Реферат: Международные финансовые организации
Реферат: Международные финансовые организации
Министерство высшего
образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская Государственная
инженерно-экономическая академия
Институт
предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского дела
РЕФЕРАТ
на тему:
«Международные
финансовые организации»
по дисциплине: «Теория финансов»
Выполнила: Павлова Е. В.
студентка группы 3171, III курс
Проверил: доц. Любимова Е. В.
г. Санкт-Петербург
2000 год
Содержание
Международные финансовые организации.................................................... 3
Международный валютный фонд................................................................ 4
Группа Мирового банка.............................................................................. 10
Международный банк реконструкции и развития..................................... 10
Международная финансовая корпорация.................................................. 13
Международная ассоциация развития....................................................... 15
Международное агентство по инвестиционным гарантиям...................... 16
Россия и международные клубы кредиторов............................................... 17
Принципы Парижского клуба.................................................................... 17
Принципы Лондонского клуба................................................................... 21
Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов........................ 21
Задолженность России по Парижскому клубу........................................... 23
Внеклубная задолженность России............................................................ 24
Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба..................... 24
Задолженность России по Лондонскому клубу......................................... 26
Список литературы........................................................................................ 29
Международные
финансовые организации
После
Второй мировой войны расстройство международной и национальных
валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве
воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых
ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий
войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН,
состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании
в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ)
— для восстановления и стабилизации международной и национальных
валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития
(МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного
кредитования.
По
мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран, расширения
международных экономических связей и интернационализации хозяйственной жизни в
мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные
организации стали больше уделять внимания организации помощи странам по
преодолению возникающих кризисных явлений и структурной перестройке их
экономики, а также значительно расширили финансовое содействие странам,
получившим государственную независимость, в целях ускорения темпов их
экономического развития.
Возросший
круг вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так и в
отдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, также
вызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.
В
результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов
в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система
международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и
регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк
развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития
и др.).
Международный
валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных
валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе МВФ,
являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в
стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней
системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных
ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала
80-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет)
на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим
радикальные экономические и политические реформы.
МВФ
начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного органа ООН.
Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и
представительства в ряде стран.
Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182
государства.
Структура управления
Высший
руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна —
член Фонда представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми
правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это, как правило,
министры финансов и руководители центральных банков). Совет управляющих
собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы (прием и исключение
стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы исполнительных
директоров и др.).
Рабочими
органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы,
являются 2 комитета.
Временный
комитет (полное название — Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы)
состоит из 24 управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается
перед Советом управляющих о работе по регулированию международной валютной системы,
а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение о МВФ.
Комитет
развития (полное название — Объединенный министерский комитет Советов управляющих
МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24
управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и информирует указанный Совет
управляющих по вопросам, касающимся развивающихся
стран.
Исполнительным
органом является директорат (исполнительный совет), состоящий из 24
директоров, из которых 5 назначаются Великобританией, Германией, США, Францией
и Японией, 3 представляют одну страну — Китай, Россию, Саудовскую Аравию и 16
избираются от остальных стран по географической
принадлежности.
Директорат
назначает директора, который возглавляет административный аппарат Фонда
и ведает текущими делами. По традиции им является европеец.
В
руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая
страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. единиц СДР ее квоты.
Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по
наиболее важным вопросам — специальным большинством (85% голосов —
стратегического характера, и 70% — оперативного). Поскольку наибольшее количество
квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17,5%, Япония — 6,3, Германия -
6,1, Великобритания и Франция — по 5,1, Италия — 3,3%), а в целом 25
экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны контролируют и
направляют его деятельность в своих интересах. Следует отметить, что США, а
также страны ЕС (30,3%) могут налагать вето на ключевые решения Фонда,
поскольку их принятие требует квалифицированного большинства голосов (85%).
Роль других стран в принятии решений невелика, учитывая их незначительные
квоты (Россия — 3,0%, Китай - 3,0%, Украина - 0,69%, Казахстан -
0,17%).
Капитал и заемные средства
Уставный
капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в соответствии с
устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из
экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней
торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. В
последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличивающейся потребностью
в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал
каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их
меняющейся ролью в мировой экономике. На состоявшейся в 1997 г. в г. Сянгане
(Гонконге) сессии МВФ было принято решение о повышении его капитала на 45%, и
после одобрения этого решения парламентами стран-членов (такой порядок принят
в Фонде), уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).
Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а
остальные 75% — национальной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов золотом
оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР и
конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для расширения
кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения
кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:
·
Генеральное соглашение о займах;
·
новые соглашения о займах;
·
заимствование средств у государств — членов МВФ.
В
1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ,
Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах,
которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это
соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться
каждые 5 лет. Лимит кредита
вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд.
СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в
финансовой сфере Исполнительный совет (Директорат) МВФ расширил возможности
Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в
соответствии с которыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран —
участниц этих соглашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд.
долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в
частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии,
Японии и других стран).
Полученные
средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный
срок с уплатой определенного процента.
Кредитная деятельность
Важнейшим
направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно
Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия
их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет
кредитные операции только с официальными органами стран-членов:
казначействами, центральными банками, стабилизационными
фондами.
Страна,
нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в
обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на
счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока
кредита страна обязана произвести обратную операцию, т. е. выкупить у Фонда
находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную
иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже
-5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5%
от суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой
устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время
(чаще всего это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта
страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как
погашение задолженности Фонду.
Размеры
предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с
выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этих
стран.
Первая
сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее
квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется
как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на
специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной
валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее
национальную валюту для кредитования других государств — членов МВФ. Сумма
займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным
кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию.
Резервная
доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны — члена
МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по первому
требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитом
страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются сроки
возвращения полученного кредита.
Средства,
получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они составляют 100% от
величины квоты), выдаются на более строгих условиях: предельная величина
получаемых средств от МВФ, когда
страна полностью использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и
кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты.
Приобретаемые страной средства сверх резервной доли делятся на 4 части
(транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей)
получаемого кредита требования по «обоснованному использованию» получаемых
средств возрастают. В «письме о намерениях», направляемом страной-заемщиком
Фонду, излагаются направления и меры по использованию кредита, и Фонд
контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит
нарушение страной-заемщиком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а
может и полностью прекратиться.
МВФ
с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном
кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by
Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностранную
валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом
условиях.
В
1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая
предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам — членам Фонда
на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Получить такого
рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место серьезное нарушение
равновесия платежного баланса.
Для
получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное
соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной
обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-член может получить от
Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года
до 68% от ее квоты, а включая ранее полученные кредиты — 300% от квоты.
Специальные механизмы
В
целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в
экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия
в решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создал
ряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютных
условиях. К ним относятся:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства
которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями,
непредвиденным изменением мировых цен и другими
причинами;
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров,
создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию
внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в
кризисной ситуации с внешними долгами;
• Механизм
поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных
экономических и политических реформ.
Помимо
указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные
фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных
ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд — для покрытия
дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты;
доверительный фонд — для оказания помощи наиболее бедным странам за
счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Россия
стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты
(4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов
(43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие
годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резервные кредиты — стэнд-бай, на
поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ
одобрил предоставление России расширенного кредита в сумме
10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на
погашение Фонду образовавшейся задолженности по ранее предоставленным
кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января
1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.
Группа
Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и
три его филиала — Международную ассоциацию развития
(MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее
инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).
Возглавляемые
единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет
имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование
инвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программ
экономического развития.
Международный банк
реконструкции и развития
МБРР,
более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в
1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики западноевропейских
стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х
гг. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было
переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от
колониальной зависимости. Мировой банк как специализированный институт ООН
оказывает развивающимся странам финансовую помощь, выступает в роли советника
в разработке программ их экономического развития, координирует действия
промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций,
оказывающих техническое содействие этим государствам.
Высшим
органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей
всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими правительствами на
пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ. Членами
МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ, поскольку обязаны проводить
валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако,
благодаря системе распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее
развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются простым
большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за акцию в 100 тыс. СДР в
капитале Банка, и в результате на «группу 10» приходится
более 60% всех голосов. Для принятия наиболее важных решений
требуется квалифицированное большинство (85%) голосов, а
потому США, имеющие более 17% голосов, обладают правом вето по всем важнейшим
вопросам. Даже такие крупные страны, как Россия, Китай и Индия, имеющие по 3% голосов, не
могут оказывать серьезного влияния на принятие решений.
Текущей
деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 директоров-исполнителей,
из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию,
ФРГ, Индию, КНР и Россию), а остальные избираются членами Банка.
Директорат
возглавляет Президент Банка, которым по традиции является
американец (в настоящее время Вульфенсон - от США).
Уставный
капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Первоначально
капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальнейшем в связи с
необходимостью расширения его кредитной деятельности потребовалось неоднократно
увеличивать подписной капитал, который в 1998 г. достиг
186,4 млрд. долл. США (свыше 150 млрд. СДР, оплаченная часть —
11,3 млрд., а остальное может быть востребовано при
необходимости).
Для
пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом
рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл.
Поскольку МБРР имеет высокую репутацию, а облигации приносят солидный доход
(около 7% годовых), частные банки и другие
кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации
МБРР.
Страницы: 1, 2
|