Курсовая работа: Статистический анализ доходов и расходов населения Камчатского края
Рисунок 2.8 - Кумулята распределения населения по величине
среднедушевого дохода
1. Определим показатели центра распределения:
1.1)
Средняя арифметическая:
1.2)
Мода
На основании данных вспомогательной таблицы мода составляет
25,74 тыс. руб. для расчета выбран модальный интервал (25000 руб. до 35000
руб.), поскольку он имеет наибольшую частоту (31,3 %). Таким образом, наиболее
часто встречающаяся величина среднедушевого дохода в вариационном ряду
составляет 25740 рублей.
1.3)
Медиана
Для расчета выбран медианный интервал, в котором сумма
накопленных частот составляет более 50 % (от 15000 руб. до 25000 руб.).
Следовательно, половина жителей Камчатского края имеют месячный среднедушевой
доход меньше 21493,1 руб., а половина больше этой суммы.
2. Определим показатели вариации:
2.1) Размах вариации
2.2) Среднее линейное отклонение
взвешенное:
2.3) Среднее квадратичное отклонение
взвешенное:
2.4) Дисперсия
взвешенная:
2.5) Коэффициент вариации
- вариация средняя, совокупность относительно однородная
3. Определим показатели формы распределения:
3.1) Коэффициент асимметрии
асимметрия значительная, правосторонняя
1)
Определим
децильный коэффициент дифференциации
Для определения децильной величины дифференциации доходов
населения Камчатского края необходимо рассчитать верхний и нижний децили.
4.1) Нижний дециль
Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имели
заработную плату менее 7353,8 рублей.
4.2) Верхний дециль
Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имели
заработную плату более 31805,1 рублей.
4.3) Децильный коэффициент дифференциации
В 2009 году минимальный месячный среднедушевой доход 10%
наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход 10% наименее
обеспеченного населения в 4,3 раза.
3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО
КРАЯ
Программа комплексного социально-экономического развития
Камчатского края на период 2010-2015 гг. и в перспективе до 2025 года.
Основная цель программы:
Социально-экономическое развитие Камчатского края направленное
на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов
экономического роста, снижение социального неравенства.
Цели социально – экономической программы:
- повышение материального уровня жизни населения;
- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и
социальной поддержке;
- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий
труда;
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Программа социально-экономического развития заключаются в
содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни
через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для
достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых
групп населения.
Определены следующие цели социально-экономического развития
Камчатского края:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с
детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и
неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение эффективности системы социального обслуживания и
социальной поддержки населения.
4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение
защиты прав граждан в области труда.
Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
Главными направлениями работы в социальной сфере в
предстоящий период будут:
- решение демографических проблем на основе повышения
рождаемости и сокращения смертности;
- реализация приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня
пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с
другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной
платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной
задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения,
сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных
услуг.
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с
детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию
численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для
рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на
оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без
попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в
сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания
поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой
продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического
развития.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и
неравенства по денежным доходам населения.
Достижение повышения благосостояния населения, снижение
бедности и неравенства по денежным доходам населения в полном объеме возможно
только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении
сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от
своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных на
реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных
фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования).
Повышение благосостояния населения в значительной степени
связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Предусматривается провести работу по переориентированию
деятельности системы органов социальной защиты населения и муниципальных образований
преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой
бедности. Будут разрабатываться, и внедряться информационные технологии и
эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям.
Программы помощи бедным должна носить комплексный характер и
предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной
интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает
наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами
занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных
субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и
реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных
домохозяйствах.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного
взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с
негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание
помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового
сообщества. Важно обеспечить развитие механизмов частно-государственного
партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных
благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для
совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях
государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной
стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности,
снижение дифференциации в денежных доходах.
3. Целью социального обслуживания и оказания мер социальной
поддержки населению является снижение воздействия факторов социального риска и
максимально возможная степень реализации социальных гарантий в сочетании с
предоставлением широкого спектра услуг, создание благоприятных условий для
полноценной жизни, восстановления личностного и социального статуса, оказание
социальной, бытовой, медицинской, консультативной помощи, улучшение положения
пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми, а также детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Реализация поставленной цели проходит в соответствии со
следующими основными принципами социальной поддержки:
-
адресность –
предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам и семьям, с
учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;
-
дифференцированность
– предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от условий
проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со
стороны родственников и других факторов;
-
гарантированность
– предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам и семьям с
детьми, имеющим на нее право;
-
комплексность –
предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной
помощи (денежной, натуральной, в виде услуг);
-
принцип
социального реагирования – предполагает корректировку мероприятий, размера и
вида помощи и категорий населения при изменении социально-экономической
ситуации.
