рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Статистический анализ доходов и расходов населения Камчатского края

Рисунок 2.8 - Кумулята распределения населения по величине среднедушевого дохода


1. Определим показатели центра распределения:

1.1)  Средняя арифметическая:

1.2)  Мода

На основании данных вспомогательной таблицы мода составляет 25,74 тыс. руб. для расчета выбран модальный интервал (25000 руб. до 35000 руб.), поскольку он имеет наибольшую частоту (31,3 %). Таким образом, наиболее часто встречающаяся величина среднедушевого дохода в вариационном ряду составляет 25740 рублей.

1.3)  Медиана

Для расчета выбран медианный интервал, в котором сумма накопленных частот составляет более 50 % (от 15000 руб. до 25000 руб.). Следовательно, половина жителей Камчатского края имеют месячный среднедушевой доход меньше 21493,1 руб., а половина больше этой суммы.

2. Определим показатели вариации:

2.1) Размах вариации


2.2) Среднее линейное отклонение

взвешенное:

2.3) Среднее квадратичное отклонение

взвешенное:

2.4) Дисперсия

взвешенная:

2.5) Коэффициент вариации

 

- вариация средняя, совокупность относительно однородная

3. Определим показатели формы распределения:

3.1) Коэффициент асимметрии

асимметрия значительная, правосторонняя

1)  Определим децильный коэффициент дифференциации

Для определения децильной величины дифференциации доходов населения Камчатского края необходимо рассчитать верхний и нижний децили.

4.1) Нижний дециль

Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имели заработную плату менее 7353,8 рублей.

4.2) Верхний дециль

Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имели заработную плату более 31805,1 рублей.

4.3) Децильный коэффициент дифференциации

В 2009 году минимальный месячный среднедушевой доход 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения в 4,3 раза.

 


3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Программа комплексного социально-экономического развития Камчатского края на период 2010-2015 гг. и в перспективе до 2025 года.

Основная цель программы:

Социально-экономическое развитие Камчатского края направленное на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства.

Цели социально – экономической программы:

- повышение материального уровня жизни населения;

- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

Программа социально-экономического развития заключаются в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Определены следующие цели социально-экономического развития Камчатского края:

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3. Повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной поддержки населения.

4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.

Главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;

- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;

- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Достижение повышения благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования).

Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.

Предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться, и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям.

Программы помощи бедным должна носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Важно обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах.

3. Целью социального обслуживания и оказания мер социальной поддержки населению является снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможная степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг, создание благоприятных условий для полноценной жизни, восстановления личностного и социального статуса, оказание социальной, бытовой, медицинской, консультативной помощи, улучшение положения пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация поставленной цели проходит в соответствии со следующими основными принципами социальной поддержки:

-  адресность – предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам и семьям, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;

-  дифференцированность – предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от условий проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов;

-  гарантированность – предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам и семьям с детьми, имеющим на нее право;

-  комплексность – предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде услуг);

-  принцип социального реагирования – предполагает корректировку мероприятий, размера и вида помощи и категорий населения при изменении социально-экономической ситуации.

Поставленная цель достигается за счет предоставления пожилым гражданам, инвалидам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, мер муниципальной социальной поддержки и социальных услуг.

Для достижения поставленной цели могут быть сформулированы следующие задачи:

-  обеспечение доступности услуг в сфере социального обслуживания населения;

-  активизация комплексного подхода и укрепление гарантий получения социальной, медико-социальной, социально-бытовой, психологической, юридической, экономической помощи населению;

-  переход от заявительного принципа социального обслуживания к принципу активного выявления граждан, нуждающихся в социальных услугах;

-  повышение качества социальных услуг;

-  внедрение новых эффективных социальных технологий;

-  повышение профессионального уровня социальных работников;

-  укрепление материально - технической базы учреждения социального обслуживания;

-  создание условий для развития социальной ответственности у родственников и лиц, осуществляющих уход за престарелыми и инвалидами.

Для осуществления поставленных задач необходимо выполнение следующих мероприятий:

-  применение сетевых технологий обеспечения отдельными услугами;

-  развитие первичного звена инфраструктуры предоставления социальных услуг – социальных служб;

-  создание групп взаимопомощи граждан пожилого возраста и инвалидов;

-  посещение пожилых людей на дому психологом;

-  выявление индивидуальных потребностей потребителей в социальных услугах;

-  развитие социального патронажа как эффективного метода своевременного выявления граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставления им адекватных социальных услуг, предотвращения потенциально опасных ситуаций вследствие необеспеченности необходимыми услугами;

-  открытие отделения разноуровневого социального обслуживания на дому без дополнительного финансирования путем внутренней перестановки кадров в отделении;

-  установление дополнительной адресной помощи малообеспеченным семьям в виде денежных выплат, натурального обеспечения, предоставления социальных услуг;

-  проведение мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей и семей в целом;

-  укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач социальной поддержки населения городского округа.

