рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Виды трудового стажа в российском законодательстве

При увольнении по собственному желанию запись об увольнении в этих случаях вносится в трудовую книжку в соответствии с п.2.25 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20 июня 1974 г. № 162, с указанием этих причин.

Согласно ст.89 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “ О государственных пенсиях в Российской Федерации" В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Особый порядок пенсионного обеспечения установлен для граждан государств - участников СНГ. Он определен Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенным правительствами этих государств 13 мая 1992 г. в Москве. Участники СНГ: Россия, Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. При назначении пенсии гражданам указанных государств учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения (п.2 ст.6 Соглашения). Нормативных актов связанных с исчислением и другими вопросами непрерывного трудового стажа в период работы в республиках СНГ мы не нашли.05.02.01 раздел № 24


3.2 Льготное исчисление

Порядок установления трудового стажа, дающего право на пенсию, по Спискам № 1 и 2; суммирование работ с различными особыми условиями труда; учет периодов временной нетрудоспособности, отпусков, инвалидности; учет периодов службы в армии, учебы; льготное исчисление периодов трудовой деятельности; назначение пенсии за выслугу лет.

Для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет необходимо иметь общий и специальный трудовой стаж (предусмотренный действующим законодательством для определенной категории трудящихся), дающий право на указанные пенсии.

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе РФ от 20.11.90 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о государственных пенсиях). При этом не имеет значения, в какой профессии или должности протекала трудовая или общественная деятельность того или иного лица.

В отличие от общего трудового стажа специальный трудовой стаж, который представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях - исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях.

С учетом специального трудового стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми усло виями труда (ст.12 Закона о государственных пенсиях), работой на Крайнем Севере (ст.14), а также пенсия за выслугу лет (разд. V Закона о государственных пенсиях).

Общий и специальный трудовой стаж как в совокупности, так и в отдельности представляет собой трудовой стаж, поэтому нормы пенсионного законодательства, регулирующие положения, касающиеся трудового стажа, в полной мере относятся как к общему, так и к специальному трудовому стажу.

Трудовой стаж (в т. ч. специальный трудовой стаж) устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями. Характер работы, а также условия, при которых назначаются пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет, подтверждаются в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, со ссылкой на архивные документы того периода, когда производились работы. На основании свидетельских показаний характер работы и условия, при которых предоставляется льготное пенсионное обеспечение, не подтверждаются.

Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда назначается лицам, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты выполнением работ, предусмотренных ст.12 Закона о государственных пенсиях. Круг лиц, пользующихся правом на эту пенсию, в зависимости от наименования профессии или должности, определяется Списками соответствующих работ (профессий и должностей). Основная категория лиц, которым действующим законодательством установлено право на пенсию в связи с особыми условиями труда (более 90 %) содержится в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее - Списки № 1 и 2), которые применяются в полном объеме на территории РФ в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 02.10.91 № 517.

Работникам, профессии и должности которых включены (в т. ч. дополнительно) в Списки № 1 и 2, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях или на отдельных работах, в т. ч. и до введения в действие этих Списков (с 1 января 1992 г.).

В соответствии с ч.2 п. “а” и п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях пенсия в связи с особыми условиями труда может назначаться тем лицам, которые не выработали специального трудового стажа, указанного в ч.1 п. “а” и п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях, но имеют его не менее половины требуемого. Так, гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, дающих право на пенсию по старости по Списку № 1 (мужчины - не менее 5 лет, женщины - не менее 3 лет и 9 мес.), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.10 Закона о государственных пенсиях, на один год за каждый полный год такой работы. Общий трудовой стаж при этом должен составлять для мужчин - 20 лет и для женщин - 15 лет.

Уменьшение возраста пропорционально имеющемуся специальному трудовому стажу можно представить в виде следующей таблицы:

Гражданам, имеющим не менее половины специального трудового стажа на работах с тяжелыми условиями труда, дающих право на пенсию по старости по Списку № 2 (мужчины - не менее 6 лет и 3 мес., женщины - не менее 5 лет), пенсия по старости назначается мужчинам с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы, а женщинам за каждые 2 года такой работы. Общий трудовой стаж при этом должен составлять соответственно 25 и 20 лет. Уменьшение возраста пропорционально имеющемуся специальному трудовому стажу можно представить в виде следующей таблицы:

Следует иметь в виду, что время выполнявшихся до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до 1 января 1992 г. право на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, засчитывается в специальный трудовой стаж наравне с работами, указанными соответственно в пп. “а” и “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях. Это положение регулируется ст.1331 данного Закона.

Гражданам, выполнявшим работы, предусмотренные в раннее действовавшем Списке № 2, чьи профессии или должности перенесены в действующий Список № 1, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (с учетом периода работы до 1 января 1992 г.) должна назначаться по Списку № 1.

