рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Страхование банковских вкладов

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) в банк на конец дня наступления страхового случая.

В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, то размер возмещения по вкладам определятся исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

Выплата возмещений по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками в течение трех дней со дня предоставления вкладчиком в Агентство необходимых документов, но не ранее чем через 14 дней со дня наступления страхового случая. Сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков Агентство публикует в "Вестнике Банка России", а также печатном органе по местонахождению банка. Если Агентство не производит выплаты в установленный Законом о страховании вкладов срок, оно должно будет помимо причитающейся вкладчику суммы выплатить ему и штрафной процент на уровне ставки рефинансирования Банка России за все просроченные дни.

Для получения вкладчиком компенсации по вкладам сформирована оперативно действующая система выплат через уполномоченные банки-агенты.

К Агентству, выплатившему возмещение по вкладу, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай.

Источником выплаты возмещений по вкладам физических лиц в банках является Фонд обязательного страхования вкладов, который принадлежит Агентству по страхованию вкладов, обеспечивающему управление системой страхования вкладов в Российской Федерации.

По фонду обязательного страхования вкладов ведется обособленный учет. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Последний не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.

На фонд обязательного страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также самого Агентства, за исключением случаев, когда его обязательства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда обязательного страхования по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется из:

1) страховых взносов, уплачиваемых банками;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получили удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета (в особых случаях);

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса.

Ставка страховых взносов устанавливается советом директоров Агентства. Она не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период. В некоторых случаях ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3% расчетной базы, но не более чем за два расчетных периода в течение 18 месяцев. На начальном этапе страхования вкладов ставка страховых взносов была установлена Агентством на максимальном уровне – 0,15% средней величины вкладов населения за квартал. В 2007г. она была снижена до 0,13%

Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию.

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно. Уплата страховых взносов производится в течение пяти дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Агентства в Банке России, в котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Российская система гарантирования вкладов граждан построена на следующих принципах:

·  обязательное участие банков в системе обязательного страхования вкладов;

·  сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

·  прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

·  накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов.

К участию в системе страхования вкладов отбирались коммерческие банки, которые соответствовали следующим требованиям, установленным для них Банком России:

·  имели устойчивое финансовое положение;

·  выполняли обязательные экономические нормативы;

·  достоверно вели учет и отчетность;

·  не имели взысканий со стороны надзорного органа, т.е. Банка России.

Вынесение заключения о возможности постановки коммерческого банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Комитетом надзора Банка России на основании:

·  предварительного анализа отчетной и другой документации банка на предмет соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;

·  материалов тематической инспекционной проверки банка для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с решением вопроса о его включении в систему страхования вкладов и которые невозможно получить методом дистанционного надзора;

·  заключительного анализа результатов выполнения банком всех требований, предъявляемых для вхождения в систему страхования вкладов, особенно критериальных значений показателей: достаточности и качества капитала, качества активов, общей ликвидности банка, а также его активов и обязательств, доходности и рентабельности банковской деятельности, качества управления банком, его операциями и рисками и др.

Банки, получившие положительное заключение Комитета надзора Банка России, вносятся Агентством страхования вкладов в реестр банков, вклады которых будут гарантироваться государством.

Банки, вошедшие в систему гарантирования вкладов, обязаны:

·  ежеквартально уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

·  предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, размещая ее в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

·  вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по установленной форме;

·  исполнять свои обязательства, предусмотренные Законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Привлечение денежных средств физических лиц во вклады банками, не вошедшими в систему страхования вкладов, запрещено. На информационных стендах в помещении банка, как правило, размещаются: свидетельство, выданное государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", и специальный знак сине-зеленого цвета "Вклады застрахованы".

Управление системой страхования вкладов обеспечивается Агентством по страхованию вкладов. Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно-правовой форме государственной корпорации. Учредитель Агентства – Российская Федерация. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:

· организует учет банков (ведет реестр банков);

· осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

· осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

· размещает и инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом.

Размещение и инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов.

Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования, а также предельный размер размещаемых и инвестируемых денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства. Свободные денежные средства Агентства могут быть размещены и инвестированы:

1) в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО;

5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов размещающих денежные средства в ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) ценные бумаги государств, являющихся членами ОЭСР;

8) депозиты и ценные бумаги Банка России.

Размещение временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в иные объекты инвестирования не допускается.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.

