Реферат: Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения
3.4.
Налог на доходы физических лиц
Налогоплательщиками
налога
на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми
резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от
источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми
резидентами Российской Федерации.
-
от
источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц,
являющихся налоговыми резидентами РФ;
- от
источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Доходы,
не подлежащие налогообложению перечислены в статьях 215, 217 НК.
Ставки налога на
доходы физических лиц:
35% в
отношении:
-
выигрышей,
выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др. основанных на риске
игр (в т. ч. с использованием игровых автоматов);
-
стоимости
любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др.
мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 2000
руб. за налоговый период;
-
суммы
экономии на процентах при получении налогоплательщиком заёмных средств в части
превышения ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым займам в иностранной
валюте над суммой процентов, исходя из условий договора;
-
включаемых
в налогооблагаемую базу страховых выплат по договорам добровольного
страхования;
-
процентных
доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, исчисленной исходя из
¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым вкладам и 9% годовых по
вкладам в иностранной валюте;
30% в
отношении:
-
дивидендов;
-
доходов,
получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;
13%
в отношении остальных доходов, получаемых физическими лицами, являющимися
налоговыми резидентами РФ.
Следствием
введения единой ставки налога на доходы (13%) является «освобождение» основной
массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости
составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся
у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1%
налогоплательщиков).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика,
полученные им как в денежной форме, так и в натуральных формах, или право на
распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной
выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в
отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отличие от ранее действующего
подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных
налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер
стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.
Налоговым периодом признаётся
год.
3.5. Акцизы
Акцизы - вид косвенных налогов
на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в
конечную цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех
странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и
играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета;
во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном
социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.
Приобретая товар, в сумму которого включен
акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком
этого налога является продавец.
Акцизом облагается стоимость товаров,
включая материальные затраты.
Ставки
акцизов установлены в рублях или в процентах. Вот некоторые из
них по состоянию на 1 января 2001 г.:
Наименование
товаров
Ставка
акциза
Вина
шампанские и вина игристые
Пиво
с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового
спирта до 8,6% включительно
Ювелирные
изделия
Автомобили
легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150
л. с.).
9
руб. 45 коп. за 1 л.
1
руб. за 1 л.
1350
руб. за 1 т.
10
руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Для организаций и индивидуальных
предпринимателей налоговый период
устанавливается как каждый календарный месяц.
Налогоплательщик, реализующий производимые
им подакцизные товары, либо производящий подакцизные товары из давальческого
сырья (материалов), либо реализующий подакцизное сырьё, обязан предъявить к оплате
покупателю указанных товаров и/или минерального сырья (собственнику
давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму налога. В расчётных
документах сумма акциза выделяется отдельной строкой. При реализации
подакцизных товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога
включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках,
выставляемых продавцом, а также и на чеках и др. выдаваемых покупателю
документах соответствующая сумма налога не выделяется.
Суммы налога, исчисленные
налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и/или подакцизного
минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе и
передачи по соглашению о предоставлении отступного или новации) и предъявленные
покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при
исчислении налога на доходы организаций.
3.6. Поступление в бюджетную систему
Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов,
контролируемых МНС России
за
январь-март 2004г. в млрд. руб.
январь-март
2003 года
январь-март
2004 года
в процентах к 2003 году
Всего
777,00
905,36
116,5
в том числе:
Налоги
и сборы в консолидированный бюджет
650,41
745,49
114,6
в том числе:
в
федеральный бюджет
392,27
433,30
110,5
из
него - единый социальный налог
77,65
96,47
124,2
в
территориальные бюджеты
258,14
312,19
120,9
Государственные
внебюджетные фонды
126,59
159,87
126,3
январь-март
2003 года
январь-март
2004 года
в процентах к 2003 году
Налоги и сборы - всего
572,76
649,02
113,3
в федеральный
бюджет
314,62
336,83
107,1
в территориальные
бюджеты
258,14
312,19
120,9
в том числе:
Налог на прибыль
организаций
103,74
141,51
136,4
в
федеральный бюджет
38,44
43,01
111,9
в территориальные
бюджеты
65,30
98,50
150,8
Налог на доходы
физических лиц
90,43
116,70
129,1
в территориальные
бюджеты
90,43
116,70
129,1
НДС
147,08
152,93
104,0
в федеральный
бюджет
147,08
152,93
104,0
Акцизы
92,66
77,82
84,0
в федеральный
бюджет
73,44
49,88
67,9
в территориальные
бюджеты
19,22
27,94
145,3
Платежи за пользование
природными
ресурсами
78,11
111,43
142,7
в федеральный
бюджет
51,82
86,97
167,8
в территориальные
бюджеты
26,29
24,46
93,1
в том числе:
налог на добычу
полезных ископаемых
68,40
102,90
150,4
в федеральный
бюджет
51,20
85,74
167,5
в территориальные
бюджеты
17,21
17,16
99,7
январь-март
2003 года
январь-март
2004 года
в процентах к 2003 году
Государственные
внебюджетные фонды - всего
126,59
159,87
126,3
в том числе:
Страховые взносы,
зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)
85,92
109,07
127,0
Фонд социального
страхования (ФСС)
19,87
24,52
123,4
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
Поступления в Пенсионный
фонд,вкл. ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет
163,57
205,54
125,7
Поступления в
государственные внебюджетные фонды, включая ЕСН, зачисляемый в федеральный
бюджет
204,24
256,34
125,5
4. Заключение
Применение налогов - один из экономических
методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с
банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций,
формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.
Налоги должны стать не только орудием
сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства
страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию
производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных
началах всех форм собственности.
Литература
1. Налоги.
Центр налогового права. www.conseco.ru
2. Финансовое
право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд.., перераб. и доп. - М.: 2000
3. Юткина
Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.:ИНФРА-М.:2001г.
4.
Кочетова
Н. Налог на доходы физических лиц // Аудит и налогообложение. 2001 г. № 1. С.
25 – 28.