Ожидаемые результаты от предоставления мер социальной поддержки и оказания социальх услуг:

·  стабилизация социальной обстановки в городском округе, снижение социальной напряженности;

·  обеспечение дополнительной экономической помощью лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семей с несовершеннолетними детьми;

·  повышение качества и уровня жизни пожилых граждан, инвалидов и семей с несовершеннолетними детьми;

·  привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегическим направлением развития социальных услуг должно стать предупреждение с помощью социальных услуг различных социальных рисков, использование социальных услуг в качестве одного из факторов системы социальной безопасности уязвимых групп населения. Оказание социальных услуг должно гарантировать каждому социальную поддержку в кризисных ситуациях (разовые социальные услуги срочного характера), эффективную социальную помощь (регулярные социальные услуги в определенные периоды жизненного цикла), надежную социальную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).

Обеспечение населения доступными гарантированными социальными услугами – это путь к продлению независимой жизни, сохранению и эффективному использованию человеческих ресурсов.

4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Программой социально-экономического развития предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:

- создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;

- развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;

- повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.

- обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;

- модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;

- создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.

Программа социально-экономического развития заключаются в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение тенденций и закономерностей доходов и расходов населения составляет одну из актуальных задач статистики. Анализ структуры денежных доходов населения края подтвердил общероссийскую тенденцию – основной доход население края получает за счет заработной платы, ее значение составляло в 2000 году более 59% в общей структуре доходов населения, однако в 2009 году ее значение упало до 54% . Так же наблюдалось значительное снижение в 2009 году части доходов от предпринимательской деятельности, по сравнению с 2000 годом это значение опустилось более чем на 11% и составило менее 6% от общей структуры. Следует отметить рост социальных выплат практически на 5%, а прочие доходы повысились на 11%, и составили в 2009 году 14% и 24% соответственно.

Проанализировав величину дохода населения Камчатского края и сравнив ее с общероссийским уровнем дохода, можно прийти к выводу, что доход населения Камчатского края в среднем на 30 процентов больше, чем доход населения по всей стране. Максимальная разница была в 2009 году и составила более 34 процентов.

Изучив величины начисленных заработных плат населения Камчатского края с и сравнив их с общероссийскими показателями, можно прийти к выводу, что начисления заработной платы в Камчатском крае в среднем больше на 70 процентов, чем начисления заработной платы по всей стране. Максимальная разница была зафиксирована в 2005 году, она составила 81%, минимальная разница наблюдалась в 2008 году – 57,5%.

При анализе структуры и состава расходов населения края выявилась определенная закономерность, на первом месте стояли затраты населения на покупку товаров и оплату услуг, на втором месте прирост финансовых активов, на третьем месте расходы на обязательные платежи и разнообразные взносы, на четвертом месте расходы на приобретение недвижимости. Следует заметить, что за период с 2000 по 2009 год затраты населения на покупку товаров и оплату услуг уменьшились практически на 14 процентов, прирост финансовых активов увеличился почти на 8 процентов, так же увеличились затраты на обязательные платежи и разнообразные взносы на 5 процентов. Расходы на приобретение недвижимости увеличились всего на 0,8 процентов.

При оценке динамики покупательной способности населения на примере хлебобулочных изделий выявилась положительная тенденция роста. За последние 5 лет покупательная способность населения на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки в среднем увеличивалась на 32,275 кг. или на 9,6 процентов. В среднем покупательная способность составила 325,88 кг. Следует заметить, что за 2008 и 2009 года произошло резкое увеличение покупательской способности на 49 и на 88 кг. соответственно.

Проанализировав статистическое распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, выяснилось что половина жителей края имеет месячный среднедушевой доход больше 21493,1 руб.

В результате расчета децильного коэффициента дифференциации среднедушевых денежных доходов населения стало известно, что в 2009 году минимальный месячный среднедушевой доход 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения в 4,3 раза.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балдин К.А. Общая теория статистики. 2- е издание дополненное и переработнное. М.: Дашков и Ко, 2010 -361 с.

2. Герасимова И.А. Межрегиональная дифференциация среднедушевого денежного дохода населения России (1995-2006 гг.). // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 832-844

3. Елисеева И.И. М.М. Юзбашев Общая теория статистики под редакцией Елисеевой И.И. – М.: Финансы и статистика, учебник 5-е издание переработанное и дополненное, 2007. – 656 с.

4. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

5. Камчатский статистический ежегодник за 2010 год./ Камчатстат, 2010.

6. Литвинов В.А. О дифференциации населения по доходам и уровню жизни. // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 5. С. 70-76.

7. Минашкин В.Г. Козарезова О.Л. Основы теории статистики. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 144 с.

8. Озерова К.А. Уровень и дифференциация доходов населения в субъектах Российской Федерации. // Экономика образования. 2008. № 3. С. 137-148.

9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. – 502 c.

10. Статистика. 3- е издание дополненное и переработанное под редакцией Харченко Л.П. Ионина В.Г. М.: Инфра-М, 2010. – 445 с.

11. Суворов А.В. Проблемы анализа дифференциации доходов и построение дифференцированного баланса денежных доходов и расходов населения. // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1. С. 58-74.

12. Электронный ресурс: http://www.kamstat.ru/digital/region12/default.aspx - Официальный сайт территориального органа федеральной службы статистики по Камчатскому краю.

13. Электронный ресурс: http://www.kamchatka.gov.ru/ - Официальный сайт правительства Камчатского края.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.