По состоянию на 1 февраля 2011 г. участниками системы страхования вкладов (ССВ) являются 909 банков. В их число входят 77 банков, находящихся в процессе ликвидации в связи со страховыми случаями, а также 13 действующих банков, утративших право на открытие новых счетов физических лиц и прием новых вкладов. В банках–участниках ССВ населением размещено 9,8 трлн руб.

Всего за время действия ССВ произошли сто страховых случаев. Сумма обязательств Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по выплате страхового возмещения составила 37,8 млрд руб., число вкладчиков, которым она предназначена, – 866,6 тыс. человек. По состоянию на 1 февраля 2011 г. за получением страхового возмещения обратилось 245,6 тыс. вкладчиков (28,3% их общего количества), которым было выплачено 35,86 млрд руб. (94,8% общего объема).

ССВ позволяет владельцам депозитов в кратчайшие сроки получить доступ к своим средствам. По всем страховым случаям выплаты начинались не позднее 14 дней с момента отзыва у банка лицензии (средний срок начала выплат – 12 дней).

Создана организационная инфраструктура, позволяющая в минимальные сроки в полной мере реализовать законодательно установленное право граждан на получение страхового возмещения. Для этих целей, в частности, сформирована сеть банков-агентов. По состоянию на 1 февраля 2011 г. в данном качестве аккредитованы 58 банков, через которые выплаты могут быть организованы в любом субъекте РФ.

Банки–агенты привлекались для расчетов с вкладчиками 78 банков. В 15 страховых случаях, наступивших в многофилиальных банках, в выплатах участвовало одновременно два и более банков–агентов. Объем платежей через банки–агенты составил 35,76 млрд руб. В 21 банке АСВ самостоятельно осуществляло выплату страхового возмещения в связи с незначительным количеством вкладчиков и объемом обязательств. Общая сумма выплат составила 100 млн руб.

По состоянию на 1 февраля 2011 г. фонд страхования вкладов составляет 120 млрд руб. 48% средств инвестировано в корпоративные облигации, 26% – в облигации федерального займа Российской Федерации, 11% – в облигации субъектов Российской Федерации, 7% – в акции, 6% – в депозиты Банка России, доля денежных средств составляет 2%. Доходность инвестирования средств фонда за 2010 г. составила 12,1% годовых. После зачисления в I квартале текущего года прибыли от инвестирования средств фонда за 2010 г., оцениваемой в 10 млрд. руб., размер фонда достигнет 130 млрд. руб.

3.2 Система страхования в США

Как свидетельствует опыт многих стран, наличие фондов страхования вкладов способствует устойчивости банковской системы и постоянному притоку вкладов в банки. При этом фонды страхования создаются за счет взносов самих банков. Риски возможных задержек в возврате депозитов раскладываются небольшими долями между всеми коммерческими банками.

Как показывает мировой опыт, образование институтов гарантирования вкладов сопровождается созданием специализированных институтов надзора, реструктуризации банковской системы, внутреннего и внешнего аудита. Только тесная координация работы этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы, обеспечивая управление всеми стадиями развития банка.

Однако для обеспечения защиты вкладчиков недостаточно наличия лишь системы гарантирования вкладов. Ее необходимо дополнить эффективными механизмами надзора и контроля за банками со стороны государства. Гарантирование вкладов должно гармонично сочетаться с формированием адекватной инфраструктуры финансового рынка и других рыночных институтов и государственным регулированием деятельности банков. Только в этом случае возможно обеспечить социально и экономически оправданное поведение банков и иных кредитных организаций и проведение ими обоснованной и депозитной политики.

В современной банковской практике зарубежных стран применяются разнообразные варианты защиты банковских вкладов. На выбор конкретного варианта системы гарантирования вкладов влияют не только особенности исторического развития страны, но и специфика экономических и политических проблем, которые решаются в ней в момент создания системы.

В зарубежных странах применяют различные системы страхования, различные ставки взносов в страховые фонды и различные пределы возмещения вкладов в случае банкротства банков. За рубежом существует две принципиальные модели страхования вкладов: американская и германская. Старейшая, наиболее развитая и доказавшая свою эффективность система защиты вкладов - американская.

Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).

В настоящее время ФКСД является независимым федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым чиновникам (банки и другие кредитные организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными банками ФКСД применяла и применяет на сегодня три основных метода:

- санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации "бесперспективных" активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);

- ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

- выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время и до 31.12.2013г. – 250 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:

- страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

- государственная собственность и управление страховым фондом;

- гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

- значительная финансовая поддержка государства;

- практически полный охват банковских учреждений страны;

- тесное взаимодействие ФКСД с государственными органами банковского надзора.

