рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Роль и место специальных налоговых режимов в России

В соответствии со статьей 346.36 НК РФ налогоплательщиком при реализации соглашения о разделе продукции является либо сам инвестор, либо оператор.

Организация, являющаяся инвестором по соглашению, имеет право поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима оператору с его согласия. В этом случае оператор, выступая в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, будет исполнять обязанности налогоплательщика.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений

Порядок начисления, перечисления и учета налога на добычу полезных ископаемых определен главой 26 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, в соответствии со статьей 334 НК РФ являются организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с НК РФ налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых согласно статье 336 НК РФ признаются:

полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база, в соответствии со статьей 338 НК РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, налоговая база которых определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Косвенный метод применяется в случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно. Применяемый метод подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то учитываются его фактические потери.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов, установленных статьей 340 НК РФ:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации, без учета государственных субвенций. При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субвенций из бюджета), определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со статьей 271 НК РФ или статьей 273 НК РФ.

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 40 НК РФ, без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. В случае если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со статьей 271 НК РФ или статьей 273 НК РФ.

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого, налогоплательщик применяет расчетный способ оценки. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от его реализации к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Налоговые ставки определены статьей 342 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, что установлено статьей 344 НК РФ.

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает, в соответствии со статьей 345 НК РФ, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация согласно статье 345 НК РФ представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Введение в действие Федерального закона от 6 июня 2003 года №65-ФЗ "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" отменило статью 346 НК РФ, и теперь инвесторы соглашений о разделе продукции, являющиеся плательщиками данного налога, рассчитывают и уплачивают налог, руководствуясь 26 главой НК РФ.

По поводу применения налоговой ставки для исчисления налога на прибыль, необходимо отметить следующее: налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Иначе говоря, для новых соглашений о разделе продукции будет применяться налоговая ставка, размер которой определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. На сегодняшний день размер такой ставки составляет 20%.

Согласно стабилизационным нормам указанные ставки должны применяться в течение всего срока действия соглашения.

Законодательно установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль, используя для этих целей данные налогового учета, который должен организовать налогоплательщик в соответствии с требованиями НК РФ.

Налоговый и отчетный период по налогу на прибыль, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СРП, признается в соответствии со статьей 285 НК РФ:

1) Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2) Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года".

Порядок исчисления налога (авансовых платежей) и сроки уплаты определяется в соответствии с главой 25 НК РФ.

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определяются статьей 288 НК РФ.

При этом уплата сумм налога (авансовых платежей), которые подлежат зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, производится налогоплательщиком по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование по соглашению.

Согласно статье 289 НК РФ по истечении каждого отчетного и налогового периода, организация - плательщик налога на прибыль должна представлять в налоговый орган декларацию за этот период. Причем независимо от наличия обязанности по уплате налога или авансовых платежей по нему, а также от особенностей исчисления и уплаты налога.

Декларацию нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации). Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны подавать декларации еще и по месту нахождения каждого из таких подразделений.

Форма декларации по налогу на прибыль организаций, по которой предстоит отчитываться, начиная с 2006 года, утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 7 февраля 2006 года №24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения".

Декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все суммы нужно указывать в полных рублях. При отсутствии каких-либо показателей в соответствующей строке ставится прочерк.


3. Пример расчета налогов при использовании специальных налоговых режимов 3.1 Расчет налога для юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего упрощенную систему налогообложения

Расчет налогов для юридического лица (ООО, ЗАО, др.), применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (ставка налога - 6%) или "доходы-расходы" (ставка налога - 15%)

Таблица 3.1

Расчет налога при упрощенной системе налогообложения

Объект налогообложения Доходы за год, тыс. руб. Расходы за год, руб. Налог к уплате, тыс. руб.
ФОТ, тыс. руб. НДФЛ, 13% ФСС, 0,2% ПФР, 14% Прочие расходы
Доходы (6%) 10000,00 3600,00 466,440 7, 200 504,000 600,000 600,000
Доходы - расходы (15%) 10000,00 3600,00 466,440 7, 200 504,000 600,000 793,320

Налоговая база по единому налогу рассчитывается как разность между доходами и расходами, к которым относятся начисленная заработная плата (годовой фонд оплаты труда), страховые взносы во внебюджетные фонды и стоимость материалов. НДФЛ вычитается из заработной платы работника (соответственно, входит в состав начисленной заработной платы), а не уплачивается за счет средств предприятия, поэтому при расчете налоговой базы по единому "упрощенному" налогу сумма НДФЛ не учитывается.


