рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Структура расходов Пенсионного фонда РФ

Курсовая работа: Структура расходов Пенсионного фонда РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1 Пенсионный фонд РФ в системе обязательного пенсионного страхования

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

2.1 Организационно – экономическая характеристика объекта исследования

2.2 Государственные пенсии финансируемые Пенсионным фондом РФ

2.3 Расчет пенсионных выплат из пенсионного фонда РФ

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Современная концепция реформирования пенсионной системы в России

3.2 Экономический учет расходов органов Пенсионного фонда РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена изучению деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и использованию его резервов.

Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данной курсовой работе рассмотрена тема «Структура расходов Пенсионного фонда РФ», которая является актуальной в наши дни, так как в России, как и в любой другой стране, существует наличие тенденций к существованию дефицита бюджета не только государственного, но и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Следует учесть и то, что недостаток средств отражается всегда на социально- значимых статьях бюджета, в частности это статьи доходов и расходов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

По мере старения общества более актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы.

Целью работы является изучение деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и использование его резервов.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации;

- охарактеризовать организацию пенсионной системы России;

- проанализировать расходы Пенсионного Фонда.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные пособия, а также ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Выплачиваемые пенсионные пособия не в полной мере отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Объектом исследования данной курсовой работы является Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Период, в течение которого рассматривается и анализируется деятельность исследуемого объекта, является 2007 – 2008 года.


1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1 Пенсионный фонд РФ в системе обязательного пенсионного

страхования

Ведущая роль в Российской внебюджетной системе принадлежит Пенсионному Фонду Российской Федерации, управляющему финансами государственного пенсионного страхования в стране.

Пенсионное страхование – это система экономических отношений направленных на компенсацию гражданам дохода, утраченного в результате наступления пенсионных оснований за счет выплаты страхового обеспечения в виде государственных и негосударственных пенсий. Объектом пенсионного страхования является страховой социальный риск, которым признается утрата застрахованным лицом дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному пенсионному страхованию являются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и смерть застрахованного лица.

Пенсионное страхование в Российской Федерации производится в обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется Пенсионным Фондом, а добровольное - негосударственными пенсионными фондами.

Задачами пенсионного страхования являются:

1. материальное обеспечение проживания и защита от бедности при наступлении старости, а также в других случаях установленных законодательством Р.Ф.;

2. предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которой обычно составляет определенную сумму пропорциональную сумме заработка, выплачиваемый непосредственно перед выходом на пенсию или за все время трудовой деятельности;

3. защита дохода, полученного в виде пенсии, от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

К функциям пенсионного страхования относятся:

─ фискальная, которая состоит в аккумулировании финансовых средств для выплаты пенсий;

─ перераспределительная, которая состоит в материальном обеспечении проживания и защите от бедности;

─ политическая, которая направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину.

Пенсионный фонд Российской Федерации имеет большое значение в финансовой системе обязательного пенсионного страхования РФ, так как является некоммерческой организацией, целью создания которой является обеспечение государственного пенсионного страхования граждан.

Пенсионный фонд Р.Ф. - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое было создано на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (Приложение Б), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2112-1, с целью управления финансами пенсионного обеспечения.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, что подтверждает их целевой характер.

Назначение средств бюджета Пенсионного фонда РФ:

1. выплата трудовых пенсий и социальных пособий;

2. доставка пенсий;

3. финансовое и материальное обеспечение текущей деятельности страховщика;

4. иные цели, не запрещенные законодательством РФ.

Основными задачами Пенсионного Фонда РФ являются:

1) аккумулирование страховых взносов;

2) назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение этой деятельности;

3) организация и ведение единого банка данных, содержащего сведения о пенсионерах, страхователях по обязательному пенсионному страхованию;

4) осуществление контроля за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов (при участии налоговых органов) и за правильностью расходования средств ПФР

5) организация учета обязательных платежей;

6) регистрация плательщиков обязательных платежей;

7) организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования;

8) капитализация средств обязательного пенсионного страхования;

9) участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

10) осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда и так далее.

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской

Федерации

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

пенсионный фонд бюджет российский


2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

2.1 Организационно – экономическая характеристика объекта

исследования

Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Пенсионный Фонд России - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Он включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов Пенсионного Фонда России - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

В структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации (Приложение В) входят Правление ПФР, информационный центр персонифицированного учета, исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР, отделения ПФР, управления ПФР, отделы ПФР, центры по выплате пенсий.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. Также в состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации.