Поставленная цель достигается за счет предоставления пожилым
гражданам, инвалидам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной
ситуации, мер муниципальной социальной поддержки и социальных услуг.
Для достижения поставленной цели могут быть сформулированы
следующие задачи:
-
обеспечение
доступности услуг в сфере социального обслуживания населения;
-
активизация
комплексного подхода и укрепление гарантий получения социальной,
медико-социальной, социально-бытовой, психологической, юридической,
экономической помощи населению;
-
переход от
заявительного принципа социального обслуживания к принципу активного выявления
граждан, нуждающихся в социальных услугах;
-
повышение
качества социальных услуг;
-
внедрение новых
эффективных социальных технологий;
-
повышение
профессионального уровня социальных работников;
-
укрепление
материально - технической базы учреждения социального обслуживания;
-
создание условий
для развития социальной ответственности у родственников и лиц, осуществляющих
уход за престарелыми и инвалидами.
Для осуществления поставленных задач необходимо выполнение
следующих мероприятий:
-
применение
сетевых технологий обеспечения отдельными услугами;
-
развитие
первичного звена инфраструктуры предоставления социальных услуг – социальных
служб;
-
создание групп
взаимопомощи граждан пожилого возраста и инвалидов;
-
посещение пожилых
людей на дому психологом;
-
выявление
индивидуальных потребностей потребителей в социальных услугах;
-
развитие
социального патронажа как эффективного метода своевременного выявления граждан,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставления им адекватных
социальных услуг, предотвращения потенциально опасных ситуаций вследствие
необеспеченности необходимыми услугами;
-
открытие
отделения разноуровневого социального обслуживания на дому без дополнительного
финансирования путем внутренней перестановки кадров в отделении;
-
установление
дополнительной адресной помощи малообеспеченным семьям в виде денежных выплат,
натурального обеспечения, предоставления социальных услуг;
-
проведение
мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей и семей в
целом;
-
укрепление
взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении
задач социальной поддержки населения городского округа.
Ожидаемые результаты от предоставления мер социальной
поддержки и оказания социальх услуг:
·
стабилизация
социальной обстановки в городском округе, снижение социальной напряженности;
·
обеспечение
дополнительной экономической помощью лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья, семей с несовершеннолетними детьми;
·
повышение
качества и уровня жизни пожилых граждан, инвалидов и семей с
несовершеннолетними детьми;
·
привлечение
внимания общественности к проблемам пожилых людей, лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Стратегическим направлением развития социальных услуг должно
стать предупреждение с помощью социальных услуг различных социальных рисков,
использование социальных услуг в качестве одного из факторов системы социальной
безопасности уязвимых групп населения. Оказание социальных услуг должно
гарантировать каждому социальную поддержку в кризисных ситуациях (разовые
социальные услуги срочного характера), эффективную социальную помощь
(регулярные социальные услуги в определенные периоды жизненного цикла),
надежную социальную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного
характера).
Обеспечение населения доступными гарантированными социальными
услугами – это путь к продлению независимой жизни, сохранению и эффективному
использованию человеческих ресурсов.
4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение
защиты прав граждан в области труда.
Программой социально-экономического развития предусмотрено
принять конкретные меры для того, чтобы:
- создать условия для более эффективного регулирования
использования рабочей силы;
- развивать эффективную занятость населения, создать условия
для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных
граждан;
- повысить мобильность рабочей силы и обеспечить
регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.
- обеспечивать доступность и качество услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции,
урегулирования коллективных трудовых споров;
- модернизировать механизмы проведения активной политики занятости
и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого
капитала;
- создать условия для привлечения квалифицированных,
легальных трудовых иммигрантов.
Программа социально-экономического развития заключаются в
содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни
через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для
достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых
групп населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение тенденций и закономерностей доходов и расходов
населения составляет одну из актуальных задач статистики. Анализ структуры
денежных доходов населения края подтвердил общероссийскую тенденцию – основной
доход население края получает за счет заработной платы, ее значение составляло
в 2000 году более 59% в общей структуре доходов населения, однако в 2009 году
ее значение упало до 54% . Так же наблюдалось значительное снижение в 2009 году
части доходов от предпринимательской деятельности, по сравнению с 2000 годом
это значение опустилось более чем на 11% и составило менее 6% от общей
структуры. Следует отметить рост социальных выплат практически на 5%, а прочие
доходы повысились на 11%, и составили в 2009 году 14% и 24% соответственно.