3.2 Расчет налога при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

ИП осуществляет розничную торговлю в магазине, вычислительной техникой, теле-радио-товарами и средствами связи. Торговый зал площадью 50кв. м.

Таблица 3.2

Расчет налогов для индивидуального предпринимателя, применяющего ЕНВД

Базовая доходность

К1

К2

Физический показатель Налоговая ставка ФОТ ФСС 0,2% ПФР, 14% Налог к уплате
1800 1,295 0,8 50 15% 600000,00 1200,00 84000,00 20979,00

Вмененный доход за квартал равен: (1800 х 50 х 1,295 х 0,8) х 3 месяца = 279720,00 рублей.

Сумма ЕНВД (промежуточный результат): 279720,00 х 0,15 = 41958 рублей.

Страховые взносы:

в Пенсионный фонд РФ: 600000,00 х 0,14 = 84000,00 рублей;

в ФСС "от несчастных случаев": 600000,00 х 0,002 = 1200 рублей.

Общая сумма страховых взносов: 84000,00 + 1200,00 = 85200,00 рублей.

Поскольку сумма страховых взносов (85200,00 рублей) превышает 50% от рассчитанной выше суммы ЕНВД, предприятие может уменьшить сумму данного налога только на 50%.

Таким образом, сумма ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет за прошедший квартал, составляет 41958,00 х 0,5 = 20979,00 рублей.

Физические показатели и базовая доходность по различным видам предпринимательской деятельности, применяемые при расчете ЕНВД

3.3 Расчет налога при применении системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога

Сельскохозяйственная организация ООО "А" по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1000,000 тыс. рублей, расходы организации составили 800,000 тыс. рублей.

Таблица 3.3

Расчет налога для ООО "А", применяющей ЕСХН

Доход, тыс. руб. Расход, тыс. руб. Ставка налога Налоговая база Налог к уплате, тыс. руб.
1000,000 800,000 6% 200,000 12,000

Заключение

Вопрос о налогообложении малого бизнеса, приобретший важное значение в переходной экономике России, остается не менее актуальным и сейчас. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.4 НК РФ установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводимая в действие законами субъектов РФ, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, предусматривающие, что переход на уплату этих налогов заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой одного налога.

Каждый из специальных налоговых режимов имеет свои достоинства и недостатки.

Почти все режимы можно применять добровольно, с учетом условий их применения, кроме ЕНВД. Их применяют как организации, так индивидуальные предприниматели.

Разнятся налоговые ставки: при ЕСХН - 6%, при УСН - 6% и 15%, при ЕНВД - 15% величины вмененного дохода, исходя из базовой доходности, физического показателя и двух корректирующих коэффициентов, при выполнении соглашений о разделе продукции - 20%. При этом различается объект налогообложения и налоговая база. По-разному уменьшается налоговая база, исходя из расходов.

На каждый из режимов есть свои ограничения перехода организаций и индивидуальных предпринимателей.

При переходе на иной режим налогообложения невозможно, передумав, сразу вернуться обратно, должен пройти год.

При определенных моментах налогоплательщики могут лишиться права на применение какого-либо специального налогового режима. Существуют ограничения в каждом режиме, установленные НК РФ.

В первую очередь знать условия и правила перехода на какой-либо специальный режим надо самим организациям и индивидуальным предпринимателям, для того, чтобы уменьшить свои расходы в отношении уплаты налогов, увеличения соответственно своих доходов.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране.


Список использованной литературы

1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Проспект, 2010. - 735 с.

2.  О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ

3.  Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к главе 26.2 части 2 НК РФ (постатейный).3-е издание, перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009, 367 с.

4.  Выскваркина М.В. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник. - М.: "Аргумент", 2006.

5.  Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. - СПб.: "Питер", 2009. - С.181.

6.  Карпов В.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД для организаций и предпринимателей: Практическое пособие. - М.: Экономика и финансы, 2010, 135 с.

7.  Кривошеев И.А. Налоги и налогообложение М: ННГАСУ, 2010, 67 с.

8.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд.3-е доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. - 448 с.

9.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.270 с.

10.  Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: "Юрайт-Издат", 2009. - 684 с.

11.  Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение.3-е издание, переработанное. - М.: Кнорус, 2009, 318 с.

12.  Толмачев И.М. Специальные налоговые режимы. ЕСХН, УСН, ЕНВД. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010, 488 с.

13.  Электронно-правовая система "Консультант Плюс"

14.  http://www.audit-it.ru

15.  http://www.nalog.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.