Правление Пенсионного Фонда Р. Ф.:

1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

2. определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Местонахождение Пенсионного Фонда РФ – город Москва.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Из вышеизложенного следует, что в российской финансовой системе ведущая роль принадлежит ПФ РФ, который управляет финансами государственного пенсионного страхования в стране. ПФ РФ представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне Федерального бюджета и бюджета Субъектов РФ. Через данный фонд реализуются конституционные права граждан на пенсионное обеспечение и социальное страхование. Средства бюджета ПФ РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, что подтверждает их целевой характер.

На основании Приложения Г проведем анализ бюджетов Пенсионного Фонда за 2007-2008 года и построим диаграмму доходов и расходов ПФ РФ.

Бюджет ПФ РФ является вторым по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 30 % последнего. Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» от 22 декабря 2005 года № 174 - ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на текущий финансовый год установлен по доходам в сумме 1566,4 млн. руб. и по расходам - в сумме 1489,5 млн. руб. Выступая в качестве крупнейшего социального внебюджетного фонда, Пенсионный фонд России аккумулирует около 75 % всех средств системы обязательного социального страхования и социального обеспечения РФ. За счет поступлений из федерального бюджета формируется около 90% доходов ПФ РФ (53,2% к итогу). Второй по объему поступлений статьей доходов ПФ РФ являются страховые взносы работодателей, работающих граждан, они составляют 720,6 млрд. руб. (46%). За счет этого источника формируется до 10% бюджета ПФ. Из других статей дохода ПФ в последние годы наиболее значимыми являются мобилизация просроченной задолженности (0,4%) и доходы от размещения средств ПФ (0,3%). При анализе расходной части бюджета ПФ РФ видно, что наиболее расходной статьей бюджета является выплата страховой части трудовой пенсии, она составляет 680,3 млрд. рублей (45,7%). Второе место занимает статья «Выплата базовой части трудовой пенсии», она составила 485,5 млрд. рублей (32,6%). Превышение доходов над расходами составило 76,9 млрд. рублей, что является положительным моментом для исполнения доходной части исследуемого объекта.

Изучение структуры доходной и расходной частей бюджета ПФ РФ на 2008г. позволяет сделать вывод о выравнивании обеспеченности пенсионных выплат по институтам распределительной части системы обязательного пенсионного страхования, что объясняется установлением согласованности денежных потоков соответствующих групп доходов и расходов.

С 2007 по 2008 год наблюдается постепенное снижение размера бюджета ПФ РФ в процентном отношении к величине консолидированного бюджета РФ с 17,2 до 16,3% по доходам и увеличение с 20,7 до 21,7% по расходам и сокращение удельного веса доходов с 5,8 до 5,7% и увеличение расходов с 5,8 до 6% ПФ в стоимости ВВП.

2.2 Государственные пенсии, финансируемые Пенсионным фондом РФ

Основное направление расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации является финансирование выплаты государственных пенсий. Финансовой деятельностью Пенсионного Фонда охватывается два уровня трехуровневой пенсионной системы Р.Ф., на каждом из которых выплачивается отдельная группа государственных пенсий. Во – первых, это базовый уровень, включающий группу пенсий по государственному пенсионному обеспечению, который обеспечивается Пенсионным Фондом Р.Ф. совместно с федеральным бюджетом России. Во – вторых, это трудовой уровень, состоящий из группы трудовых пенсий.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются на принципах социального страхования за счет средств федерального бюджета. По обязательному пенсионному страхованию производится выплата трудовых пенсий, которые представляют собой преобладающую форму государственного пенсионного страхования, осуществляемую Пенсионным Фондом Р.Ф. на основе комбинации распределительных и накопительных принципов.

Трудовые пенсии выплачиваются за счет единого социального налога в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств федерального бюджета.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Р.Ф., застрахованные в соответствии с федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. Всего в Российской Федерации назначается 5 видов пенсий по пенсионному обеспечению:

1. пенсия по старости

2. пенсия по инвалидности

3. пенсия по случаю потери кормильца

4. пенсия за выслугу лет

5. социальная пенсия

Пенсия по старости (по возрасту) устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определенного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин). Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.