Проанализировав величину дохода населения Камчатского края и
сравнив ее с общероссийским уровнем дохода, можно прийти к выводу, что доход
населения Камчатского края в среднем на 30 процентов больше, чем доход
населения по всей стране. Максимальная разница была в 2009 году и составила более
34 процентов.
Изучив величины начисленных заработных плат населения
Камчатского края с и сравнив их с общероссийскими показателями, можно прийти к
выводу, что начисления заработной платы в Камчатском крае в среднем больше на
70 процентов, чем начисления заработной платы по всей стране. Максимальная
разница была зафиксирована в 2005 году, она составила 81%, минимальная разница
наблюдалась в 2008 году – 57,5%.
При анализе структуры и состава расходов населения края
выявилась определенная закономерность, на первом месте стояли затраты населения
на покупку товаров и оплату услуг, на втором месте прирост финансовых активов,
на третьем месте расходы на обязательные платежи и разнообразные взносы, на
четвертом месте расходы на приобретение недвижимости. Следует заметить, что за
период с 2000 по 2009 год затраты населения на покупку товаров и оплату услуг
уменьшились практически на 14 процентов, прирост финансовых активов увеличился
почти на 8 процентов, так же увеличились затраты на обязательные платежи и
разнообразные взносы на 5 процентов. Расходы на приобретение недвижимости
увеличились всего на 0,8 процентов.
При оценке динамики покупательной способности населения на
примере хлебобулочных изделий выявилась положительная тенденция роста. За
последние 5 лет покупательная способность населения на хлеб и булочные изделия
из пшеничной муки в среднем увеличивалась на 32,275 кг. или на 9,6 процентов. В
среднем покупательная способность составила 325,88 кг. Следует заметить, что за
2008 и 2009 года произошло резкое увеличение покупательской способности на 49 и
на 88 кг. соответственно.
Проанализировав статистическое распределение населения по
величине среднедушевых денежных доходов, выяснилось что половина жителей края
имеет месячный среднедушевой доход больше 21493,1 руб.
В результате расчета децильного коэффициента дифференциации
среднедушевых денежных доходов населения стало известно, что в 2009 году
минимальный месячный среднедушевой доход 10% наиболее обеспеченного населения
превышает максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения в 4,3 раза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балдин
К.А. Общая теория статистики. 2- е издание дополненное и переработнное. М.:
Дашков и Ко, 2010 -361 с.
2.
Герасимова И.А. Межрегиональная дифференциация среднедушевого денежного дохода
населения России (1995-2006 гг.). // Научные труды: Институт
народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 832-844
3. Елисеева
И.И. М.М. Юзбашев Общая теория статистики под редакцией Елисеевой И.И. – М.:
Финансы и статистика, учебник 5-е издание переработанное и дополненное, 2007. –
656 с.
4. Ефимова М.Р.,
Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. М.: Финансы и
статистика, 2003. – 560 с.
5.
Камчатский статистический ежегодник за 2010 год./ Камчатстат, 2010.
6. Литвинов
В.А. О дифференциации населения по доходам и уровню жизни. // Уровень жизни
населения регионов России. 2008. № 5. С. 70-76.
7. Минашкин
В.Г. Козарезова О.Л. Основы теории статистики. Учебное пособие. – М.: Финансы и
статистика, 2008. – 144 с.
8. Озерова
К.А. Уровень и дифференциация доходов населения в субъектах Российской
Федерации. // Экономика образования. 2008. № 3. С. 137-148.
9.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. /
Росстат - M., 2008. – 502 c.
10.
Статистика. 3- е издание дополненное и переработанное под редакцией Харченко
Л.П. Ионина В.Г. М.: Инфра-М, 2010. – 445 с.
11. Суворов
А.В. Проблемы анализа дифференциации доходов и построение дифференцированного
баланса денежных доходов и расходов населения. // Проблемы прогнозирования.
2001. № 1. С. 58-74.
12.
Электронный ресурс: http://www.kamstat.ru/digital/region12/default.aspx -
Официальный сайт территориального органа федеральной службы статистики по
Камчатскому краю.
13.
Электронный ресурс: http://www.kamchatka.gov.ru/ - Официальный сайт
правительства Камчатского края.
|