Управление ФКСВ доверено Совету директоров, состоящему из трех человек. Один из них – Финансовый контролер, а двое других (в том числе директор) назначаются президентом сроком на шесть лет. Управление Совета корпорацией подобно частному предприятию. ФКСВ существует на доходы, получаемые за счет выплат застрахованных банков по своим вкладам. По оценкам, они составляют двенадцатую часть от 1% вкладов банка. На базе оценки производят расчеты, но в целом плата может быть определена через оценку всех вкладов, занесенных на счета банка в США.

Хотя страхователь стремится в первую очередь обеспечить защиту вкладчиков, а не учреждений, тем не менее, ФКСВ оценивает учреждения, которые она страхует, – их надежность, обоснованность и управленческие кадры. Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банки должны получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребность общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не может начать свою деятельность. ФКСВ во все возрастающей степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых видов деятельности, одобренных властями федерации и штатов. Это создает противоречие, как и положение ФКСВ о страховании квазибанков (финансовых учреждений, которые могут принимать вклады, но не являются традиционными банками). Страховые фонды штатов действовали много лет. Они замедлили рост после кризиса в 1985 году затронувшего банковские и ссудно-сберегательные учреждения, которые были застрахованы штатами и осуществляли инвестиции через обанкротившихся дилеров по правительственным ценным бумагам. ФКСВ является предопределяющим страхователем средств на счетах.

Как и Служба Финансового контроля (СФК), ФКСВ осуществляет ревизии, инспекции и принуждает застрахованные банки к исполнению. В дополнение к исполнению ФКСВ тесно связана с вопросами слияния, открытия филиалов, и рассмотрения других ходатайств, зарегистрированных на уровне штатов, не являющихся членами банков, в отношении которых она имеет право контроля и инспектирования. В 1985 году таких банков было 8392. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки – сберегательные учреждения, застрахованные ФКСВ, - и осуществляет ревизию совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) и СФК. ФКСВ имеет собственные стандарты капитала, которые часто воспринимаются наравне со стандартами СФК и ФКС. При активах около 19 миллиардов долларов депозитный фонд составляет менее 1,2% от общей суммы застрахованных вкладов.

Эта система находится под контролем. Недавно внимание было приковано к реформе, и в нескольких исследованиях были представлены новые схемы страхования, такие, как основанная на риске платы или основанный на поиске капитал. ФКСВ также стремится получить от конгресса более широкие полномочия по управлению.

По роду своей деятельности ФКСВ участвует во многих регулятивных функциях, таких как:

1. Ревизия платежеспособности.

2. Ревизия деятельности по доверительной собственности.

3. Надзор за учреждениями зарегистрированными штатами.

4. Исполнение законодательства о потребителях.

5. Реализация законодательства о ценных бумагах.

6. Надзор по антитрестовским вопросам.

7. Страхование вкладов.

Этот орган имеет право издавать распоряжения о прекращении или приостановлении деятельности.

Все это производится в том случае, если было установлено, что:

1. В данном банке или финансовом учреждении существовала небезопасная или неосновательная практика ведения деятельности, которая могла нанести вред клиентам.

2. Нарушались законы, правила, инструкции или устав.

3. Нарушения каких-либо условий, закрепленных в письменной форме в связи с одобрением ходатайства или иной просьбой учреждения или письменным соглашением по какому либо вопросу.

Все свои действия ФКСВ должно предварять своевременными письменными уведомлениями о намерении принять процессуальные действия и если в установленный срок небыли предприняты надлежащие действия, то начинают принимать меры.

Эти меры заключаются в том, что проводятся слушания для принятия решения об издании распоряжения о прекращении или приостановлении деятельности банка или его должностного лица. Это слушание проводят не менее чем через 30 дней и не позднее чем через 60 дней после направления уведомления.

Все права ФКСВ содержатся в Титуле 12 Кодекса федеральных инструкций, подраздел "Д".

Все решения ФКСВ о прекращении или приостановлении деятельности вступают в силу через 30 дней после направления распоряжения банку или его должностному лицу. В случае если дата определяется по согласованию то с этой, согласованной даты. Все эти распоряжения имеют силу, за исключением части отложенной, измененной, прекращенной или отмененной Советом директоров ФКСВ или пересматривающим судом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.