Если граждане по ранее действовавшему законодательству были заняты на работах, предусмотренных Списком № 1, а после 1 января 1992 г. эти работы были включены в Список № 2, то в этом случае период до 1992 г. должен засчитываться по Списку № 1, а период после 1 января 1992 г. - по Списку № 2.

В соответствии со ст.1331 Закона о государственных пенсиях пенсии в связи с особыми условиями труда могут назначаться по пп. “а” и “б” ст.12 указанного Закона не только гражданам, выработавшим на 1 января 1992 г. специальный стаж по Спискам № 1 и 2, но и с уменьшением возраста гражданам, которые имеют его не менее половины. Следует иметь в виду, что не могут назначаться пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста при неполном специальном стаже гражданам, занятым на работах, предусмотренных пп. “в”-“о” ст.12 Закона о государственных пенсиях.

Однако, если работники, чьи профессии и должности включены в пп. “д”-“и” ст.12 Закона о государственных пенсиях, до 1 января 1992 г. были предусмотрены в Списке № 2, не выработали специального трудового стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 2, утв. постановлением Совмина СССР от 22.08.56 № 1173, но имеют его не менее половины требуемого, то вопрос об их праве на пенсию по старости раньше установленного возраста может быть рассмотрен в соответствии с ч.2 п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях.

Cтатьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот. Так, к работе, указанной в п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях, нельзя присоединять никакую работу, предусмотренную в данной статье. В то же время к работе, указанной в п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях, присоединяется работа, указанная во всех пунктах этой статьи.

И. имеет 3 года специального трудового стажа травильщицей по Списку № 1 (п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях) и 17 лет работы текстильщицей. В соответствии со ст.13 Закона о государственных пенсиях ей может быть назначена пенсия по старости в связи с особыми условиями труда только по п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях как текстильщице с 50 лет, а не по п. “а”, т.е. с 45 лет.

Мужчина в возрасте 55 лет, имеющий общий трудовой стаж 32 года, обратился за назначением пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Работал он составителем поездов (п. “д” ст.12 Закона о государственных пенсиях) - 4 года, докером-механизатором комплексной бригады (п. “з”) - 10 лет и трелевщиком (п. “ж”) - 8 лет. Пенсия по старости ему может быть назначена по п. “з” как докеру-механизатору, поскольку суммарная продолжительность специального стажа с учетом пп. “д” и “ж” у него составит 22 года, что достаточно для назначения такой пенсии. Назначить ему пенсию как составителю поездов или трелевщику нельзя, так как к пп. “ж” и “д” работа докера-механизатора не присоединяется, а суммированная работа составителем поездов и трелевщиком составляет менее требуемых 12 лет и 6 мес.

Следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в результате присоединения к работе, указанной в п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях, других работ, указанных в этой статье, у работника не хватает специального трудового стажа (ч.1 п. “б” ст.12), но он составляет не менее половины требуемого, то, применяя п. “б” ст.12 Закона, мужчине может быть назначена пенсия по старости по Списку № 2 с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. суммированной работы, а женщине - на 1 год за каждые 2 года.

Наряду с фактической работой в специальный трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а также периоды нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием.

Следует иметь в виду, что не все отпуска, которые наряду с ежегодными предоставляются работникам, являются дополнительными. При возникновении подобных вопросов следует руководствоваться ст.68 КЗоТ РФ, в которой говорится, что ежегодные дополнительные отпуска предоставляются:

работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

работникам с ненормированным рабочим днем;

работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах;

в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Как видно, эти отпуска предоставляются работникам за работу, выполняемую ими в определенных условиях и в определенном режиме, поэтому они в отличие от других отпусков, предоставляемых в соответствии с законодательством (например, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком и др.), являются составной частью ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.66 КЗоТ РФ) и включаются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Учитывая изложенное, все другие отпуска, предоставляемые в установленном порядке (без сохранения заработной платы, в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.), в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включаются.

Время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При этом не имеет значения продолжительность работы, на которой была получена инвалидность, а также время наступления инвалидности I и II групп и перерывы в ней.

Гражданин получил трудовое увечье в результате несчастного случая, который произошел во время работы сталеваром (эта работа дает право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 1) в сталеплавильном цехе металлургического завода. Пострадавший в течение 3 месяцев был нетрудоспособен, затем в результате улучшения состояния здоровья продолжил работу на металлургическом заводе, но по профессии, не дающей право на пенсионные льготы. Через 3 года сказались последствия несчастного случая, и пострадавшему установили инвалидность II группы вследствие трудового увечья, связанного с производством. Впоследствии, по истечении 1 года ему на год была установлена инвалидность III группы, затем был перерыв в инвалидности. После годового перерыва ему вновь была установлена II группа инвалидности на 2 года. При этом причина инвалидности не изменялась.

