рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Структурный анализ налоговой системы Беларуси

1) снижается активность производителей;

2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения.

На рис.1.3 по оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс - поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление бюджет Y*.

При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при стопроцентном налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

Кривая Лаффера

Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, можно отметить следующее. Без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства величина оптимального уровня налогообложения индивидуальна и адекватна конкретному этапу его экономического и социального развития [2, с.44].


1.5 Виды налогов

Существующая классификация налогов в теории налогообложения сложна и многообразна. Мы попытались обобщить наиболее распространенные классификации налогов в следующей таблице [2, с.8-9].

Признак Вид налога Подвид налога Характеристика
По способу взимания Прямые Реальные Облагается имущество
Личные Облагается доход
Косвенные Налоги на расходы, включенные в цену товара
По уровню государственного управления Государственные Уплачиваются по решению государства в государственный бюджет
Местные Уплачиваются по решению местных органов власти в местный бюджет
Межгосударственные Уплачиваются по решению нескольких государств в общие бюджеты или специальные фонды
По плательщикам С юридических лиц Платят юридические лица
С физических лиц Платят физические лица
С юридических и с физических лиц Платят как юридические, так и физические лица
По объекту обложения На имущество Облагается имущество
На доходы Облагаются доходы
На действия (операции) Облагаются действия (операции)
На ресурсы Облагаются ресурсы
По полноте прав использования налоговых сумм Собственные (закрепленные) Полностью или в твердо зафиксированной доле постоянно поступают в конкретный бюджет
Регулирующие Используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам)
По порядку (назначению) использования Общие Обезличенно поступают в государственные бюджеты и используются на любые нужды государства
Целевые Специальные Поступают только в целевые бюджетные фонды и используются строго на определенные для них цели
Чрезвычайные Введение этих налогов связано с конкретным событием или этапом развития государства, по прошествии этого события или этапа налог отменяется
По характеру определения ставок налогов Раскладочные Возникает необходимость покрыть определенные | расходы и государство пропорционально этим расходам раскладывает налоговое бремя на налогоплательщиков
Квонтитивные Возникает необходимость сформировать определенный фонд денежных средств и государство формирует этот фонд за счет налоговых поступлений пропорционально возможностям налогоплательщиков уплатить налог

Теория и практика налогообложения выработали и многие другие классификационные признаки и виды налогов, однако рассмотренные нами выше виды налогов являются основными и наиболее распространенными в литературе и практике стран мира.

1.6 Основные инструменты налогового регулирования

Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.) [1, с 14].

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают (см. рис.1.4):

субъект налога,

предмет и объект налогообложения,

база налогообложения,

источники выплаты налоговых платежей,

ставка налога,

налоговые льготы,

налоговый и отчетный период,

санкции,

порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.

Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость составляющих элементов налога как экономико-правового явления. В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяет общие правила в налоговой сфере. Она устанавливается и утверждается в определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без полного перечня выше названных элементов налоговой системы обязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законном порядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий для субъектов хозяйствования [7, с 234].

налоговая система политика беларусь




2. Налоговая система Республики Беларусь 2.1 Формирование налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько снижали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков.

Стабилизация в экономике Беларуси способствовала развитию налоговой системе страны. В 2004 году вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси. Общая часть Налогового кодекса устанавливает систему налогов, сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь; основные принципы налогообложения; регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действий налогов, сборов и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства; устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений [11, с.458].

Налоговая служба как орган государственного регулирования экономики

Действия государств, направленные на выработку, реализацию и совершенствование налоговой политики, осуществляется специальными органами. Их можно разделить на две группы:

Органы общего управления

Органы оперативного управления

К органам общего управления относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь. Эти органы определяют налоговую политику, утверждают налоговое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением налогового законодательства.

Органами оперативного управления являются: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Они разрабатывают проекты форм и методов налоговых отношений, издают соответствующие инструкции.

Основными задачами налоговых служб являются:

Учёт исчисленных и уплаченных налогов в бюджет

Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов.

Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции и др. [10, с.115].

Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет Республики Беларусь в 2010 году

Косвенные налоги

Налог на добавленную стоимость.

Налоговая ставка:

20% - общая налоговая ставка;

10% - реализация производимой на территории Республики Беларусь сельскохозяйственной продукции; при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей;

0% - экспорт товаров.

Объект налогообложения:

обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь;

ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Акциз

Налоговая ставка:

Ставки акцизов установлены в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров.

Объект налогообложения:

Подакцизными товарами признаются:

спирт и спиртосодержащая продукция;

табачные изделия;

автомобильные бензины, дизельное, биодизельное и судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

микроавтобусы и автомобили легковые.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

Налог на прибыль

Налоговая ставка:

24% - для компаний Республики Беларусь и иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

12% - дивиденды;

10% - производство лазерно-оптической техники;

5% - продажа информационных технологий и услуг по их разработке членами научно-технологической ассоциации;

24% -ная ставка, сниженная на 50% - реализация:

высокотехнологичных товаров собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций;

долей в уставном фонде организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.