798 -196 -90 -1484 48 78

 Чистые ошибки и пропуски

-1551 -5792 -2018 -2889 -588 -1559 -7054 -3123 -1147 -4270

 Общее сальдо

 0

 0

0

 0

 0

 0

 0

 0

 0

0


[1] С 1976 г. принято публиковать официально только платежный баланс по текущим операциям. Все остальные показатели публикуются как справочные данные о международных расчетах страны.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.