В данном случае к работе сталеваром будет приравнено время нахождения на инвалидности II группы в течение трех лет независимо от того, что у гражданина был перерыв в инвалидности.

При рассмотрении вопроса о возможности включения времени нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, следует учитывать два момента.

Во-первых, в данном случае речь может идти только о периоде инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, т.е. увечья, полученного в результате несчастного случая непосредственно на производстве. Пенсионное законодательство не дает четкого определения, что такое увечье, связанное с производством.

Вместе с тем ст.3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" раскрывает термин “несчастный случай на производстве”, под которым понимается событие, в результате которого работник (застрахованный) получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем), и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Однако инвалидность I и II групп устанавливается тем гражданам, которые в результате несчастного случая на производстве полностью утратили способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях.

Иначе говоря, инвалидность I и II групп трудящегося считается наступившей вследствие увечья, связанного с производством, если несчастный случай, вызвавший полную утрату профессиональной трудоспособности в обычных условиях, произошел при обстоятельствах, указанных в пп. “а”-“г” с уточнением п. “б” ст.39 Закона о государственных пенсиях, т.е. при следовании на работу или с работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем).

Во-вторых, время нахождения на инвалидности I и II групп может приравниваться только к той работе, на которой получено указанное увечье или профессиональное заболевание. Это означает, что период инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, если инвалидность наступила вследствие увечья, полученного непосредственно на работе, дающей право на указанную пенсию. Если увечье или профессиональное заболевание получены на работе, не дающей права на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, то время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья в специальный трудовой стаж, дающий право на указанную пенсию, не включается.


Заключение

Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые упоминание о нем встречается в тексте Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения" от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.02 № 198-ФЗ).

Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п.2 ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются так называемые государственные пенсии.

Теперь о том, какие временные периоды трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности работника засчитываются в страховой стаж.

Это, прежде всего время фактической работы и (или) иной деятельности, в течение которого страхователем уплачивались за работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Далее - иная общественно-полезная деятельность (при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды фактической работы и иной деятельности, в течение которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации), а именно:

а) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

б) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

в) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

г) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

д) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

е) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Исчисление трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, производится в календарном порядке. А в случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающих право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается. Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, когда не имеется подтверждающих документов и нет возможности получить их в связи с полной ликвидацией предприятия и отсутствием данных архива (по обстоятельствам, не связанным с чрезвычайными ситуациями), не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для женщин - 10 лет).

В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых подтверждает работу заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний при условии, что они заверены нотариально.

Согласно ст.11 КЗоТ РФ за работниками, в рабочее время являющимися по вызовам в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже, сохраняется средний заработок.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.  Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст.3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1752.

2.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст.3340, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст.3129.

3.  Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005, с изм. от 27.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст.4920, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3097.

4.  Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004, с изм. от 24.05.2005) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4832, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3096.

5.  Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст.3686, СЗ РФ от 08.03.2004, № 10, ст.836.

6.  Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4831, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст.3607.

7.  Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 01.04.1996, № 14, ст.1401, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1755.

8.  Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" от 24.07.2002 № 555 (ред. от 08.08.2003) // СЗ РФ от 05.08.2002, № 31, ст.3110, СЗ РФ от 18.08.2003, № 33, ст.3269.

9.  Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190) // Социальная защита. - 1997. - № 7.

10.  Постановление СМ СССР "Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" от 13 апреля 1973 г. № 252 // СП СССР, 1973, № 10, ст.51.

Учебно-методическая литература:

11.  Азарова Е.Г. Право на трудовую пенсию по старости // Трудовое право. - 2004. - № 6.

12.  Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат. - 2002. - № 10 - 11.

13.  Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова. КН. Гусов. М: Проспект: Велби. 2007.640 с.

14.  Bepxoвцев, A. B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. пособие. М.: ПНФРА-М 2001.152 с.

15.  Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. М: Академия. 2006.416 с.

16.  Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко.В.П. Ковалев. М.: Юриспруденция. 2005.224 с.

17.  Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

18.  Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" / Под ред.Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

19.  Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К⁰", 2008. - 464с.

20.  Толмачев.А.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для подготовки к экзаменам. М: ПРИОР. 2007.204 с.

21.  Удалова, А.В. Право социального обеспечения: курс лекций. М.: Омега-Л. 2006.186 с.

22.  Филиппова, MB. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юристь. 2006.444 с.

23.  Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум.2-е изд. переработанное и дополненное - М.: Книжный мир, 2009. - 416 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.