Курсовая работа: Процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ В РФ
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее
определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность
органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их
исполнением».[8]
Задачами бюджетного процесса являются:
− максимальное выявление всех
материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса
на пути к развитому рыночному хозяйству;
− определение доходов бюджета по
отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с
прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
− установление расходов бюджета по
целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности
бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения,
предусмотренных бюджетом;
− согласование бюджета с общей
программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных
тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
− сокращение и ликвидация бюджетного
дефицита за счет экономически оправданных источников;
− осуществление бюджетного
регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем
перераспределения источников доходов государства между ними, а также между
сферами хозяйства, экономическими регионами;
− повышение роли перспективного
бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и
сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
− усиление контроля за финансовой
деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими
налоговых обязательств;
− автоматизация процесса составления
и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким
использованием электронно-вычислительной техники.
Налоги − важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности
налоговой системы − непременное условие сбалансированности государственной
казны.
Поддержание баланса доходов и расходов
государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в
ее рамках − с рациональным соотношением между функциями налогов.
Рассмотрим, что представляет собой
структура доходной и расходной статей федерального бюджета в России. В связи с
постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2004 г. ежегодно
предусматривается растущий профицит (табл. 1).[9]
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит)
федерального бюджета (в % к ВВП)
Год
Доходы
Расходы
Дефицит (-)
Профицит (+)
1996
15,8
18,9
-3,1
1997
14,9
20,6
-5,5
1998
13,4
23,4
-10,0
1999
15,1
17,9
-2,8
2000
14,9
18,6
-3,7
2001
13,9
17,6
-3,7
2002
11,9
17,2
-5,3
2003
12,9
14,0
-1,1
2004
16,0
14,6
1,4
2005
17,6
14,7
2,9
2006
19,4
17,8
1,6
2007
18,5
18,0
0,5
2008
17,9
17,4
0,5
2009
17,8
16,3
1,5
Из таблицы 1 видно, что в последнее время
поступление налогов существенно улучшилось. Прежде нередко ситуация
складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального
бюджета в 1998 г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуре
бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета,
который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированности
консолидированного и федерального бюджета представлены в табл. 2 и 3.[10]